УДК 339.9
Рубинская Э.Д., к. э.н.,доц.
Роль мирового рынка высококвалифицированных специалистов в постиндустриальной экономике
В статье раскрываются особенности, тенденции и механизм регулирования рынка высококвалифицированных специалистов, в условиях постиндустриализации мировой экономики в целом, а также модернизации экономики России в частности.
Ключевые слова и словосочетания: международная миграция рабочей силы и ее формы, мировой рынок квалифицированных специалистов, новая концепция международной миграции, конкурентоспособность, механизм регулирования внешней миграции.
Международная миграция рабочей силы, как один из факторов развития мировой экономики существует на протяжении нескольких столетий, выполняя на различных этапах истории конкретных государств определенные функции. Постиндустриальная экономика не может существовать без обмена рабочей силой. Специфика современного развития мировой экономики состоит в том, что ни одна страна, даже самая развитая, не в состоянии обеспечить опережающее развитие науки и техники только национальными кадрами. Необходимо взаимное проникновение научных школ, идей, изобретений. В США, например, более 40% изобретений регистрируют эмигранты.
Протекающие в России процессы миграции высококвалифицированной рабочей силы рассматриваются в статье в системе мирохозяйственных связей, учитывая, что наша страна стала органической частью мировой экономики, а ее высококвалифицированные специалисты являются конкурентоспособными на мировом рынке труда.
Принципиально важным фактором конкурентоспособности в современном мире и главным условием развития экономики, основанной на знаниях, является человеческий капитал высокого качества. Самая совершенная техника и технология без кадров, способных к инновационным решениям, не даст результатов. Третичный сектор посредством новых научных знаний и их применения, совершенствования человеческого потенциала, создания условия для повышения качества жизни населения способствует прогрессивному развитию общества. Необходимым условием перехода производства в третичный сектор экономики является достаточное предложение квалифицированной рабочей силы. Несмотря на реальные возможности ресурсного потенциала России, современное положение ее третичного сектора не отвечает требованиям модернизации национальной экономической системы.
Изучение опыта государств, модернизировавших свою экономику, показывает, что механизм регулирования миграции рабочей силы нацелен на привлечение и использование, прежде всего, квалифицированной рабочей силы, специалистов и ученых из-за рубежа с учетом конкретных потребностей национального рынка труда.
Высококвалифицированные специалисты - это профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, то есть наличие соответствующего образования и практического опыта работы, а также научные работники высшей квалификации; относящимся к этой группе мигрантов отдается предпочтение практически во всех принимающих странах.
Итак, на постиндустриальной стадии развития особая роль принадлежит «умам». В условиях глобализации ученые и специалисты, по сути, не знают границ. Они покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. Таким образом, ученые и специалисты формируют социальные сети по всему миру. Это миграционные сети нового качества, основанные на образовательных и профессиональных составляющих, в то время как национальная принадлежность размывается.
Миграция высококвалифицированных специалистов осуществляется в следующих формах [1]:
- обмен мозгов (brain change) - подразумевает двусторонний обмен специалистами между странами. В случае, когда одно из направлений становится преобладающим говорят либо об «утечке умов», либо об их притоке;
- утрата мозгов (brain waste) - подразумевает миграцию специалистов в новых формах занятости, которые не требуют применения способностей и опыта, используемого на предыдущем месте работы;
- циркуляция мозгов (brain circulation) - подразумевает циклические перемещения: заграницу для обучения и работы, а затем с учетом полученных новых профессиональных знаний и опыта обратно на родину;
- утечка мозгов (brain drain). Считается, что отток высококвалифицированных кадров подрывает способность страны к социальноэкономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни населения;
- приток мозгов (brain gain);
- обратная утечка мозгов (reverse brain drain), т.е. отток специалистов, прибывших в страну.
«Погоня за умами» является одним из определяющих факторов экономического процветания государств в условиях международной конкуренции. Лидерство в этой «погоне» принадлежит США и западноевропейским странам, так 62 % из самых именитых ученых живут в США, в первую очередь, из-за усилия американских исследовательских университетов, чтобы привлечь их.
Таким образом, от того, насколько привлекательной окажется та или иная страна для интеллектуальных кадров, во многом зависит ее будущее место в мировой экономике. Страна, теряющая свой интеллектуальный потенциал вследствие «утечки умов» и не восполняющая его за счет притока умов отстает в социально-экономическом развитии.
На данном этапе развития мировой экономики формируется глобальный рынок квалифицированной рабочей силы. Вообще к образованию мирового рынка труда приводят количественное и качественное несовпадение спроса и предложения рабочей силы. Однако, когда мы имеем ввиду высококвалифицированных специалистов, данное правило зачастую не работает. Вряд ли можно провести четкую черту между национальным и мировым рынком высококвалифицированных специалистов, поскольку одной из основных особенностей данной категории мигрантов является ее конкурентоспособность именно в глобальном масштабе. Поэтому здесь целесообразно говорить о глобальном рынке высококвалифицированных специалистов, активными участниками которого выступают ТНК, а регуляторами - международные соглашения (например, ГАТС), международные организации (МОМ, МОТ), региональные объединения государств и национальные государства. Кроме того, в экономической литературе к участникам глобального рынка квалифицированного труда относят также социальные сети мигрантов, соединяющие страны происхождения и страны приема. Формирование межгосударственных социальных общностей придает современной миграции новый специфический признак. Она утрачивает характер одностороннего движения и все более приобретает черты транснационального процесса, получившего название трансмиграции.
Обычно международная миграция рабочей силы осуществляется из менее развитых стран в страны, с более высоким уровнем развития. Однако, когда речь идет о высококвалифицированных специалистах это правило не всегда работает. Для данной категории работников не существует границ, их потоки имеют совершенно различные направления. Так, помимо устойчивого потока интеллектуальной миграции из развивающихся государств в развитые, существует значительная по объему миграция специалистов между развитыми странами, а также поток мигрантов-профессионалов из развитых стран в развивающиеся. В большинстве случаев такое направление обусловлено деятельностью транснациональных корпораций, которые в условиях современной мировой экономики являются одними из основных действующих лиц глобализации, а также выступают главными субъектами мирового рынка высококвалифицированных специалистов.
По информации, содержащейся в ежегодных докладах UNCTAD, на долю транснациональных корпораций с середины 90-х годов прошлого века приходилось более 70 млн. работающих по найму во всем мире, что составляет около 5% от числа трудоспособного населения планеты. Среди западных исследователей существует мнение, что в странах с развивающейся экономи-
кой на каждого сотрудника ТНК создается два рабочих места в других сопутствующих отраслях экономики.
Расширение деятельности ТНК в мире, создание их филиалов и отделений, распределение производства и сбыта приводят к формированию в этих корпорациях «внутренних рынков труда», которые не знают государственных границ. Именно внутри ТНК можно говорить о циркуляции специалистов.
К основным группам трудовых мигрантов, которые подбираются в разных странах и направляются на работу в филиалы, отделения и другие структуры ТНК, относятся специалисты, связанные с современной техникой и информационной технологией, управляющие и специалисты по рыночной экономике.
Перемещение деятельности корпораций в ту или иную страну сопровождается перемещением туда персонала: высших менеджеров, специалистов, финансовых директоров. Как правило, возможности для характерного роста в периферийных отделениях корпораций выше, чем в штаб-квартире или головной компании. Поэтому многие молодые сотрудники американских и западноевропейских компаний предпочитают начать карьеру в отделениях, расположенных в Китае, России, Малайзии и т. д.
Наличие опыта работы в ТНК, участие в осуществляемых ими программах профессиональной подготовки персонала, в совместных международных программах значительно повышает уровень конкурентоспособности сотрудников этих компаний на международном рынке труда.
Поскольку в России недостаточно кадров необходимой компетентности и профессионализма, ТНК приглашают высококвалифицированных специалистов. В Россию, по некоторым данным, иностранных специалистов чаще всего приглашают в администрирование - 22%, маркетинг и продажи -по 19%, в консалтинговую сферу - 13%, в сферу информационных технологий - 6%, в кредитно-финансовую сферу - 3%.
По мере расширения масштабов деятельности транснациональных корпораций увеличиваются и масштабы привлечения иностранных работников высокой квалификации. ТНК в странах, где размещены их структуры, включают в производство все факторы на новой технологической основе, добиваясь наибольших результатов. Таким образом, посредством сотрудничества с ТНК, через совместные предприятия или прямой конкуренции с ними на внутреннем рынке, не только повышается качество продукции, но в страну приходят высококлассные специалисты, опыт которых передается национальным кадрам.
В настоящее время в развитых странах находится около 1,5 млн. высококвалифицированных работников, страной происхождения которых являются развивающиеся государства. Наиболее притягательными для международных мигрантов являются страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, эти страны притягивают более половины всех международных мигрантов.
В большинстве стран ОЭСР число иммигрантов с высшим образованием превышает число эмигрантов с таким же уровнем образования; особенно высока международная миграция среди высококвалифицированных рабочих Африки и Карибского региона. В докладе по итогам исследования ОЭСР отмечается, что это во многом это связано с целенаправленной политикой по привлечению в страну иностранных учащихся и созданию условий для их последующего трудоустройства (наиболее активно такую политику проводят Австралия, Канада и Франция). Так, между 2001 и 2003 г. приток иностранных студентов в Великобританию увеличился более чем на 36%, во Францию
- на 30%, в Австралию - на 13%. В США в 2004 году 62% присужденных ученых степеней в инженерных науках пришлось на иностранцев; высок их удельный вес был также в математике, компьютерных науках, физике.
По данным Всемирного Банка в первую десятку стран-членов ОЭСР, которые притягивают мигрантов входят США, Германия, Канада, Великобритания, Испания, Франция, Австралия, Италия, Япония, Швейцария. В то же время Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Испания относятся к первой десятки стран-доноров. Из всех перечисленных стран Великобритания лидирует по доле эмигрантов с уровнем образования выше среднего, которая составляет 16,7 % [2]. Исход высококвалифицированных специалистов из Великобритании гораздо выше, чем любой из других 29 членов ОЭСР. Germany has lost only 860,000 highly-skilled workers, America 410,000 and France 370,000.
В настоящее время свыше трех миллионов британцев живут за рубежом, из них более 1,1 млн. высококвалифицированных выпускников вузов.
Для сравнения Германия потеряла лишь 860 тысяч высококвалифицированных рабочих, а Америки и Франции 410 000 и 370 000 соответственно.
Наиболее популярные места назначения для высококвалифицированных мигрантов из Великобритании являются англо-говорящие страны, таких как Австралия, Америка, Канада и Новая Зеландия, а также зоны отдыха, включая Францию и Испанию. В то же^!^^ has been lucky - although it has lost substantial numbers of people, it has attracted more than a million skilled immigrants to replace them. If they stop coming then that would be a problem." Британия привлекла более миллиона квалифицированных иммигрантов из таких стран, как Индия, Польша, Пакистан, Ирландия, Германия, ЮАР, Бангладеш, США, Ямайка, Кения. Миграционные процессы привели к быстрым изменениям в британском обществе.
Очевидно, что при эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше, поскольку теряет не только все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров, но и, что самое главное, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служит залогом развития экономики в условиях НТР.
Мобильность ученых и специалистов - это нормальный и естественный процесс, который приводит к обогащению умов, улучшению их качест-
ва и повышению конкурентоспособности. Максимальную экономическую выгоду мобильность специалистов приносит тем странах, в которых она осуществляется в формах обмена и циркуляции.
Рассматривая процесс миграции высококвалифицированных специалистов в России, необходимо констатировать, что ни о каком обмене кадрами или циркуляции специалистами и учеными речь не идет. Применительно к нашей стране можно говорить, к сожалению, только об «утечке умов», от которой Россия ежегодно теряет около $50 млрд. По мнению В. Садовничего, ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, страну каждый год покидают до 15% выпускников российских вузов [3].
В 2009 году более 28% эмигрантов из Российской Федерации старше 14 лет имели высшее образование, при этом среди выбывающих в страны дальнего зарубежья доля лиц с высшим образованием составила более 38%.
Исторической предпосылкой возникновения процесса "утечки мозгов" из России стало фактическое открытие границ, связанное с распадом СССР. Количество уезжающих учёных превысило количество подготавливаемых, что означало кризис или стагнацию науки и образования. Данный кризис в отечественной науке - одно из следствий и одновременно причина интеллектуальной эмиграции из страны на протяжении последних лет. Выезд из страны руководителя научной школы или нескольких ее членов наносит невосполнимый ущерб самому существованию этой научной школы, причем нарушается как механизм проведения научных исследований, так и механизм воспроизводства элитных научных кадров. Россия в этом плане сталкивается с двумя проблемами: необходимостью повышать свою миграционную привлекательность для зарубежных специалистов и минимизировать потери от эмиграции собственных высококвалифицированных кадров.
Россия по показателю «индекс развития человеческого потенциала», разработанного ООН для оценки качества жизни в той или иной стране занимает 71 место [4]. Комплекс факторов миграции связан также с различиями в состоянии политической и правовой среды в отдельных группах стран. Их количественным выражением могут служить показатели так называемого качества государственного правления, разработанные Всемирным банком. Они подтверждают, в частности, неблагополучную политическую и правовую ситуацию в России и других странах СНГ, что не может не оказывать отрицательного влияния при выборе России как страны притяжения высококвалифицированными специалистами и учеными.
Россия серьезно пострадала от «утечки умов» в 1990-е гг., и в настоящее время отток ученых, преподавателей, студентов и аспирантов продолжается. Так, в 2002г. и 2003г. страну покинуло - 16479 (в т.ч. 83 кандидата и 22доктора наук) и 14463(в т.ч. 59 кандидатов и 14 докторов наук) лиц с высшим образованием. В 2005г. - 12215 лиц с высшим образованием (в т.ч.19 докторов и 52кандидата наук), в 2007г. - 10013(в т.ч. 9 докторов и 34 кандидата наук), в 2009г. - 8173(в т.ч. 38 докторов и 38 кандидатов наук) [5]. В на-
стоящее время, по оптимистичным оценкам, численность российской научной диаспоры за рубежом, составляет примерно 30 000 человек.
Российская система высшего образования нуждается в серьезном реформировании для того, чтобы она действительно отвечала потребностям современной экономики. А пока это происходит, потребность в высококвалифицированных кадрах может частично покрываться за счет их привлечения на мировом рынке труда.
Крайне неудовлетворительно качество подготовки студентов и будущих исследователей в сфере образования, нарушение научных коммуникаций и научно-социальных сетей в российской науке. Взаимодействие с учёными российского происхождения, длительное время живущими и работающими за рубежом, было, а сейчас становится особенно приоритетным направлением для решения проблем модернизации научно-технической сферы, кооперации и интеграции с мировой наукой. Без разработанной грамотной миграционной политики решить возникшие проблемы невозможно.
Таким образом, выезд за рубеж ученых по контракту или на постоянное жительство - такой же естественный процесс, как и миграция вообще. Эмиграция высококвалифицированных научных кадров носит объективный характер, запретами в современных условиях ничего добиться нельзя. Единственный путь - это, использовав опыт других стран, направить эмиграцию научных кадров в русло ее «циркуляции», с тем, чтобы получать отдачу в виде новых разработок, применяемых в экономике страны. Для решения такой задачи необходимо привлекать иностранных специалистов на работу в создаваемые в России технопарковые зоны и наукограды; использовать возможности русских общин за границей, придать этому процессу организованный характер, расширять стажировки ученых, использовать контрактный характер оформления обязательств после прохождения стажировки.
Сейчас во многих странах возникли социальные сети и ассоциации, которые активно создают и развивают ученые-соотечественники, живущие за рубежом. Сети строятся как по профессиональному и региональному признакам, так и в зависимости от того, где работают члены сети или ассоциации (например, есть сети, объединяющие российских ученых, работающих в зарубежных университетах). Необходимо использовать те связи, которые налаживают представителями русской диаспоры.
Основной задачей модернизации экономики России является переход к постиндустриальной стадии развития, основной чертой которого можно назвать увеличение доли третичного сектора в экономике. На второй международной научной конференции, посвященной модернизации экономики России (апрель 2001 г., Москва) отмечалось в качестве важнейшего направления модернизации российской экономики повышение роли высококвалифицированных кадров. Подготовка высококвалифицированных специалистов включает их переподготовку, переквалификацию, переобучение, а также перевоспитание людей, усвоение иного образа мышления, соответствующего
требованиям времени, новое образование, овладение современными профессиями, массовое распространение новых знаний, необходимых обществу.
Действующая система грантов на обучение за рубежом также во многом способствует «утечке умов», т.к. большая часть уехавших на обучение за рубеж студентов, как показывают имеющиеся исследования, в последующем трудоустраиваются в стране обучения или других странах, на родину не возвращаются [6].
Мобильности ученых, в том числе российских, способствуют информационные и коммуникационные технологии, облегчающие внедрение совместных программ, проведение совместных исследований, благодаря которым ученые могут реализовывать свои творческие потребности (а также материальные), не покидая свою страну насовсем [7].
По нашим расчетам, среди прибывших в Россию в 2008 году внешних иммигрантов, доля имеющих среднее общее неполное образование, начальное общее и не имеющие образования составляет около 13%, имеющих среднее общее полное образование - 28,8%, имеющих среднее профессиональное образование - 26, 2%. Законченное высшее профессиональное образование имело лишь 22,3% иммигрантов. Понятно, что такая структура рабочей силы не только не способствует ликвидацию отсталости, а, напротив, приносит огромный вред, поскольку предпринимателям дешевле использовать иммигрантов, чем повышать производительность труда за счет вложений финансовых средств в обновление устаревшего оборудования и технологий. В связи с этим, приоритетным направлением современной государственной иммиграционной политики в условиях модернизации российской экономики является привлечение высококвалифицированных специалистов, которых не хватает для эффективного развития национальной экономики.
Проблема активного привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья, одна из сложнейших, не решенная пока теми радикальными изменениями, которые были внесены в законодательство, вступившее в силу с 2007 года. Так, исключительно важное практическое значение имеет улучшение миграционного режима для высококвалифицированных иностранных работников, привлекаемых к реализации инвестиционных проектов иностранными компаниями. Длительная процедура оформления разрешения на работу, получения визы тормозит реализацию проекта. В 2010 году Министерством экономического развития и Федеральной миграционной службой были подготовлены поправки в миграционное законодательство. Указом Президента РФ от 19 мая 2010 г. был принят Федеральный Закон № 86-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный Закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации. Благодаря данному закону порядок привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа упрощен.
Одним из важнейших условий нормального существования и функционирования системы является то, как эта система восполняет естественный
и искусственный отток кадров, как она может восполнять эти интеллектуальные потери. К сожалению, в России количество уезжающих учёных превысило количество подготавливаемых, что пагубно отражается на вкладе науки и образования в развитие страны. Отток их России ученых меньше, чем миграция между ведущими странами Европы: Германией, Францией, Италией. Но в этих странах идет постоянный процесс восполнению кадров, миграция в странах Европы имеет важную особенность: ученые-эмигранты поддерживают связь со своей страной, они могут заниматься научно-исследовательской работой у себя на Родине.
Развитые и многие развивающиеся страны пришли к пониманию того, что привлечение иностранных ученых, инженеров, менеджеров, преподавателей и других специалистов означает «импорт знаний» и может быть исключительно выгодно для национальной экономики. С этой целью корректируются миграционные законодательства, создаются специальные программы для высококвалифицированных мигрантов, целенаправленно расширяется прием иностранных студентов и аспирантов, поощряется их трудоустройство после завершения учебы, создаются международные исследовательские коллективы, поощряется миграция, связанная с инвестициями в приоритетные отрасли.
Организация трудовой миграции и ее масштабы во всех странах всегда определялись конкретно-историческими условиями. На постиндустриальной стадии развитии все промышленно развитые страны на государственном уровне проводили активную миграционную политику при повышении роли ее селективной функции, сегментации трудовых иммигрантов для изменения качественного состава совокупной рабочей силы, соответствующего потребностям развития национальной экономики.
На мировом рынке высококвалифицированной рабочей силы национальные государства конкурируют друг с другом за ее привлечение, используя различные виды миграционной политики. Открывшиеся в результате глобализации невиданные ранее перспективы занятости и карьерного развития меняют миграционное поведение высококвалифицированных специалистов. Эти специалисты подвижны в международном масштабе.
Как показывает опыт ряда государств, в период острой нехватки рабочей силы (Западная Европа в 1960-е годы, арабские государства — в 1970-е гг.) максимальный эффект дает проведение открытой политики, разрешающей работодателям привлекать необходимое количество рабочей силы из-за рубежа при минимуме бюрократических процедур, в уведомительном и оперативном режиме.
В странах, желающих привлечь и удержать высококвалифицированных мигрантов, имеются четко установленные категории, которым обеспечивается допуск в страну.
Для привлечения высококвалифицированных специалистов государства применяют различные способы. Большинство стран смогли уменьшить продолжительность периода предоставления разрешения на работу. Быстрее,
чем где-либо эти вопросы рассматриваются в Великобритании и Франции, где для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. Целью проводимых в государствах преобразований является выдача 90% разрешений на работу при соблюдении требований «в течение одного дня».
Региональные организации охватывают вопросы управления международными миграционными потоками, они разработали большой комплекс мер, касающихся условий допуска и пребывания работников, являющихся и не являющихся гражданами принимающей страны, и обращения с ними. В региональных актах проявляется двойственный характер миграционной политики международных региональных объединений: либерализация миграционных потоков внутри интеграционных союзов и ужесточение миграционной политики к «третьим странам».
Основными формами участия в развитии глобального рынка квалифицированного труда, осуществляемого региональными объединениями государств, являются: заключение соглашений о свободе передвижения; проведение унификации образовательных и квалификационных стандартов, соглашения о взаимном признании дипломов, проведение краткосрочных студенческих программ.
В развитии глобального рынка квалифицированного труда большую роль играют различные программы, способствующие преодолению негативных последствий функционирования рынок квалифицированного труда и использованию преимуществ, создаваемых на нем, разрабатываемые МОМ, МОТ, МВФ, ВБ, и другими организациями.
Одной из особенностей процессов международной трудовой миграции на современном этапе является интеграция систем высшего образования и глобализация сферы образования. Глобализация сферы образования проявляется в унификации образовательных стандартов и программ, наличии соглашений между университетами, распространенности практики зарубежных стажировок, предоставлении стипендий и материальных льгот студентам при межстрановом обмене. Например, интенсивная миграция студентов внутри Европейского региона объясняется решением о сопоставимости дипломов на основе определенных критериев. Помимо этого, в ЕС действуют секторальные директивы признания дипломов, включающие подробный перечень профессий и отраслей, где дипломы признаются равноценными на всем пространстве ЕС и где требуется обязательный минимум дополнительного обучения.
Соглашение о взаимном признании дипломов заключено также между Новой Зеландией и Австралией. Миграционная политика «перелива» квалифицированного персонала на условиях облегченного режима также, как в ЕС, осуществляется в интеграционном объединении США, Канады и Мексики (НАФТА).
Взаимная защита интересов мигрантов в странах-импортерах и странах- экспортеров рабочей силы достигается в рамках Многосторонних меж-
правительственных Соглашений, в которых участвует Россия, а также двусторонних Соглашений России с другими странами.
Многостороннее межправительственное Соглашение, подписанное странами-членами СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции, вступило в силу в России в апреле 1995г. Данное соглашение имело огромное значение для миграции квалифицированных кадров, т.к. в нем зафиксировано, что каждая из сторон признает дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда и т.п. без легализации; стороны признают трудовой стаж; исключено двойное налогообложение заработанных работниками средств, трудящиеся мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим на территории страны трудоустройства законодательства.
Двусторонние Соглашения о развитии сотрудничества по регулированию основных направлений сотрудничества в области трудовой деятельности заключены между правительством Российской Федерации и правительствами Армении, Вьетнама, КНР, Молдовы, Украины и целым рядом других стран.
Таким образом, анализ государственной миграционной политики в контексте модернизации экономики, позволяет сделать вывод о ее позитивном характере, и необходимости более широкого использования апробированных за рубежом организационных форм привлечения в Россию специалистов и ученых.
Многие страны стремятся возвратить специалистов, проживающих за рубежом. Постепенно формируется система организации возврата национальных специалистов.
Так, программы содействия возвращающимся мигрантам были приняты в последние годы в Эквадоре. Для страны, в которой из 14 млн. населения от 1,5 млн. до 3 млн. человек работают за рубежом, такая политика имеет огромное значение. В стране был учрежден специальный фонд, предоставляющий «возвращенцам» первоначальный капитал для открытия своего дела, а также предлагающий консультации квалифицированных экспертов в сфере бизнеса.
Зарубежные страны все больше «исповедуют» концепцию «сотрудничество вместо миграции». Во Франции на реализацию этой концепции был направлен закон, принятый в 1998 г. (закон Шевенмана), главная идея которого - помощь другим странам в подготовке необходимых кадров специалистов, исследователей, студентов на условиях ограниченного срока пребывания во Франции с тем, чтобы затем они возвращались на родину и способствовали ее экономическому развитию и тесным связям с Францией. Фаворитами этого сотрудничества в силу исторических и других причин стали страны Магриба [8].
Россия тоже не осталась в стороне от программ, нацеленных на возвращение/вовлечение высококвалифицированных специалистов. Так, на се-
годняшний день осуществляется Федеральная Целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013г», в которой предусмотрены меры по содействию возвращению российских ученых. Данной Программой предусмотрено оснащение ведущих вузов и научных организаций современным научно-технологическим оборудованием, инвестиции в создание необходимого жилищного фонда для приглашенных ученых и преподавателей [9].
Формированию в России мирового рынка квалифицированного труда должно способствовать также квотирование привлекаемой рабочей силы, определяющее не только количество трудовых иммигрантов, допускаемых в страну, но что особенно важно для экономики - установление профессиональной, квалификационной, половозрастной структуры трудовой иммиграции, а также продолжительности пребывания трудовых иммигрантов в нашей стране.
Значение миграционной политики в связи с поставленной задачей модернизации экономики в России усиливается. Новые условия социальноэкономического развития страны, новые задачи требуют и новой миграционной политики.
Итак, как показывает изучение опыта государств, модернизировавших свою экономику, механизм регулирования миграции рабочей силы нацелен на привлечение и использование, прежде всего, квалифицированной рабочей силы, специалистов и ученых из-за рубежа с учетом конкретных потребностей национального рынка труда.
Литература
1.Соболевская А. А., Попова А. К. Постиндустриальная революция в сфере труда. М., ИМЭМО РАН, 2009.
2. Статистический справочник «Миграция и денежные переводы: цифры и факты - 2011», 2-е изд. // www.worldbank.org
3. Петраченко С. «Проблема «утечка умов» из России в контексте интеллектуальной безопасности страны» // Власть №9, 2007. С. 52-55.
4. Доклад о развитии человека 2009 «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие». Опубликовано для программы развития ООН (ПРООН). Изд-во «Весь мир» 2009
5. http://www.gks.ru
6. http://demoscope.ru/weeklv/2002/059/analit02.php
7. Российская газета" - Федеральный выпуск № 4946 (122) от 7 июля
2009 г.
8. Стрельцова Я. Франция и проблема интеграции мигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9. с. 68.
9.http://www.fcpk.ru/