ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитин Ю. Б., Котюргина А. С., Федорова Е. И. Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196013.htm.
ART 196013 УДК 378.147
Никитин Юрий Борисович,
кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой физики, математики, медицинской информатики ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск ramzes4861 @yandex.ru
Котюргина Александра Станиславовна,
кандидат технических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий в экономике ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», г. Омск vaskakot2007@yandex. ru
Федорова Елена Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры кибернетики ФГБОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского», г. Омск [email protected]
Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача
Аннотация. В настоящее время медицинская информатика интегрирована во все области медицины, что предъявляет определенные требования к медицинскому образованию. Будущий врач должен быть готов к использованию современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Ключевые слова: медицинская информатика, медицинское образование, информационные технологии.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Среда современного здравоохранения резко изменилась за последние несколько десятилетий. Она стала информационно-интенсивной средой и сместила акцент на технологические приложения. В результате таких изменений усилия должны быть направлены на то, чтобы будущие медицинские работники были готовы к такой обстановке через изучение медицинской информатики (далее - МИ). На современное здравоохранение оказывают сильное влияние достижения в области информационных технологий (далее - ИТ).
Использование компьютеров в здравоохранении началось с административных и финансовых задач в 1960-е гг. Однако в последнее время круг задач существенно расширился. Появились сложные клинические системы поддержки принятия решений. Доступ к информации, её извлечение и анализ привели к улучшению качества услуг, предоставляемых пациентам [1].
МИ - это быстро развивающееся научное направление, занимающееся хранением, поиском и оптимальным использованием биомедицинской информации, данных и знаний для решения проблем и принятия решений в области медицины и здравоохранения [2].
В настоящее время МИ интегрирована со всеми областями медицины. Есть несколько причин, которые способствуют развитию этой важной дисциплины:
- развитие вычислительной техники и ИТ;
- использование традиционных бумажных методов и важность обоснованного решения в современных условиях здравоохранения [3].
Области применения МИ не ограничиваются определённым уровнем. Они охватывают все уровни, начиная от клеток до макроуровня (население), как показано на
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитин Ю. Б., Котюргина А. С., Федорова Е. И. Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196013.htm.
рисунке. МИ включает в себя четыре основных направления: клиническая информатика, информатика общественного здравоохранения, информатика визуализации и биоинформатика.
Все приложения, ориентированные на пациента, участвуют в клинической информатике.
Информатика здравоохранения применяет те же методы и приемы в популяциях вместо одного пациента.
Информатика визуализации охватывает области, связанные с радиологией, управлением визуализацией, молекулярной визуализацией и дерматологией. Биоинформатика работает на молекулярном и клеточном уровнях.
Фундаментальные исследования
Медицинская информатика
с т \
и ОТ и
к
О и
а н
ф
о р
м
а
1
ч
с N
и К л
я ф и
н
о р и
м
а ч
т О)
и п к
к а
а я
ч У
Спектр областей применения медицинской информатики [4]
Области применения МИ многочисленны, и каждое применение имеет свой потенциал в здравоохранении. В зависимости от типа используемой информации, применения клинической информатики можно классифицировать для конкретного пациента и знания приложений. Информация о пациенте, как правило, создается и используется для ухода за пациентами в медицинских учреждениях, в то время как информация, основанная на знаниях медицины, - это научные основы.
Информация о конкретном пациенте отображается с помощью специальных приложений электронных медицинских записей (БМК). Это помогает преодолеть слабость традиционной бумажной записи и такие проблемы, как неразборчивость, неполнота, доступность и безопасность [5].
Источники знаний включают поиск информации, который совершенствуется с развитием Интернета. Как медицинские работники, так и пациенты могут использовать интернет-сайты для поиска информации о здоровье [6]. Один из таких сайтов -
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитин Ю. Б., Котюргина А. С., Федорова Е. И. Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196013.htm.
MEDLINE, который является библиографической базой данных, включающей в себя более 19 миллионов ссылок на журнальные статьи в области наук о жизни.
Еще одно приложение - это системы поддержки принятия клинических решений (CDSSs). Это приложение работает путем слияния двух прикладных систем и направлено на выявление медицинских ошибок, снабжение медицинских работников соответствующей информацией. Для выполнения этих задач специалист должен быть подключен к EMRs [7]. Влияние CDSSs хорошо документировано в литературе с точки зрения его положительного влияния на работу врачей, в том числе диагностическую.
Другое приложение, которое включает в себя инструмент поддержки принятия решений, - Physician Order Entry. Оно определяется как разновидность компьютерной системы заказа лекарств.
Всё вышесказанное требует изменений в системе медицинского образования.
Общие цели медицинского образования можно представить следующим образом:
- предложить научные медицинские знания студентам-медикам и практикующим врачам;
- научить их применять эти знания в реальной медицинской практике;
- мотивировать развитие навыков, требующих получения новых знаний в течение жизни [8].
Для того чтобы достигнуть этих целей, медицинское образование должно изменяться с соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Существенные изменения, которые произошли в течение последних нескольких лет, являются непосредственными результатами достижений в области коммуникации, а это в том числе расширение Всемирной паутины. В последнее время большинство медицинских университетов включили Интернет в качестве нового инструмента для обучения. Из-за растущего числа медицинской литературы, доступной в Интернете, и зависимости от медицинской практики по доказательной медицине (EBM) эффективное управление информацией должно преподаваться не только педагогам, но и студентам (Ward, 2001) [9].
Добавим, что медицинская наука стремительно меняется. Соответственно, студенты-медики сталкиваются с новыми и уникальными проблемами в медицинской практике. Существуют различные источники медицинских знаний, которые возникают каждый день. Новые биологические открытия, особенно на молекулярном и клеточном уровнях, также приводят к раскрытию скрытой природы биологии человека и его многочисленных болезней. Технология также играет важную роль в открытии новых лечебно-диагностических инструментов, которые требуют от медицинских работников приобретения больше навыков и знаний.
Следовательно, в медицинском образовании появляются новые возможности и вызовы, которые влияют на методы обучения, процесс обучения и образовательную программу. Все эти факторы меняют медицинскую практику и требуют внести изменения в медицинское образование с точки зрения формы и содержания.
Практическая медицина неразрывно связана с управлением информацией [10]. Другими словами, сфера здравоохранения сильно зависит от информации. Следовательно, вполне естественно интегрировать курс МИ в учебную программу студентов-медиков, который позволит им эффективно управлять медицинской информацией в своей будущей практике. Кроме того, технология стала неотъемлемой частью практики в сфере здравоохранения во время ухода за пациентами. Понимание МИ поможет будущим врачам, поскольку они решают не только то, что им нужно знать, но и как найти то, что им нужно знать. Кроме того, оказание медицинской помощи в значительной степени зависит от медицинской литературы. Объем медицинской литературы стремительно вырос за последние несколько десятилетий. По данным
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитин Ю. Б., Котюргина А. С., Федорова Е. И. Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196013.htm.
Б. Г. Драсс [11 ], около 8,1 млн статей были опубликованы в MEDLINE в период с 1978 по 2001 г. В период с 1978 по 1985 и 1994 по 2001 г. ежегодное количество статей MEDLINE увеличилось до 46%, в среднем от 272,344 до 442,756 в год. Рост литературы был особенно интенсивным в области клинических исследований.
Большинство современных студентов медицинских университетов демонстрируют хорошие навыки в области практической информатики, потому что они имеют возможность использовать электронную почту, обрабатывать тексты и искать информацию в Интернете. Однако управление информацией в здравоохранении требует более высокого уровня квалификации [12].
А. Суонсон [13] в докладе ACME-TRI предположил, что студентов-медиков необходимо обучить компьютерным навыкам, которые помогут им управлять информацией, для поддержки принятия обоснованных решений и повышения их возможностей непрерывного образования.
Знания в области МИ помогут будущим врачам в использовании клинических информационных систем и информационных медицинских ресурсов. Существует значимая связь между студентами-медиками, имеющими хорошую подготовку в области общей информатики, и их отношением к информационным и коммуникационным технологиям. В недавних исследованиях [14] был сделан вывод, что студенты с положительным отношением к ИКТ лучше осваивали МИ и имели более высокий средний балл (Houshyari, 2012).
В 2000 г. Международная ассоциация медицинской информатики (IMIA) опубликовала свой первый вариант рекомендаций по вопросам образования в области МИ. В 2011 г. была опубликована вторая версия этих рекомендаций. Рекомендации IMIA следует применять в качестве основы на национальных и международных уровнях. Образовательные потребности описываются как трехмерная структура:
1. Профессиональные работники здравоохранения (врачи, медсестры).
2. Повышение квалификации (аспирантура, докторантура).
3. Студенты медицинских университетов.
Содействовать успешной реализации образовательных задач в области МИ должны такие мероприятия, как профессиональные конференции, семинары, практикумы и выставки, а также форумы для обмена идеями и опытом в области информатики здравоохранения.
Ссылки на источники
1. Otto A., Kushniruk A. Incorporation of medical informatics and information technology as core components of undergraduate medical education - time for change! // Studies in Health Technology and Informatics. - 2009. -№ 143. - Р. 62-67.
2. Shortliffe E. H. Medical informatics meets medical education // Jama. - 1995. - № 273(13). - Р. 1061.
3. Ibid.
4. Shortliffe E. H., Cimino, J. J. Medical informatics: Computer applications in health care and biomedicine Springer. - 2006.
5. Hersh W. R. Medical informatics // JAMA: The Journal of the American Medical Association. - 2002. -№ 288(16). - Р. 1955-1958.
6. Ibid.
7. Ibid.
8. Shortliffe E. H., Cimino J. J. Op. cit.
9. Druss B. G., Marcus S. C. Growth and decentralization of the medical literature: Implications for evidence-based medicine // Journal of the Medical Library Association. - 2005. - № 93(4). - Р. 499.
10. Shortliffe E. H., Cimino J. J. Op. cit.
11. Ibid.
12. Preparing tomorrow's doctors: The impact of a special study module in medical informatics / K. J. McGlade, C. J. McKeveney, V. L. Crawford, P. Brannigan // Medical Education. - 2003. - № 35(1). - Р. 62-67.
ISSN 2304-120X
13.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитин Ю. Б., Котюргина А. С., Федорова Е. И. Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196013.htm.
Swanson A., Anderson M. Educating medical students. assessing change in medical education the road to implementation (ACME-TRI report) // Acad Med.- 1993. - № 68(6). - P. S35-S39. 14. Medical education and information and communication technology / A. B. Houshyari, M. Bahadorani, M. Tootoon-chi, J. J. Z. Gardiner, R. A. Peca, P. Adibi // Journal of Education and Health Promotion. - 2012. - № 1.
Yuri Nikitin,
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Head of Physics, Mathematics, Medical Informatics Chair, Omsk State Medical University, Omsk [email protected] Alexandra Kotyurgina,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Mathematical Methods and Information Technologies in Economics Chair, Omsk State Technical University, Omsk [email protected] Elena Fedorova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cybernetics Chair, Omsk State University named
after F.M. Dostoevsky, Omsk
The role of medical informatics in the training of future doctors
Abstract. Currently, medical informatics is integrated into all areas of medicine, which sets specific requirements for medical education. Future doctor should be ready to use modern information technologies in their professional activities.
Key words: medical informatics, medical education, information technologies. References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
Otto, A. & Kushniruk, A. (2009). "Incorporation of medical informatics and information technology as core components of undergraduate medical education - time for change!", Studies in Health Technology and Informatics, 143, pp. 62-67 (in English).
Shortliffe, E. H. (1995). "Medical informatics meets medical education", Jama, 273(13), p. 1061 (in English). Ibid.
Shortliffe, E. H. & Cimino, J. J. (2006). Medical informatics: Computer applications in health care and biomedicine Springer (in English).
Hersh, W. R. (2002). "Medical informatics", JAMA: The Journal of the American Medical Association,
288(16), pp. 1955-1958 (in English).
Ibid.
Ibid.
Shortliffe, E. H. & Cimino, J. J. (2006). Op. cit.
Druss, B. G. & Marcus, S. C. (2005). "Growth and decentralization of the medical literature: Implications for evidence-based medicine", Journal of the Medical Library Association, 93(4), p. 499 (in English). Shortliffe, E. H. & Cimino, J. J. (2006). Op. cit. Ibid.
McGlade, K. J., McKeveney, C. J., Crawford, V. L. & Brannigan, P. (2001). "Preparing tomorrow's doctors: The impact of a special study module in medical informatics", Medical Education, 35(1), pp. 62-67 (in English). Swanson, A. & Anderson, M. (1993). "Educating medical students. assessing change in medical education the road to implementation (ACME-TRI report)", Acad Med, 68(6), pp. S35-S39 (in English). Houshyari, A. B., Bahadorani, M., Tootoonchi, M., Gardiner, J. J. Z., Peca, R. A., & Adibi, P. (2012). "Medical education and information and communication technology", Journal of Education and Health Promotion, 1 (in English).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 06.11.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.18
Принята к публикации Accepted for publication 10.12.18 Опубликована Published 28.02.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Никитин Ю. Б., Котюргина А. С., Федорова Е. И., 2019
977230412019702