Научная статья на тему 'Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления'

Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8466
1014
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛЬНОСТЬ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / INTERNATIONAL ORGANIZATION / GOVERNANCE / STATE / GLOBALITY / WORLD COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колобов Алексей Олегович

В статье рассматривается сущность международных межправительственных организаций (ММПО), их признаки и функции как внутри государства, так и на международном уровне, а также взаимоотношения между ММПО и государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the essence of international intergovernmental organizations (IIGO), their characteristics and functions both within the state and at the international level, as well as the relationship between IIGO and states.

Текст научной работы на тему «Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления»

Алексей КОЛОБОВ

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается сущность международных межправительственных организаций (ММПО), их признаки и функции как внутри государства, так и на международном уровне, а также взаимоотношения между ММПО и государствами.

The article discusses the essence of international intergovernmental organizations (IIGO), their characteristics and functions both within the state and at the international level, as well as the relationship between IIGO and states.

Ключевые слова:

международная организация, управление, государство, глобальность, мировое сообщество; international organization, governance, state, globality, world community.

Идея создания международных организаций уходит в глубь веков. Такие международные структуры эволюционировали в тесной связи с развитием социально-экономических условий, укреплением международных экономических и политических отношений, интенсификацией нормотворчества. Сегодня насчитывается свыше 32 тыс. международных организаций, из них 5 тыс. составляют международные межправительственные организации.

Проекты международных организаций составлялись политиками и учеными, философами и юристами. Среди них: Платон (IV в. д.н.э.), Дюбуа (1306 г.), И. Подебрад (1464 г.), Э. Крюссе (1б2з г.), М. Сюлли и Генрих iV (1638 г.), У. Пени (l693 г.), Ш. Сен-Пьер (1713 г.), В.М. Малиновский (1803 г.). Большинство проектов обладали характерной особенностью — все они предусматривали координацию усилий членов структуры в области мирного разрешения споров и ситуаций, организацию борьбы за мирное урегулирование и обеспечение международной безопасности.

Постепенно сложились основные черты международных организаций: юридическая природа, постоянный характер деятельности, структура и принципы деятельности1. Центральная комиссия по навигации на Рейне, учрежденная в 1815 г., считается первой международной организацией.

Основное внимание государств уделялось, в первую очередь, международным межправительственным организациям. ММПО оказывают реальное воздействие на ход истории и определяют структуру международных отношений и направление мировой политики. Международная межправительственная организация — это созданное на основе многостороннего международного соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных его учредительным документом (договором), и развития многостороннего и равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права.

Основными характерными признаками международных межправительственных организаций принято считать:

1) наличие уставного документа, носящего характер международ-

1 Колобов А.О. Международные организации и их особая роль в мировой политике. — Нижний Новгород : ФМО ННГУ, 2006, с. 3—24.

КОЛОБОВ

Алексей

Олегович —

к.полит.н.,

доцент кафедры

зарубежного

регионоведения

факультета

международных

отношений

ННГУ им.

Н.И. Лобачевского fmo@fmo.unn.ru

ного договора (устава, конвенции и пр.), заключенного государствами в соответствии с нормами международного права;

2) постоянный характер деятельности;

3) наличие характерной структуры и системы органов, составляющих механизм организации (представительный орган, исполнительный комитет, секретариат, органы, деятельность которых предусмотрена уставными документами, и др.);

4) метод деятельности (обсуждение, переговоры и принятие решений путем голосования или достижения консенсуса);

5) установление связей и сотрудничества с другими объединениями государств и международными организациями;

6) соответствие целей и принципов деятельности организации нормам международного права и положениям Устава ООН.

Наличие указанных характеристик позволяет отличить международные межправительственные организации от других институтов международного переговорного и нормотворческого процесса (международная конференция, международная неправительственная организация, ТНК, объединения с элементами наднациональности, альянса, союза и пр.).

Международные межправительственные организации не являются общемировыми, наднациональными образованиями, которые поглощают суверенные права государств и диктуют им правила и нормы поведения на мировой арене. Напротив, участие государств в работе международных межправительственных организаций дает им дополнительные возможности реализации собственного суверенитета, согласования своих действий на международной арене с другими государствами для достижения своих целей, поставленных в учредительных документах таких организаций.

Участие в работе ММПО совершенствует поиск и достижение результатов путем принятия консенсусных решений по сложным вопросам мировой политики. Кроме того, в работе ММПО на равных условиях участвуют все члены структуры без исключения.

Изолированное существование государства сегодня невозможно: проблемы характеризуются сложностью и глобальностью и их нельзя решить самостоятельно. В то же время роль государства не меняется.

Остается без изменения и его значение, и суверенность. Многое продолжает зависеть от воли суверенных государств. Они продолжают оставаться основой созданных ими ММПО. Суверенные государства адаптируют ММПО к новым политическим реалиям. То есть, суверенитет государства приобретает еще большее влияние и значение, раскрывая свой потенциал и позволяя государствам сообща управлять некоторыми процессами на международной арене.

ММПО — это производные субъекты международного права. Правосубъектность ММПО иная, нежели правосубъектность государств. Международные организации обладают правоспособностью заключать международные договоры, которые необходимы для выполнения их функций и достижения поставленных ими целей и задач. Договоры между государствами и международными организациями или между самими международными организациями получили значительное распространение. Такие договоры имеют статус источника международного права и являются средством укрепления правовой основы международных отношений. Они позволяют решать вопросы об отношениях между государствами и организациями, привилегиях и иммунитетах международных организаций, их положении и регламентирующих функциях, о должностных лицах организаций, об обязательствах, ответственности, правоспособности, положении и функциях организаций и т.д. Заключение таких договоров способствует развитию и кодификации международного права, обеспечивая верховенство права.

С развитием и увеличением числа организаций развивались и усложнялись связи и взаимоотношения государств как между собой, так и с ММПО. Постепенно ММПО становились основной частью переговорного процесса, трибунами для выражения взглядов государств по различным вопросам мировой политики и согласованию политики в различных областях. ММПО используются в качестве эффективных инструментов международного нормотворческого процесса для согласования и выработки правил поведения и юридических норм сотрудничества государств.

Долгое время влияние ММПО было ограниченным и малозаметным: их решения были рекомендательными и не учитывались государствами. Многое изменилось

с появлением ООН и ее устава. Устав ООН является ядром системы международных организаций, именно он устанавливает критерии и принципы их подразделения на отдельные виды и категории, определяет роль и место каждой из них, а также порядок их взаимодействия и соподчи-ненности.

В соответствии с положениями Устава ООН считается общепризнанной особая, центральная роль ООН и подразделение международных организаций на две категории: международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. Устоявшимся считается выделение в соответствии с гл. IX Устава ООН отдельной группы так называемых специализированных учреждений ООН и связанных с ней структур и программ (ПРООН, верховный комиссар ООН по правам человека и т.д.). Согласно уставу ООН, существует подразделение международных организаций на универсальные, региональные и субрегиональные организации и структуры (НАТО, ЭКОВАС и пр.).

Некоторые международные организации являются глобальными по своему масштабу — их цели и задачи касаются всего мирового сообщества. Не всегда государ-

ство изъявляет желание присоединиться к той или иной организации. Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут направлять своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это дозволяется правилами. Некоторые организации разрешают аккредитовать миссии постоянных наблюдателей (Ватикан в ООН, Россия при ОАГ)1.

Роль и значение ООН и ее Устава в настоящее время стали предметом дискуссии. Есть мнение, что престиж этой организации подорван, и следует усилить значение региональных и субрегиональных структур. Но пока система ООН сохраняет жизнеспособность2.

В современной структуре глобального управления (global governance) роль ММПО модернизируется, поскольку данные объединения оказываются способными функционировать весьма интенсивно и оперативно, реально влияя на достижение человечеством максимального состояния стратегической стабильности.

1 Global Governance and the United Nations System / ed. by V. Ritterberger. — Tokyo, N.Y., Paris : United Nations University Press, 2001, p. 1—48.

2 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.