Научная статья на тему 'Роль мифа в качестве основания в формировании классической культуры Эллады'

Роль мифа в качестве основания в формировании классической культуры Эллады Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1023
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диденко Ольга Анатольевна

Аннотация: в статье обсуждается проблема роли мифа в культуре неархаического типа. Миф здесь уже не является определяющей формой, но он сохраняет важные позиции. На примере греческой цивилизации классического периода рассматривается эта специфическая роль мифаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the problem of the role of myth in culture of non-archaic type is considered. A myth is not a defining form of culture here, but it preserves main position. On the example of Greek civilization of the classic period we observe this special role of myth

Текст научной работы на тему «Роль мифа в качестве основания в формировании классической культуры Эллады»

УДК 13.09

О.А. Диденко

РОЛИ МИФА В КЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭЛЛАДЫ

Томский государственный педагогический университет

На протяжении многих веков человечество жило мировосприятием, выстроенным мифом, мыслило его категориями. Но с развитием форм цивилизации, сопровождающимся сменой сознания, специфическое мифологическое мировоззрение архаической эпохи было утрачено. И у людей практически всех последующих эпох периодически возникает изумление перед феноменом мифа. Значит ли это, что миф как специфический способ мышления исчезает вместе с примитивной культурой, или он присутствует в основании сознания последующих эпох и постархаических культур, включая современную, в некотором претворенном, видоизмененном виде? Еще столетие назад ответ на этот вопрос был бы, скорее всего, отрицательным: развитие цивилизаций и тех форм мышления, которые стали в них доминирующими, мыслилось как оппозиция мифу, как его преодоление и редуцирующая трансформация. При этом считалось, что отголоски мифа цивилизации сохраняют только в виде памятников, резервируют в фольклорных источниках, где они, как и в искусстве, переработаны в эстетическом ключе, в виде символов культуры и символов бессознательного, которые сами по себе уже мифом не являются. Но в ХХ в. появляется ряд концепций, обращающих внимание на миф как на недискурсивную основу мировоззрения и мышления любой эпохи. Среди авторов таких концепций особо выделяются имена А.Ф. Лосева [1] и М. Элиаде [2]. Все более часто аргументируется мысль, что миф, меняясь, присутствует в основании цивилизационного сознания постархаических эпох. Более того, что миф становится ключевой формой сознания в современной массовой культуре, а в ситуации постмодерна активно производится как форма миропонимания и человеческого це-леполагания, вытесняющая философию и науку на периферию насквозь манипулятивного, мозаичного и недискурсивного в своем плюрализме сознания.

В результате миф становится едва ли не самой актуальной проблемой гуманитарной науки. Различные области научного знания - религиоведение, лингвистика, этнология, культурная антропология, философия и история культуры - обращаются к его изучению, пытаясь, используя собственные методы, понять это культурное явление и особую, присущую ему, форму человеческого сознания, его роль в генезисе культуры и в формировании цивилизаций со времен античности и до наших дней [3].

Общепринято, что миф является характерной формой сознания архаического общества, когда человек воспринимает мир как нечто живое, наделенное душой, открытое для взаимодействия: «...мир говорит с ним [человеком] с помощью звезд, растений и животных, с помощью рек и гор, времен года и суток» [2, с. 138]. И главная задача человека состоит в том, чтобы суметь прочесть знаки, посылаемые Вселенной и адекватно ответить на них: «Человек, как и прочие живые существа, может поступать во вред или на пользу другим. Соответственно, и с ним будут поступать так же. К нему обращаются, как обращаются ко всем, и он отвечает, как отвечают и другие» [4, с. 186]. При этом для человека архаического общества характерно трепетное отношение к миру: «. в основе морали мифа и человека с мифопоэтическим мировосприятием лежит забота о мире, о множестве отличных от него - то есть от человека - Других, составляющих этот мир и участвующих в его жизни наравне с человеком» [4, с. 186]. Отношения между человеком и миром регулирует миф, связывающий части мироздания воедино и преобразующий Хаос в Космос, повествующий о происхождении всего существующего и определяющий место человека в мире.

Знание мифа является необходимым для человека архаического общества, так как, «переживая» посредством ритуала события, изложенные в мифе, он имеет возможность вернуться к первоначаль-

ным временам и получить силу богов или героев-первопредков, требуемую для свершений в настоящем времени: «. ритуал заставляет человека расширить границы своих возможностей, осознать свое место рядом с богами и мифическими героями для того, чтобы быть способным совершать их действия» [2, с. 140]. В связи с этим человек мифа не знает реальной истории, для него существуют лишь многократно повторяющиеся циклы, оказывающие определенное влияние на мир. Поскольку обладание знаниями, наделяющими человека способностью влиять на объекты, а через них и на события реального мира является большой ответственностью, оно допустимо только для посвященных, с чем связано существование разных уровней познания: «. нельзя рассказывать мифы, не делая различия среди слушателей. У многих племен мифы не передаются женщинам и детям, то есть непосвященным» [2, с. 15].

Миф существует в виде устной традиции, в результате чего степень его воздействия на слушателей во многом зависит от мастерства сказителя, и допускается наличие нескольких альтернативных вариантов, бытующих одновременно и в равной степени претендующих на истинность.

Одной из основных характеристик мифа является его синкретичность: соединение в себе множества функций, относящихся к различным сферам бытия. Каждая функция является частью картины мира и отвечает за восприятие человеком определенной части космоса. По отдельности элементы мифологической конструкции не имеют смысла, поскольку в этом случае целостная картина мира будет нарушена.

В процессе развития древних цивилизаций культурное пространство мифа постепенно замещается литературой, искусством, религией, наукой, философией, которые начинают выполнять отдельные функции, ранее соединенные и принадлежащие мифу. Космос разделяется в сознании человека на части, слабее, чем в мифе, связанные друг с другом. В результате появляется возможность отделить части мироздания друг от друга и оказаться в позиции наблюдателя по отношению к окружающему миру, что впоследствии приводит к замене отношений «субъект - субъект», характерных для мифологического сознания, к позиции «субъект -объект». Это происходит, как представляется, прежде всего благодаря появлению письменности, предоставляющей возможность визуального представления, вариативного истолкования и обсуждения сакральных текстов, ранее бытовавших в устной форме и передававшихся в недискурсивной форме внушения. При осуществлении консервации мифа с помощью письменной фиксации он перестает играть ведущую роль в культуре, теряет ха-

рактер живого мышления, переходит в эстетичес-ки-условные формы. Но он не исчезает совсем, а перемещается в область коллективного бессознательного и продолжает играть роль скрытого основания культуры.

По мнению исследователей, такой процесс происходил и в Элладе гомеровской и архаической эпох. При обращении к истории древнегреческой цивилизации ученые неоднократно задавались вопросом о роли мифа в ней и силе его влияния как на культуру в целом, так и на отдельные ее сферы. По этому вопросу в науке существуют различные позиции. Одни сводят влияние мифа к минимуму, ограничивая область его воздействия искусством и религией, считая, что, начиная с Гомера, ощущается постепенное преодоление мифологического сознания, а со времени ранних философов наблюдается активная критика мифа. Сторонники иной точки зрения признают активное участие мифа в формировании греческой цивилизации с ее специфической формой рациональности и приходят к выводу, что, несмотря на характерные для эпохи цивилизации процессы, миф продолжает играть важную роль в культуре, хотя он и существует в несколько измененной форме.

Как это не покажется парадоксальным, греческая мифология сложна в качестве предмета изучения, поскольку мы не имеем перед собой мифа в его первоначальном, аутентичном виде. Целостная мифологическая система древних греков не сохранилась в священных текстах или устном предании. Наиболее древние тексты, дошедшие до нас, демонстрируют не сам миф, а работу авторов над его первоначальным текстом с целью использования в литературном произведении. Результатом подобного подхода, по мнению Элиаде, являются поэмы Гомера и Гесиода [2, с. 143-145]. Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» помимо собственно имен использует различные эпитеты богов: Зевса он именует Кро-нидом и Эгиохом, Афродиту - Кипридой, Посейдона - Энносигеем, Аполлона - Фебом [5, с. 26, 31, 39, 78, 408], не давая при этом пояснений, необходимых для понимания происхождения эпитетов, следовательно, предполагается, что читатели хорошо знают миф и не нуждаются в объяснении. Гесиод же воспроизводит основу мифа, вписывая в космогонию генеалогию греческих богов. На основе мифологической канвы он создает эффектный поэтический текст, в котором структура архаического мировоззрения растворяется в эстетическом значении. При этом он несколько сковывает пластичность мифа, сводя ее к рельефности образов, исключая возможность существования альтернативных вариантов мифа как понимания бытия, тем самым прочно привязывая человека к миру мифа. Кроме того, в основе его «Теогонии» лежит мифо-

О.А. Диденко. Роли мифа в классической культуре Эллады

логическая идея цикличности, проявляющаяся в смене одних поколений богов другими: Урана и Гею сменяет поколение богов во главе с Кроном, от которого власть переходит к Зевсу и олимпийцам. Вместе со сменой владык изменяется и подвластный им мир: в него приходят новые силы, вносящие дополнения в существующую реальность [6, с. 169-202]. Смена поколений происходит насильственным путем: Крон получает власть после нанесения отцу Урану тяжкого увечья - «перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи» [6, с. 175], но и сам Крон теряет ее, «хитростью сына родного и силой его побежденный» [6, с. 185]. Таким образом, можно сказать, что Гомер использует миф в основном качестве изобразительного средства и источника информации, а его герои вступают в борьбу с миром мифа. В свою очередь Гесиод окончательно фиксирует рамки космоса, созданного мифом, исключая альтернативные варианты устройства реальности, обозначая тем самым пространство, пригодное для существования человека.

Следует отметить, что параллельно с произведениями Гомера и Гесиода существовала устная традиция бытования мифа, представленная оргиастическими культами, в которых миф выполнял свое первоначальное предназначение: вписывал человека в природу и давал ему возможность влиять на космические процессы посредством повторения алгоритма действий богов или героев, разыгрывая мистерии. Так, в Греции процветал культ Диониса, базирующийся на едином для народов Ближнего Востока и Средиземноморья мифе об умирающем и воскресающем божестве (Адонис, Думузи, Осирис), связанном с плодородием и земледелием [7]. Кроме того, существовали многочисленные культы местных божеств, имеющих собственную мифологическую историю.

Миф использовался и в эзотерических учениях орфиков и пифагорейцев, о которых науке известно сравнительно немного, поскольку священные знания передавались только адептам, и до настоящего времени сохранились лишь отрывочные свидетельства, характеризующие в большей степени их внешнюю сторону. Эти учения в полной мере реализовывали принцип «двойного стандарта», характерный для мифологического сознания: истинным знанием владели только посвященные, остальные же довольствовались информацией, доступной для их понимания.

Если же мы обратимся к периоду классики, то действительно обнаружим два слоя культуры, на которые указывает М. Элиаде: аристократический, базирующийся на поэмах Гомера и Гесиода, впоследствии породивший философию, и народный, вышедший из устной традиции [2, с. 144] и давший начало трагедии - явлению, обязанному своим существованием мифу.

Аристократический пласт связан с возникновением философии. Традиционно считается, что с момента возникновения философии греки начинают активно критиковать собственную мифологию, отвергая предлагаемое ей устройство мира. В то же время можно проследить связь древней философии с мифом. Так, ранние философы для обоснования своих теоретических построений используют миф. Выбирая в качестве первоосновы тот или иной первоэлемент: воду (Фалес), огонь (Ге -раклит), воздух (Диоген Аполлонийский), они, объясняя процесс формирования из него всего существующего, приводят доводы, мало отличающиеся от мифологических конструкций, а иногда и прямо апеллируют к мифу. Кроме того, вопреки распространенному в науке мнению, древняя философия критикует не народную традицию, а вариант мифа, предложенный Гомером, который изображает богов до абсурда человекоподобными [8], а по некоторым качествам, например эмоциональности, даже превосходящими людей.

Миф оказывается и в основании теорий философов периода классики, использующих его как исходный материал для размышлений и в качестве системы координат, формирующей космос и определяющей положение человека в нем. Мифологические по своей сути понятия лежат в основе изречений древних ионийских натурфилософов; вариант орфического мифа устанавливает круг понятий пифагорейской школы. Миф начинает трактоваться с философской точки зрения, при этом особое значение уделяется именам, за которыми, по мнению философов, скрывается подлинный смысл бытия. Мифологические именования служат прообразами понятий, помогая философам представить существующую реальность. Платон в диалоге «Кратил» вкладывает в уста Сократа идею о том, что суть вещей, богов и человеческих качеств скрыта в их именах, подробно разобрав которые, можно ее найти. Начиная доказывать свою позицию с имен конкретных богов и героев, Сократ постепенно переходит к отвлеченным понятиям: добру, злу, лжи и истине. Имя у Платона является «уловителем» сущности: «...сущее - это то, что уже поймано» [9, с. 658]. Размышляет Платон и над генезисом понятий, приходя к идее слов-первоначал: «Но если мы возьмем слово, которое не состоит ни из каких других слов, то мы вправе будем сказать, что подошли здесь к простейшей частице, которую уже не следует возводить к другим именам» [9, с. 659]. При этом он отмечает, что «не произвольно устанавливается каждое имя, а в соответствии с некоей правильностью» [9, с. 629]. Таким образом, основные концепты, используемые греческой философией: первооснова, космос, имя и т.д., напрямую связаны с мифом, из которо-

го и черпают идеи греческие мыслители. Анализ показывает, что миф был своеобразной основой греческой философии, с одной стороны, основой, от которой философия отталкивалась и стремилась ее деконструировать, а с другой стороны, элементы мифологического мышления входили в состав самого философского знания в виде его неявных предпосылок.

Народный слой культуры находит свое выражение в драме. Возникновение драмы связано с ритуалом как способом воспроизведения и многократного повторения мифа с целью приобщения к мощи мифологических существ и разрешения сложных ситуаций, с которыми сталкивается племя. Истинный смысл священнодействия долгое время остается понятным лишь посвященным. Но постепенно в ритуал привносится значительная доля зрелищной выразительности, что делает его более интересным для непосвященных. Профанное в священном действии начинает преобладать над сакральным. В результате этой трансформации появляется трагедия, которая сохраняет присущие ритуалу качества, например исполнение в определенное, «священное» время праздника, но назначение ее существенно изменяется. Ритуал, предназначенный изначально для общения с богами и духами, превращается в средство разрешения противоречий человеческого существования.

Трагедия становится инструментом для постановки и решения экзистенциальных вопросов человеческого бытия: что есть судьба, жизнь и смерть, в чем смысл человеческой жизни, каким образом складываются взаимоотношения между человеком и высшими силами. Она обращается к близким народному сознанию мифам, помещая своих героев в мифологическую атмосферу, приравнивая их таким образом к первопредкам, действующим в изначальные времена и способным найти ответы на волнующие человека цивилизации вопросы. Трагедия эстетически преображает и в то же время по-своему воспроизводит миф с целью получения ее героями частицы божественной мощи, необходимой для преодоления проблем, вставших перед человеком эпохи цивилизации. Это становится возможным благодаря сосуществованию в драматическом действии эстетико-зрелищного и ритуально-мифологического компонентов. Причем мистика мифологического действа не растворяется еще без остатка в эстетической условности зрелища, а образует своеобразный феномен катарсиса: это действительное очищение, хотя и производимое через формы эстетического подобия. Эту идею выражает Аристотель, отмечая, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному... совершающее путем сострадания и

страха очищение подобных страстей» [10, с. 30]. Но трагедия дарует не только очищение, но и «метафизическое утешение. с которым. нас отпускает истинная трагедия, то утешение, что жизнь в основе вещей, несмотря на всю смену явлений, несокрушимо могущественна и радостна.» [11, т. 1, с. 82]. Таким образом, эстетически выразительные формы - это, скорее, только средства для проявления преображающей силы мифа.

Драматическое действо имеет много общего с мифом, но в то же время смысловой склад трагедии существенно отличен от логики мифа. И это прежде всего касается понимания идеи судьбы. Человек мифа не борется с судьбой, поскольку она является частью его самого, так как качества, заложенные в герое мифа, определяют весь его путь и конечную цель: «...свойства живого существа в этом мире имеют не меньшее значение, чем физические законы для мира науки, и кажущаяся случайность дорожных встреч и событий объясняется именно этими особыми свойствами» [12, с. 100]. В трагедии же идея судьбы претворяется в духе героического сознания: герой вступает в неравный бой с Роком, не столько ради победы, сколько ради получения ответов на волнующие его вопросы. Так, Эдип у Софокла пытается обмануть судьбу и не дать исполниться ужасному предсказанью, считая себя «сыном Судьбы», дарующей благо смертным [13, с. 203]. Но вскоре он понимает, что оказался в руках «силы, выше человека» [13, с. 188] -Рока, во власти которого - жизнь и счастье человека, поэтому оставляет потомкам наказ, что следует «жить, как судьба позволит» и «пусть судьба идет своим путем» [13, с. 219, 221].

Трагедия помогает человеку осознать свое место в мире путем состязания с богами, которые ранее были всемогущими и грозными властителями Вселенной. Постепенно, под влиянием эпических поэм Гомера, сделавших недосягаемых прежде олимпийцев подобными людям, в человеческом сознании зарождаются сомнения в божественной силе и могуществе. Человек ощущает в себе способность противостоять богам и противиться их часто несправедливой воле, судить о деяниях божеств с точки зрения норм морали и нравственности. Но боги, несмотря на антропоморфность, оказываются сильнее, и людям приходится признать свою слабость по сравнению с ними:

Нет, презирать богов не мне - я смертен.

Да, перед богом тщетно нам мудрить.

Ты - человек, он - бог! [14, с. 436, 461].

Смертному следует не противиться божественной воле, а жить в согласии с богами, обращаясь к ним по установленному предками обычаю:

Н.Н. Ростова. Человек обратной перспективы как философско-антропологический тип..

О, как ты счастлив, смертный,

Если, в мире с богами,

Таинства их познаешь ты.

Душою свободной всегда принимаю От толпы и обряд я, и веру [14, с. 431, 444].

Хотя итог трагедии неутешителен, поскольку герои обречены на свою судьбу и часто оказываются лишь марионетками в руках богов, она указывает путь, по которому должен идти тот, кто хочет получить ответы, и определяет место человека в меняющемся мире. В период классики трагедия служит инструментом разрешения экзистенциальных, а впоследствии и социальных противоречий, с которыми сталкивается человеческая личность.

Таким образом, мы видим, что миф играет активную роль в формировании древнегреческой цивилизации, служа инструментом конструирования мироощущения и обращения к реальности, а его механизмы используются человеком цивилизации для получения ответов на встающие перед культурой вопросы. В мифе берут свое начало не только рели-

гия, литература и искусство, но и знаменитая греческая философия, на многие века ставшая идеалом рационального мышления для европейской культуры и в этом качестве, конечно, радикально переосмыслившая мифологические истоки мышления.

Анализ роли мифа в структуре ряда форм культуры классической греческой цивилизации позволяет, избегая привычных логических упрощений, уверенно говорить о том, что миф как форма сознания не был исчерпан и не прекратил своего существования; он был модифицирован и в разной степени интегрирован с другими формами, в этом виде продолжая определять специфическое мироощущение и мировоззрение [3], во многом придавая своеобразие древнегреческой культуре. Архаический миф, оставив по себе литературные и устные образцы в классический период, в преображенном виде выступил в качестве одного из факторов генезиса культуры классического типа, войдя в состав сложившихся в ней моделей смыслообразования и картины мира.

Поступила в редакцию 04.12.2006

Литература

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001.

2. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005.

3. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. М., 2005.

4. Козолупенко Д.П. Миф. На гранях культуры. М., 2005.

5. Гомер. Илиада. М., 1978.

6. Гесиод. О происхождении богов (Теогония) // Эллинские поэты. М., 1963.

7. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983.

8. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.

9. Платон. Кратил // Платон. Собр. соч: В 4 т. Т. 1. М., 1990.

10. Аристотель. Поэтика // Поэтика. Риторика. СПб., 2000.

11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

12. Пашинина Д.П. Неопределимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Фи-лос. 2001. № 6.

13. Софокл. Эдип-царь // Древнегреческая трагедия. Новосибирск, 1993.

14. Еврипид. Вакханки // Еврипид. Трагедии. Т. 1. М., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.