Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
2020
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы представляем вашему вниманию оригинальную статью, написанную коллективом авторов совместно с руководителем направления сестринского дела Глобальной программы Детского исследовательского госпиталя Святого Иуды (США) Кортни Салливан. Это уникальный опыт научно-образовательной работы, который будет интересен всем специалистам, работающим в детской онкологии и гематологии. Опыт публикации данной оригинальной статьи выполняется в рамках сотрудничества НОДГО и Детского исследовательского госпиталя Святого Иуды.
https://doi.org/10.21682/2311-1267-2020-7-3-138-144
Ссс)
BY 4.0
Потребность в специализированном образовании медицинских сестер по детской гематологии/онкологии
в 9 странах Евразии*
03
<Л
03
03
а се о.
Е и
03
и
Е и
К. Салливан1, М. Ганс2, Т. Якимкова1, Б. Эрлих1, О. Мишкова1, А. Агульник1
1Отделение глобальной педиатрической медицины Детского исследовательского госпиталя Святого Иуды, Мемфис, Теннесси, США; 2Департамент сестринского образования Детского исследовательского госпиталя Святого Иуды, Мемфис, Теннесси, США
Авторы перевода: М.М. Ефимова, Г.Б. Сагоян, С.Р. Забирова
Контактные данные: Кортни Салливан [email protected]
Актуальность исследования. В 2018 г. члены Евразийского альянса по детской онкологии (ЕигЛБО) определили образование медсестер в области детской гематологии/онкологии в качестве регионального приоритета. В большинстве евразийских стран-участниц детская гематология/онкология не признается в качестве узкой специальности; таким образом, предложения по узкоспециализированному образованию могут быть ограничены. Была сформирована рабочая группа, чтобы определить приоритеты медсестер для развития педиатрической онкологической помощи и специализированного образования в каждом регионе. В качестве первоначального проекта участники назвали необходимость разработки курса подготовки инструкторов в целях улучшения специальных знаний медсестер для внедрения на региональном уровне.
Цель/задачи. Была проведена оценка потребностей евразийских медицинских сестер в образовании по гематологии/онкологии в педиатрии в целях разработки курса подготовки инструкторов в данной области в Евразии.
Дизайн/методы. С августа по сентябрь 2019 г. анкеты на английском и русском языках с оценкой потребностей были распространены среди членов рабочих групп, детских онкологических медсестер в медицинских учреждениях. Пункты включали вопросы с несколькими вариантами ответа, да/нет, шкалу Лайкерта и открытые вопросы. Вопросы оценивали демографические характеристики участников, интересующие темы узкоспециального образования и факторы риска для медсестер и пациентов. Результаты. Ответы были получены от 233медсестер из 13 больниц в 9 странах. Приоритетные темы, представляющие интерес, включали обзор детских онкологических заболеваний и их лечение, введение химиотерапии и побочные эффекты от нее, неотложные онкологические состояния и сосудистый доступ. Медсестры сообщали, что пациенты в их учреждениях подвергались высокому риску инфицирования, депрессии/психологических проблем, побочных эффектов и осложнений, связанных с лечением. Предполагаемые области повышенного риска для медсестер включают стресс/выгорание, высокую рабочую нагрузку/нехватку персонала, воздействие опасных лекарств и патогенов, передающихся через кровь, и нехватку оборудования. Заключение. Результаты исследования показывают, что медсестры, практикующие в евразийских больницах, не имеют возможности получить специализированное образование в области детской гематологии/онкологии. Курс педиатрической гематологии/онкологии был разработан на основе результатов опроса и в настоящее время внедряется во всех Центрах региона.
Ключевые слова: детская онкология, педиатрия, сестринское дело, образование, Евразия
Для цитирования: Салливан К., Ганс М., Якимкова Т., Эрлих Б., Мишкова О., Агульник А. Потребность в специализированном образовании медицинских сестер по детской гематологии/онкологии в 9 странах Евразии. Российский журнал детской гематологии и онкологии 2020;7(3):138—44.
* Оригинальная статья "Survey identifies need forsubspecialized pediatric hematology/oncology nursing education in nine Eurasian countries" опубликована на сайте https://journal.nodgo.org/jour. Все права защищены.
Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ ^
Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
3
2020 I
Survey identifies need for subspecialized pediatric hematology/oncology nursing education in nine Eurasian countries
C.E. Sullivan1, M. Hans2, T. Yakimkova1, B. Ehrlich1, V. Mishkova1, A. Agulnik1
'Department of Global Pediatric Medicine, St. Jude Children's Research Hospital, Memphis, TN, U.S.A.; 2Department of Nursing Education, St. Jude Children's Research Hospital, Memphis, TN, U.S.A.
Background. In 2018, Eurasian Alliance in Pediatric Oncology (EurADO) members identified pediatric hematology/oncology nursing education as a regional priority. In most participating Eurasian countries, pediatric hematology/oncology nursing is not recognized as a subspecialty; thus, subspecialized education offerings may be limited. A working group of nurse leaders was formed to set nursing priorities to advance pediatric cancer nursing and subspecialized education in the region. As an initial project, members determined a need to develop a train-the-trainer course for regional implementation to improve nurses' subspecialty knowledge.
Purpose/Objective. A needs assessment was conducted to evaluate Eurasian nurses' pediatric hematology/oncology education needs to inform the development of a pediatric hematology/oncology nursing train-the-trainer course in Eurasia.
Design/Methods. From August to September 2019, a paper-based needs assessment was disseminated in English and Russian to working group members for dissemination to pediatric cancer nurses in their hospitals. Items included multiple choice, yes/no, Likert-type scale and open-ended questions. Questions assessed participant demographics, subspecialty education topics of interest and perceived high-risk issues for nurses and patients.
Results. Responses were received from 233 nurses representing '3 hospitals in 9 countries. Priority topics of interest included overview of pediatric cancers and treatment, chemotherapy administration and side effects, oncologic emergencies and vascular access. Nurses reported that patients in their settings were at high-risk for infection, depression/psychological issues, treatment-related side effects and complications. Perceived high-risk areas for nurses included stress/burnout, high workloads/short-staffing, hazardous drug and blood borne pathogen exposure and limited equipment.
Conclusion. Survey findings reveal a lack of subspecialty pediatric hematology/oncology education opportunities for nurses practicing in Eurasian hospitals. The Eurasia Pediatric Hematology/Oncology Nursing Course was developed based on survey results and is currently being implemented across centers in the region.
Key words: pediatric oncology, pediatric, nursing, education, Eurasia
For citation: Sullivan C.E., Hans M., Yakimkova T., Ehrlich B., Mishkova V., Agulnik A. Survey identifies need for subspecialized pediatric hematology/oncology nursing education in nine Eurasian countries. Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology 2020;7(3):'38—44.
Из почти 400 000 предполагаемых новых случаев рака у детей и подростков ежегодно существуют различия в бремени болезней и показателях выживаемости между странами с низким и средним уровнем дохода (СНСД) и странами с высоким уровнем доходов (СВД). Восемьдесят процентов детей, больных раком, проживают в СНСД, а средний коэффициент выживаемости составляет 30 % [1]. Напротив, средняя выживаемость в СВД превышает 80 % [1]. Евразия — это культурно и лингвистически разнообразный регион, состоящий из Центральной Европы, Восточной Европы и Центральной Азии. Большинство стран Евразии относятся к СНСД [2, 3]. Хотя имеются ограниченные данные о заболеваемости раком у детей и выживаемости в регионе, статистические модели оценивают более 7000 новых случаев ежегодно в Восточной Европе, при этом выживаемость при остром лимфобластном лейкозе колеблется от ~ 50 до > 80 % [4, 5]. Однако в таких странах, как Монголия, выживаемость близка к 20 % [5]. Помимо огромного неравенства в качестве и ресурсах педиатрической онкологической помощи отсутствие специализированной подготовки у медперсонала, вероятно, способствует высокому уровню смертности в Евразии.
Для оказания качественных педиатрических онкологических услуг необходимы компетентные, высокообразованные медсестры. Медсестры несут ответственность за оказание большей части педиатрической онкологической помощи [6], которая включает в себя физические и психосоциальные оценки, мониторинг изменений состояния, введение химиотерапии (ХТ)/
компонентов крови, обучение пациентов и их семей, а также раннее выявление и вмешательства в неотложных онкологических состояниях и ухудшении состояния пациента (например, септический шок). Узкоспециализированные сестринские компетенции часто не включаются в учебные планы факультетов высшего сестринского образования, таким образом, специализированная подготовка часто ложится на плечи работодателей в медицинских организациях. Во многих СНСД медсестры проходят обучение на рабочем месте с ограниченной учебной базой и компетенциями в области детской гематологии/онкологии. Из-за сложности и быстрой эволюции оказания медицинской помощи, ориентированной на детей с онкологическими заболеваниями, найм, обучение и удержание узкопрофилированных медсестер были признаны глобальным приоритетом для достижения оптимальных результатов лечения рака у детей [7].
В 2018 г. был создан Евразийский альянс по детской онкологии (Eurasian Alliance in Pediatric Oncology, EurADO) совместно с St. Jude Global, международной инициативой Детского исследовательского госпиталя Святого Иуды в США [8]. Члены EurADO представляют руководителей детской гематологии/онкологии и представителей министерств здравоохранения из 15 стран региона большой Евразии. На первом региональном заседании EurADO члены определили образование медсестер в области педиатрической онкологии в качестве регионального приоритета. В большинстве стран-участниц медсестра отделения педиатрической онкологии не является признанной
оз
<л
03
03
а се о.
Е и
03
и
Е
U
Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
2020 I
узкой специальностью, и предложения по узкоспециализированному образованию ограничены. Рабочая группа по сестринскому делу в области детской гематологии/онкологии Евразии была сформирована из руководителей медсестер из 19 больниц в 11 странах (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Монголия, Россия, Таджикистан, Украина, Узбекистан) для определения приоритетов сестринского дела, для развития сестринского дела в педиатрической онкологии и возможности получения узкопрофильного образования в регионе. В качестве первоначального проекта участники определили необходимость разработки курса подготовки инструкторов для внедрения на региональном уровне в целях улучшения специальных знаний медсестер. Была проведена оценка потребностей евразийских медсестер в образовании по педиатрической гематологии/онкологии для разработки соответствующего курса подготовки инструкторов в Евразии.
Дизайн и методы исследования
Выборка
Для исследования была использована целенаправленная выборка по методу снежного кома. Члены
рабочей группы медсестер по детской гематологии/ онкологии Евразии были приглашены для распространения образовательного опросника среди медперсонала отделений детской гематологии/онкологии в своих больницах. Двадцать руководителей медсестер из 18 больниц в 11 стран Евразии были задействованы в распространении опросника среди медсестер.
Опросник
Бумажный опросник, состоящий из 57 вопросов, был распространен по электронной почте среди руководителей медсестер в Евразии с августа по сентябрь 2019 г. Формат вопросов подразумевал множественный выбор, состоящий из ответов: да; нет и шкалы лайкертовского типа. Также были предложены вопросы открытого типа. Целью опросника было оценить демографические характеристики участников опроса, «5 основных» образовательных тем для включения в курс обучения, а также предполагаемые проблемы высокого риска для медсестер и пациентов. Опросник распространялся как на английском, так и на русском языках (рис. 1).
Анализ
Для анализа русскоязычных опросников ответы были переведены на английский язык двумя
03
<л
03
03 «
<« о.
Е и
03
и
Образовательные потребности е враз и некой рабочей группы по сестринскому делу в детской онкологии I гематологии
I U'l I.K1 ДЛШИНО опроси ин.чнглия ПОЛуЧСНИС Нре^СТТШЛенНЙ О ЩЦНПЧ ЗНВННЯХ - katClTBC
челшш некой ссстри. окюынющей медицинскую почот лстм с онкологическими н
ГСЮТСЛОгаЧССКНЧН З^КХЛвНННВИ. ЭДОСЬ HCT нерпы* II неверных СУТВСГСВ. ваШН (ЛИСТЫ OCTflHJTÎÛ вшэнинлными н 5) г. I использованы для создании об розо&ктг ' ы \ материалов для Buuiem '■ чреядання - аенбо iiiiiiiv иремя. улелзнное этом) o-.{xic> !
Обшнм информации Доио. (Интел ьиые кон мен г а рнн
\ bш11 ие учреждения, отделение
Город.страна
Ваши самая высокая степень сестринского образования? □ Высшее уннверснтстское образование □ Специализация но гтеднатрии □ MarHcrpaiypa □ Докторская степень Другое
Сколько лет вы работаете в качестве медицинской сестры? □ Менее 1 года □ 1-2 года □ J'S лет О 6-9 лет □ 10 или более ле»
Сколько лет вы работаете в качестве медицинской сестры, оказывая помощь детям с онкологическими н 1 см л 1 ivior мческнмн заболеваниями? □ Менее 1 года О 1-2 года □ 3-5 лет □ 6-9 лет □ Шили более лет
Принимали ли вы участие в тренинга* лля медицинских сестёр по дегекой онкологии / гематологии {нялр,, » семинарах или конференциях)? □ДА DHET Если до. пожалуйста, опишите:
Eurasia Pediatric Hematology/Oncology Nursing Working Group Education Needs Assessment
The purpose of this survey is to gain better understanding of your knowledge as a nurse who takes care of children with cancer and blood disorders. There are no right or wrong answers. Your responses will remain anonymous and will be used develop nursing education materials at your institution. Thank you for your time in completing this survey!
General Information Additional Comments
Hospital Name, Unit
City, Country
What is your highest level of nursing education? □ University degree □ Pediatric specialty training □ Master's degree □ Doctoral degree Other
How many years have you worked as a nurse? □ Less than 1 year □ 1-2 years □ 3-5 years □ 6-9 years □ 10 or more years
How many years have you worked as a nurse caring for children with cancer and/or blood disorders? □ Less than 1 year □ 1-2 years □ 3-5 years □ 6-9 years □ 10 or more years
Have you participated in pediatric hematology/oncology nursing training (e.g. workshops or conferences)? □YES DNO If yes, please describe:
E
Cd
Copyright St. Jude Children's Research Hospital 2019
Copyright St, Jude Children's Research Hospital 2019
Рис. 1. Опросники на русском и английском языках Fig. 1. Questionnaires in Russian and English
Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
2020 I
Таблица 1. Участники по странам (n = 233) Table 1. Participants by country (n = 233)
Страна Country n %
Беларусь Belarus 62 26,6
Россия Russia 45 19,3
Казахстан Kazakhstan 10 4,3
Узбекистан Uzbekistan 30 12,9
Киргизия Kyrgyzstan 10 4,3
Молдавия Moldova 25 10,7
Азербайджан Azerbaijan 10 4,3
Армения Armenia 16 6,9
Украина Ukraine 25 10,7
Таблица 2. Демографические характеристики участников опроса (n = 233) Table 2. Survey participant demographic characteristics (n = 233)
билингвистическими медицинскими специалистами. Описательная статистика, оценивающая частоту и процентное соотношение, была рассчитана для демографических характеристик участников опросников и тем обучения, представляющих интерес. Открытые вопросы, описывающие высокие риски для медсестер, пациентов/членов семьи были проанализированы двумя педиатрическими гематологическими/онкологическими медсестрами и сгруппированы по темам. Темы обучения и высоких рисков были рассмотрены членами рабочей группы в ходе онлайн-встреч для дополнительной обратной связи и достижения консенсуса.
Результаты
Заполненные опросники были получены от 233 медсестер отделений детской гематологии/онкологии, представляющих 13 больниц из 9 стран (табл. 1). Более половины респондентов сообщили, что имеют опыт работы медсестрой 10 лет и более. Треть медсестер сообщили, что у них 5-летний или менее опыт работы. Более 40 % медсестер работали в отделении детской гематологии/онкологии в течение 10 лет или более и 40 % — 5 лет и менее. Из 233 респондентов только 15,9 % (п = 37), которые были в основном из Украины и России, прошли специализированное обучение, 64 % (п = 149) медсестер сообщили, что не проходили дополнительного специализированного обучения в области гематологии и онкологии (табл. 2). Респонденты-медсестры считали, что их пациенты подвержены высокому риску инфекций, депрессии/ психологическим проблемам, а также побочным эффектам и осложнениям, связанным с лечением. Медсестры отметили следующие зоны повышенного риска: стресс/выгорание, высокие нагрузки, не укомплектованность персонала, опасные препараты, патогенные гемоконтактные риски, ограниченность оборудования обеспечивающего безопасность. Участников опроса попросили определить «5 основных» обучающих тем для включения в образовательный
Характеристика Characteristic n %
Дополнительное педиатрическое образование (да) Pediatric specialty training — university (yes) 37 15,9
Годы работы медсестрой Years working as a nurse
< 1 года < 1 year 18 7,7
1—2 года 1—2 years 23 9,8
3—5 лет 3—5 years 33 14,2
6—9 лет 6—9 years 33 14,2
> 10 лет > 10 years 123 52,8
Не ответили No response 3 1,3
Годы работы медсестрой в детской гематологии/онкологии Years working as a pediatric hematology/oncology nurse
< 1 года < 1 year 23 9,9
1—2 года 1—2 years 24 10,3
3—5 лет 3—5 years 50 21,5
6—9 лет 6—9 years 32 13,7
> 10 лет > 10 years 98 42,1
Не ответили No response 6 2,5
Предыдущее формальное образование в области детской гематологии/онкологии Previous formal pediatric hematology/oncology education
Да Yes 75 32,2
Нет No 149 63,9
Не ответили No response 9 3,9
курс из 24 вариантов (рис. 2). К наиболее приоритетным темам обучения относятся: онкологические чрезвычайные ситуации (п = 99; 42,1 %); обзор злокачественных новообразований у детей (п = 86, 37 %); побочные эффекты ХТ и их лечение (п = 74; 31,5 %); сестринский уход/ведение детей с заболеваниями крови (п = 71; 30,5 %); обзор лечебных подходов в терапии рака у детей (п = 66; 28,3 %).
В ходе обсуждения членами рабочей группы был достигнут консенсус по следующим темам для включения в Евразийские гематологические/онкологические медсестринские курсы: 1) обзор видов рака у детей и их лечение; 2) соображения, касающиеся медсестринского ухода для педиатрических пациентов, больных раком; 3) введение ХТ и ее побочные эффекты; 4) онкологические чрезвычайные ситуации; 5) менеджмент устройств сосудистого доступа. Дополнительные темы обучения, такие как боль и паллиативная помощь, будут рассмотрены в отдельном запланированном многопрофильном курсе, проводимом Евразийской рабочей группой по паллиативной помощи.
оз
<л
03
03 «
се о.
Е и
03
и
Е
U
Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
2020 I
03
(Л
03
03
a
CB
o.
E u
03
u
E u
Рис. 2. Приоритетные темы для обучения медсестер Евразии
Fig. 2. Eurasian nurses' priority education topics
Обсуждение
Это исследование представляет собой первую комплексную оценку образовательных приоритетов медицинских сестер в области детской гематологии/ онкологии в Евразии для определения основных потребностей региональной программы EurADO. Эти приоритеты соответствуют базовым стандартам ухода в педиатрической онкологии Международного общества по детской онкологии (SIOP) [9] и глобальной инициативе в детском раке Всемирной организации здравоохранения [7, 10]. Результаты нашего исследования подтверждают насущную необходимость расширения сестринской специализации в направлении детской гематологии/онкологии учитывая, что 64 % респондентов не имели никакого предшествующего формального обучения по детской гематологии/ онкологии, несмотря на то, что в настоящее время они работают в этой области.
Эти результаты неудивительны, учитывая, что медсестра в области гематологии/онкологии официально не признана специальностью во многих странах региона. Большинство программ обучения медсестер по субспециальностям в евразийских учебных учреждениях не предполагают обучающих программ по детской гематологии/онкологии (только 16 % респондентов (из Украины и России) сообщили, что получали дополни-
тельное специализированное медсестринское образование). Медсестры, заинтересованные в этой области, должны искать возможности получения образования в другом месте или начинать клиническую практику с неформального обучения. Это похоже на результаты, полученные в других СНСД, с ограниченным доступом к образованию в области педиатрической гематологии и онкологического ухода [11].
Чтобы восполнить данный пробел, мы применили результаты этой оценки для разработки курса подготовки инструкторов по педиатрической гематологии/ онкологии для региона. Этот курс предназначен для медсестер, практикующих в условиях больницы, с пятью модулями, направленными на удовлетворение наиболее высоко востребованных образовательных потребностей респондентов, в соответствии с решением членов рабочих групп. Выявленные тематические направления отражают приоритеты сестринского образования в этой области, описанные в других регионах [12], предполагая, что стандартная учебная программа может быть адаптирована на региональном уровне для обеспечения преемственности глобальных образовательных программ.
Эта работа проводилась через сеть EurADO с привлечением местных заинтересованных сторон для информирования о создании и распространении оценочного инструмента и разработки опросника. В ходе работы медсестры создали региональную экспертную группу, которая использовала инструменты коллективного обсуждения, такие как создание SMART (конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных/актуальных, ограниченных по времени) целей [13] и графиков реализации проекта. Рабочая группа постоянно расширялась за счет включения в нее руководителей медсестер из всех стран Евразии, что позволило быстро распространить образовательные мероприятия по всему региону. Работа представляет собой передовой и обобщенный опыт в области медсестринской помощи.
В Соединенных Штатах Америки в рамках развития медсестер в области детской гематологии/онкологии медсестры профессионально развивались посредством обмена опытом, программ обучения и сертификации. Они сформировали совместные группы, такие как Ассоциация медсестер в детской гематологии/онкологии (APHON) [14], и основали медсестринскую кооперативную группу по клиническим исследованиям — Детскую онкологическую группу [15]. Эти группы позволяют медсестрам обмениваться знаниями, ресурсами и опытом. В дополнение к своим регулярно издаваемым журналам и книгам члены APHON создали курс по основам детской гематологии/онкологии для медсестер и курс для поставщиков APHON детской ХТ и биотерапии, чтобы обеспечить последовательное, основанное на фактах образование для медсестер по узкой специальности. Эти курсы проходят в рамках непрерывного образования для медсестер в больницах по всей территории США. Журналы, книги и курсы, предоставляемые APHON, доступны как для членов, так и не членов Ассоциации.
щ»щц Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
2020 I
Англоязычные медсестры в США и других странах могут также получить субспециализацию «Сертифицированная медсестра в детской гематологии и онкологии» (Certified Pediatric Hematology Oncology Nurse, CPHON) через онкологическую сертификационную корпорацию. Сертификат CPHON демонстрирует, что медсестра обладает специализированными знаниями в области детской гематологии/онкологии, имеет клинический опыт в этой области и будет продолжать практиковать и использовать возможности профессионального развития в ней. Многие больницы в США сейчас требуют от медсестер получения специальных сертификатов в качестве подтверждения их опыта. Медсестры, работающие в области гематологии/ онкологии, могут также получить ученую степень (т. е. магистра или доктора наук). Расширенная роль медсестер в клинической практике увеличивает область их ответственности, включающей, например, назначения лекарственных препаратов и диагностических тестов. Программы медсестринских практик фокусируются в срочной педиатрической помощи, педиатрической гематологии/онкологии, а также в других селективных направлениях. Разные уровни специализированного сестринского образования не только расширяют возможности для профессионального роста медсестер, но и укрепляют способность систем здравоохранения удовлетворять растущий спрос на специализированные медицинские услуги.
Важно отметить области высокого риска, выявленные респондентами и связанные с выгоранием, высокой рабочей нагрузкой, нехваткой кадров, воздействием ХТ и патогенов, передающихся с кровью (при переливании крови/продуктов крови), и ограниченного количества оборудования, необходимого для оказания безопасной помощи. Эти результаты согласуются с результатами недавнего обзора базовых стандартов сестринского дела SIOP [11, 16]. Из 101 больницы в 54 странах (СНСД и СВД) почти половина (44,6 %) не соответствовали рекомендованным требованиям в отношении персонала, и только треть (37,6 %) сообщала о достаточности ресурсов для обеспечения безопасного ухода (в том числе средств индивидуальной защиты для введения химиотера-певтических препаратов) [17]. Высокие нагрузки медсестер и не отвечающий требованиям уровень персонала были широко связаны с выгоранием и сменой сотрудников [18]. Это также влияло на качество обслуживания пациентов и исходы их заболеваний
[19]. Для достижения оптимальных результатов рекомендуются вмешательства в создание благоприятной и безопасной среды практики для медсестер, пациентов и членов их семей [18, 19].
Наша рабочая группа в настоящее время сосредоточена на распространении 5 обучающих модулей для евразийских медсестер, работающих в детской гематологии/онкологии, разработанных в результате этой оценки. Мы планируем обучать руководителей медсестер во всех центрах сотрудничества EurADO при помощи адаптированных к региональным условиям материалов и контролировать проведение обучающих курсов среди медсестер в их учреждениях. Мы надеемся, что эти шаги подготовят наших коллег для планирования регион-адаптированных сертифицированных курсов APHON по ХТ/биотерапии. Этот курс является стандартным педиатрическим курсом по ХТ/биотерапии в США с более чем 19 000 выпускников. Недавно он был адаптирован для испаноязычных медсестер в Латинской Америке [14, 20]. Целью нашей работы является увеличение знаний медсестер в области детской гематологии/ онкологии в Евразии, и тем самым достижения общей цели в повышении показателей выживаемости детей с онкологическими заболеваниями в регионах.
Выводы
Таким образом, специализированное медсестринское образование в области педиатрической гематологии/онкологии имеет огромное значение для развития специализированного медсестринского персонала, способного удовлетворить растущие и очень сложные требования предоставления медицинской помощи в детской онкологии. Результаты опросника показывают отсутствие возможностей для медсестер, практикующих в евразийских больницах, в получении субспециальности в детской гематологии/онкологии. Темы, выявленные в ходе оценки потребностей в образовании, послужили основой для разработки регионального курса подготовки преподавателей Евразийского медсестринского курса детской гематологии/онкологии, который в настоящее время реализуется в регионе.
Благодарность
Мы хотели бы поблагодарить членов рабочей группы Евразии по детской гематологии/онкологии среди медсестер за их вклад в распространение опросника и их экспертную обратную связь по разработке курсов, а также Ребекку МакКлюр за ее вклад в создание опросника.
оз
<л
03
03
а <«
о.
Е и
03
и
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Lam C.G., Howard S.C., Bouffet E., Pritchard-Jones K. Science and health for all children with cancer. Science 2019;363(6432):1182-6.
2. Bank T.W. World Bank Country and Lending Groups. 2020. https://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/906519-world-bank-country-and-lending-groups (accessed 6/15/2020.
3. (WHO) WHO. Definition of regional groupings. 2020. https://www. who.int/healthinfo/global_burden_disease/definition_regions/en/.
4. Ward Z.J., Yeh J.M., Bhakta N., Frazier A.L., Atun R. Estimating the total incidence of global childhood cancer: a simulation-based analysis. Lancet Oncol 2019;20(4):483-93.
5. Ward Z.J., Yeh J.M., Bhakta N., Frazier A.L., Girardi F., Atun R. Global childhood cancer survival estimates and priority-setting: a simulation-based analysis. Lancet Oncol 2019;20(7):972-83.
6. World Health Organization [WHO]. Global strategic directions for strengthening nursing and midwifery 2016-2020. 2016. http://www. who.int/hrh/nursing_midwifery/global-strategy-midwifery-2016-2020/en/.
7. Pergert P., Sullivan C.E., Adde M. et al. An ethical imperative: Safety and specialization as nursing priorities of WHO Global Initiative for Childhood Cancer. Pediatr Blood Cancer 2020;67(4):e28143.
E u
Российский журнал ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ Russian Journal of Pediatric Hematology аnd Oncology
2020 I
8. Agulnik A., Kirgizov K.I., Yangutova Y.A. et al. Situation analysis of problems and prospects of the pediatric hematology-oncology in the CIS countries: the experience of a joint working group. Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology 2018;5(3):36-42.
9. Day S., Hollis R., Challinor J., Bevilacqua G., Bosomprah E. Baseline standards for paediatric oncology nursing care in low to middle income countries: position statement of the SIOP PODC Nursing Working Group. Lancet Oncol 2014;15(7):681-2.
10. World Health Organization. Global Initiative for Childhood Cancer. http://www.who.int/cancer/childhood-cancer/en/.
11. Morrissey L., Lurvey M., Sullivan C. et al. Disparities in the delivery of pediatric oncology nursing care by country income classification: International survey results. Pediatr Blood Cancer 2019;66(6):e27663.
12. Challinor J.M., Hollis R., Freidank C., Verhoeven C. Educational needs and strategies of pediatric oncology nurses in low- and middle-income countries. An International Society of Pediatric Oncology-Pediatric Oncology in Developing Countries Nursing Working Group Initiative. Cancer Nurs 2014;37(4):E36-47.
13. Bovend'Eerdt T.J., Botell R.E., Wade D.T. Writing SMART rehabilitation goals and achieving goal attainment scaling: a practical guide. Clin Rehabilitation 2009;23(4):352-61.
14. Association of Pediatric Hematology/Oncology Nurses. About APHON. 2020. https://aphon.org/about-us/association-pediatric-hematology-oncology-nurses.
15. Children's Oncology Group. About Us. 2020. https://www. childrensoncologygroup.org/index.php/aboutus (accessed August 10 2020).
16. Oncology ISoP. Baseline Standards Translations. 2020. https://siop-online.org/baseline-nursing-standards-advocacy-toolkit/baseline-standards-translations/ (accessed August 10 2020).
17. Sullivan C.E., Morrissey L., Day S.W., Chen Y., Shirey M., Landier W. Predictors of Hospitals' Nonachievement of Baseline Nursing Standards for Pediatric Oncology. Cancer Nurs 2019;43(4):E197-206.
18. Toh S.G., Ang E., Devi M.K. Systematic review on the relationship between the nursing shortage and job satisfaction, stress and burnout levels among nurses in oncology/haematology settings. Int J Evidence-Based Healthcare 2012;10(2):126-41.
19. Aiken L.H., Clarke S.P., Sloane D.M., Lake E.T., Cheney T. Effects of hospital care environment on patient mortality and nurse outcomes.
J Nurs Administration 2008;38(5):223-9.
20. Sullivan C., Segovia Weber L., Viveros Lamas P. et al. Analysis of Latin American Pilot Series: Association Of Pediatric Hematology/ Oncology Nurses Spanish Chemotherapy/Biotherapy Course. Pediatr Blood Cancer 2019;abstr.:S96-7.
Статья поступила в редакцию: 11.08.2020. Принята в печать: 19.09.2020. Article was received by the editorial staff: 11.08.2020. Accepted for publication: 19.08.2020.
03
(Л
03
03 «
ce о.
E
u
03
u
E u
Комментарий к статье Сабины Ринатовны Забировой -заместителя руководителя симуляционно-аттестационного центра ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России:
«Детская онкология и гематология имеет свои особенности, которые требуют от врача и медицинской сестры определенных знаний, высокого профессионализма, способности творчески мыслить, сопереживать, оказывать максимальную помощь больному ребенку и сотрудничать с его родственниками.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «качество медицинской помощи» — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации медицинских работников, и, прежде всего, врачей, которое позволяет им снижать риск прогрессирования заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой» (1986 г.). До недавнего времени приоритет в вопросах повышения качества медицинской помощи отдавался в основном врачебным службам как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным.
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Искусство медицины включает 3 вещи: врача, болезнь и больного». За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им составляющим добавилась еще одна — медсестра.
Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только вспомогательной по отношению к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень влияния качества сестринских услуг на качество медицинской помощи в целом. Согласно современной концепции развития
сестринского дела, медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом — партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в составе единой команды.
Повышение качества сестринской практики в специализированных лечебных учреждениях возможно за счет углубления профессиональной подготовки сестринского персонала. Повышенный уровень среднего профессионального образования реализуется в медицинских колледжах и вузах. Обучение сестринского персонала проводится по выбранным направлениям углубленной подготовки, утвержденным образовательным стандартом. На сегодняшний день специализированной подготовки медицинских сестер для работы в узкопрофильных стационарах не предусмотрено. Отсутствие такой подготовки может явиться одним из сдерживающих факторов в совершенствовании качества оказания медицинской помощи онкологическим пациентам детского возраста.
Повышенный уровень сестринского образования должен обеспечить высокий уровень теоретической специализированной подготовки, способствовать развитию профессиональных навыков, повысить самостоятельность сестер в решении медицинских задач, а также обеспечить психологическую подготовку к работе с тяжелыми онкологическими пациентами. Кроме того, для оценки качества сестринской помощи в детских онкологических стационарах необходимы стандарты. Учитывая данное обстоятельство, особую актуальность приобретают разработка узкоспециализированных образовательных курсов, научных исследований в области разработки критериев оценки качества сестринской помощи, зависящих от уровня профессиональной подготовки сестринского персонала».