УДК 621.311 (51) В.В. Первухин1
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
В статье на примере отдельных значимых международных инфраструктурных проектов, реализуемых в странах Центральной Азии, предпринята попытка обосновать их определяющую роль в развитии региональной электроэнергетики как одного из составных элементов мировой электроэнергетики.
Ключевые слова: мировая энергетика, электроэнергетика, гидроэнергетика Центральной Азии, энергетическая инфраструктура, Россия, Китай, США.
Введение
Одним из важнейших процессов глобализации мировой экономики является формирование глобальной инфраструктуры. К ней мы относим и региональные системы как элементы или этапы становления и развития глобальных инфраструктурных сетей.
Электроэнергетика - базовая инфраструктурная отрасль. Она связана со всеми секторами народного хозяйства, снабжая их электрической и тепловой энергией и получая от некоторых из них ресурсы для своего функционирования.
В настоящей статье на примере отдельных значимых международных инфраструктурных проектов предпринята попытка обосновать их определяющую роль в развитии мировой электроэнергетики. В качестве такого рода примеров выбраны инфраструктурные водно-энергетические коммуникации в Центральной Азии. Этот выбор обусловлен не только тем обстоятельством, что Центральная Азия продолжает оставаться для России неизменно важным регионом, в частности, именно здесь Россия пытается создать интеграционную схему общего развития.
Но Центральная Азия, кроме того, находится в фокусе изменений направленности динамических потоков между главными потенциальными участниками их образования: Севером (Россия) и Югом (Южная Азия); Востоком (Китай и Ближний Восток) и Западом (Европа). Таким образом, не обладая значимым в мировом масштабе экономическим и даже природно-ресурс-ным потенциалом, этот регион стал объектом
конкурентной борьбы за влияние на него со стороны Китая, России и США.
Прежде чем перейти к рассмотрению основной темы настоящей статьи, приведем некоторые сведения общего характера и оценки тенденций развития мировой энергетики и, в частности, электроэнергетики в качестве фона, на котором происходит реализация инфраструктурных гидроэнергетических проектов в странах Центральной Азии.
Производство электроэнергии в мире в 2014 г. составило 23,5 трлн кВтч. Крупнейшими производителями электроэнергии в мире являлись Китай (5,6 трлн кВт.ч), США (4,3 кВтч) и Евросоюз (3,2 трлн кВт.ч), пять стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия) в совокупности произвели в 2013 г. только 0,2 трлн кВт.ч, или 0,85% мирового производства [1, 2].
Согласно прогнозам важнейшей тенденцией развития на период до 2040-2050 годов будет дальнейший рост доли электроэнергии в конечном потреблении энергии. Основной прирост производства электроэнергии придется на развивающиеся страны Азии, Ближнего Востока и Африки (около 87%) [3].
Усиление конкуренции между основными видами топлива для производства электроэнергии будет сопровождаться снижением удельной стоимости большинства видов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и удорожанием традиционных энергоресурсов (газа и угля). Основу мировой электроэнергетики (более 70% генерации) и к 2040 г. по-прежнему будут составлять тепловые электростанции. Сохранится преоб-
1 Валерий Васильевич Первухин - советник по международному энергетическому сотрудничеству Института энергетической стратегии (ИЭС), к.и.н., e-mail: valperv@yandex.ru
ладание угольной генерации (38% выработки). Доля газа будет сильно разниться по регионам мира в зависимости от его конкурентоспособности. Неископаемые энергоресурсы в совокупности будут обеспечивать к 2040 г. около трети прироста выработки. Развитые страны будут продвигать в первую очередь неуглеродную генерацию, а развивающиеся государства (при сохранении высокой стоимости угля) будут наращивать использование газа и ВИЭ [3].
Расширение международной торговли электроэнергией ведет к оптимизации структуры и объема генерирующих мощностей. Оно требует решения не только технических, но и организационных (порядок диспетчеризации), и экономических (порядок оплаты и создание международных рынков электроэнергии), и политических проблем. Формирование международных рынков электроэнергии невозможно без реализации соответствующих межгосударственных инфраструктурных проектов. Создание такой инфраструктуры требует комплексного решения транспортных, энергетических, финансовых и информационных задач.
К важнейшим регионам в плане энергетического сотрудничества на постсоветском пространстве, как уже отмечалось, относится Центральная Азия. Перспективы такого сотрудничества выходят далеко за границы бывших советских республик. Появляется возможность поставки электроэнергии из стран Центральной Азии в Южную Азию и формирования на этой основе значимого сектора мирового энергетического рынка.
Серьезные инфраструктурные проблемы региона Центральной Азии связаны с гидроэнергетикой и водоснабжением. Россия, участвуя в решении сложных проблем восстановления и развития здесь гидроэнергетического хозяйства, содействует стимулированию экономического и социогуманитарного прогресса.
Центральная Азия не может быть отнесена к политически стабильным регионам. Здесь нет единого хозяйственного и политического центра. Интересы отдельных государств порой оказываются взаимоисключающими. Высокая степень конфликтогенности порождается серьезными противоречиями, прежде всего в отношении водных ресурсов. Регион характеризуется также
латентными конфликтами, политической турбулентностью, нерешенностью ряда этнических проблем и т.д. Помимо неравномерного распределения водных ресурсов, сказывается и соперничество за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном. И в целом невысокий уровень государственного взаимодействия не способствует выстраиванию добрососедских отношений между странами региона [4].
Водные ресурсы Центральной Азии: проблемы водопользования
Водные ресурсы Центральной Азии включают в себя четыре бассейна: Каспийского моря, реки Обь, озера Балхаш и Аральского моря (бассейны двух главных рек - Амударьи и Сыр-дарьи). Первые три бассейна находятся в Казахстане, а четвертый простирается на территории всех стран региона.
Гидрографические особенности:
а) неравномерность распределения водных запасов. В основном они сосредоточены в Таджикистане и Киргизии. Туркмения и Узбекистан обладают весьма скудными запасами воды;
б) в регионе много трансграничных рек, пересекающих границы двух и более государств (Амударья, Сырдарья, Чу, Талас, Или, Тарим и Иртыш). В настоящее время основные конфликты по поводу водных ресурсов связаны со строительством крупных гидроэлектростанций на притоках Амударьи и Сырдарьи.
Наиболее остро проблемы водопользования проявляются, когда водные потоки протекают по территории нескольких государств. Те страны, в ведении которых находятся верховья рек, оказываются в положении монополистов, способных по собственному усмотрению регулировать сток воды, отводя ее для нужд сельского хозяйства и промышленности, возводя гидротехнические сооружения и т.п. Следствием такого положения является обострение межгосударственных конфликтов.
С точки зрения распределения гидроресурсов все пять стран Центральной Азии можно разделить на две группы:
1) страны с недостаточными гидроресурсами - Казахстан, Узбекистан, Туркмения. Они заинтересованы в использовании стоков рек в оросительном режиме;
2) страны богатые водными ресурсами -Киргизия и Таджикистан. Они в большей степени заинтересованы в гидротехническом использовании рек [5].
При всей сложности и многогранности проблемы использования водных ресурсов трансграничных водотоков она все же может иметь решение при условии комплексного подхода к ней. Так, требуют решения вопросы рационального использования воды для полива сельскохозяйственных культур (например, применение капельного орошения вместо сплошного); внедрения передовых технологий водопользования в промышленности; снижения коррупционной составляющей при строительстве гидротехнических сооружений. При этом основное внимание должно быть уделено принятию обязывающих решений на межгосударственном уровне, в том числе и с использованием потенциала Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Проблемы развития водно-энергетической инфраструктуры в Центральной Азии
В июне 2015 г. в Душанбе прошла Международная конференция под эгидой ООН «Вода для жизни» - 2005-2015». В ней участвовали около 1500 политиков и экспертов из 100 стран мира. Принята Душанбинская водная декларация. Однако государства остались при своих проблемах и разногласиях, а общество - без ответа на вопрос: когда политические декларации перейдут в практическую плоскость? Это касается и Центральной Азии. Здесь основной нерешаемой из года в год проблемой остается несогласованность гидроэнергетического и ирригационного режима водостоков трансграничных рек, что не мешает всем странам заявлять публично о необходимости согласования действий и взаимном учете интересов [6].
Напомним, что в советское время между республиками Центральной Азии в водно-энергетической сфере действовала отлаженная система: регулирование речного стока странами верховья компенсировалось поставками энергоресурсов странам низовья. Таджикистан и Киргизия накапливали зимой воду в водохранилищах Нурекской, Кайраккумской и Ток-тогульской ГЭС, а летом сбрасывали ее Узбе-
кистану, Казахстану и Туркмении для целей ирригации. За это зимой они получали от них недостающие электроэнергию и газ. После распада СССР распалась и единая энергосистема региона. Страны низовий стали продавать газ и электричество соседям по рыночным ценам, прекращая поставки за долги. Таджикистан и Киргизия столкнулись с дефицитом энергии в зимний период.
В результате Таджикистан и Киргизия стали решать вопросы собственной энергетической безопасности путем круглогодичной эксплуатации имеющихся ГЭС и строительства новых гидроэнергетических объектов: Рогунской ГЭС (на р. Вахш) и Даштиджумской ГЭС (на р. Пяндж) в Таджикистане и двух Камбаратинских ГЭЧС (на р. Нарын) в Киргизии. Эти планы вызывают беспокойство в Узбекистане: дополнительное регулирование стока указанных рек (в добавление к уже имеющимся на них водохранилищам) может позволить Таджикистану и Киргизии контролировать спуск воды.
Таким образом, энергетические приоритеты стран верховья противоречат сельскохозяйственным интересам стран низовья: одним нужна в первую очередь электроэнергия, а вторым - вода для орошаемого земледелия. В результате наблюдается все более углубляющийся разрыв энергетических связей и нарастание водных противоречий с взаимными упреками и претензиями. Делаются попытки решить вопросы управления трансграничными реками бассейна Аральского моря путем создания координационных органов, например Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК). Но пока она работает недостаточно эффективно по причине разногласий между странами по вопросам эксплуатации водных объектов межгосударственного значения. Еще меньше этот орган может решать вопросы, связанные с источниками инвестиций. Так что страны решают свои проблемы за счет собственных средств: Узбекистан и Казахстан - в Приаралье, Таджикистан - на Рогуне, Киргизия - на Камбарате-1 и -2 и каскаде Верхненарынских ГЭС.
По данным ООН, из-за несогласованности решений в сфере координации водных проблем Центральная Азия ежегодно теряет не менее 1,75 млрд долларов. Рациональное и вза-
имовыгодное использование водно-энергетических ресурсов стран Центральной Азии, включая развитие инфраструктурных связей, может быть достигнуто при наличии согласованной водно-энергетической стратегии. И не только стратегии. Должен бы выработан новый экономический механизм совместного комплексного использования водно-энергетических ресурсов. Вообще в вопросах совместного использования таких ресурсов гораздо важнее не декларирование независимости и суверенитета, а обеспечение безопасности, которая достигается именно взаимозависимостью стран.
Мировое сообщество располагает богатым опытом в сфере межгосударственного регулирования аналогичных проблем: на этот счет имеется более 50 межгосударственных соглашений. Например, США оплачивает услуги Канады по регулированию стока реки Колумбия при помощи канадского каскада водохранилищ. Применительно к Центральной Азии также могут быть разработаны и зафиксированы в межправительственных соглашениях научно обоснованные расчеты по определению стоимости таких услуг. Очевидно, в таких соглашениях должна быть предусмотрена и обязанность по покупке электроэнергии, вырабатываемой ГЭС (вариант принципа «бери или плати»), формула цены и прочие условия. Должны быть зафиксированы и гарантии поставки летом ирригационной воды нуждающимся в ней странам.
Очевидно, что и Россия не может стоять в стороне от решения указанных проблем. Тем более что для нее здесь присутствует не только экономический интерес. Для России важны и экологический, и социальный аспекты. Нарушение экологического баланса в Центральной Азии из-за усыхания Арала приводит к климатическим аномалиям и в самой России. Кроме того, Россия заинтересована в стабильности в регионе. Любые конфликты, в том числе и на почве водных ресурсов, ей не нужны. В условиях антироссийских санкций сельскохозяйственная продукция из стран Центральной Азии могла бы найти в России дополнительные рынки. В порядке компенсации за поставки сельхозпродукции Россия могла бы компенсировать, например, Таджикистану и Киргизии нехватку
2 The Central Asia Energy-Water Development Program - CAEWDP.
электроэнергии в зимний период, поставляя ее через энергосистемы Казахстана.
Россия также могла бы войти в долевое участие в вопросе обеспечения региона питьевой водой. Ведь южные регионы России сами испытывают большую потребность в воде. Области Южного Урала - Свердловская, Тюменская, Оренбургская, Челябинская, Курганская - нуждаются в переводе части стока рек в этот регион. Идея заключается не в том, чтобы заполнить Арал, а в том, чтобы подавать питьевую воду в Центральную Азию. Тогда меньше воды будет забираться из Сырдарьи.
Для решения водно-энергетических проблем Центральной Азии может быть также изучен вопрос о перетоке свободных ресурсов сибирских рек в этот регион. При этом речь не идет о пресловутом «повороте сибирских рек», но лишь о возможном частичном использовании этих ресурсов для орошаемого земледелия в полупустынных районах Центральной Азии.
Интеграция гидроэнергетического комплекса Сибири, Тянь-Шаня и Памира смогла бы позволить Киргизии и Таджикистану не развивать у себя ГЭС, ущемляя водохозяйственные интересы Узбекистана, Казахстана и Туркмении. Центральноазиатские реки могут быть в большей степени ориентированы на нужды ирригации всех регионов, а электрическая энергия сможет поступать сюда от сибирских ГЭС с последующим продолжением высоковольтных линий электропередачи через Центральную Азию в районы Пакистана, Индии и юго-восточного Китая, замыкая тем самым южную ветвь евразийской энергетической системы [7].
Озабоченность мирового сообщества проблемой энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии выразилась, в частности, в подготовленной Всемирным банком (ВБ) в 2010 г. Центральноазиатской программе развития энергетических и водных ресурсов2 [5].
Всемирный банк признает, что рациональное использование водных ресурсов для ирригации и выработки электроэнергии является исключительно важным для устойчивого развития всех стран Центральной Азии. При оказании поддержки в области энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии ВБ осуществляет
деятельность как на региональном, так и на национальном уровне.
На региональном уровне ВБ ведет активный диалог по энергетическим и водным вопросам с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. Работая на региональном уровне в сотрудничестве со всеми странами Центральной Азии и их организациями, ВБ ставит своей целью разработать сильную аналитическую базу, с тем чтобы она могла служить основой для стратегических и выгодных для всего региона решений по управлению водными ресурсами и энергией.
Целью Программы CAEWDP также является координация и эффективное использование вклада донорского сообщества для оказания важной технической поддержки, а также предоставления финансовых ресурсов. В настоящее время в Центральной Азии в области водных и энергетических ресурсов задействован ряд доноров, в том числе Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития, Европейская комиссия (ЕК), Евразийский банк развития, ПРООН, ЕЭК ООН, Германия (GTZ), Швейцария (SECO), Великобритания (Dfid), США (USAID) и Фонд Ага Хана.
Торговля и экспорт энергии являются важными составляющими регионального взаимодействия. Страны Центральной Азии, расположенные вверх по течению, имеют значительный потенциал экспорта электроэнергии в страны Южной Азии, что подчеркивалось в исследовании Всемирного банка по оценке перспектив экспорта энергии в регионе, а также в последующем «Исследовании по вопросам водно-энергетических связей в Центральной Азии». Значительный вклад в обсуждение вопросов по углублению региональной интеграции в области электроэнергии осуществляет Агентство по международному развитию США (USAID) в рамках финансируемой им Программы содействия развитию региональных энергетических рынков (REMAP).
Одновременно с работой и диалогом на региональном уровне Всемирный банк также оказывает поддержку в реализации ряда проектов и исследований в секторе энергетики и водных ресурсов на национальном уровне. Многие из них имеют региональное значение и выгодны
для всего региона, тогда как другие имеют более локализованное значение и приносят выгоды на уровне страны.
В Казахстане ВБ профинансировал долгосрочную программу улучшения связанных с водой экономических и экологических условий в северных районах реки Сырдарья и Аральского моря. В энергетическом секторе Всемирный банк профинансировал несколько проектов, позволивших создать диспетчерский центр и систему управления энергетической системой по последнему слову техники, модернизировать сеть линий электропередачи и укрепить систему электропередачи Север - Юг, что также повышает надежность энергетической системы Центральной Азии.
В Узбекистане ВБ содействует реализации Проекта управления водными ресурсами в Ферганской долине. Кредитная линия в рамках Проекта повышения энергоэффективности, проводимая через коммерческие банки Узбекистана, направлена на стимулирование инвестиций в повышение энергетической эффективности промышленными предприятиями. Также на стадии подготовки находятся проекты в секторе энергетики, предназначенные для поддержки модернизации линий электропередачи с целью повышения надежности подачи электроэнергии, а также улучшения взаимодействия энергетического предприятия с потребителями для снижения технических и коммерческих потерь.
В Киргизии Всемирный банк финансирует проект по совершенствованию оказания ирригационных услуг через ассоциации водопользователей. В Киргизии, а также в Таджикистане, ВБ инициирует проект по совершенствованию гидрометеорологических услуг и данных. Эти страны будут фокусными в данном проекте, но он также содержит компонент, направленный на региональную координацию. В обеих странах Всемирный банк профинансировал проекты по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в энергетическом секторе и оказанию поддержки для решения проблемы острой нехватки электроэнергии в зимний период.
В Таджикистане сотрудничество ВБ в области энергетики и водных ресурсов основано на результатах широкого спектра исследований и обсуждений с правительством в течение послед-
них восьми лет. Оценка реформы энергетических компаний направлена на проведение анализа структурных реформ с тем, чтобы улучшить инвестиционный климат в отрасли. Всемирный банк в партнерстве с Международной финансовой корпорацией (подразделением банка, работающим с частным сектором) и Фондом Ага Хана профинансировал проект по улучшению доступа к гидроэнергетическим ресурсам в отдаленном юго-восточном регионе Таджикистана. Для улучшения коммерческого управления и снижения технических потерь в энергетической системе ВБ совместно с правительством Швейцарии профинансировал и успешно реализовал программу снижения энергетических потерь.
Всемирный банк работает совместно с Азиатским банком развития по оценке поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан и Пакистан (УАП) и при содействии Исламского банка развития - над инфраструктурным Проектом региональной торговли электричеством между странами Центральной и Южной Азии (СЛ8Л-1000). На примере этого проекта видно,
что, несмотря на инвестиционную поддержку со стороны мировых финансовых структур, несогласованность и взаимное недоверие между отдельными центральноазиатскими странами могут серьезно тормозить реализацию насущного международного проекта.
Проект СЛ8Л-1000 охватывает четыре страны - Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Первые две являются поставщиками электроэнергии, две другие - ее потребителями. Проектом предусматривается продажа электроэнергии в летний период, когда Киргизия и Таджикистан производят сброс большого объема воды для ирригационных нужд соседних Казахстана и Узбекистана. Проект рассчитан на передачу электроэнергии в объеме 1300 МВт в год [8].
Главным препятствием на пути реализации этого проекта (помимо ситуации в Афганистане, где все еще продолжаются военные действия) остается дефицит генерирующих мощностей в самой Киргизии. Рост потребления электроэнергии в республике привел к ее нехватке на внутреннем рынке. И это не только инфраструк-
Центрально-азиатская программа развития энергетических и водных ресурсов:три столпа
Раз витке энергетики
Продуктивность водных ресурсов Водно-экергетические связи
Т Г Т
Продвижение эффективных инвестиций а энергетику и управление ресурсами Фокус
• Энергетическая безопасность
в зимний период, в т.ч. у
планирование инфраструктуры
• Торговля энергетическими ^ ресурсами —*
• Подотчетность в энергетике . Энергоэффективность
1? V V
®
* # *
Улучшение продуктивности и эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйств е и энер гети ке Фокус:
• 3-я программа бассейнового управления Аральского моря
• Созданием восстановление инфраструктуры для повышения эффективности ирригации
• Новые технологии и повышение эффективности водоснабжения
/х Ч/
®
Улучшение понимания взаимосвязей между водой и энергетикой на национальном и региональном уровнях Фокус:
• Водно-энергетическое моделирование
• Региональная гидрометеорология
• Изменение климата.
• Водно-энергетический диалог
• Интернет-портал знаний
Источник: Всемирный банк.
Рис. 1. Центрально-азиатская программа развития энергетических и водных ресурсов
турная проблема. В течение последних лет в Киргизии все чаще наблюдается сокращение количества осадков, и это приводит к уменьшению объема воды в водохранилищах. Впервые за многие годы Киргизия зимой минувшего года импортировала электроэнергию из Казахстана.
Но успешность проекта СЛ8Л-1000 во многом будет зависеть не только от способности Киргизии и Таджикистана вырабатывать электроэнергию в требуемом объеме, но и от того, насколько успешно и эффективно обе страны смогут управлять водными ресурсами. Тем более что этот вопрос связан и с политическими факторами. В частности, с позицией Узбекистана, который выступает против ввода новых гидроэлектростанций как в Киргизии, так и в Таджикистане. Узбекское руководство полагает, что подобные объекты приведут к сокращению стока рек, используемых Узбекистаном для ирригации.
Вместе с тем, согласно предварительным оценкам ВБ и Исламского банка развития, инфраструктура, необходимая для выработки электроэнергии в рамках СЛ8Л-1000, уже имеется даже без ввода новых генерирующих мощностей. Однако, чтобы осуществить ее поставку в Южную Азию, необходимо построить две ЛЭП общей протяженностью свыше 1200 км, а также три подстанции - в Санктуде, Кабуле и Пешаваре.
Важно констатировать, что работа над проектом продолжается. Его реализация будет способствовать интеграции и расширению рынков в интересах развития торговли, а также поможет найти устойчивые решения в области управления водными ресурсами.
Заключение
Реализация как внутренней, так и внешней энергетической политики России предполагают строительство новой и развитие существующей инфраструктуры, включая межгосударственные инфраструктурные проекты. К числу стратегических задач России относится формирование общих экономических и энергетических пространств. В первую очередь это касается территорий бывших советских республик. И государства Центральной Азии занимают здесь отнюдь не последнее место.
Участие России в реализации международных инфраструктурных проектов, в особенности в Евразии, обусловлено не только ее уникальным геостратегическим и геополитическим положением в этой части мира. Без участия России ни один из евразийских (в том числе и центральноазиатских) проектов не может быть реализован с достаточной экономической эффективностью. Однако Россия не стремится к доминированию в этих проектах. Напротив, она видит в них источник дальнейшего углубления и развития сотрудничества на евразийском пространстве, в становлении подлинного партнерства в противовес соперничеству, что не исключает объективно рыночной конкуренции. В конечном итоге создание международной энергетической инфраструктуры - самый надежный путь к построению евразийской энергетической цивилизации в интересах всех народов, проживающих на этом пространстве [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Statistical Review о f World Energy 2015. URL: http://www. bp. com/ru_ru/russia. htm.
2. U.S. Energy Information Administration. Energy Statistics. Electricity / US Department of Energy / Wash. D.C.
3. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года /ИНЭИ РАН, АЦ, 2014.
4. Центральная Азия: проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая). М.: РИСИ, 2013.
5. Центрально-азиатская программа развития энергетических и водных ресурсов. Региональное сотрудничество в целях общего благосостояния. Всемирный банк, 2010. URL: http:// www. worldbank. org.
6. Душанбинская декларация по воде. Итоги Международной конференции высокого уровня по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода выполнения Международного десятиле-
тия действия «Вода для жизни» 2005-2015, 8-10 июня 2010 года.
7. Бушуев В.В. Транспортно-энергетическая структура Евразии как основа ее устойчивого развития // Экономика региона. № 4, 2013.
8. Гусева Е.Н. CASA-1000. Российская электроэнергия для Центральной и Южной Азии // Энергетическая политика. Вып. 3, 2014, С. 50-54.
9. Глобальная энергетика и геополитика (Россия и мир) / под ред. Ю.К. Шафраника. М.: Энергия, 2015.
Поступила в редакцию 08.02.2016 г.
V. Pervukhin3
THE ROLE OF INTERNATIONAL INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE DEVELOPMENT OF WORLD POWER INDUSTRY
The article on the example of certain significant international infrastructure projects implemented in the countries of Central Asia, an attempt to justify their crucial role in the development of regional electric power industry as an integral element of world power.
Key words: world energy, electricity, hydropower in Central Asia, energy infrastructure, Russia, China, USA.
3 Valery V. Pervukhin - advisor for international energy cooperation, PhD in History, Institute for Energy Strategy, e-mail: valperv@yandex.ru