Научная статья на тему 'Роль миграции в развитии традиционного прикладного искусства московского региона'

Роль миграции в развитии традиционного прикладного искусства московского региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC ACTIVITY / ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / ADVANCE OF RUSSIAN CULTURE / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURE COMPETENCE / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ANALYSIS OF THE WORKS OF FICTION / ЖИВОПИСИ И ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / PAINTING AND TRADITIONAL APPLIED ART / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL SPHERE OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаповалова Ирина Александровна, Шаповалов Михаил Васильевич

В статье рассмотрены возможности продвижения русской культуры в современных геополитических условиях. Проведен аспектный анализ произведений художественной литературы и живописи, мотивирующих художественную деятельность студентов. Определены основные характеристики эффективного развития образовательной среды учреждений высшего (художественного) образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шаповалова Ирина Александровна, Шаповалов Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of migration in the development traditional applied art in the Moscow region

The article deals with the opportunity to advance of Russian culture in the modern geopolitical conditions. An analysis of the works of fiction and painting, motivating the artistic activity of students. Determine key features of effective development of the education environment of higher educational (art) institutions.

Текст научной работы на тему «Роль миграции в развитии традиционного прикладного искусства московского региона»

И.А. ШАПОВАЛОВА доктор педагогических наук, профессор Московский филиал ФГБОУ ВО "Высшая школа народных искусств" (институт)'

М.В. ШАПОВАЛОВ кандидат педагогических наук, доцент РГБУ ДПО «КЧРИПКРО» заведующий кафедрой информационных и здоровьесберегающих технологий''

Роль миграции в развитии традиционного прикладного искусства Московского региона

Масштабность взаимодействия культур Запада и Востока, Севера и Юга в условиях высокой активности внутренней и внешней миграции определяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества и человека. Изменение качества жизни населения регионов с высокой интенсивностью миграционных связей мотивирует устойчивый интерес ученых к исследованию проблем развития московского региона (Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев, А.В. Топилина, И.В. Чистюхин, Т.Н. Юдина и др.). Опираясь на результаты и выводы ученых о многоаспектном влиянии миграции на различные сферы жизнедеятельности московского региона, нами предпринята попытка проанализировать особенности влияния миграции на один из аспектов жизни московского региона, а именно: роль миграции в развитии традиционного прикладного искусства.

О народных умельцах России, о творчестве мастеров народного искусства писали Л.Н. Толстой и Н.С. Лесков, М.М. Пришвин и К.Г. Паустовский, Ю.К. Олеша, Ю.М. Нагибин, В.М. Шукшин и др. О них пишут журналисты, говорят искусствоведы, сотрудники музеев, представители академической и вузовской науки. При различии мнений все

* Шаповалова Ирина Александровна, e-mail: ia.shapovalova51@yandex.ru ** Шаповалов Михаил Васильевич, e-mail: veratrunaeva@yandex.ru

едины в одном: у народного искусства прочная корневая система родного края и не имеющая территориальных границ духовная свобода творчества. Традиционное прикладное искусство России, как удачно отметил В. Данилов, -это "целые пласты творчества народных умельцев России, художников, мастеров высокого класса, равных которым вы не найдете ни в одной стране мира", ... "они творят,

м 1

создают шедевры, которыми восхищаются во всем мире" .

Произведения традиционного декоративно-прикладного искусства московского региона, без преувеличения, мигрируют во все города и веси России, всего мира. И это не просто доходная часть бизнеса в сфере туризма Москвы и Московской области. Это, прежде всего, желание гостя взять на добрую память творение художника, живописно олицетворившего красоту столицы и Подмосковья. Но пусть это будет не "матрешка" или "гжель" производства ближнего или дальнего зарубежья. Пусть это будет русская игрушка из Сергиева Посада, фигурки сказочных персонажей из Богородского, лаковые миниатюры Федоскино, панно или шкатулки, ларцы московского письма, крепдешиновые, шифоновые палантины, шали (горячий батик) "Русские сказки", "Медное царство", ювелирные украшения "Придонье", "Жар-птица". Сегодня путешественникам, туристам, гостям Москвы и Подмосоквья такие произведения высокого русского искусства предлагают выпускники и студенты ФГБУ ВО "Высшая школа народных искусств (институт)", филиалы которого находятся в московском регионе (Москва, Сергиев Посад, Федоскино, Богородское), а также в Рязани, во Владимирской области (Мстера), Ивановской (Холуй), в Омске.

Уникальное учреждение высшего образования ВШНИ (институт) - одно из немногих вузов, осуществляющих подготовку специалистов по профилю "декоративно-прикладное искусство" и единственное в России (и в мире) - по профилю "народные промыслы". По сути своей Высшая школа народных искусств соответствует возможностям эффективно реагировать на вызовы объективных реалий высокой миграционной активности:

1 Максимович В.Ф. Диалог с будущим: сборник статей / Отв.ред. Шаповалова И.А.. М., 2016, с. 35.

- систематизируя плановые встречи взаимодействующих ученых, педагогов, студентов, аспирантов, мастеров в Санкт-Петербурге и в филиалах - Москва, Федоскино, Богородское, Сергиев Посад, Рязань, Мстера, Холуй, Омск;

- оптимизируя академическую мобильность студентов и аспирантов, участвующих в российских и международных выставках;

- усиливая контроль за качеством реализации концепции непрерывного открытого образования, многоуров-него высшего образования в контексте Болонской декларации;

- обеспечивая психолого-педагогическую, социальную, финансово-экономическую поддержку студентов, находящихся в условиях маятниковой миграции;

- осуществляя финансирование (в установленном порядке) научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, творческой деятельности субъектов образовательного процесса вуза, выезжающих в различные регионы России, ближнего или дальнего зарубежья (пленэр, педагогический эксперимент, работа в музеях, анализ архивных материалов, проведение мастер-классов, организация и участие в выставках, конференциях, встречах и др.)

Плановые выезды в российские регионы соответствуют концептуальным основаниям института: ориентация на сохранение художественных традиций, возвращение исторических ценностей, обеспечение высокого качества профессионального образования обучающихся из числа местного населения, их закрепление в местах постоянного проживания и, как результат, - возрождение, сохранение и развитие конкретных видов самого традиционного прикладного искусства непосредственно в уникальных центрах. Особое место в системе концептуальные ориентиров ВШНИ отводится значимости международного сотрудничества: "знание искусства других стран и народов всегда идет на пользу, и не только художнику" .

Взаимодействие ВШНИ и ее филиалов, находящихся в московском регионе, сформировало связь с Вологдой, Ельцом, Нижним Тагилом, Вяткой, Киришами, Калининг-

1 Ионцев В.А., Рязанцев С.В., Ионцева С.В. Новые тенденции и формы эмиграции из России // Экономика региона. 2016, Т. 12, №2, с.10.

радом. Представители филиалов принимали участие в выставках Килбургского музея (Нидерланды), выезжали в Испанию, Германию, Болгарию, Италию, Англию, Финляндию, Грецию. Институт имеет постоянно действующую выставку в Австрии (Вена), свое представительство в Финляндии (Порвоо). В 2016 году эффективным было участие в выставке Музея лаковой живописи в Мюнстере (Германия), куда приглашались всего 3 вуза мира (Парижский, Токийский и ВШНИ). В настоящее время получены приглашения к участию в выставках в Словении, Германии, Голландии.

Коллектив московского филиала ВШНИ, принимая установку руководства института (В.Ф. Максимович, О.В. Федотова) на активность и качество участия в выставках, реализует данное направление учебно-воспитательной работы с использованием ресурсов сотрудничества с консульством Италии, Правительством Москвы, Московским домом национальностей, Музеем декоративно-прикладного искусства, с общественными организациями Москвы "Русский очаг", "Москва и москвичи", с институтами Российской академии образования и, конечно, - школами и гимназиями столицы.

Расширение сферы взаимодействия позволяет раскрыть некоторые возможности снижения уровня распространения контрафактной низкопробной продукции лжемастеров, повысить свое влияние в регионе - как профессионалов по изготовлению высокохудожественных изделий народного искусства, как потенциальных членов экспертного сообщества, специалистов по оценке качества продукции традиционного прикладного искусства, художественного промысла. Это в достаточной мере соответствует новым задачам ВШНИ, ориентированным на развитие института: создание менеджмента индустрии товаров роскоши в традиционном прикладном искусстве (высококачественных изделий художественной вышивки, художественного круже-воплетение, уникальных художественных произведений области лаковой миниатюрной живописи, косторезного и ювелирного искусства и других видов народного художественного промысла).

Открывая новые ресурсы участия в деятельности института по поддержке и продвижению достижений традиционного прикладного искусства в условиях масштабных

миграционных процессов (внутренних и внешних), Московский филиал обращается к инновационным формам развития московского письма как уникального, исторически значимого достояния Москвы и москвичей.

Нашему современнику московское письмо открывают художники, мастера, ученые В.Ф. Максимович, М. Спирина, И.Ю. Архангельская, О.В. Федотова, Г.В. Цветков, Л.А. Симонова, А.А. Трясцина и другие.

Г.В. Цветков считает необходимым вывести из забвения "московское письмо", которое зародилось в Москве в конце XVIII века "К 1840 г. в г. Москве действовали несколько предприятий, выпускавших разнообразные изделия из металла и папье-маше: небольшие подносы, коробочки, шкатулки, табакерки, очечники, игольницы и т.п. Художественная роспись, которой оформлялись эти произведения, постепенно приобретала свой собственный, отличный от других центров лакового дела, характер... По-иному формировались художественно-стилистические черты московского лакерного производства"1.

И.Ю. Архангельская, описывая особенности московского письма, его художественные традиции, пишет: "К отличительным особенностям современного московского письма, сложившимся в процессе развития народного художественного ремесла, можно отнести миниатюрность письма и композиций, ... архитектурные формы, взятые из классического стиля; рокайлевидные мотивы стиля рококо и элементы русского модерна. В декоре росписей применяются также элементы городского быта и костюма, в т.ч. бусинки, ленточки, банты... В московской росписи часто встречаются изображения птиц, насекомых (бабочек, стрекоз, жучков), а на лепестках цветов и листьев - капельки росы... изображения на московских подносах приобрели романтический характер. Московское письмо отличается мягкостью и изяществом" 2.

В исследованиях особенностей московского письма отмечаются такие исконно русские традиции, как открытая

1 Цветков Г.В. Мастерство: Программа курса по специальности 05.23.00 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". М.: Педагогика, 2002, с.3.

2 Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше: Учебник / Под. ред. М.Ю. Спириной. СПб., 2006, с.95.

эстетическая система, способная к развитию при разнообразных контактах с национальными культурами других народов. Так, М. Спирина заостряет внимание на процессах заимствования некоторых идей художественного творчества Востока: "На рубеже XVШ-XIX веков в России широко распространилась мода на лаковые изделия, привозимые с Востока (из Китая и Японии). Вскоре ... стали образовываться центры лакового производства. Русские мастера быстро освоили новую для них технологию, творчески переработав восточное искусство лаковой росписи... Возрождение некогда популярного в столице художественного ремесла началось сорок лет назад в московском производственном объединении "Художественная гравюра", а подготовку художников, владеющих московским письмом, поручили Школе художественных ремесел"1. На базе Школы художественных ремесел был создан Московский филиал ВШНИ.

М. Спирина, как и другие исследователи московского письма, отмечает цветочный характер большинства композиций: "роспись реалистична, изумительна по колориту и технике исполнения... В композиции включены полевые, садовые, а иногда совершенно фантастические цветы уникальных сортов и окраски, каждый из которых выписан с любовью. Интересны темы: "Северная сказка", "Романтичный", "Сладость грез", "Свидание"2.

При освоении московского письма студентам ВШНИ академик В.Ф. Максимович рекомендует: выяснить специфику московского письма как "одного из направлений народных художественных промыслов "Русские художественные лаки", показать общность и отличия друг от друга центров лаковой миниатюрной живописи, декоративные росписи по металлу, а также перспективность их развития"3. Преподавателям В.Ф. Максимович предлагает "четко представлять и объяснять студентам, что если на возникновение федоскинской миниатюры повлияло появление в России немецких металлических брауншвейгских табакерок... , то

1 Спирина М. Знакомый почерк "Московского письма" // Народное творчество. М., 2003, №5, с. 62.

2 Там же, с. 63.

3 Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство России: Научно-методическое пособие. СПб., 2007, с. 47.

остальные центры лаковой миниатюрной живописи несут в себе основы древнерусской живописи..."1.

Интересна история возникновения некоторых традиций художественного кружевоплетения российских мастеров. Хрестоматийными стали ссылки на заимствования традиций итальянского кружевоплетения в годы правления Петра I. Обратимся к этим фактам. История возникновения Кадомс-кого вениза уходит далеко в прошлое. До сих пор бытует интересная легенда.

Русский царь Петр I повелел всем знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Приобретался этот наряд за золото. И чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружево-плетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь, которые в скором времени прибыли в Кадом.

Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево, сплетенные иглой сказочные узоры. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку - кадомский вениз, оставив в названии что-то венецианское.

Для профессионалов, развивающих традиции московского письма, по-особому значимо творчество Федора Толстого, сумевшего при сохранении национальных традиций русской живописи обогатить свое творчество достижениями искусства Западной Европы и Востока XIX века. Стиль работы Ф. Толстого над натюрмортом близок почерку художников и мастеров московского филиала ВШНИ. При обучении студентов технологиям московского письма Г.В. Цветков отмечает нюансы творчества Ф. Толстого, который "выбирая для натюрморта цветок, ягоды, ветку или жучка, находит самый совершенный экземпляр и воссоздает его красоту на листе бумаги. Так появляются на его рисунках гибкие длинные листья и нежный атлас белых лепестков, окружающих резной узор хрупкого венчика нарцисса, сочная соблазнительная мякоть клубники, невесомость крылышек стрекоз и мушек, родниковая прозрачность

1 Там же, с. 47-48.

сияющих капель росы, металлический отблеск птичьих перышек..."1.

Процессы модернизации российского образования в условиях сохранения отечественных традиций и восприятия эффективных мировых образовательных практик сформировали основания для инновационного развития ВШНИ и его филиалов. Сегодня выпускники ВШНИ компетентны не только в сферах проектирования, конструирования, моделирования своего творческого продукта. Они изучают философию, культурологию, историю искусства России и зарубежья, экономику, менеджмент, основы комплексной безопасности, иностранные языки, инфокоммуникационные технологии, занимаются спортом. Каждый из них мотивирован на успешность достижения цели - стать художником с широким кругозором, что соответствует максиме XXI века: Мысли глобально, действуй локально.

Особый оптимизм реализации миссии ФГБУ ВО "Высшая школа народных искусств (институт)" поддерживается прочными связями вуза с национальными традициями русского народного искусства, со сложившейся и складывающейся практикой сотрудничества с лучшими профессионалами в сфере художественного творчества ближнего и дальнего зарубежья. Значима для ВШНИ поддержка руководства страны, что зафиксировано в документах: "Своей деятельностью Институт стремится объединить основные центры народных художественных промыслов, реализуя в них систему непрерывного профессионального образования, что способствует получению высшего образования, закреплению местной молодежи в местах их постоянного проживания и реализации задач, направленных на приобщение российского народа к собственной исторической культуре, развитию национального самосознания нашей молодежи" .

Шаповалова И.А., Шаповалов М.В. Роль миграции в развитии традиционного прикладного искусства Московского региона. В статье рассмотрены возможности продвижения русской культуры в современных геополитических условиях. Прове-

1 Аносова Е. Федор Толстой // Под.ред. Н. Борисовской. М., 2004.

2 Указание Президента Российской Федерации от 19 мая 2016г. №Пр-957.

ден аспектный анализ произведений художественной литературы и живописи, мотивирующих художественную деятельность студентов. Определены основные характеристики эффективного развития образовательной среды учреждений высшего (художественного) образования.

Ключевые слова: художественная деятельность, продвижение русской культуры, общекультурные компетенции, анализ произведений художественной литературы, живописи и традиционного прикладного искусства, образовательная среда вуза.

Shapovalova I.A., Shapovalova M.V. The role of migration in the development traditional applied art in the Moscow region. The

article deals with the opportunity to advance of Russian culture in the modern geopolitical conditions. An analysis of the works of fiction and painting, motivating the artistic activity of students. Determine key features of effective development of the education environment of higher educational (art) institutions.

Key words: artistic activity, advance of Russian culture, general culture competence, analysis of the works of fiction, painting and traditional applied art, educational sphere of institute of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.