ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. C. 95-102. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
УДК 37.06.004 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-95-102
Поступила в редакцию / Received 13.01.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 07.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022
оригинальная статья
Роль медиации в формировании конфликтологических компетенций студентов колледжа
Булгакова Дарья Владимировна
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Аннотация. Рассмотрены конструктивные возможности медиации в формировании конфликтологических компетенций студентов колледжа. Обосновано, что именно в период юношества наблюдается повышение уровня стрессовости, конфликтности: чтобы минимизировать количество негативных ситуаций, важно формировать у обучающихся конфликтологические компетенции. Данные компетенции у студентов колледжа выражаются в умении, способности применять навыки конструктивно разрешать конфликтные ситуации, эффективно вести диалог в конфликтной ситуации как в профессиональной деятельности, так и во взаимодействии с социумом в условиях конфликтологенной среды. Подробно рассматривается сущность медиации как примирительной процедуры, заинтересованной в поиске деловых, нравственных взаимоотношений между противоборствующими сторонами. Раскрываются особенности организации службы медиации в колледже, которая обеспечивает внедрение медиативных технологий в образовательную среду данной профессиональной образовательной организации; рассмотрены ее функции: образовательная, воспитательная, восстановительная, профилактическая. Проанализированы требования к личности медиатора, возможности и ограничения его медиативной деятельности. Подробно рассмотрены принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость.
Ключевые слова: студент колледжа; конфликт; конфликтологические компетенции; медиация; медиатор; служба медиации
Для цитирования: Булгакова Д.В. Роль медиации в формировании конфликтологических компетенций студентов колледжа // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 95-102. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-95-102
© Булгакова Д.В., 2022
original article
Role of mediation in formation of conflict resolution competencies among college students
Darya V. Bulgakova
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
Abstract. We consider the constructive possibilities of mediation in the formation of the conflict resolution competencies among college students. During adolescence there is an increase in the level of stress, conflict, and in order to minimize the number of negative situations, it is important to form students' conflict resolution competencies. These competencies of college students are expressed in the ability to apply skills to resolve conflict situations constructively, to conduct a dialogue in a conflict situation effectively both in professional activity and in interaction with society in a conflict-prone environment. We examine the mediation as a conciliation procedure interested in finding business, moral relationships between the warring parties. The features of the organization of the mediation service at the college ensure meditative technologies in the educational environment of this professional educational organization; its functions are educational, educational, restorative, preventive. The requirements to the mediator's personality, the possibilities and limitations of his mediation activity are analyzed. The principles of mediation are voluntariness, confidentiality, cooperation and equality of the parties, impartiality and independence.
Keywords: college student; conflict; conflict resolution competencies; mediation; mediator; mediation service
For citation: Bulgakova D.V. Role of mediation in formation of conflict resolution competencies among college students. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 95-102. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-95-102
ВВЕДЕНИЕ
Противостояние одного человека другому заложено у личности от природы на биологическом уровне: таким образом, человек отстаивает свои интересы, свое мнение. Споры, разногласия, конфликты сопровождают нас на протяжении всей жизни и для позитивного разрешения таких ситуаций целесообразно применять медиацию.
Медиация воспринимается как что-то новое, актуальное, но она уходит корнями в многовековую историю развития общественных отношений во многих странах и культурах, поскольку зародилась тогда, когда появились конфликты, споры, распри и слухи. Но во многих источниках различного периода времени вряд ли можно встретить само понятие «медиация», так как данная категория называлась по-разному, а именно: пере-
говоры, склонение к миру, посредничество и т. д. К данному методу разрешения конфликтов прибегали в тех случаях, когда переговоры сторон приобретали тупиковую форму, и чтобы разрешить спор, необходимо было заставить стороны принять каждую из имеющихся точек зрения сторон.
Пройдя длинный исторический путь развития, медиация оформилась как современная практика и технология рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций лишь во второй половине XX столетия. Чаще всего конфликту социум дает негативную оценку и считается, что его нужно избегать при любых обстоятельствах. Также он воспринимается как некое общественное нарушение, влекущее за собой отрицательные последствия: боль, гнев, агрессию, ненависть, страх. Однако конфликт можно оценивать не только с отрицательной стороны, но и с положитель-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. С. 95-102. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
ной, так как именно критика способствует развитию уверенности в себе, стрессоустой-чивости, личностному росту. Конфликты формируют в нас социальную адаптивность и подталкивают к анализу собственных поступков, что необходимо при становлении личности.
В российском образовании, к сожалению, на должном уровне не уделяется внимание формированию конфликтологических компетенций у обучающихся, в том числе и у студентов колледжа. А между тем в период обучения в колледже студенты попадают под возрастную категорию юношества, характеризующуюся как кризисный период в жизни личности, поскольку на данном этапе происходит переход во взрослую жизнь, профессиональное самоопределение. Часто в данном возрасте у студентов наблюдается нигилизм, максимализм, завышенная самооценка, поиск ценностных ориентиров.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Медиация является одним из популярных и результативных методов разрешения споров и конфликтов, ориентирована на интересы вовлеченных в спор сторон, также представляет собой альтернативный метод в сравнении с административно-карательной процедурой, где конфликтующие стороны не участвуют в принятии конечного результата. В научной литературе существует множество трактовок определения медиации, поскольку она применяется в юриспруденции, психологии, педагогике, конфликтологии и во многих других науках.
Медиация - это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам конфликта найти взаимовыгодное решение [1, с. 27]. Н.И. Башмакова, В.Г. Бондарев [2, с. 43] рассматривают медиацию с позиции некого ценностного взаимодействия субъектов, наделенных реальным восприятием социально-правовой действительности. В ряде других источниках Н.И. Башмакова [3] трактует медиацию как уникальный интегра-тивный феномен, который способствует формированию и поддержанию социального равноправия, плюрализму языков и культур в мировом пространстве.
Н.А. Соколова, В.Ф. Жеребкина [4] считают, что медиация - технология разрешения
спорных ситуаций, в которых нейтральное лицо - медиатор, управляет процессом переговоров, направляет конфликтующие стороны к взаимовыгодному разрешению ситуации. С.М. Марков под медиацией понимает «неформальное, то есть негосударственное, конфиденциальное равноправное, откровенное, но уважительно-деликатное разрешение споров в форме диалога-диспута, толерантное (компромиссное) обсуждение и урегулирование конфликта (спора) с целью поиска взаимовыгодных интересов для последующего заключения мирового соглашения (или примирения)» [5, с. 50].
А.В. Кандаурова медиацию трактует как особую форму посредничества с участием нейтрального лица - медиатора - в процедуре разрешения спора (конфликта) [6, с. 50]. Для В.Ю. Смургуновой медиация - это процедура, которая характеризуется как гибкая, неформальная, экономичная, направленная на быстрое урегулирование разногласий между участниками конфликта в духе доброй воли [7, с. 49].
В Федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» отсутствует определение медиации, но в нем содержится определение процедуры медиации как «способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».
Таким образом, медиация является примирительной процедурой, заинтересованной в поиске деловых, нравственных взаимоотношений между противоборствующими сторонами. Она помогает найти сторонам общие точки соприкосновения в интересах и сохранить нормальные, дружеские, партнерские взаимоотношения. Особенность медиации заключается в ее конфиденциальности, нейтральности и добровольности переговоров.
Американский ученый и медиатор Л. Рис-кин, исследуя медиацию, одним из первых в 1984 г. писал о перспективах внедрения и обучения медиации в американских вузах, в первую очередь, юридических, поскольку считает ее одной из эффективных примирительных форм в конфликте. Также в 1984 г. Р. Коэн в США основал Ассоциацию школьной медиации, основной целью которой было
применение медиации в школьных спорах. В своей работе о медиации он отмечает, что «до сессии медиации школьники ходят обозленные, а побывав на сессии, кажется, их глаза наполняются счастьем - они рады своему выбору, они узнали, что конфликты можно разрешать миром». В настоящее время практически в каждом штате США, а также во многих европейских странах и странах Африки и Азии внедряются программы по обучению старшеклассников, учащихся колледжей и университетов медиации.
В России популярность набирает школьная медиация, где медиативной деятельности обучают учителей и специалистов с целью разрешения возникающих конфликтов между школьниками, школьником и учителем, учителем и родителем, однако в учебных программах колледжей и вузов не предусмотрено обучение медиации, которая бы способствовала формированию конфликтологических компетенций.
В связи с психологическими особенностями юношеского возрастного периода среди студентов колледжа наблюдается повышение уровня стрессовости, конфликтности и чтобы минимизировать количество негативных ситуаций, важно формировать у обучающихся конфликтологические компетенции. Данные компетенции у студентов колледжа выражаются в умении, способности применять навыки конструктивно разрешать конфликтные ситуации, эффективно вести диалог в конфликтной ситуации как в профессиональной деятельности, так и во взаимодействии с социумом в условиях конфлик-тологенной среды.
Образовательная среда колледжа позволяет снизить уровень конфликтности у студентов с помощью формирования у них конфликтологических компетенций с применением медиации.
Цель медиации заключается в урегулировании конфликта с помощью медиатора, где он выступает как «третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения, фокусирует стороны на их интересах и способствует поиску взаимовыгодного решения проблемы» [8, с. 27]. Он является помощником-консультантом, основная задача которого -
не решение конфликта, а создание комфортной эмоционально-психологической атмосферы. Важно расположить участников спора друг к другу, указав на взаимовыгодные интересы, помочь им найти оптимальные и взаимовыгодные пути решения в конфликтной ситуации, обеспечить сторон полезной информацией по предмету конфликта.
Для формирования у студентов конфликтологических компетенций необходимо, чтобы образовательная среда колледжа осуществляла воспитательную, междисциплинарную, внутрипредметную интеграцию обучающегося. Это можно достичь путем изучения студентами гуманитарных и социальных дисциплин, которые способствуют формированию у них знаний, необходимых для определения своего места в обществе, совершенствования общей и профессиональной культуры, учат справляться с личностными проблемами, уметь управлять конфликтными ситуациями и выстраивать взаимоотношения с людьми, независимо от их социального статуса, возраста, пола, расы, политических и религиозных воззрений и т. д.
Современное образование заинтересовано в том, чтобы студенты обладали междисциплинарным сознанием для решения актуальных задач в профессиональной деятельности и повышения уровня компетенций, в том числе и конфликтологических. Совершенствование конфликтологических компетенций у студентов с использованием медиации оказывает эффективное воздействие на социальное, моральное и психологическое развитие личности: развивает способность к самоанализу, личностному совершенствованию, систему позитивных ценностей. У студента формируется способность к коммуникации в обществе и со сверстниками, умение вести диалог, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мировоззрению и мнению.
Ранее было отмечено, что медиация активно и успешно применяется в мировом образовании и в большинстве случаев при ее применении конфликтные ситуации завершаются медиативным соглашением. В российской образовательной системе медиация, службы медиации существуют сравнительно недавно, они недостаточно активно внедряются и применяются в школах, колледжах и
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. С. 95-102. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
университетах, однако медиативная деятельность играет одну из важных ролей в формировании конфликтологических компетенций.
Внедрение в колледже медиации в образовательный процесс и в систему воспитания, а также создание службы медиации способствуют профилактической работе, развитию конфликтологических компетенций у обучающихся, обеспечению доступа к медиации студентов.
Служба медиации представляет собой структуру, которая обеспечивает внедрение медиативных технологий в образовательную среду, созданную на базе определенной образовательной организации, в которую входят преподаватели, учащиеся и их родители, прошедшие обязательное обучение медиации, ее методам.
Работа данной службы позволяет:
- снизить количество конфликтных ситуаций между учащимися образовательной организации;
- повысить уровень профилактики правонарушений среди обучающихся;
- сократить число совершаемых аморальных проступков и правонарушений;
- значительно повысить уровень профилактической работы, позволяющей снизить асоциальное поведение учащихся;
- улучшить психологическую обстановку в учебном заведении;
- создать комфортные психологические условия для обучения и взаимодействия среду учащихся;
- повысить уровень квалификации среди сотрудников образовательной организации;
- обучить учащихся природе конфликта, его структуру, функциям, динамики для его успешного разрешения;
- повысить уровень конфликтологических компетенций у обучающихся.
Цели службы медиации заключаются в создании безопасного, психологически комфортного, мирного пространства для обучающихся (студентов колледжа), а также для их социализации и формирования у них адекватного восприятия конфликтных ситуаций и возможности выявлять и управлять ими.
Служба медиации в колледже выполняет ряд функций:
- воспитательная: направлена на формирование у студентов таких личностных качеств, как ответственность за совершаемые поступки, доброта, сопереживание, умение поставить себя на места другого человека, справедливость;
- восстановительная: направлена на изменение эмоционального состояния личности, которой были нанесены психологические травмы при конфликте, восстановление взаимоотношений между конфликтующими сторонами;
- профилактическая: направлена на предупреждение противоправных деяний, также студентов учат прогнозировать свои действия и менять свое поведение в случае необходимости;
- образовательная: с помощью медиатора студенты обучаются слышать и понимать оппонента, налаживать общение, осмысленно подходить к разрешению конфликтов [9, с. 72].
Студенты, показывающие наиболее высокие знания, умения в области конфликтологии, могут входить в службу медиации колледжа, поскольку:
- в силу своего возраста могут быстрее достичь доверия, взаимодействия и понимания среди других студентов, так как находятся в одном возрастном диапазоне и общаются друг с другом на одном языке;
- принимая участие в службе медиации, они приобретают незаменимый практический опыт по эффективному разрешению спорных ситуаций с помощью конструктивной коммуникации;
- в силу своего возраста обладают более гибким мышлением, которое позволяет находить нестандартные способы разрешения конфликтов.
При проведении процедуры медиации, медиатор должен ориентироваться на медиативный подход, который направлен на:
- разрешение конфликтной ситуации между студентами путем привлечения к активному участию в этом процессе пострадавшего и обидчика, а также их родственников;
- обеспечение сравнительно быстрого возмещения вреда потерпевшей стороне;
- выражение чувств участников, снятие отрицательно окрашенных психологических состояний и освобождения от ролей «жертвы»;
- превращение столкновения между сторонами в конструктивный процесс решения их проблем;
- вразумление обидчика, осознания им своей ответственности за нанесенный вред [9, с. 55].
Обучение студентов колледжа медиативным умениям способствует более полному формированию конфликтологических компетенций, поскольку они положительно влияют на коммуникацию, которая основывается на уважении, равноправии, справедливости, принятии иной позиции и взглядов [10].
Несомненно, медиатор и стороны при разрешении конфликта должны соблюдать принципы проведения медиации, закрепленные в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».1 Это необходимо для того, чтобы исключить желание сторон или одной из сторон манипулировать оппонентами в случае запугивания, склонить медиатора на свою сторону.
Рассмотрим более подробно каждый из принципов медиации.
Принципом медиации является добровольность, которая заключается в том, что:
- никто не может принудить стороны участвовать в данной процедуре;
- в любое время каждая сторона может выйти из медиации;
- решения принимаются сторонами по взаимному соглашению;
- стороны наделены свободой определения условий медиативного соглашения;
- каждая из сторон может выдвигать любые предложения по урегулированию конфликтов, при этом может отрицать любые предложения другой стороны без объяснения причин.
Следующий принцип медиации - конфиденциальность. Данный принцип играет ключевую роль в разрешении конфликта,
1 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 (ред. от 26.08.2019). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
поскольку процесс медиации построен на дискуссиях, индивидуальных беседах: насколько каждая из сторон будет открыта при высказывании своей позиции и имеет выход из медиации. Данный принцип обеспечивает запрет на неразглашение информации, которая имеет отношение к процедуре медиации, при этом запрет на распространение полученных сведений распространяется как на медиатора, так и на участников переговоров. Для медиатора существует правило, которое он обязан соблюдать, чтобы соблюсти принцип конфиденциальности, а именно: записи, которые он ведет для заметок при работе с участниками конфликта, обязан уничтожать.
Принцип сотрудничества и равноправия сторон. Равноправие сторон заключается в том, что стороны конфликта имеют равные права на обращение к процедуре медиации. Участники переговоров имеют равные права на изложение своих доводов, заявлений и предложений и они должны иметь одинаковое количество времени на индивидуальную работу с медиатором.
Сотрудничество сторон заключается в том, что каждая из сторон должна содействовать в разрешении конфликта, при этом ни одна из сторон не имеет процедурных преимуществ в медиации. Идея данного принципа заключается также в том, что конфликтующие субъекты должны преследовать цель не состязания, а достижения соглашения, которое бы устраивало каждую противоборствующую сторону.
Принцип беспристрастности и независимости заключается в том, что медиатор выступает нейтральной стороной, он способствует эффективному ходу переговоров, создавая такие условия, при которых стороны избегают негативные и резкие высказывания в адрес друг друга. Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта.
Следует отметить, что в ходе проведения процедуры на медиатора возлагается ряд ограничений и требований, а именно:
- он не имеет права занимать одну из позиции сторон;
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. C. 95-102. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
- он должен обеспечивать равное право участия в переговорах;
- ему запрещается применять полученную информацию в ходе процедуры медиации в пользу или против одной из сторон, участвующей в данной процедуре;
- ему не позволяется навязывать свою точку зрения сторонам в медиации;
- ему не позволяется оценивать действия сторон с позиции добра, справедливости, морали;
- ему не позволяется выделять какого-либо участника конфликта;
- ему запрещается некорректно себя вести по отношению к участникам процесса;
- он должен создавать комфортные условия для участников медиативного процесса путем обеспечения их равноправия.
Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтралитет и не удается изба-
виться от возникающих эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса. Запрещается вмешиваться в деятельность медиатора, оказывать моральное и психологическое и иное воздействие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, медиация выступает одним из альтернативных методов разрешения конфликтов. Она позволяет выстроить позитивное общение, в котором отсутствует агрессия и негатив и конфликт разрешается не с помощью применения физической силы, психологического давления, а благодаря знаниям «что есть конфликт» и возможностям интеллекта. Студентам колледжа медиативные умения помогают выстроить дружеские и партнерские взаимоотношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЧерноваГ.Р. Конфликтология. М.: Юрайт, 2021. 203 с.
2. Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. Феномен медиации через призму ценностного подхода // Высшее образование сегодня. 2018. № 11. С. 41-43. DOI 10.25586/RNU.HET.18.11.P.41
3. Башмакова Н.И. Медиация как феномен и актуальная составляющая профессиональной деятельности современного специалиста в условиях глобализации социума // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 76-79.
4. Соколова Н.А., Жеребкина В.Ф. К вопросу о конфликтологической подготовке будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 113-118.
5. Марков С.М. Медиация - альтернативный метод разрешения конфликтов (споров) // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2010. № 3. С. 42-59.
6. Кандаурова А.В. Разрешение конфликта средствами технологии медиации // Академия профессионального образования. 2020. № 6 (97). С. 36-50.
7. Сморгунова В.Ю. Медиация в образовательной сфере. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2018. 184 с.
8. Алпысбаева М.Б., Карманова Ж.А., Боброва В.В., Шарзадин А.М., Маженова Р.Б. Формирование конфликтологической компетенции социальных работников у студентов вуза // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 58-80. DOI 10.15293/2658-6762.1903.04
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000. 551 с.
10. Бескровная О.В. Специфика культуры делового общения в рамках профессий типа «Человек - человек» // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. Т. 16. № 4. С. 20-25.
REFERENCES
1. Chernova G.R. Conflict Resolution. Moscow, Yurayt Publ., 2021, 203 p. (In Russian).
2. Bashmakova N.I., Bondarev V.G. Phenomenon of mediation through the prism of a value approach. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2018, no. 11, pp. 41-43. (In Russian). DOI 10.25586/RNU.HET.18.11.P.41
3. Bashmakova N.I. Mediation as a phenomenon and an important component of professional activity of the modern specialist in the conditions of globalization of society. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2015, no. 1 (50), pp. 76-79. (In Russian).
4. Sokolova N.A., Zherebkina V.F. To the question of conflictological training of future teachers. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016, no. 7, pp. 113-118. (In Russian).
5. Markov S.M. Mediation - an alternative method of conflict resolution (disputes). Vestnik Khabarovskoy gosudarstvennoy akademii ekonomiki i prava = Bulletin of the Khabarovsk State Academy of Economics and Law, 2010, no. 3, pp. 42-59. (In Russian).
6. Kandaurova A.V. Conflict resolution by means of mediation technology. Akademiya professional'nogo obrazovaniya = Academy of Professional Education, 2020, no. 6 (97), pp. 36-50. (In Russian).
7. Smorgunova V.Yu. Mediation in the Educational Sphere. St. Petersburg, Herzen Russian State Pedagogical UniversityPubl., 2018, 184 p. (In Russian).
8. Alpysbaeva M.B., Karmanova Zh.A., Bobrova V.V., Sharzadin A.M., Mazhenova R.B. Development of conflict management competency in social work undergraduate students. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 58-80. (In Russian). DOI 10.15293/2658-6762.1903.04
9. Antsupov A.Ya., Shipilov A.I. Conflict Resolution. Moscow, Unity Publ., 2000, 551 p. (In Russian).
10. Beskrovnaya O.V. Specifics of culture of business communication within professions like "Person - Person". Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2017, vol. 16, no. 4, pp. 20-25. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Булгакова Дарья Владимировна - старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-шаИ: [email protected] ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-2847-9431 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение литературы, написание текста.
Darya V. Bulgakova - Senior Lecturer of Criminal Law and Process Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. Е-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2847-9431 Contribution: main study conception, literature analysis and evaluation, article writing.