Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ'

РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1363
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РАБОЧАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байсугурова В.Ю., Қуат Д.Е., Ақберген А.Н.

В настоящей работе проведен систематический обзор в онлайн библиотеках. Цель этого систематического обзора состоит в том, чтобы подчеркнуть роль медсестер в обеспечении безопасности пациентов и создании благоприятных условий. Таким образом, исследование было направлено на выявление факторов риска окружающей среды на рабочем месте, с которыми сталкиваются медсестры. Полученные результаты открывают перспективы дальнейших исследований по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Байсугурова В.Ю., Қуат Д.Е., Ақберген А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NURSES IN ENSURING A SAFE HOSPITAL ENVIRONMENT

A safe hospital environment is an environment that most fully provides the patient and the medical professional with comfort and safety conditions that allow them to effectively meet all their vital needs.[1] Such an environment is created by the organization of the hospital regime and the conduct of certain activities.[2] Nursing care has a high incidence of work-related injuries, as nurses are professional staff at the forefront of a complex situation in the health care system. The complexity of patient care increases the risk of nurse injuries, which have adverse consequences such as burnout and high turnover of staff at both the organizational and individual level[3].

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ»

Вестник К03НМУ № I - 2020

УДК 614.253.52:616-082

В.Ю. Байсугурова, Д.Е. К^уат, А.Н. Ацберген

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Кафедра биостатистики и основ научного исследования

РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ

В настоящей работе проведен систематический обзор в онлайн библиотеках. Цель этого систематического обзора состоит в том, чтобы подчеркнуть роль медсестер в обеспечении безопасности пациентов и создании благоприятных условий. Таким образом, исследование было направлено на выявление факторов риска окружающей среды на рабочем месте, с которыми сталкиваются медсестры. Полученные результаты открывают перспективы дальнейших исследований по данному вопросу. Ключевые слова: безопасная больничная среда, организационный климат, организационная культура, рабочая среда

Введение. Безопасная больничная среда - это среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности [1]. Здоровое рабочее место важно как для медсестер, так и для пациентов, за которыми они ухаживают. Исследования показали, что медсестры сталкиваются с различными опасностями: физическими (шум, густонаселение, кондиционирование воздуха и т.д.), химическими (формальдегид, оксид этилена и т.д.), биологическими (грибки, вирусы и т.д.), психологическими (эмоциональное выгорание, стресс) и эргономичными ( нагрузки на позвоночник, боли в конечностях, пояснице и т.д.), а также факторы риска, связанные с радиацией и другие проблемы со здоровьем [2]. Сестринский уход имеет высокую частоту травм, связанных с работой, так как медсестры являются профессиональным персоналом на передовой сложной ситуации в системе здравоохранения. Сложность ухода за пациентами повышает риск травматизма медсестер, который имеет неблагоприятные последствия, такие как эмоциональное выгорание и высокая текучесть кадров как на организационном, так и на индивидуальном уровне [3].

Материалы и методы исследования. Был проведен систематический обзор литературы, за последние 5 лет, в онлайн библиотеках Cochrane Library, PubMed, Ovid MEDLINE, Embase. Были использованы термины и ключевые слова для поиска рубрик медицинской тематики, а также просмотрены библиографии включенных исследований и соответствующие обзоры.

Результаты и их обсуждение: Были рассмотрены исследования опубликованные на английском языке с 2014 по 2019 год. Исследования были включены, если они измеряли эффективность стратегий культуры безопасности медицинского персонала, пациентов и проводились в больнице, больничном отделении или клиническом отделении. По онлайн библиотеке Cochrane Library было найдено 2 исследования; по PubMed: 42 исследований. Мы определили 44 исследования, которые были отобраны и проверены на предмет вмешательств, направленных на улучшение условий труда медсестер и на разработку до / после мер, которые были полностью прочитаны и проверены с использованием критериев. В анализе результатов включенных исследований, была представлена роль медсестер в обеспечении безопасной больничной среды для пациентов. В некоторых статьях показана связь между рабочей нагрузкой медсестры и смертью пациента. Кроме того, количество пациентов на одну медсестру связано с 7% -ым увеличением смертности в течение 30 дней после поступления. Существуют доказательства подтверждающие влияние на медсестру того факта, что каждый дополнительный пациент был связан с увеличением выгорания на 23% и неудовлетворенностью работой на 15% [4]. Стресс, бессонница и усталость ухудшают мышление и приводят к снижению производительности. Во многих больницах и домах престарелых в США медсестрам требуется работать более 12 часов в день (IOM 2004). Национальное исследование рабочего времени жителей США показало, что 50% жителей первого года и 30% жителей второго года работают по 30

часов в смену, что влияет на производительность и качество медицинской помощи. Несомненно, это влияет на возросшую нагрузку по уходу за больными и повышает вероятность смерти пациента. Другое исследование продемонстрировало, что увеличение штатного расписания медсестер на 10% было связано с меньшим количеством неблагоприятных событий у пациентов[5],[6]. Международные учреждения здравоохранения и ассоциации медсестер утверждают, что небезопасные и нездоровые условия труда влияют на качество предоставления услуг медицинским персоналом на здоровье, производительность и удержание персонала. Международный совет медицинских сестер отметил, что для обеспечения безопасности пациентов и благополучия медицинских работников первостепенное значение имеет создание благоприятных условий для практической деятельности во всех секторах здравоохранения и во всем мире[7]. Кроме того, одной из четырех приоритетных областей деятельности, которое Европейское региональное бюро ВОЗ определило в своем техническом руководстве "Европейские стратегические направления укрепления сестринского дела и акушерства для достижения целей Здоровье-2020", является содействие созданию благоприятных условий для работы. В руководстве также указывается, что здоровая практика на рабочем месте должна контролироваться и оцениваться с тем, чтобы была доступна информация для постоянного улучшения условий труда посредством научных исследований и разработок [8].

На уровень обеспеченности сестринскими кадрами и качеством оказания медицинской помощи влияют такие параметры как:

• функционирование организации, например, способность систем внутренней коммуникации давать нужную информацию нужным людям в нужное время;

• личная удовлетворенность, например, поддержка медработников со стороны руководства и положительная оценка больными или обществом в целом;

• соотношение между семейной жизнью и работой, например, обеспеченность детскими садами и сокращение вызовов на работу;

• повышение квалификации персонала (профессионального и образовательного уровня), например, предоставление персоналу возможности посещать учебные курсы;

• организационная культура, например, создание атмосферы доверия как ключевого элемента эффективности работы и компетентное руководство; и частично сами испытывают влияние этих параметров [9],[10].

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ощущается нехватка почти 4,3 миллиона медицинских сестер, врачей и других медицинских кадров во всем мире. Это является результатом десятилетий недостаточного инвестирования в образование, профессиональную подготовку, заработную плату, условия труда и управление [11]. Нехватка медсестер является проблемой во многих странах. Чтобы решить эту проблему, были проведены психологические исследования, чтобы выяснить, как медсестры относятся к своей карьере в надежде, что они смогут определить, что мешает некоторым медсестрам сохранить профессию в качестве долгосрочной карьеры. В исследовании, проведенном социологом Брайаном

VeStnik KQzfimU № I - 2020

Тернером, исследование показало, что наиболее распространенными жалобами медсестер были:

- подчинение медицинской профессии по всем вопросам, даже по стандартизированным правилам;

- сложные условия труда.

Отчет Содружества Австралии определил несколько других вопросов, которые привели к неудовлетворенности медсестер:

- постоянные изменения графика;

- перегрузки из-за большого количества пациентов и документов;

- сменная работа;

- отсутствие признательности со стороны начальства;

- отсутствие ухода за детьми;

- недостаточная оплата [12]

Другое исследование показало, что неудовлетворенность медсестры проистекает из:

- противоречивые ожидания от медсестер и менеджеров из-за регулирования стоимости;

- неспособность обеспечить всестороннюю медицинскую помощь из-за работы;

- потеря доверия к системе здравоохранения [12]. Нехватка сестринского ухода (включая низкие отношения медсестры к пациенту на уровне больницы) [13] была связана со следующими эффектами: [14], [15]

- увеличение нагрузки на пациентов медсестер;

- повышенный риск ошибки, тем самым ставя под угрозу безопасность пациента;

- повышенный риск распространения инфекции среди пациентов и персонала;

- повышенный риск неблагоприятных исходов, таких как: пневмония, шок, остановка сердца и инфекции мочевыводящих путей;

- повышенный риск производственного травматизма [14]. Концептуальная основа рабочей среды включает организацию труда и организационную культуру, а также установки, ценности, убеждения и практики, которые демонстрируются на ежедневной основе в организации и которые влияют на психическое и физическое благополучие сотрудников. Обширные исследования выявили девять психосоциальных факторов, которые представляют наибольший риск для здоровья работников: содержание работы, рабочая нагрузка и темп работы, график работы, контроль, окружающая среда и оборудование, организационная культура и функции, межличностные отношения на работе, роль в организации и взаимодействие дома и работы [16]. На основе рассмотренной литературы и разработанной концептуальной модели, существует ряд практических рекомендаций на всех уровнях сестринского

дела (например, руководители сестринского дела, менеджеры медсестер, штатные медсестры и преподаватели). Наличие взаимосвязи между позитивным организационным климатом и результатами работы как работников, так и пациентов означает, что учреждения должны осознавать важность оценки и периодической переоценки климата в своей организации. Публикуются обзоры инструментов, используемых для оценки организационного климата [17].

Кроме того, данные о климате должны быть соотнесены с результатами по всем трем очагам (сотрудник, пациент и организация) [18]. Рекомендуемая частота проведения таких анализов не ясна, но такая оценка и переоценка должны быть частью непрерывного процесса повышения качества и представляется разумным, чтобы обследования сотрудников проводились по крайней мере ежегодно. Воспитатели медсестер должны разработать и оценить учебный план по безопасности и лидерству [19], [20]. Поскольку мы быстро расширяем информационные технологии, доступные в здравоохранении, мы должны гарантировать, что эта инфраструктура способствует безопасности пациентов, повышает эффективность и способствует знаниям медсестер [21].

Заключение. Руководители и менеджеры сестринского дела должны постоянно осознавать удовлетворенность работой всех сотрудников, в частности, поскольку низкая удовлетворенность может быть связана с выгоранием, намерением уйти и даже более высокими показателями текучести кадров или потерь в профессии медсестры (т.е. досрочный выход на пенсию или перевод на другую работу). С учетом высоких издержек связанных с текучестью кадров медсестер, усилия по повышению уровня удержания рабочих мест, вероятно, окажутся финансово выгодными [22],[23]. Вполне вероятно, что разработка и использование легкодоступных инструментов для оценки

организационного климата расширит базу фактических данных и предоставит руководителям ключевую информацию для повышения удовлетворенности работой, междисциплинарной совместной работы и удержания персонала, что в конечном итоге повысит качество оказания медицинской помощи. Организационный климат более податлив и открыт для изменений, чем более укоренившиеся аспекты культуры. Для персонала и будущих сотрудников удовлетворенность работой медсестер является ключом не только к обеспечению качественного ухода, но и к снижению уровня профессионального стресса и повышению уровня безопасности труда.

СПИСОК

1 Басихина Т.С., Коноплева Е.Л., Кулакова Т.С., Нагорная С.В. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003. - 267 с.

2 Gorman, T., et al. Controlling health hazards to hospital workers: a Reference Guide // New Solutions. - 2013. - №23. - Р. 161-167.

3 De Castro AB. Handle with care: The American Nurses Association's campaign to address work-related musculoskeletal disorders // Orthopaedic Nursing. - 2006. -№25(6). - Р. 356-365.

4 R. J. Lucero, ET Lake, L.H. Aiken. Nursing care quality and adverse events in US hospitals // Journal Clinical Nursing. -2012. - vol.19, №15. - Р. 2185-2195.

5 C. M. Meade, A. L. Bursell, L. M. Ketelsen, Effects of Nursing Rounds: on Patients' Call Light Use, Satisfaction, and Safety // American Journal of Nursing. - 2006. - vol.106, №9. - Р. 58-70.

6 M. Minna, S. Kaija, M. Merja, Nursing audit as a method for developing nursing care and ensuring patient safety // Published conference proceeding in 11th International congress on Nursing Informatics. - Canda: 2012. - №2. - 301 P,

ЛИТЕРАТУРЫ

7 International Council of Nurses, International Pharmaceutical Federation, International Hospital Federation, World Confederation for Physical Therapy, World Dent al Federation, World Medical Association. Positive practice environments for health care professionals.-2008 URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/288 253/HWF-Competencies-Paper-160915-final.pdf (accessed 8 Feb 2016)

8 WHO. European strategic directions for strengthening nursing and midwifery towards Health 2020 goals. Marmorvej, 2015 URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/274 306/European-strategic-directions-strengthening-nursing-midwifery-Health2020_en-REV1.pdf?ua=1 (accessed 7 Feb 2016).

9 Christiane Wiskow, Tit Albrecht и Carlo de Pietro. Краткий аналитический обзор. Как создать для медицинских работников привлекательную и благоприятную рабочую среду. - М.: 2004. - 102 с.

fMtf

10 Needleman J et al. Nurse-staffing levels and the quality of care in hospitals // New England Journal of Medicine. -2002. - №346(22). - P. 1715-1722.

11 "The world health report 2006 - working together for health" // Who.int. - Geneva: 2006.

12 URL: https://www.revolvy.com/page/Australia

13 "Why a career in Nursing?". Retrieved 30 September 2014.

14 Agency for Healthcare Research and Quality (March 2004). "Hospital Nurse Staffing and Quality of Care: Research in Action, Issue 14" // Agency for Healthcare Research and Quality. - 2017. - P. 8-12.

15 Stone, P. W.; Clarke, S.; Cimiotti, J.; Correa-de-Araujo, R. "Nurses' working conditions: implications for infectious disease" // Emerging Infectious Diseases. - 2004. -№10 (11). - P. 1984-1989.

16 Burton J. WHO healthy workplace framework and model: background and supporting literature and practices. Geneva, Switzerland, 2010 URL: http://www.whpa.org/PPE_Fact_Health_Pro.pdf (accessed 8 Feb 2016).

Вестник К03НМУ № I - 2020

17 Gershon RR, Stone PW, Bakken S, et al. Measurement of organizational culture and climate in healthcare // J Nurs Adm. - 2004. - №34. - P. 33-40.

18 Bassi L, McMurrer D. Maximizing your return on people // Harv Bus Rev. - 2007. - №85(3). - P. 115-123.

19 Currie LM, Desjardins KS, Stone PW, et al. Near-miss and hazard reporting: promoting mindfulness in patient safety education // Medinfo. - 2007. - №2. - P. 103-108.

20 Wurster AB, Pearson K, Sonnad SS, et al. The Patient Safety Leadership Academy at the University of Pennsylvania the first cohort's learning experience // Qual Manag Health Care.

- 2007. - №16. - P. 166-173.

21 Bakken S. Informatics for patient safety: a nursing research perspective. In: Stone PW, Walker PH, Fitzpatrick J, editors. Focus on patient safety. 24th ed. // Springer. - 2006.

- P. 219-254.

22 Jones CB. The costs of nurse turnover, part 2: application of the nursing turnover cost calculation methodology // J Nurs Adm. - 2005. - №35. - P. 41-49.

23 Waldman JD, Kelly F, Arora S, et al. The shocking cost of turnover in health care // Health Care Manage Rev. - 2004. -№29. - P. 2-7.

В.Ю. Байсугурова, Д.Е. Куат, А.Н. А^берген

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттъщ медицина университетi Биостатистика жэне гълыми зерттеу негiздерi кафедрасы

КАУ1ПС1З АУРУХАНА ОРТАСЫН ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУДЕГ1 МЕЙ1РБИКЕЛЕРДЩ Р0Л1

tywh: Kayinci3 аурухана ортасы - бул пациент пен медициналы; к;ызметкерге, озшщ барлы; вмiрлiк мацызды ;ажеттшштерш тшмд ;анагаттандыруга мумгандш беретш жайлылы; жэне ;аушйздш жагдайларын барынша толы; квлемде ;амтамасыз ететш орта[1]. Мундай орта, ауруханалы; режимдi уйымдастыру жэне белгШ 6ip ic-шараларды втгазу ар;ылы ;урылады[2]. Метрбикелш купм жумыс;а байланысты жара;аттардыц жогары жтлтне ие,

вйткеш мешрбикелер денсаулы; са;тау жуйесшдеп озы; KYрделi жагдайдагы, кэйби ;ызметкерлер. Нау;астарга купм жасау KYPделiлiгi мешрбикелердщ жара;ат алу ;аушш арттырады, ол эмоционалды; кушп кету немесе уйымдастырушылы; жэне жеке децгейде кадрлардыц тура;тамауы сия;ты жагымсыз салдарга ие[3]. ТYЙiндi свздер: к;ауiпciз аурухана ортасы, уйымдастыру климаты, уйымдастыру мэдениетi, жумыс ортасы.

V.Y. Baisugurova, D.E. Kuat, A.N. Akbergen

Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of biostatistics and fundamentals of scientific research

THE ROLE OF NURSES IN ENSURING A SAFE HOSPITAL ENVIRONMENT

Resume: A safe hospital environment is an environment that most fully provides the patient and the medical professional with comfort and safety conditions that allow them to effectively meet all their vital needs.[1] Such an environment is created by the organization of the hospital regime and the conduct of certain activities.[2] Nursing care has a high incidence of work-related injuries, as nurses are professional staff at the forefront of a

complex situation in the health care system. The complexity of patient care increases the risk of nurse injuries, which have adverse consequences such as burnout and high turnover of staff at both the organizational and individual level[3]. Keywords: safe hospital environment, organizational climate, organizational culture, working environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.