Научная статья на тему 'Роль маркировки в реализации органической продукции'

Роль маркировки в реализации органической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркировка / органическое производство / экотовары / сертификация / законодательная база / labeling / organic production / ecoproducts / certification / legal basis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернопятенко Н. В., Митина Э. А.

Проблемы экологизации сельскохозяйственного производства, развития альтернативных видов земледелия, функционирования рынка продукции органического происхождения, перспективы развития рынка органической продукции рассмотрены отечественными и зарубежными учеными, однако, в силу многомерного предмета исследования, множество вопросов еще не достаточно отражено в научной литературе и требуют дальнейшего исследования. В статье рассмотрены исторические предпосылки развития маркировки товара, описаны нормативные документы, регламентирующие содержание упаковки в Российской Федерации, а также законы, находящиеся на рассмотрении, касательно органического производства, проиллюстрированы некоторые виды маркировки органической продукции, выявлены особенности ценовой политики экотовара, определена роль маркировки в реализации органической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marking the role in the implementation of organic products

Problems greening of agricultural production, development of alternative farming types, product market performance of organic origin, the prospects for market development of organic production are considered domestic and foreign scientists, however, due to a multidimensional study of the subject, a lot of questions have not yet sufficiently reflected in the scientific literature, and require further investigation. The article deals with the historical background of the development of product labeling, described the normative documents regulating the content of the package in the Russian Federation, as well as the laws under consideration, regarding organic production, illustrates some types of organic product labeling, the peculiarities of the pricing policy of ecogoods, defined role labeling in the realization of organic products.

Текст научной работы на тему «Роль маркировки в реализации органической продукции»

ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

ПIrpogí-V экон

экономика

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!

Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, ЦНСХБ. Журнал выгружается в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к бесплатной публикации научных статей. ISSN: 2500-0861. Возможны срочные публикации!

РОЛЬ МАРКИРОВКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Главная страница журнала

Marking the role in the implementation of organic products

Экономические науки

Сельскохозяйственные науки

О журнале

Редакция

Общая лента

Выпуски

УДК 658.6.9:339.16

12.12.2016

Выходные сведения:

Чернопятенко Н.В., Митина Э.А. Роль маркировки в реализации органической продукции // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. № 4 (12). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/rol-markirovki-v-realizatsii-organi/

Авторы:

Чернопятенко Н.В., студент Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО имени В.И. Вернадского (295000, Российская Федерация, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, каб.111.) e-mail: [email protected].

Опубликовать статью. Авторам

НОВОСТИ

Митина Э.А., ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО имени В.И. Вернадского (295000, Российская Федерация, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, каб.111.) e-mail: [email protected].

Экономика

Сельское хозяйство

Authors:

Chernopatenko N., student of the Institute of Economics and Management (a structural subdivision) of FSAEI HE Crimean Federal University V. Vernadsky (295000, Russian Federation, Simferopol, st. Sevastopol, 21/4, of.111), [email protected]

Это интересно

Mitina E., assistant of the department of marketing, trade and customs affairs of the Institute of Economics and Management (a structural subdivision) of FSAEI HE Crimean Federal University V. Vernadsky (295000, Russian Federation, Simferopol, st. Sevastopol, 21/4, of.111), [email protected]

Ключевые слова:

маркировка, органическое производство, эко-товары, сертификация, законодательная база Keyword:

labeling, organic production, eco-products, certification, legal basis Аннотация:

Проблемы экологизации сельскохозяйственного производства, развития альтернативных видов земледелия, функционирования рынка продукции органического происхождения, перспективы развития рынка органической продукции рассмотрены отечественными и зарубежными учеными, однако, в силу многомерного предмета исследования, множество вопросов еще не достаточно отражено в научной литературе и требуют дальнейшего исследования.

В статье рассмотрены исторические предпосылки развития маркировки товара, описаны нормативные документы, регламентирующие содержание упаковки в Российской Федерации, а также законы, находящиеся на рассмотрении, касательно органического производства, проиллюстрированы некоторые виды маркировки органической продукции, выявлены особенности ценовой политики эко-товара, определена роль маркировки в реализации органической продукции.

Annotation:

Problems greening of agricultural production, development of alternative farming types, product market performance of organic origin, the prospects for market development of organic production are considered domestic and foreign scientists, however, due to a multi-dimensional study of the subject, a lot of questions have not yet sufficiently reflected in the scientific literature, and require further investigation.

The article deals with the historical background of the development of product labeling, described the normative documents regulating the content of the package in the Russian Federation, as well as the laws under consideration, regarding organic production, illustrates some types of organic product labeling, the peculiarities of the pricing policy of eco-goods, defined role labeling in the realization of organic products.

LOLA CRUZ Туфли Женщинам

4 450 руб

ANDREA MORELLI Туфли Женщинам

2 650 РУ6—^

Введение. В настоящее время отсутствует общий подход к оценке маркировки, отраженной на носителе, ее безопасности и доступности в процессе товародвижения от изготовителя к потребителю. В этой ситуации целесообразна комплексная методология к восприятию информации, размещенной на товаре, что позволит выявить как несогласованность информационного характера, так и отсутствие соответствия требованиям безопасности, сохраняемости и доступности. Разработка критериев оценки качества маркировки, касающихся не только содержания, но и четко определяющих само ее исполнение, является актуальной задачей, решение которой позволит наиболее полно удовлетворить информационные потребности покупателя в отношении товара, предприятию-изготовителю - повысить конкурентоспособность товара, а предприятиям торговли - избежать повышения издержек обращения.

Целью нашего исследования является выявление роли маркировки в реализации органической продукции.

Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области продовольственной безопасности и органического производства. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая системный анализ исследуемых явлений и результатов.

Проблемы экологизации сельскохозяйственного производства, развития альтернативных видов земледелия, функционирования рынка продукции органического происхождения основательно раскрыты в работах Ходаковской О. [10], Савон Д. [9], Гассий В.[9], Петруни Ю. [8], Афанасьева С. [1], Минченко Л. [2]и др. Перспективы развития рынка органической продукции рассмотрены и зарубежными учеными: Райтером Р. [13], Виблером Х. [14]. Однако, в силу многомерного предмета исследования, множество вопросов еще не достаточно отражено в научной литературе и требуют дальнейшего исследования.

Результаты. Слово «маркировка» произошло от иностранного слова «markieren» - ставить знак, отмечать. Необходимость в маркировке товара возникла еще в древности, а в третьем тысячелетии до нашей эры впервые обнаружили в Египте надписи на различных емкостях (так, например, на непрозрачные сосуды одинаковой формы наносили информацию о сорте, вкусе, месте производства вина и т.д.).

Сегодня эко-органическая маркировка продукции занимает важнейшую роль при формировании процессов маркетинга и реализации продукции, товаров и услуг.

Следует отметить, что маркировка свидетельствует о высоком уровне экологичности произведенной продукции или услуги, а для ее получения, товар должен сертифицироваться в соответствии с различными экологическими критериями, соответствие которым проверяется независимой организацией [3].

На сегодняшний день содержание маркировки в Российской Федерации регламентируется несколькими нормативными документами[6], а именно: Федеральным законом о защите прав потребителей, Техническим регламентом Таможенного союза на пищевую продукцию в части ее маркировки (ТР ТС 022/2011, ГОСТ Р 51074-2003), а также отдельными стандартами на определенный вид продукции (ТУ, ОТУ), либо конкретно на маркировку, как, например, в отношении пищевых концентратов или консервированных продуктов. Однако, все эти документы устанавливают требования лишь к содержанию маркировки, а в отношении ее исполнения и используемых для носителей материалов регламентирующих документов нет, что неблагоприятно сказывается на ее качестве, поскольку неправильное исполнение не реализует основную информационную функцию. Важно, что в настоящее время на рассмотрении находятся следующие законы [7]:

1. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 1, от 16 ноября

2012 г.);

2. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 2, от 17 июля

2013 г.);

3. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 2, от 10 января

2014 г.);

4. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 3, итоговый, доработанный проект закона, от 5 мая 2014 г.);

5. Проект закона «О производстве органической продукции» (Письмо НФ-13-07-2985 от 11.03.2015 и проект ФЗ).

Таким образом, маркировка органической продукции свидетельствует об её сертификации, некоторые виды которой представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Виды маркировки органической продукции

Логотип Сертифицирующим орган

ш Органический логотнпЕС, наносимый напродукцню, произведенную б странах СНГ н соответствующую европейским стандартам органического производства.

л ■У; .colabel rww.ecoUb4-l.eu Европейский ЕгдИк! -официальный европейский экологический знак, наносимый на продукцию, произведенную во всех странах-членах Европейского Союза (резервируется для изделий, которые «нан&олее уважительны к окружающей среде»).

(jsda\ USDAORGANIC - размещается на эко-товарах США [требования к данной маркировке распространяются на сырые, свежие н переработанные продукты, содержащие органические сельскохозяйственные ингредиенты).

JAS маркировка наносится на органические продукты жнЕотноЕодства и переработанные продукты животного происхождения е Японии.

Маркировка Da дня', размещаемая на органической продукции Германии, укавываегна производство по правилам биодинамического органического производства.

ВО Маркировка ffiftJLÜEgs! [Экологическая печать) обозначает продукты предприятий, придерживающихся требований постановления ЕС.

(А щ Знак Luymu используется е Финляндии (отмеченные этой маркировкой дка-тоЕары соответствуют ЛВЙЯШШЯН Положения ЕС по аршиаешщу се.тжаа: хозжсшу и ковдродщожгкя иишмж сщки).

Soil A»»ciation Маркировка .ЗаМжгаЯщд применяется в Белнкобрнтаннн[сертнфнцнрует органическую продукцию фермеров, садоводов, переработчиков н упаковщиков, розннчных торговцев, организаций общественнотопнтания, текстильных производителен, а также производителей медицинских н косметических товаров, в самой Великобритании и за рубежом).

Источник: [5].

Маркировка товаров, изготовляемая на каждом современном производстве, размещается на упакованных пищевых продуктах, косметике, лекарственных средствах, на биологических добавках к пище и т.д. Она может быть представлена в виде текста, графического изображения, цветового или цифрового обозначения, нанесенного на упаковку или товар [4].

Для успешной реализации требуется стратегия продвижения товаров на потребительский рынок. Одной из форм реализации продукта является ценовая политика, а именно, снижение цены на товар [11, 12]. В поиске решений товаропроизводитель зачастую использует все варианты, в том числе удешевляя исполнение маркировки. В данном случае, например, может применяться носитель меньшего размера, чем необходимо, следовательно, для нанесения всей основополагающей информации, товаропроизводитель вынужден менять размер шрифта на меньший, что негативно сказывается на доступности текста и т.д. Исполнение маркировки для товаропроизводителя связано с затратами, поэтому нередко, пытаясь удешевить продукт любым способом, он экономит на ее качестве.

В связи с тем, что многие недобросовестные производители органической продукции, не соответствующей требованиям, предъявляемым к «эко» товарам, используют лже-маркиковку для завоевания доверия у потребителя и достижения более высоких показателей реализации своих товаров, требуется организовать защиту торговой марки от мошенничества и подделок. В связи с этим применяются невидимые знаки, оригинальные формы упаковки, тисненые штампы и т.д.

Заключение. Таким образом, маркировка является неким гарантом экологичности продукции, а, следовательно, высокого качества и прохождения всех циклов органического производства. Однако, несовершенная законодательная база и наличие недобросовестных производителей на рынке органических товаров сильно препятствуют процессу развития данного вида продукции.

Библиографический список

1. Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России: (теория, методология, практика): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н., Москва, 2005. - 47с.

2. Минченко Л.В., Соколова Е.А. Продовольственная безопасность России, роль сельского хозяйства в ее обеспечении // Научный журнал НИУ ИТМО, 2014. - №4. - С.294 - 301.

3. Митина Э.А., Мереуца В. Перспективы развития рынка экопродукции в России // сборник

материалов межрегиональной научно-практической конференции «Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ», 17 мая, 2016. - Симферополь. - С.36-39.

4. Митина Э.А. Исследование поведения потребителей на рынке органической продукции (на примере Республики Крым) / Риск, 2016. - Вып. 2. - С.102-106.

5. Митина Э.А. Формирование спроса на продукцию органического производства / Маркетинг в России и за рубежом, 2016. - №4. - С.130-134.

6. Основные стандарты для экологического производства и переработки, утверждены Генеральной Ассамблеей IFOAM в Базеле, Швейцария, сентябрь, 2000. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/77-Kalabin-_Boronina.pdf.

7. Официальный сайт Союза органического земледелия - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sozrf.ru/03072014k/.

8. Петруня Ю.Е., Петруня В.Ю. Маркетинговые экологические стратеги предприятий // Механизм регулирования экономики, 2007. - №4. - С.185-190.

9. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Совершенствование регулирования экологизации экономикой региона на основе партнерства государства и бизнеса. // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2011. - №3. - С. 194-204.

10. Ходаковская О.В. Экологизация аграрного производства: современные вызовы и перспективы развития // Экономика АПК, 2015. - №5. - С.43. - 47.

11. Проскура Н.В. Инновационные подходы к продвижению продукции // СтройМного, 2015. №1 (1). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/innovatsionnye-podkhody-k-prodvizhe/

12. Гарина Е.П., Шушкина Н.А. «Зелёная» экономика в сельском хозяйстве Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. № 2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/zelyenaya-ekonomika-v-selskom-khozya/

13. Reiter R. Produktion von Biofischen. In: Wiesinger, Klaus und Cais, Kathrin (Hrsg.) AngewandteForschung und Beratungfür den ökologischenLandbau in Bayern, Öko-Landbau-Tag 2009, BayerischeLandesanstaltfürLandwirtschaft (LfL), Freising-Weihenstephan, Schriftenreihe der BayerischenLandesanstaltfürLandwirtschaft. - Nr. 7. - P. 17- 25 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.lfl.bayern.de/publikationen/daten/schriftenreihe/p 35023.pdf.

14. Weibel, Schmid, Willer Present Status of Organic Fruit Growing in Europe. Congress: Sustainability of Horticultural Systems in the 21st Century. International Society for Horticultural Science ISHS, Leuven, Belgium, 2004. - P. 375-385 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.actahort. org/books/638/638 49.htm.

References

1. AfanasevS.G. ProdovolstvennayabezopasnostRossii (teoriya, metodilisiya, praktika): avtoreferatdissertaziinasoiskanieuchenoistepenidoktoraeconomicheskihnauk, Moskva, 2005. - 47s.

2. MinchenkoL, SokolovaE. ProdovolstvennayabezopasnostRossii, rolselckogohozyaistvaveeobespechenii // NsuchniizhurnalNIUITMO,2014. - №4. - S.294 - 301.

3. MitinaE., MereuzaV. PerspektivurazvitiyarinkaekoprodukziivRossii // sbornikmaterialovvmezhregionalnoinauchno-

prakticheskoikonferenzii«TransformaziyahozyaistvennihsvyazeiItorgovoipolitikiregionavusloviyahrealiza ziifederalnihzelevihprogramm», 17 maya, 2016. - Simferopol. - S.36-39.

4. MitinaE. Issledovaniepovedeniyapotrebiteleinarinkeorganicheskoiprodukzii (Na primereRespublikiKrim) / Risk, 2016. - Vup. 2. - S.102-106.

5. MitinaE. Formirovaniesprosanaprodukziyuorganicheskogoproizvodstva / Marketing v Rossiiizarubezhom, 2016. - №4. - S.130-134.

6. Osnovniestandartidlyaekologicheskogoproizvodstva I pererabotki, utverzhdeniGeneralnoiAssambleeilFOAM v Bazele, Shveizariya, sentyabr, 2000/ - [Elektronniiresurs]. - Rezhimdostupa: web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/77-Kalabin-_Boronina.pdf.

7. OfizialniisaitSoyuzaorganicheskogozemledeliya. - [Elektronniiresurs]. - Rezhimdostupa: http://sozrf.ru/03072014k/.

8. PetrunyaU., PetrunyaV. Marketingovieekologicheskiestrategiipredpriyatiya //Mehanizmregulirovaniyaekonomiki, 2007. - №4. - S.185-190.

9. SavonD., GassiiD. Sovershenstvovanieregulirovaniyaekologizaziiekonomikiiregionanaosnovepartnerstvagosudarstvaibizne sa // Ekonomicheskie I gumanitarnieissledivaniyaregionov, 2011. - №3. - S. 194-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. HodakovskayaO. Ekologozaziyaagrarnogoproizvodstva: sovremennievizovi I perspektivirazvitiya // Ekonomikaagropromishlennogokompleksa, 2015. - №5. - S.43. - 47.

11. Proskyra N.V. Innovacionnye podhody k prodvizheniju produkcii // StrojMnogo, 2015. №1 (1). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/innovatsionnye-podkhody-k-prodvizhe/

12. Garina E.P., Shushkina N.A. «Zeljonaja» jekonomika v sel'skom hozjajstve Rossijskoj Federacii // Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo, 2015. № 2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/zelyenaya-ekonomika-v-selskom-khozya/

13. Reiter R. Produktion von Biofischen. In: Wiesinger, Klaus und Cais, Kathrin (Hrsg.) AngewandteForschung und Beratungfür den ökologischenLandbau in Bayern, Öko-Landbau-Tag 2009,

BayerischeLandesanstaltfürLandwirtschaft (LfL), Freising-Weihenstephan, Schriftenreihe der

BayerischenLandesanstaltfürLandwirtschaft. - Nr. 7. - P. 17- 25 [Electronic resource]. - Mode of

access: http://www.lfl.bayern.de/publikationen/daten/schriftenreihe/p_35023.pdf.

14. Weibel, Schmid, Willer Present Status of Organic Fruit Growing in Europe. Congress:

Sustainability of Horticultural Systems in the 21st Century. International Society for Horticultural

Science ISHS, Leuven, Belgium, 2004. - P. 375-385 [Electronic resource]. - Mode of access:

http://www.actahort.org/books/638/638_49.htm.

Возврат к списку

ä^l^pn I

6500 W^_I

КОНТАКТЫ

YOOX

© 2014-2017 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная бесплатная публикация научных статей, 16+

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных

технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу

ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ

INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.