Научная статья на тему 'Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии Кабардино-Балкарии'

Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии Кабардино-Балкарии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / ФЕДЕРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ФЕСТИВАЛЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тетуев А. И.

В статье исследуется опыт социально-экономического взаимодействия Кабардино-Балкарии с субъектами Российской Федерации. Рассматриваются нормативно-правовые акты федерации и ее субъектов, которые регулируют горизонтальные связи. Показана роль органов власти и других, организаций участвующих в межрегиональных взаимодействиях. Анализируется взаимодействие Кабардино-Балкарии в культурной сфере с регионами Российской Федерации. Выявлены проблемы и потенциальные возможности системы образования и культуры в консолидации многонационального российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тетуев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии Кабардино-Балкарии»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2016. № 2. C. 53-58.

УДК 930.1

РОЛЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

(Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках проекта РГНФ № 11-01-00126)

А.И. Тетуев

ФГБНУ «Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований», Нальчик

[email protected]

Аннотация: В статье исследуется опыт социально-экономического взаимодействия Кабардино-Балкарии с субъектами Российской Федерации. Рассматриваются нормативно-правовые акты федерации и ее субъектов, которые регулируют горизонтальные связи. Показана роль органов власти и других, организаций участвующих в межрегиональных взаимодействиях. Анализируется взаимодействие Кабардино-Балкарии в культурной сфере с регионами Российской Федерации. Выявлены проблемы и потенциальные возможности системы образования и культуры в консолидации многонационального российского общества.

Abstract. The author of the article analyses the experience of social and economic interaction of Kabardino-Balkaria with the subjects of the Russian Federation. The article presents the laws and regulations of the federation and its subjects, which regulate the horizontal links, and the role of public authorities and other organizations, participating in the interregional interactions. The author considers interaction of Kabardino-Balkaria with regions of the Russian Federation in the cultural sphere and reveals the problems and potential opportunities of education and culture in the consolidation of the multinational Russian society.

Ключевые слова: регионы, федерация, взаимодействие, экономика, национальная политика, образование, культура, фестиваль, консолидация.

Keywords: regions, federation, interaction, economy, national policy, education, culture, festival, consolidation.

Одним из важнейших условий сохранения целостности Российского государства является установление стабильных экономических, социальных, культурных отношений, связывающих субъекты Федерации между собой. Изучение и обобщение в этом плане опыта регионального взаимодействия на Северном Кавказе имеет большое научно-практическое значение. Существенную роль в становлении устойчивых партнерских взаимоотношений регионов играют двустороннее и многосторонние договоры между субъектами Федерации, что дает возможность самостоятельно решать внутрирегиональные проблемы: социальные, экономические, межнациональные и др. Такие договоры направлены на стабилизацию демократической системы власти и федерализма в России как политического пространства, частью которого является и Кабардино-Балкарская Республика. Правовой основой для их заключения стала ч.2 ст.III Федеративного договора, которая гласит: «Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам РФ, настоящему Договору...» [1, с.265-266].

Начало процессу складывания горизонтальных связей с другими субъектами Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике было положено образованием в апреле 1992 г. Министерства внешних сношений и по делам национальностей (с 1996 г. преобразовано в департамент по внешним связям Министерства экономического развития и торговли). Создание исполнительного органа власти, на который возлагалась функция выработки и проведения в жизнь внешней политики республики, обеспечило системную и планомерную работу в этом направлении.

Естественно, что налаживание внешних связей не может быть реализовано усилиями отдельного министерства, а только согласованными, скоординированными действиями всех министерств и ведомств Кабардино-Балкарской Республики. Президентом Кабардино-Балкарской Республики было поручено продолжить работу по заключению договоров и соглашений с субъектами Российской Федерации, проработать вопросы функционирования представительств Кабардино-Балкарской Республики в регионах. В рамках реализации данного поручения Министерство внешних связей совместно с заинтересованными отраслевыми министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской Республики провело определенную работу по подготовке и заключению договоров и соглашений Кабардино-Балкарской Республики с субъектами Российской Федерации [2, с. 249].

Порядок заключения, ратификации и утверждения, прекращения и приостановления международных соглашений и межрегиональных договоров (соглашений) КБР определяется Законом «О международных соглашениях и межрегиональных договорах (соглашениях) Кабардино-Балкарской Республики», принятым 6 декабря 1999 г. Он применяется в отношении международных соглашений и межрегиональных договоров (соглашений) Кабардино-Балкарской Республики независимо от их наименования (договор, соглашение, протокол, иные виды и наименования). Согласно ст. 4 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О международных соглашениях и межрегиональных договорах (соглашениях) Кабардино-Балкарской Республики» межрегиональные договоры (соглашения) заключаются от имени Кабардино-Балкарской Республики с другими субъектами Российской Федерации (межсубъектные) и подписываются президентом Кабардино-Балкарской Республики. В основном они называются «Договорами о дружбе и сотрудничестве между КБР и субъектами РФ». На апрель 2013 г. Кабардино-Балкарская Республика заключила такие договоры и соглашения с 33 субъектами Российской Федерации.

В процессе развития взаимоотношений республики с другими субъектами РФ на основе имеющихся договоров о дружбе и сотрудничестве проработаны и заключены межправительственные и отраслевые соглашения. По состоянию на май 2013 г. Правительство Кабардино-Балкарской Республики заключило 36 соглашений о сотрудничестве в экономической, научно-технической, образовательной, культурной и социальной областях с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации. Отдельные соглашения о сотрудничестве в тех или иных областях заключались и рядом отраслевых министерств [5]. Указанные договоры и соглашения создают условия для организации межрегионального экономического и культурного сотрудничества. Особо следует отметить эффективность сотрудничества КБР с городами -Москва, Санкт-Петербург; республиками - Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Чечня, Чувашия; областями - Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Курская, Нижегородская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Ярославская; краями - Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Пермский.

В 25 регионах России действуют 12 представительств Кабардино-Балкарской Республики по торгово-экономическим вопросам. Деятельность торгпредств охватывает регионы, входящие в 7 из 8 федеральных округов Российской Федерации. В ряде регионов России были открыты торговые дома Кабардино-Балкарии - в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Волгограде. В 2003 г. аналогичная структура - «Торговый дом Волгоград - Нальчик» была открыта в Нальчике. По итогам 2010 года объем товарооборота деятельности представительств Кабардино-Балкарской Республики в регионах Российской Федерации составил 1 495,41 млн. рублей, в том числе объем поставок продукции предприятий Кабардино-Балкарской Республики в регионы России на сумму 749,45 млн. рублей, объем поставок продукции предприятий регионов России в Кабардино-Балкарскую Республику - на сумму 745,96 млн. рублей. С 2013 г. наблюдается снижение объёмов товарооборота: 1 364, 26 млн. рублей (из КБР - на сумму 723 644,5 млн. рублей, в КБР - на сумму 640615,5 млн. рублей).

Из республики, в основном, поставляется такая продукция: комплектующие для машиностроительных заводов, строительные материалы, трикотажные изделия, минеральные удобрения, продовольственная продукция, в КБР, в основном, автомобили и комплектующие ОАО «АвтоВАЗ» и «ГАЗ», стеклопродукция, товары бытовой химии, сельхозпродукция (семена), сельхозтехника, пило- и лесоматериалы, продовольственная продукция [5].

Укреплению экономических связей способствует и Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, Южного федерального округа «Северный Кавказ», созданная в марте 1992 года. Её деятельность направлена на обеспечение совместных

скоординированных действий субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между республиками, краями и областями, входящими в ЮФО, заключены и действуют более 100 соглашений и договоров о торгово-экономическом сотрудничестве.

Ассоциация разрабатывает и осуществляет контроль над ходом реализации целевых межрегиональных программ. В частности, ею были разработаны программы: федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 гг., федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008-2012 гг., «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа», «Основные направления развития энергетики Северного Кавказа на период до 2010 года» (на базе альтернативных источников энергии), «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа», «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей», «Концепция обеспечения безопасности городов Северного Кавказа». На основании данной Концепции реализуется программа «Безопасный город», в том числе в г. Ростове-на-Дону и других городах субъектов РФ, Южного федерального округа. Совместно с Ростовстатом разработаны методические рекомендации по оценке уровня и динамики социально-экономического развития муниципальных образований Юга России.

Ежегодно Ассоциация «Северный Кавказ» совместно с министерствами и ведомствами субъектов Южного федерального округа РФ проводит более 15 выставок, в которых принимают участие все регионы Юга России.

Исполнительный комитет Ассоциации «Северный Кавказ» является одним из основных организаторов подготовки и проведения зарубежных выставок Южного федерального округа в Греции, Италии, Германии, Китае, Франции и т.д. В связи с образованием в январе 2010 г. СевероКавказского федерального округа Ассоциация «Северный Кавказ» переименована в Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Южного федерального округа «Юг» [2].

Анализ эффективности проведенной работы по различным аспектам показывает, что договорный процесс на уровне субъектов Федерации, отраслей, министерств и ведомств является действенным стимулом восстановления, углубления и диверсификации взаимовыгодных хозяйственных связей, культурных и гуманитарных отношений. Кроме того, он способствует развитию инициативы субъектов Российской Федерации, осознанию ими собственной значимости и потенциальных возможностей как государственных образований. В развитии горизонтальных связей заложен существенный фактор консолидации федеративного государства.

Важным условием повышения консолидации российского общества является также укрепление чувства духовной и культурной общности народов Российской Федерации, распространение позитивного практического опыта межэтнического взаимодействия, привитие уважения к истории, культурам, традициям народов России. Согласно принятой Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., в числе основных вопросов государственной национальной политики в России, требующей особого внимания органов власти, значатся: во-первых, сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; во-вторых, создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения межнационального мира на Северном Кавказ [11].

Важным условием в решении задач Стратегии в сфере социально- экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа является реализация федеральной целевой программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. [12]. Во исполнение указанных документов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приняты региональные планы мероприятий по реализации стратегии. Так, план мероприятий по реализации в 2013-2015 гг. стратегии в Кабардино-Балкарской Республике предусматривает разработку и принятие муниципальных целевых программ, направленных на гармонизацию межэтнических отношений и укрепление единства российской нации; повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере межэтнических отношений; проведение социологических исследований состояния межнациональных отношений в республике; реализацию республиканского и межрегионального молодежного проекта «Куначество» [7].

При решении этих задач особая роль отводится системе образования и культуры, в которой формируются такие мировоззренческие позиции, как национальная и общероссийская самоидентификация, отношение к другим народам и культурам, родным и «чужим» традициям.

Значительный опыт культурного обмена накоплен и в ряде республик, краев и областей Северного Кавказа. Так, в рамках федерально-региональной программы «Мир на Северном

Кавказе через языки, образование, культуру» была издана «Антология литературы народов Северного Кавказа» в 2 частях. Ряд мероприятий был проведен Ассоциацией северокавказских писателей. Регулярными стали совместные выпуски республиканских газет республик Северного Кавказа, телепередачи «Наш Северный Кавказ», радиопередача «Зори Кавказа» и др. Заслуживает внимания также и проведение таких мероприятий, как взаимные дни, недели и декады культуры, литературы и искусства, обмен концертами театральных, музыкальных, хореографических коллективов.

В то же время следует отметить, что перечисленные выше мероприятия в основном ограничены масштабами Северо-Кавказского региона и не выходят на общероссийский уровень. В значительной мере утрачен позитивный опыт творческих контактов художников слова региона с Центром: проведение выездных заседаний правления Союза писателей РФ в регионах и, соответственно, творческих встреч северокавказских поэтов и писателей с читателями, собратьями по перу центральных районов. Уместно в этой связи вспомнить слова балкарского поэта К.Кулиева: «Дружба народов состоит из дружбы людей». В советское время через творчество таких поэтов, как Р.Гамзатов, Д. Кугультинов, К. Кулиев, А. Кешоков, российский читатель знакомился с духовным миром народов, которые они представляли. К сожалению, в последние десятилетия отсутствие профессиональных переводчиков, можно сказать, «национальной» политики в литературе заметно ослабило этот процесс. С уходом из жизни этой когорты ярких переводчиков художественного слова в российском культурном пространстве практически исчезло представительство национальных литератур [10, с. 115-116]. Статистические данные Российской книжной палаты свидетельствуют, что в последние три года издание литературы на языках народов Российской Федерации составляет два процента от всей художественной продукции, а переводов с отдельных языков - тысячные, сотые и десятые доли процента. Необходимо подчеркнуть и то, что практически исчезла из обихода публикация книг в переводе произведений художественной литературы с языка народа одной национальности Российской Федерации на язык другой. Проявляется это отсутствие многообразно: от радиоэфира, телевизионных каналов РФ до номинированности на различные литературные премии федерального уровня. Такая ситуация создает чувство отчуждения, проявляющегося в самых разных аспектах. В этой связи В. В. Путин отметил необходимость «... предусмотреть увеличение количества бюджетных мест по специальностям «литературный работник», «переводчик художественной литературы» со специализацией «перевод художественной литературы с языков народов Российской Федерации», разработать и принять долгосрочную программу целенаправленной подготовки писательских кадров и переводчиков художественной литературы для работы в регионах» [8].

Задача формирования новой исторической общности «российский народ» немыслима без налаживания культурных связей на федеральном уровне, без создания единого информационного пространства. Для этого крайне необходимо, чтобы представители российской культуры и литературы не замыкались в узконациональных рамках, возрождали исторически свойственную им соборную, духовно-просветительскую миссию.

Следует отметить в этом плане плодотворность инициативы литераторов Центра по налаживанию контактов с писателями и поэтами Северного Кавказа. Так, фондом С. Филатова «Социально-экономических и интеллектуальных программ» был проведен семинар с участием творческой интеллигенции, издан сборник произведений северокавказских авторов «Война длиною в жизнь». Принципиально важно продолжить эту работу, которая противостоит формированию стереотипного «образа чужого», открывает ценность и неповторимость культуры и литературы народов, проживающих в России.

Закономерным следствием разрушения информационного и духовного пространства на федеральном уровне является и оскудение содержания учебников по литературе России, представленного без связей и диалога с национальными литературами России. Из школьных и вузовских учебных программ и учебников исчезла глава «Литература народов России», что существенно обедняет представление о единой российской культуре и литературе.

Мощным объединяющим фактором являются контакты и сотрудничество народов Северного Кавказа в области культуры. К примеру, проведение конгрессов, «круглых столов», совместных акций средств массовой информации, издание произведений деятелей литературы и искусства, сотрудничество различных творческих коллективов. Заслуживают в этом плане внимания «круглые столы» деятелей культуры по проблемам российско-кавказских отношений «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий» (Москва, 12 октября), «Россия и Кавказ в XX веке » (Москва, 17 февраля 2006г.) и IX Конгресс народов России» (Грозный, 25 февраля 2011г.) [3].

Эффективной формой, способствующей воспитанию чувства толерантности у молодежи, является проведение творческих встреч, фестивалей, научных конференций. Кабардино-Балкарская Республика с середины 1990-х гг. стала местом проведения региональных фестивалей «Студенческая весна», «Танцы над Эльбрусом», «Кавказ - наш общий дом», «Мир - Кавказу», региональных научно-практических конференций «Мир на Северном Кавказе через диалог культур» [4, с. 27-29]. Такие мероприятия помогают молодежи ближе узнать, понять друг друга, преодолеть чувство «инаковости», разделяющее их по национально-региональным признакам.

В результате естественного исторического процесса в России сложилась единая духовная общность народов, доминирующую роль в которой играет русская культура. Во взаимодействии культур она выступает и как культура межнационального общения, и как проводник к достижениям мировой культуры, и как катализатор позитивных изменений в различных сферах духовной жизни российских народов.

Вместе с тем следует отметить, что лучшие образцы отечественной культуры в большей степени известны за границей, нежели в нашей стране, во всяком случае, в отдельных регионах. Отсюда закономерно следует продумать при составлении «соответствующей программы», чтобы процесс установления культурных связей был взаимным. На сегодня в северокавказских республиках нет возможности видеть прославленные российские художественные коллективы, а такие известные в регионе ансамбли, как государственные ансамбли «Кабардинка», «Балкария», крайне редко выступают на сценах столичных залов, других крупных российских городов. Только взаимно направленное движение может дать желаемые результаты в сближении народов через культурные контакты и сотрудничество.

Заслуживает внимания и распространение опыта работы Кабардино-Балкарского фонда культуры по сохранению и возрождению традиций народов, проживающих в республике. Здесь функционируют 16 культурно-национальных центров и объединений. Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащают личность. Сердцевиной деятельности субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, является развитие при этом содержания национальной культуры. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, так как в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступать важным фактором в преодолении стереотипного мышления и этим способствовать взаимообогащению духовного облика людей. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Проводимые мероприятия играют важную роль в укреплении взаимопонимания между народами. На примере Кабардино-Балкарии можно наглядно увидеть, как посредством взаимообмена культур можно влиять на гуманизацию национальных отношений, интеграцию этнокультур [6].

Таким образом, в процессе развития межрегионального сотрудничества экономическими партнерами Кабардино-Балкарии стали 33 субъекта Российской Федерации, оформилась производственно-отраслевая специализация региона, исчез дефицит различных товаров, во много раз возрос товарооборот, улучшилось транспортное сообщение с соседями, появились совместные межрегиональные проекты. Развитие горизонтального федерализма во все большей мере способствует интеграции регионов, их экономическому росту, позволяет объединить ресурсы соседних территорий для достижения общих целей, обеспечивает решение проблем, которые затрагивают несколько субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем исследуемая проблема позволила наглядно выявить проблемы, требующие решения, и показать потенциальные возможности социально-экономического, культурного взаимодействия регионов в консолидации многонационального российского общества. Внедрение этого опыта может сыграть заметную роль в укреплении стабильности, согласия и толерантности в условиях российской действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: «Славянский диалог», 2000. - 656 с.

2. Ассоциация «Северный Кавказ»: 15 лет созидания; отчет о работе Ассоциации «Северный Кавказ» («Юг») за 2010 г. [Электронный ресурс] // www.askregion.ru (дата обращения 06.04.2016).

3. Галазов А. X. Пережитое. М.: «Грааль», 2002 [Электронный ресурс] // www.darial-online.ru (дата обращения: 07.05.2011); X Конгресс народов России [Электронный ресурс ] // www.yaranr.ru (дата обращения 11.04.2016).

4. Геграев Х. К. Доклад зам. начальника управления по воспитательной работе КБГУ на заседании Ученого совета КБГУ // Университетская жизнь. 2011, 5 марта. № 9-10.

5. Межрегиональные связи. Информация Министерства экономического развития и торговли КБР [ Электронный ресурс] // www.pravitelstvokbr.ru (дата обращения 07.04.2016).

6. О работе Кабардино-Балкарского фонда культуры [Электронный ресурс] //www.pravitelstvokbr.ru (дата обращения 11.04.2016).

7. План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Кабардино-Балкарской Республике (утвержден распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 2013 года № 579-рп) [Электронный ресурс] //www.docs.cntd.ru (дата обращения 21.12.2015).

8. Путин В.В. Выступление на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, посвященном роли русского языка и языков народов России в укреплении государственности, совершенствовании мер по сохранению и развитию национальных языков // Стенограмма совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку от 26.05.2016. [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru (дата обращения 24.02.2016г.).

9. Тетуев А.И. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: эволюция, опыт, тенденции. Нальчик: «Эль-Фа», 2006. - 352 с.

10. Тетуев А. И. Межнациональный диалог культур как форма взаимодействия регионов и фактор консолидации народов России // Государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС. 2011. №4. С. 111-118.

11. Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена 19.12.2012 г. № 1666) [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru (дата обращения 21.02.2016) .

12. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»; План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики (утвержден распоряжением Правительства России 15.07.2013г.) [Электронный ресурс] // www.govemment.ru (дата обращения 21.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.