Научная статья на тему 'Роль миграций в Древней истории Хакасии (эпоха энеолита средней бронзы)'

Роль миграций в Древней истории Хакасии (эпоха энеолита средней бронзы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИИ / ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ХАКАСИИ / ЕВРАЗИЯ / ЮЖНАЯ СИБИРЬ / ХАКАССКО-МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА / МОНГОЛИЯ / АЛТАЙ / СИНЬЦЗЯН / ТУВА / КИТАЙ / ШАН-ИНЬ / АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА / ОКУНЕВСКАЯ КУЛЬТУРА / АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / КАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРА / ЯМНАЯ КУЛЬТУРА / КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА / ТОХАРЫ / ТУРЫ / ЭНЕОЛИТ / БРОНЗОВЫЙ ВЕК / MIGRATIONS / ANCIENT HISTORY OF KHAKASIA / EURASIA / SOUTHERN SIBERIA / KHAKASSKO-MINUSINSKAYA HOLLOW / MONGOLIA / ALTAY / SINGZYAN / TUVA / CHINA / SHAN-IN / AFANASJEVO CULTURE / OKUNEVO CULTURE / ANDRONOVO CULTURE / KARASUKSK CULTURE / YAMNAYA CULTURE / KATAKOMBNAYA CULTURE / TOHARS / TURS / PALEOMETALL / BRONZE AGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миягашев Денис Алексеевич

Статья посвящена эпохе энеолита средней бронзы древней истории Хакасии. Степи Хакасии зажаты среди горных массивов Саяно-Алтайской горной системы, поэтому возможность проникновения инородных элементов минимальна. Обзор литературы по истории края указанного периода позволяет прийти к выводу о значительной роли миграций в историко-культурном развитии региона. Исторические процессы эпохи энеолита средней бронзы, имевшие место в Хакасии, отражают этногенетические процессы евразийской степной зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Миягашев Денис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Migrations in Ancient History of Khakasia (Eneolith Middle Bronze Age)

The article is devoted to period of eneolith middle Bronze Age epoch of ancient history of Khakasia. The Khakasia steppes are located between mountains of the Sayano-Altay Mountain system, therefore the possibility of infiltration of foreign cultural elements is minimal. Nevertheless examination of literary sources on Khakasia history shows that migration influenced on historical-cultural development of region considerably. Historical processes of that period in Khakassia are reflecting ethno-genetic processes of the Eurasian steppe zone.

Текст научной работы на тему «Роль миграций в Древней истории Хакасии (эпоха энеолита средней бронзы)»

история

ББК 63.442.14(2)

Д.А. Миягашев

Роль миграций в древней истории Хакасии (эпоха энеолита - средней бронзы)*

Ключевые слова: миграции, древняя история Хакасии, Евразия, Южная Сибирь, Хакасско-Минусинская котловина, Монголия, Алтай, Синьцзян, Тува, Китай, Шан-Инь, афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, карасукская культура, ямная культура, катакомбная культура, тохары, туры, энеолит, бронзовый век.

Key words : migrations, ancient history of Khakasia, Eurasia, Southern Siberia, Khakassko-Minusinskaya hollow, Mongolia, Altay, Singzyan, Tuva, China, Shan-In, Afa-nasjevo culture, Okunevo culture, Andronovo culture, Karasuksk culture, Yamnaya culture, Katakombnaya culture, Tohars, turs, paleometall, bronze age.

Территория Хакасии входит в Саяно-Алтайскую горную систему и характеризуется сочетанием высоких хребтов с межгорными впадинами. С юга она ограничивается Западным Саяном, за которым находится Тыва, с запада подступает восточная часть Кузнецкого нагорья (Абаканский хребет и Кузнецкий Алатау). В широтном направлении, от Енисея до Кузнецкого Алатау, Хакасию пересекает Батеневский кряж, левобережный отрог Беллыкского нагорья, относящегося к горной системе Восточного Саяна. С севера степи Хакасии переходят в тайгу Красноярского края. В этом узком пространстве среди гор и тайги расположена Минусинская котловина, разделенная второстепенными хребтами на три самостоятельные впадины: северная - Чулымо-Енисейская котловина; между отрогами Восточного Саяна и Батеневского кряжа - Сыдо-Ербинская котловина и южнее, до северного склона Западного Саяна - ЮжноМинусинская. В состав территории Хакасии все эти котловины входят частично, продолжаясь к востоку за долину Енисея и к северу. Горная система Саян на много месяцев в году осложняла проход во внутренние районы Южной Сибири от Алтая и Тывы, но открытым оставался проход из Западной Сибири через Ачинско-Мариинскую лесостепь - основной путь для торговли и миграций [1, с. 20].

Несмотря на изолированное географическое положение Хакасии, исторические процессы, имевшие место здесь, неразрывно связанны с ритмами истории степной части Евразии. С.А. Теплоухов отмечал: «В Минусинский край проникали культурные влияния южных цивилизаций, в нем нашли свое отражение восточные и западные культуры Сибири. Хорошие для жизни условия дали возможность прочно зафиксироваться многим культурным влияниям, проследить

* Работа выполнена при поддержке гранта Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова). №АМ-2-13/09

которые мы можем благодаря громадному обилию отдельных находок в виде каменных, бронзовых и железных изделий и монументальных сооружений» [2, с. 42].

Природная экологическая специфика определила доминантную роль скотоводства в хозяйстве народов зоны степей от Молдавии до Монголии. Степной образ жизни и отгонное скотоводство благоприятствовали развитию пассионарности в менталитете степных народов. На бронзовый век (^-П тысячелетие до н.э.) в истории степной зоны Евразии приходится сложение так называемых ранних комплексных обществ [3, с. 173; с. 176]. В то же время на территориях первичного освоения производящего хозяйства происходит бурный рост населения в результате увеличения прибавочного продукта за счет производящего хозяйства. Это вызвало необходимость оттока населения в поисках лучших условий [4, с. 76]. Все эти процессы не могли не отразиться на истории Хакасско-Минусинской котловины.

Итогом этих событий стало появление на территории Саяно-Алтая племен - носителей афанасьевской культуры. В то время как население соседних областей имело монголоидный или смешанный антропологический тип, афанасьевцы были европеоидами. Впервые тезис о том, что их культура чужда сибирскому неолиту, выдвинул А.П. Окладников [5, с. 13]. На сегодняшний день этот тезис полностью подтвердился.

Самые близкие аналогии культуре афанасьевцев обнаруживаются в степях по Волге и Дону - ямная культура Причерноморья. М.П. Грязнов подчеркивал: «Сходства афанасьевской и ямной культуры не доходят до тождества, но они имеют друг с другом так много общего, что их родство не вызывает сомнений. При этом общими являются не те элементы культуры, сходство которых можно было объяснить лишь принадлежностью обеих культур к одной стадии общественного развития, а те, которые указывают на единство этнического происхождения» [6, с. 52]. Эти сходства проявляются при сопоставлении погребального обряда

- одинаковая конструкция могил и поза погребенных, в том числе положение рук и ног, размещение покойника посередине ямы, общий обычай класть в могилы мало изделий производственного назначения и, видимо, много бытовых вещей, а около ям или на их покрытии

- разводить погребальный костер.

Сходства обнаруживаются в формах керамики - сосуды с яйцевидным и сферическим туловом, а также с

уплощенным дном и горшковидные, в элементах орнамента - оттиски мелкозубчатого штампа, вдавления палочки, резные линии, иногда образующие «елочку» [7, с. 22]. Антропологи подчеркивают, что сходство краниологических серий афанасьевцев и ямников доходит до идентичности [8, с. 67].

Причины миграций и этнокультурной атрибуции носителей ямно-афанасьевской культуры в литературе занимают особое место. Вл.А. Семенов связывает миграции афанасьевцев с продвижением индоевропейцев-тохаров к Тариму, увязывая эту миграцию с западным происхождением афанасьевской культуры из ямной [9, с. 19]. И.Н. Хлопин соотносит миграции ямников-афанасьевцев с движением иранского племени туров с территории Юго-Восточного Прикаспия [4, с. 78].

Сегодня появилась новая версия относительно места сложения афанасьевской культуры. Ее автор В.И. Молодин считает, что местом формирования культуры афанасьевцев была территория западной части Центральной Азии и прилегающими к ней районами Тувы - в пределах северной Монголии, Тувы и прилегающих районов Китая. Отсюда афанасьевское население мигрировало в Горный Алтай и Минусинскую котловину. Об этом свидетельствуют материалы многослойной стоянки Тоора-Даш в Саянском каньоне [10, с. 27; 11, с. 118-124].

Сейчас памятники афанасьевского типа известны далеко за пределами Саяно-Алтая - в центральных районах Монголии до озера Лобнор на юг (Синьцзян) [12, с. 81-84]. В истории Саяно-Алтая движение, начавшееся на западе, способствовало двум революционным процессам: в технике - переход от камня к металлу, в экономике - переход к производящему хозяйству.

В начале II тысячелетия культурный облик Хакасско-Минусинской котловины резко изменился, на Енисее появляется европеоидное население с монголоидными чертами - окуневцы. А дальнейшая история мигрантов-афанасьевцев вызвала горячие споры среди исследователей. В первую очередь это было связано с разными взглядами на исторический процесс в Хакасии. В 60-х гг. труды Г.А. Максименкова позволили выделить окуневский этап афанасьевской эпохи в самостоятельную археологическую культуру. Будучи сторонником концепции последовательной смены культур, разработанной С.А. Теплоуховым и М.П. Грязновым, ГА. Максименков, считал, что между культурами афанасьевцев и окуневцев нет преемственности, а смена населения произошла вытеснением афанасьевцев окуневцами [13, с. 49].

Выделению окуневской культуры в самостоятельную археологическую культуру предшествовал длительный период, когда она считалась лишь этапом афанасьевской культуры. Однако накопленный материал говорил сам за себя, и в научный оборот окуневская

культура вошла как единая культура сибирских таежных охотников. Г.А. Максименков считал, что формирование культуры окуневцев происходило в районах, расположенных севернее Хакасско-Минусинской котловины, в районе лесостепи Приенисейской и Приобской Сибири, где имеются аналогии керамике и изобразительному искусству (Базаиха, Афонтова гора, Самусь IV) [14, с. 36-37]. Миграции на юг были вызваны развитием у окуневцев скотоводства и металлургии, которые они, возможно, заимствовали у афанасьевцев. При этом Г.А. Максименков отрицал какие-либо южные или западные истоки окуневской культуры [15, с. 26].

Но в историю окуневцы все же больше вписались своим изобразительным искусством, известным с каменных плит. Именно этот факт позволил исследователям усомниться в монолитности и исконно сибирском происхождении окуневцев. Многие сюжеты окуневского искусства не соответствовали предполагаемым корням окуневцев в среде охотничьих племен (изображения быков, повозок с упряженными быками, солярные знаки и т.д.). Первым на это обратил внимание А.А. Формозов, сопоставив иконографию окуневских изваяний с изображениями из Мохенджо-Даро (божество с бычьими рогами и «третьим глазом» -лобным значком древних индусов) и отметив, что «фас-профильное» построение фигуры (Тас-Хаза) вообще было характерно для искусства Древнего Востока [16, с. 203-208]. Стоит отметить, что с этого момента мнение А.А. Формозова о возможных истоках окуневского искусства в круге высоких культур Древнего Востока поддержали и другие исследователи [17, с. 12].

Л.Р. Кызласов выделил отдельную тазминскую культуру периода позднего неолита - переходу к энеолиту, к которой отнес большинство минусинских каменных изваяний. Мировоззрение тазминцев синкретично - в основе охотничье мировосприятие, которое было усложнено идеологией пришлых скотоводов (культ коровы-матери, изображения быков и т.д.). Параллели тазминцам Л.Р. Кызласов приводил в культурах высоких цивилизаций, главным образом Передней и Южной Азии [18, с. 87-135].

Еще одним немаловажным аспектом в этой связи являются вопросы, связанные с «окружением» оку-невской культуры - каракольская культура Алтая, самуськая Приобья, кротовская лесостепей Барабы. Несмотря на то, что их сходство в основном определялось стадиальностью и близостью хозяйственных типов, В.В. Бобров считает их родственными с ярко выраженным южным компонентом, главным образом в декоративном и изобразительном творчестве. Южный компонент связан с масштабной миграцией европеоидного населения из районов Передней Азии на территорию Южной Сибири во второй половине II тысячелетия до н.э., последствием которой и явилось формирование круга культур [19, с. 55-56].

история

Миграции европеоидного населения на территорию Южной Сибири с запада через Алтай и ЮгоВосточный Казахстан выдвинул и обосновал И.П. Лазаретов с новыми находками в могильниках Уйбат III и V. По костным остаткам из этого могильника было определено, что женские черепа принадлежали монголоидным группам, а мужские - мезо-кранным европеоидам [20, с. 344]. Конструктивные особенности могил Уйбатского могильника (погребения в катакомбах и ямах с заплечиками), европеоидность мужских антропологических серий позволяют говорить, что на Уйбатском могильнике фиксируется начальная стадия смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для окуневцев. Аналогии же уводят на территории Южного Приуралья, где в это время расселялись племена катакомбной культуры. В ходе миграции протоокуневцы вступали в культурные и брачные связи с монголоидными группами. Оказавшись на Енисее, окуневцы частично утратили черты, сближавшие их ямно-катакомбным кругом [21, с. 40].

Итак, многокомпонентность окуневской культуры, выраженная в сочетании проявления охотничье-рыболовного хозяйства, интенсивного скотоводства, неолитическая каменная индустрия и сложное бронзолитейное производство, богатая космология и космогония, свойственная высоким цивилизациям, позволяет говорить о ее синкретичности. Появление этого феномена на Енисее, вероятнее всего, связано с миграциями иранских племен. Они повторили путь афанасьевцев с запада на восток, сменив первых во временном отношении.

Во второй четверти II тысячелетия до н.э. на широкой территории евразийской степи происходили сложные этнические передвижения, связанные с широким внедрением пастушеского скотоводства, металлургии бронзы и конных колесниц. В результате этих перемещений происходят ассимиляционные процессы и формируются новые культурные образования. На историческую арену выходят срубная культурная общность в европейской степи и андроновская - в азиатской, и начинается экстенсивное расширение их территории путем освоения новых земель [22, с. 227].

Столь сложные процессы отразились в истории всех племен Сибири того времени. На Енисее приход андроновцев ознаменовал новый период в истории Хакасии. Сюда они пришли в сложившемся виде с территорий Восточного Казахстана, через Приобье

и Канско-Ачинские степи, минуя Кузнецкий Алатау, заняв северные районы Хакасии. На юг андроновцы не продвинулись дальше места, где сейчас располагается Абакан [7, с. 46]. Окуневские племена были вытеснены в южные районы Хакасии и в Туву и сосуществовали с андроновцами, и затем, возможно, приняли активное участие в сложении карасукской культуры [23, с. 174; 24, с. 20]. О совместном сосуществовании андроновцев и окуневцев свидетельствует присутствие окуневских элементов в андроновской керамике - сосуды с орнаментированным налепным валиком, с четырехугольным устьем, баночные сосуды [7, с. 46].

Расселение андроновцев имело континентальный характер. Е.Е. Кузьмина выделила три направления культурных связей андроновских племен - западное Поволжье и Подонье; южное направление - Средняя Азия и восточное - Китай [22, с. 228]. Движение ан-дроновцев на восток можно разделить на северное и южное направления. Северное направление - юг Западной Сибири, северный Алтай, юг Красноярского края и Хакасско-Минусинская котловина. Южное направление - Восточный Туркестан (Синьцзян) и далее Шан-Иньский Китай [25, с. 24]. На Енисее ан-дроновская культура представлена только поздними памятниками, так называемого федоровского этапа культуры.

С андроновскими племенами в азиатской части степей Евразии связанно утверждение форм производящего хозяйства, освоение металлургии бронзы, распространение конных колесниц, расцвет геометрического стиля в изобразительном искусстве. Достижения андроновской эпохи во многом определили развитие культуры раннего железного века в азиатских степях [26, с. 5].

Таким образом, даже краткий анализ литературы по афанасьевской, окуневской и андроновской культурам показывает, что особенности вышеназванных культур не позволяют говорить о генетическом родстве между ними. Решающим фактором культурогенеза на территории Хакасии в период энеолита-средней бронзы были миграции, связанные со сложными этногенетическими процессами степной зоны Евразии. Немаловажную роль в этих процессах сыграли миграции индоевропейцев, вызванные бурным демографическим ростом. Миграции носили массовый характер по всей степной зоне Евразии.

Библиографический список

1. Вадецкая, Э.Б. Миграции в Западном Присаянье /

Э.Б. Вадецкая // Смены культур и миграции в Западной Сибири. - Томск, 1994.

2. Теплоухов, С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края / С.А. Теплоухов // Материалы по этнографии. - 1929. - Т. 4. - Вып. 2.

3. Масон, В.М. Древние общества степей Евразии и структура мировой истории / В.М. Масон // Археологические вести. - 2005. - №12.

4. Хлопин, И.Н. Афанасьевская культура (историческое содержание) / И.Н. Хлопин // Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. - СПб., 1999.

5. Окладников, А.П. Неолитические памятники как источники по этногонии Сибири и Дальнего Востока /

A.П. Окладников // Краткие сообщения института истории материальной культуры. - 1941. - Вып. 9.

6. Грязнов, М.П. Афанасьевская культура на Енисее / М.П. Грязнов. - СПб., 1999.

7. Вадецкая, Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея / Э.Б. Вадецкая. - Л., 1986.

8. Дебец, Г.Ф. Палеоантропология СССР / Г.Ф. Дебец // Труды института этнографии АН СССР. - М., 1948. - Т. 4.

9. Семенов, Вл.А. Древнеямная культура - афанасьевская культура и проблема прототахарской миграции на Восток / Вл.А. Семенов // Смены культур и миграции в Западной Сибири. - Томск, 1987.

10. Молодин, В.И. Бронзовый век Южной Сибири - современное состояние проблемы / В.И. Молодин // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. - Горно-Алтайск, 1992.

11. Молодин, В.И. Горный Алтай в эпоху бронзы /

B.И. Молодин // История Республики Алтай. Т. 1: Древность и средневековье. - Горно-Алтайск, 2002.

12. Новгородова, Э.А. Древняя Монголия / Э.А. Новго-родова. - М., 1989.

13. Максименков, Г. А. Современное состояние вопроса о периодизации эпохи бронзы Минусинской котловины / Г.А. Максименков // Первобытная археология Сибири. -Л., 1975.

14. Максименков, Г.А. Окуневская культура / Г.А. Максименков. - Новосибирск, 1975.

15. Максименков, Г.А. Могильник Черновая VIII - эталонный памятник окуневской культуры / Г.А. Максименков //

Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков. Памятники окуневской культуры. - Л., 1980.

16. Формозов, А.А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР / А.А. Формозов. - М., 1969.

17. Савинов, Д.Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте) / Д.Г. Савинов // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. - СПб., 1997.

18. Кызласов, Л.Р. Древнейшая Хакасия / Л.Р. Кызласов.

- М., 1986.

19. Бобров, В.В. К проблеме миграции европеоидного населения на территории Южной Сибири в сейминскую эпоху / В.В. Бобров // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье : тез. докл. к Всесоюзной научной конф. - Барнаул, 1994.

20. Громов, В.А. Происхождение и связи окуневского населения Минусинской котловины / В.А. Громов // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология.

- СПб., 1997.

21. Лазаретов, И.П. Окуневские могильники в долине реки Уйбат / И.Л. Лазаретов // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. - СПб., 1997.

22. Кузьмина, Е.Е. Откуда пришли индоарии? (Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев) / Е.Е. Кузьмина. - М., 1994.

23. Новгородова, Э.А. Центральная Азия и карасукская проблема / Э.А. Новгородова. - М., 1970.

24. Рыкушина, Г.Б. Палеоантропология карасукской культуры / Г.Б. Рыкушина. - М., 2007.

25. Савинов, Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез / Д.Г. Савинов.

- СПб., 2002.

26. Смирнов, К.Ф. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий / К.Ф. Смирнов, Е.Е. Кузьмина. - М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.