Научная статья на тему 'Роль методологии «Action Research» в профессиональном развитии педагога'

Роль методологии «Action Research» в профессиональном развитии педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Action Re­ search / исследование в действии / методология / принципы / практическое действие / научное исследование. / Action Research / іс­әрекеттегі зерттеу / әдістеме / принциптер / практикалық әрекет / ғылыми зерттеу / research in action / methodology / prin­ciples / practical action / scientific research.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еслямгалиева З.С.

Актуальность статьи обусловлена методологическим поиском стратегии профессионального развития педагога. Цель заключается в описании методологии «Action Research» как современного и эффективного средства повышения профессионального уровня педагога. Особое внимание уделено основополагающим принципам методологии: субъективизма, конструктивизма, ситуационности, практики, систематичности и цикличности. Отличительной особенностью материала статьи является сравнительное соотнесение базовых направлений «Action Research»: практическое действие и научное исследование. В статье освещены самостоятельные и коллективные методы «Action Research», сделаны выводы и заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the "Action Research" methodology in the professional development of a teacher

The relevance of the article is due to the methodological search for a strategy for the professional development of a teacher. The purpose is to describe the methodology of Action Research as a modern and effective means of improving the professional level of a teacher. Special attention is paid to the fundamental principles of methodology: subjectivism, constructivism, situationality, practice, systematicity, and cyclicity. A distinctive feature of the article's material is the comparative correlation of the basic directions of Action Research: practical action and scientific research. The article highlights the independent and collective methods of Action Research, conclusions are made.

Текст научной работы на тему «Роль методологии «Action Research» в профессиональном развитии педагога»

36

Педагогическая наука и практика

УДК 373.1

ГРНТИ 14.25.01

РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ «ACTION

RESEARCH» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Мақаланың өзектілігі мұғалімнің кәсіби даму

стратегиясын әдіснамалық іздеуге байланыс­

ты. Мақсаты – "Action Research" әдіснамасын

мұғалімнің кәсіби деңгейін арттырудың заманауи және тиімді құралы ретінде сипаттау. Әдіснаманың негізгі принциптеріне ерекше назар

аударылады: субъективизм, конструктивизм, ситуация, практика, жүйелілік және циклдік. Мақала материалының айрықша ерекшелігі – "Action

Research" базалық бағыттарының салыстырмалы арақатынасы: практикалық әрекет және

ғылыми зерттеу. Мақалада "Action Research"

тәуелсіз және ұжымдық әдістері қамтылған,

қортындылар жасалған.

Еслямгалиева З.С.,

учитель русского языка

и литературы,

специализированная

школа-гимназия-интернат

им. И. Алтынсарина

Г. Костанай

Негізгі сөздер: Action Research,

іс-әрекеттегі зерттеу, әдістеме,

принциптер, практикалық әрекет,

ғылыми зерттеу.

Ключевые слова: Action Re­

search, исследование в действии,

методология, принципы, практическое действие, научное исследование.

Keywords: Action Research, re­­­

search in action, methodology, prin­

ciples, practical action, scientific

research.

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена методологическим поиском стратегии профессионального

развития педагога. Цель заключается в описании

методологии «Action Research» как современного и эффективного средства повышения профессионального уровня педагога. Особое внимание уделено основополагающим принципам

методологии: субъективизма, конструктивизма,

ситуационности, практики, систематичности и

цикличности. Отличительной особенностью материала статьи является сравнительное соотнесение базовых направлений «Action Research»:

практическое действие и научное исследование.

В статье освещены самостоятельные и коллективные методы «Action Research», сделаны выводы и заключения.

Annotation

The relevance of the article is due to the

methodological search for a strategy for the

professional development of a teacher. The purpose

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

37

Профессиональное развитие представителя любой профессии, по мнению американского психолога Дональда Сьюпера, является сложным и

длительным процессом, начинающимся

с профессиональной адаптации и продолжающимся на протяжении всего профессионального цикла, с постепенным

возрастанием степени соответствия качеств работника предъявляемым к нему

требованиям [1].

Если говорить о профессиональном

развитии педагога, то к данному определению можно добавить осознанную необходимость критического осмысления

собственной трудовой деятельности и

последующую способность улучшения

качества образовательного процесса в

целом.

В настоящее время в образователь­­ных

системах государств существует огромное количество стратегий и направлений, способствующих профессиональному росту педагогических кадров.

Но наиболее действенной и результативной, на наш взгляд, является научно-практическая методология «Action

Research» («Исследование в действии»),

позволяющая наиболее полно и всестороннее организовать профессиональное

совершенствование педагога средствами научного познания и активного практического преобразования.

Сущностные характеристики методологии «Action Research» определяются

ее основополагающими принципами:

3(41)/2023

субъективности, конструктивизма, ситуационности, практики, систематичности и цикличности.

Основополагающим принципом методологии «Action Research» является принцип субъективности, который

заключается в том, что исследование

организуется и осуществляется только в рамках собственной деятельности

педагога. Данный факт позволяет на

личностном уровне определить возникшие профессиональные проблемы и затруднения. Причем само исследование

должно проводиться самим педагогом,

с прямым участием всех субъектов образовательного процесса, одновременно

испытывающих выявленные проблемы

и затруднения. Принцип субъективизма

также указывает на непосредственную

роль педагога в выявлении проблемы –

ее инициация происходит самими участниками исследования, а не рекомендуется внешними экспертами.

Наиболее действенным принципом

методологии является принцип конструктивизма, согласно которому педагог, исследуя свою профессиональную

деятельность, способен анализировать

выявленные проблемы, принимать обос­

нованные решения и нести за них персональную ответственность.

Принцип ситуационности указывает

на практическую значимость уникальности структурно-содержательного наполнения исследования, уникальности

участников, временного ресурса. К при-

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

is to describe the methodology of Action Research as a modern and effective means of

improving the professional level of a teacher. Special attention is paid to the fundamental

principles of methodology: subjectivism, constructivism, situationality, practice, systematicity,

and cyclicity. A distinctive feature of the article's material is the comparative correlation of

the basic directions of Action Research: practical action and scientific research. The article

highlights the independent and collective methods of Action Research, conclusions are made.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38

Педагогическая наука и практика

меру, организуя практическую работу в

разных классах, учитель должен понимать о возможной разнице в итогах ее

проведения, осознавать, что на конечный результат исследования непосредственное влияние оказывают внешние

и внутренние факторы, субъектный состав участников, личностные убеждения и мн. др.

Принцип практики заключается в том,

что для совершенствования своей профессиональной деятельности учитель

выбирает именно ту профессиональную

область или профессиональный интерес, который подлежит сомнению, либо

вызывает затруднение в ходе практичес­

кой реализации. В данном случае результатом должно стать улучшение исследуемой практической деятельности.

Принцип систематичности характеризует исследование деятельности

педагога как некую специально запланированную, осмысленную и структурированную систему, направленную

на получение надежных, цикличных и

эффективных результатов. Отдельно

следует отметить, что систематичность

является неотъемлемой частью образовательного процесса и выражается она

в самой структуре его организации (календарный график, уровни обучения,

расписание занятий и т.д.). Но, когда мы

говорим о принципе систематичнос­ти

исследования в действии, то речь идет

о специально выстроенных отдельных

мини-системах, направленных на решение частных вопросов и проблем

(к примеру, исследование пересказа

обучаю­щимися текста как основного

инструмента развития устной речи).

Принцип цикличности способствует возникновению понимания причинно-следственных связей – определяя

вопрос или проблему исследования, мы

ищем пути ее разрешения, после чего

переходим к новым вопросам или новым

циклам исследования. Каждый цикл исследования содержит шесть циклических шагов:

1.Определение проблемы (постановка вопроса).

2.Сбор информации, сведений.

3.Составление маршрута исследования.

4.Определение методов исследования.

5.Сбор полученных данных.

6.Осмысление, анализ и интерпретация данных.

7.Оформление результатов исследования их дальнейшая практическая реа­

лизация [2].

Как и любое исследование, методология «Action Research» предусматривает

практическое действие и научное исследование.

Практическое действие вносит изменения в профессиональную деятельность педагога, являющегося основным

инициатором образовательного процесса. Понятно, что изменения (в идеале –

улучшения) деятельности затрагивают

впоследствии не только самого педагога, но и всех участников школьной среды (обучающихся, родителей, других

педагогов, администрацию и т.д.).

К наиболее очевидным и распрос­

траненным видам практической деятельности с целью профессионального

совершенствования педагога относятся организация исследования в рамках

обу­чения детей, разработка учебных

(образовательных) программ и курсов,

исследование методологии педагогики и

психологии, прикладные исследования,

участие в групповых и коллективных

исследованиях коллег и т.д.

Научное исследование как направ3(41)/2023

39

ление методологии «Action Research» основная задача которой состоит в полупредусматривает определение началь- чении ответов на вопросы, предусмот­

ного, промежуточного и конечного со- ренные программой исследования;

стояний выявленной проблемы, само• наблюдение – позволяет отследить

мотивацию и мотивацию участников, динамику образовательного процесса,

формулировку (а при необходимости, например, улучшение деятельности пеизменение) ценностных ориентаций и дагога после нововведения, изменение

др. Научное направление исследования уровня познавательной активности обузначительно повышает качественный чающихся и т.д.

уровень профессиональных знаний пе• анкетирование – позволяет опредагога (методологические, психолого-­ делить первоначальные ценности, устапедагогические, общекультурные, пред- новки и мотивацию обучающихся, а такметно-научные и т.д.) по основам наук, же конечные результаты;

составляющим фундамент его профес• тестирование – способствует объсиональной компетентности [3].

ективному измерению изучаемых хаРеализация методологии «Action Re­­ рактеристик педагогического процесса,

search» в профессиональной деятельно- проводимому в строго контролируемых

сти педагога сопровождается примене- условиях.

нием частных методов, выбор которых

Качественные методы исследования

зависит от цели исследования, его слож- направлены на более широкое изучение

ности, временных рамок, количества того или иного объекта, всего спектра

участников и некоторых других показа- его проявлений, при этом они ориентелей. Все разнообразие методов мож- тируются на раскрытие определенных

но классифицировать на две составные причинно-следственных связей и аначасти: количественные и качественные лиз самого процесса изменения и взаиметоды.

модействия объекта как внутри себя, так

Количественные методы фокусиру- и при взаимодействии с окружающим

ются на сборе и анализе количествен- миром.

ных данных. Такие методы применяНаиболее эффективными для исслеются преимущественным образом для дования в рамках школьного обучения

выявления причинно-следственных свя- являются следующие качественные мезей и статистических закономерностей, тоды:

а также для проверки теорий, сформи• глубинное интервью – побуждает

рованных на базе практических иссле- респондентов (обучающихся, педагогов,

дований.

других участников образовательного

К числу количественных методов процесса) к обстоятельным и продолжиможно отнести:

тельным рассуждениям на одну из пред• эксперимент – предполагает со- ложенных исследователем тем;

здание экспериментальной группы,

• метод анализа случая – предполаподвергшейся вмешательству, и кон- гает выборочное исследование опредетрольной группы, служащей эталоном ленной проблемы на одном отдельно

сравнения;

взятом объекте;

• структурированное интервью –

• проективные методы (методика непредставляет целенаправленную беседу, законченных предложений, Must-тест,

3(41)/2023

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

40

Педагогическая наука и практика

метод метафор и др.)

• дают возможность обучающимся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самостоятельно спроецировать реальный мир и интерпретировать его, в зависимости от направления исследования;

• кейс-стади – позволяет изучить

уникальный объект в совокупности его

взаимосвязей;

• контент анализ – направлен на исследование содержательного контекста

исследуемого вопроса [4].

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сделать акцент на отличительных характеристиках методологии

«Action Research» от других форм исследований. Наиболее очевидным отличием является размытость границ

между теорией и практикой, а иногда

первоначальные практические исследования приводят к теоретическим заключениям, что абсолютно не приемлемо для хода и логики традиционного

исследования. Следующим отличием

является прямая причастность исследователя (педагога, обучающегося и т.д.) к

осуществляемой деятельности, т.е. выявленная проблема изучается не внешними экспертами, а инсайдерами образовательного процесса. В связи с чем,

проблемы для исследования определяются актуальные, злободневные, решение их будет способствовать улучшению

и совершенствованию образовательного

процесса в целом. Также следует упомянуть и о возможной субъективности

отдельного мнения, что недопустимо в

рамках обычного исследования.

Таким образом, применение методологии «Action Research» в образовательном процессе школы требует особой

(отличной от традиционной) организации учебно-воспитательного процесса

и создает очевидные предпосылки для

профессионального развития педагога

его самосовершенствования и саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Методы социологического иссле­­до­­ва­­

ния. URL: https://zadocs.ru/infor­matika

/48159/index.html (дата обращения:

24.01.23).

2.Введение в Action Research. URL:

https://kst.nis.edu.kz/wp-content/uploads/

2018/01/Action-Research-courseIntroduction-new-edition-1.pdf (дата обращения: 25.01.23).

3.Dan MacIsaac. An Introduction to

Action Research. 1995. URL: http://

physicsed.buffal (дата обращения: 25.01.

23).

4.Исследование в действии: как улучшить свою работу здесь и сейчас. URL:

https://pedsovet.org/article/issledovaniev-dejstvii-kak-ulucsit-svou-rabotu-zdes-isejcas (дата обращения: 25.01.23).

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.