36
Педагогическая наука и практика
УДК 373.1
ГРНТИ 14.25.01
РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ «ACTION
RESEARCH» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аңдатпа
Мақаланың өзектілігі мұғалімнің кәсіби даму
стратегиясын әдіснамалық іздеуге байланыс
ты. Мақсаты – "Action Research" әдіснамасын
мұғалімнің кәсіби деңгейін арттырудың заманауи және тиімді құралы ретінде сипаттау. Әдіснаманың негізгі принциптеріне ерекше назар
аударылады: субъективизм, конструктивизм, ситуация, практика, жүйелілік және циклдік. Мақала материалының айрықша ерекшелігі – "Action
Research" базалық бағыттарының салыстырмалы арақатынасы: практикалық әрекет және
ғылыми зерттеу. Мақалада "Action Research"
тәуелсіз және ұжымдық әдістері қамтылған,
қортындылар жасалған.
Еслямгалиева З.С.,
учитель русского языка
и литературы,
специализированная
школа-гимназия-интернат
им. И. Алтынсарина
Г. Костанай
Негізгі сөздер: Action Research,
іс-әрекеттегі зерттеу, әдістеме,
принциптер, практикалық әрекет,
ғылыми зерттеу.
Ключевые слова: Action Re
search, исследование в действии,
методология, принципы, практическое действие, научное исследование.
Keywords: Action Research, re
search in action, methodology, prin
ciples, practical action, scientific
research.
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена методологическим поиском стратегии профессионального
развития педагога. Цель заключается в описании
методологии «Action Research» как современного и эффективного средства повышения профессионального уровня педагога. Особое внимание уделено основополагающим принципам
методологии: субъективизма, конструктивизма,
ситуационности, практики, систематичности и
цикличности. Отличительной особенностью материала статьи является сравнительное соотнесение базовых направлений «Action Research»:
практическое действие и научное исследование.
В статье освещены самостоятельные и коллективные методы «Action Research», сделаны выводы и заключения.
Annotation
The relevance of the article is due to the
methodological search for a strategy for the
professional development of a teacher. The purpose
3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
37
Профессиональное развитие представителя любой профессии, по мнению американского психолога Дональда Сьюпера, является сложным и
длительным процессом, начинающимся
с профессиональной адаптации и продолжающимся на протяжении всего профессионального цикла, с постепенным
возрастанием степени соответствия качеств работника предъявляемым к нему
требованиям [1].
Если говорить о профессиональном
развитии педагога, то к данному определению можно добавить осознанную необходимость критического осмысления
собственной трудовой деятельности и
последующую способность улучшения
качества образовательного процесса в
целом.
В настоящее время в образовательных
системах государств существует огромное количество стратегий и направлений, способствующих профессиональному росту педагогических кадров.
Но наиболее действенной и результативной, на наш взгляд, является научно-практическая методология «Action
Research» («Исследование в действии»),
позволяющая наиболее полно и всестороннее организовать профессиональное
совершенствование педагога средствами научного познания и активного практического преобразования.
Сущностные характеристики методологии «Action Research» определяются
ее основополагающими принципами:
3(41)/2023
субъективности, конструктивизма, ситуационности, практики, систематичности и цикличности.
Основополагающим принципом методологии «Action Research» является принцип субъективности, который
заключается в том, что исследование
организуется и осуществляется только в рамках собственной деятельности
педагога. Данный факт позволяет на
личностном уровне определить возникшие профессиональные проблемы и затруднения. Причем само исследование
должно проводиться самим педагогом,
с прямым участием всех субъектов образовательного процесса, одновременно
испытывающих выявленные проблемы
и затруднения. Принцип субъективизма
также указывает на непосредственную
роль педагога в выявлении проблемы –
ее инициация происходит самими участниками исследования, а не рекомендуется внешними экспертами.
Наиболее действенным принципом
методологии является принцип конструктивизма, согласно которому педагог, исследуя свою профессиональную
деятельность, способен анализировать
выявленные проблемы, принимать обос
нованные решения и нести за них персональную ответственность.
Принцип ситуационности указывает
на практическую значимость уникальности структурно-содержательного наполнения исследования, уникальности
участников, временного ресурса. К при-
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
is to describe the methodology of Action Research as a modern and effective means of
improving the professional level of a teacher. Special attention is paid to the fundamental
principles of methodology: subjectivism, constructivism, situationality, practice, systematicity,
and cyclicity. A distinctive feature of the article's material is the comparative correlation of
the basic directions of Action Research: practical action and scientific research. The article
highlights the independent and collective methods of Action Research, conclusions are made.
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
38
Педагогическая наука и практика
меру, организуя практическую работу в
разных классах, учитель должен понимать о возможной разнице в итогах ее
проведения, осознавать, что на конечный результат исследования непосредственное влияние оказывают внешние
и внутренние факторы, субъектный состав участников, личностные убеждения и мн. др.
Принцип практики заключается в том,
что для совершенствования своей профессиональной деятельности учитель
выбирает именно ту профессиональную
область или профессиональный интерес, который подлежит сомнению, либо
вызывает затруднение в ходе практичес
кой реализации. В данном случае результатом должно стать улучшение исследуемой практической деятельности.
Принцип систематичности характеризует исследование деятельности
педагога как некую специально запланированную, осмысленную и структурированную систему, направленную
на получение надежных, цикличных и
эффективных результатов. Отдельно
следует отметить, что систематичность
является неотъемлемой частью образовательного процесса и выражается она
в самой структуре его организации (календарный график, уровни обучения,
расписание занятий и т.д.). Но, когда мы
говорим о принципе систематичности
исследования в действии, то речь идет
о специально выстроенных отдельных
мини-системах, направленных на решение частных вопросов и проблем
(к примеру, исследование пересказа
обучающимися текста как основного
инструмента развития устной речи).
Принцип цикличности способствует возникновению понимания причинно-следственных связей – определяя
вопрос или проблему исследования, мы
ищем пути ее разрешения, после чего
переходим к новым вопросам или новым
циклам исследования. Каждый цикл исследования содержит шесть циклических шагов:
1.Определение проблемы (постановка вопроса).
2.Сбор информации, сведений.
3.Составление маршрута исследования.
4.Определение методов исследования.
5.Сбор полученных данных.
6.Осмысление, анализ и интерпретация данных.
7.Оформление результатов исследования их дальнейшая практическая реа
лизация [2].
Как и любое исследование, методология «Action Research» предусматривает
практическое действие и научное исследование.
Практическое действие вносит изменения в профессиональную деятельность педагога, являющегося основным
инициатором образовательного процесса. Понятно, что изменения (в идеале –
улучшения) деятельности затрагивают
впоследствии не только самого педагога, но и всех участников школьной среды (обучающихся, родителей, других
педагогов, администрацию и т.д.).
К наиболее очевидным и распрос
траненным видам практической деятельности с целью профессионального
совершенствования педагога относятся организация исследования в рамках
обучения детей, разработка учебных
(образовательных) программ и курсов,
исследование методологии педагогики и
психологии, прикладные исследования,
участие в групповых и коллективных
исследованиях коллег и т.д.
Научное исследование как направ3(41)/2023
39
ление методологии «Action Research» основная задача которой состоит в полупредусматривает определение началь- чении ответов на вопросы, предусмот
ного, промежуточного и конечного со- ренные программой исследования;
стояний выявленной проблемы, само• наблюдение – позволяет отследить
мотивацию и мотивацию участников, динамику образовательного процесса,
формулировку (а при необходимости, например, улучшение деятельности пеизменение) ценностных ориентаций и дагога после нововведения, изменение
др. Научное направление исследования уровня познавательной активности обузначительно повышает качественный чающихся и т.д.
уровень профессиональных знаний пе• анкетирование – позволяет опредагога (методологические, психолого- делить первоначальные ценности, устапедагогические, общекультурные, пред- новки и мотивацию обучающихся, а такметно-научные и т.д.) по основам наук, же конечные результаты;
составляющим фундамент его профес• тестирование – способствует объсиональной компетентности [3].
ективному измерению изучаемых хаРеализация методологии «Action Re рактеристик педагогического процесса,
search» в профессиональной деятельно- проводимому в строго контролируемых
сти педагога сопровождается примене- условиях.
нием частных методов, выбор которых
Качественные методы исследования
зависит от цели исследования, его слож- направлены на более широкое изучение
ности, временных рамок, количества того или иного объекта, всего спектра
участников и некоторых других показа- его проявлений, при этом они ориентелей. Все разнообразие методов мож- тируются на раскрытие определенных
но классифицировать на две составные причинно-следственных связей и аначасти: количественные и качественные лиз самого процесса изменения и взаиметоды.
модействия объекта как внутри себя, так
Количественные методы фокусиру- и при взаимодействии с окружающим
ются на сборе и анализе количествен- миром.
ных данных. Такие методы применяНаиболее эффективными для исслеются преимущественным образом для дования в рамках школьного обучения
выявления причинно-следственных свя- являются следующие качественные мезей и статистических закономерностей, тоды:
а также для проверки теорий, сформи• глубинное интервью – побуждает
рованных на базе практических иссле- респондентов (обучающихся, педагогов,
дований.
других участников образовательного
К числу количественных методов процесса) к обстоятельным и продолжиможно отнести:
тельным рассуждениям на одну из пред• эксперимент – предполагает со- ложенных исследователем тем;
здание экспериментальной группы,
• метод анализа случая – предполаподвергшейся вмешательству, и кон- гает выборочное исследование опредетрольной группы, служащей эталоном ленной проблемы на одном отдельно
сравнения;
взятом объекте;
• структурированное интервью –
• проективные методы (методика непредставляет целенаправленную беседу, законченных предложений, Must-тест,
3(41)/2023
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая наука и практика
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
40
Педагогическая наука и практика
метод метафор и др.)
• дают возможность обучающимся
самостоятельно спроецировать реальный мир и интерпретировать его, в зависимости от направления исследования;
• кейс-стади – позволяет изучить
уникальный объект в совокупности его
взаимосвязей;
• контент анализ – направлен на исследование содержательного контекста
исследуемого вопроса [4].
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сделать акцент на отличительных характеристиках методологии
«Action Research» от других форм исследований. Наиболее очевидным отличием является размытость границ
между теорией и практикой, а иногда
первоначальные практические исследования приводят к теоретическим заключениям, что абсолютно не приемлемо для хода и логики традиционного
исследования. Следующим отличием
является прямая причастность исследователя (педагога, обучающегося и т.д.) к
осуществляемой деятельности, т.е. выявленная проблема изучается не внешними экспертами, а инсайдерами образовательного процесса. В связи с чем,
проблемы для исследования определяются актуальные, злободневные, решение их будет способствовать улучшению
и совершенствованию образовательного
процесса в целом. Также следует упомянуть и о возможной субъективности
отдельного мнения, что недопустимо в
рамках обычного исследования.
Таким образом, применение методологии «Action Research» в образовательном процессе школы требует особой
(отличной от традиционной) организации учебно-воспитательного процесса
и создает очевидные предпосылки для
профессионального развития педагога
его самосовершенствования и саморазвития.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Добреньков В.И., Кравченко А.И.
Методы социологического исследова
ния. URL: https://zadocs.ru/informatika
/48159/index.html (дата обращения:
24.01.23).
2.Введение в Action Research. URL:
https://kst.nis.edu.kz/wp-content/uploads/
2018/01/Action-Research-courseIntroduction-new-edition-1.pdf (дата обращения: 25.01.23).
3.Dan MacIsaac. An Introduction to
Action Research. 1995. URL: http://
physicsed.buffal (дата обращения: 25.01.
23).
4.Исследование в действии: как улучшить свою работу здесь и сейчас. URL:
https://pedsovet.org/article/issledovaniev-dejstvii-kak-ulucsit-svou-rabotu-zdes-isejcas (дата обращения: 25.01.23).
3(41)/2023