3. Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. - 2023
© Майоров Н.А., 2024
УДК 331.08
Матыцина Н.П.
к.э.н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ Бухарцев В.Д.
Курсант, ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
РОЛЬ МЕНТОРСТВА В УЛУЧШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
Аннотация
Статья раскрывает роль менторства в улучшении профессиональной деятельности сотрудников. Анализируются концепции менторства, основные принципы и классификации. Предлагаются практические рекомендации по внедрению данной системы, а также рассмотрены преимущества и недостатки.
Ключевые слова
менторство, сотрудники, конкурентоспособность, эффективность, наставничество.
В условиях современной экономики от сотрудников различных организаций требуется высокий уровень профессиональной подготовки, а также способность к непрерывному обучению и быстрой адаптации к изменениям. Одним из эффективных механизмов решения данной проблемы является менторство.
Согласно результатам опроса, SuperJob известно, что в 2024 году 23% жителей России стремятся пройти обучение или повысить свою квалификацию [3]. Цель исследования - проанализировать роль менторства в улучшении профессиональной деятельности сотрудников.
Менторство - это процесс наставничества, при котором опытный специалист (ментор) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному специалисту (менти) и оказывает ему помощь в карьерном развитии [2].
Классифицировать виды менторства можно в зависимости от формальности отношений (формальные и неформальные) и места работы (внутреннее и внешнее).
К основным принципам менторства относят:
- продуктивное взаимодействие участников процесса;
- атмосфера содействия и одобрения со стороны ментора;
- обязательный промежуточный контроль и оценка;
- уважительное друг к другу и деловой этикет;
- критика своевременна и конструктивна.
Организация и проведение обучающих программ требуют времени и ресурсов, бывает сложно найти подходящих менторов, которые могут найти правильный подход к любому человеку и готовы делиться своими знаниями. Тем не менее, преимущества менторства значительно превосходят его
недостатки. Оно помогает улучшить коммуникацию между сотрудниками и руководством, развить профессиональные компетенции, получить новые знания и навыки, развить лидерские качества и повысить мотивацию сотрудников. С помощью менторства создается позитивная корпоративная культура, что повышает эффективность организации в целом. По данным международного исследования 74% молодых предпринимателей отметили рост бизнеса благодаря наставникам [1].
Рекомендации, которые помогут организациям успешно внедрить менторские программы в работу:
1. Формулировка четких целей менторской программы, соответствующих стратегическим задачам организации.
2. Составление документально оформленной политики менторства, включающую в себя основные принципы, правила и процедуры. Грамотное определение ролей и ответственности участников, руководства и HR-отдела.
3. Постоянное регулирование подбора участников с учетом оценки профессионального опыта и компетенций ментора, а также совместимость характеров с менти.
4. Продумывание структуры программы, которая включает в себя план встреч, темы обсуждения, и критерии оценки.
5. Оценка эффективности и анализ прогресса сотрудников на каждом этапе наставничества. На основе оценки эффективности вносятся корректировки в программу, для обеспечения наибольшей эффективности в короткие промежутки времени.
Таким образом, менторство несомненно является ценным инструментом для улучшения профессиональной деятельности сотрудников и повышения конкурентоспособности организаций. Внедрение эффективной системы менторства требует комплексного подхода, а также учета особенностей организации. Необходимо создать культуру, где наставничество является неотъемлемой частью процесса обучения и развития сотрудников.
Список использованной литературы:
1. Канаев А. С. Менторинг как инструмент адаптации и развития персонала // Экономика. Социология. Право. 2023. №3 (31).
2. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М.В. Кларин. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 288с.
3. Пугачев, В.П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для вузов / В.П. Пугачев. - 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 523 с.
© Матыцина Н.П., Бухарцев В.Д., 2024
УДК 373.31
Матыцина Н.П.
к. э. н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ Шелестов М.А.
курсант 4 курса, ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения эффективности цифровой трансформации