Медицинская иммунология 2021, Т. 23, № 4, стр. 991-991 © 2021, СПб РО РААКИ
Тезисы Theses
Medical Immunology (Russia)/ Meditsinskaya Immunologiya 2021, Vol. 23, M 4, pp. 991-991 © 2021, SPb RAACI
РОЛЬ МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ПОРЫ В НЕТОЗЕ НЕЙТРОФИЛОВ ЧЕЛОВЕКА
Воробьева Н.В.1, Черняк Б.В.2, Пинегин Б.В.3
1 Кафедра иммунологии, Биологический факультет
2 Научно-исследовательский институт физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
3 ФГБУ«Государственноый научный центр "Институт иммунологии"» ФМБА России, Москва, Россия
Нейтрофилы образуют нейтрофильные внеклеточные ловушки (НЕТ) как средство борьбы с патогенами в очаге воспаления. Однако избыточное образование НЕТ является причиной развития многих аутоиммунных и воспалительных заболеваний. Индукция НЕТ специфическими рецепторами ведет к повышению концентрации [Са2+]ь В связи с этим применение кальциевого ионофора А23187 можно рассматривать как модель образования НЕТ Известно, что индукция НЕТ различными стимулами зависит от образования активных форм кислорода (АФК) NADPH-оксидазой. Однако образование НЕТ, индуцированное кальциевыми ионофорами, происходит с участием митохондриальных АФК (мтАФК) или без АФК вообще.
В работе был применен широкий ингибиторный анализ. Оценка окислительного взрыва проводилась с помощью регистрации люминолзависимой хемилюминесценции, а образование НЕТ оценивалось методом флуоресцентной микроскопии.
С использованием митохондриально-направленного антиоксиданта SkQ1 было показано, что мтАФК участвуют в образовании НЕТ и окислительном взрыве, индуцированных А23187, но не активатором протеинкиназы С ФМА. Используя специфические ингибиторы, мы показали, что АФК, образованные NADPH-оксидазой, также участвуют в А23187-индуцированном НЕТозе. Таким образом, нами было впервые показано, что повышение Са2+ индуцирует взаимодействие двух источников образования АФК, NADPH-оксидазы и митохондрий. Один из механизмов образования мтАФК, опосредованного повышением [Са2+^, может быть связан с открытием митохондриальной поры, mPTP.
Применив специфические ингибиторы поры, мы впервые показали, что mPTP участвует в передаче сигнала от митохондрий к NADPH-оксидазе, в образовании мтАФК, НЕТозе и окислительном взрыве, индуцированных А23187.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНТЕРФЕРОНА-ГАММА КАК КРИТЕРИЯ ТЯЖЕСТИ ГЕРПЕСВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ 6-ГО ТИПА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
ФГБОУВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия
Внутриутробная герпесвирусная инфекция является одной из важнейших медико-социальных проблем неонатологии. Один из важнейших механизмов, посредством которого иммунокомпе-тентные клетки участвуют в защите от инфекции, вызванной вирусом герпеса, связан с продукцией интерферона-g (IFNg).
Цель. Изучение содержания IFNg при тяжелой форме инфекции, вызванной вирусом герпеса 6-го типа (HHV-6), у новорожденных и в динамике заболевания как критерия тяжести заболевания.
Материалы и методы. Обследовано 58 новорожденных с инфекцией, вызванной HHV-6. Контрольную группу составили 31 здоровый новорожденный. Уровень IFNg в сыворотке крови определялся с помощью набора реагентов для твердофазного иммуноферментного анализа ProCon If gamma (ООО «Протеиновый контур», Санкт-Петербург, Россия), на 1-м месяце жизни и в возрасте 3 месяцев.
Результаты. У детей с тяжелой формой HHV-6 на 1-м месяце жизни отмечалось статистически значимое снижение уровня IFNg в сыворотке крови (0,8 (0,6-0,9) пг/мл) по сравнению с группой контроля (1,04 (0,95-1,5) пг/мл) (p < 0,00002). В динамике заболевания возрасте 3 месяцев отмечалось статистически значимое (p < 0,05) повышение исследуемого параметра по сравнению с 1-м месяцем жизни, однако по-прежнему отсутствовали статистически значимые различия с контрольной группой (0,9 (0,6-1,4) и 2,2 (1,6-2,8) пг/мл соответственно).
Заключение. Снижение продукции IFNg, при тяжелой форме HHV-6 у новорожденных, сохраняющееся до 3 месяцев, свидетельствует о дефиците IFNg и может рассматриваться как показание для длительной интерферон-заместительной терапии.
Кравченко Л.В., Левкович М.А., Пятикова М.В.