Научная статья на тему 'Роль маркетинговой информационной системы в реструктуризации авиакосмических предприятий'

Роль маркетинговой информационной системы в реструктуризации авиакосмических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / INDUSTRIAL MARKETING / АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AEROSPACE INDUSTRY / MARKETING COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозгов С.А., Федорова Н.В.

Проанализирована роль маркетинговой информации в аэрокосмической промышленности, её цель, недостатки существующих инструментов анализа и принятия решений, ряды принципов решения проблем, вызванных несоответствием нестабильности, сложности и наукоемкости изучаемых объектов. Промышленный маркетинг и развитие аэрокосмической промышленности, недостаточное и неэффективное использование методов и инструментов стратегического анализа и промышленного маркетинга, необходимость решения проблем аэрокосмической промышленности России, связанные с: повышением эффективности взаимодействия организаций, проблем нехватки средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MARKETING INFORMATION SYSTEM IN THE RESTRUCTURING OF THE AEROSPACE ENTERPRISES

This article analyzes the role of marketing information in the aerospace industry, its purpose, the shortcomings of the existing tools for analysis and decision-making ranks of the principles of the problems caused by the mismatch of instability, complexity and high-end of the studied objects. Industrial marketing and development of the aerospace industry, insufficient and inefficient use of methods and tools of strategic analysis and industrial marketing, the need to address the aerospace industry in Russia related to: increase the efficiency of interaction of organizations and the problems of lack of funds.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинговой информационной системы в реструктуризации авиакосмических предприятий»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

УДК 339.138

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ АВИАКОСМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С. А. Мозгов Научный руководитель - Н. В. Федорова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: fczenit1595@mail.ru

Проанализирована роль маркетинговой информации в аэрокосмической промышленности, её цель, недостатки существующих инструментов анализа и принятия решений, ряды принципов решения проблем, вызванных несоответствием нестабильности, сложности и наукоемкости изучаемых объектов. Промышленный маркетинг и развитие аэрокосмической промышленности, недостаточное и неэффективное использование методов и инструментов стратегического анализа и промышленного маркетинга, необходимость решения проблем аэрокосмической промышленности России, связанные с: повышением эффективности взаимодействия организаций, проблем нехватки средств.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая информация, промышленный маркетинг, аэрокосмическая промышленность.

THE ROLE OF MARKETING INFORMATION SYSTEM IN THE RESTRUCTURING

OF THE AEROSPACE ENTERPRISES

S. A. Mozgov Scientific supervisor - N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: fczenit1595@mail.ru

This article analyzes the role of marketing information in the aerospace industry, its purpose, the shortcomings of the existing tools for analysis and decision-making ranks of the principles of the problems caused by the mismatch of instability, complexity and high-end of the studied objects. Industrial marketing and development of the aerospace industry, insufficient and inefficient use of methods and tools of strategic analysis and industrial marketing, the need to address the aerospace industry in Russia related to: increase the efficiency of interaction of organizations and the problems of lack offunds.

Ключевые слова: marketing, marketing communications, industrial marketing, aerospace industry.

Нестабильность и кризисная ситуация на мировом авиакосмическом рынке в 90-е годы привела к реструктуризации западных компаний путем их слияний и поглощений, а катастрофическое положение российских - к их реформированию в интегрированные структуры в 2002-2005 гг. Все эти меры привели к значительному усложнению организационных структур предприятий, потере ими гибкости в управлении [3].

В рамках управленческой функции маркетинга цель системы маркетинговой информации -обеспечение выбора наиболее быстрорастущих и рентабельных сегментов рынков данными экономической и рыночной динамики, включая их прогнозные значения. Работа с выбранными сегментами реализуется путем формирования и управления самостоятельными структурами - бизнес-единицами, реструктуризация, покупка и продажа которых обеспечивает рыночную адаптацию корпорации в целом.

Общим недостатком существующих инструментов анализа и принятия решений является их несоответствие нестабильности, сложности и наукоемкости изучаемых объектов, что повышает веро-

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

ятность неадекватных решений. Для решения этих проблем предлагается ряд принципов, учитывающих специфику предметов исследования: динамический подход к ним, как к изменчивым системам, системный подход, как способ решения сложных проблем и инновационный подход, учитывающий наукоёмкость продукции. Комплекс этих решений позволяет перейти от статичных моделей - к динамичным и прогнозным, от упрощенных - к структурированным, ориентированными на долгосрочную инновационную деятельность. Все это предполагает непрерывность получения информации, моделирования и прогнозирования объектов получения информации, моделирования и прогнозирования объектов исследования, своевременное обновление прогнозных моделей. Модернизируются при этом и модели выбора рынка, стратегий и портфеля товаров.

Система маркетинговой информации, базирующаяся на вышеперечисленных принципах и новые модели принятия стратегических и оперативных решений, обеспечивают более адекватную и своевременную информацию, обосновывающую цели и направленность реструктуризации на более эффективные решения, снижающие неопределённость и риск в управлении предприятиями отрасли.

Чрезмерные издержки перехода от централизованной системы управления отраслями аэрокосмической промышленности к использованию элементов рыночной экономики, в значительной мере определяются недостаточным и неэффективным использованием методов и инструментов стратегического анализа и промышленного маркетинга. Яркие примеры научно-технических достижений ведущих предприятий-разработчиков новой техники, которые обернулись бесполезной растратой дефицитных ресурсов, дала конверсия, плохо организованная, не опиравшаяся на знание рынков, на исследование потенциальных потребителей, на использование возможностей стратегического менеджмента и промышленного маркетинга. От того, в какой мере в России удастся решить проблемы повышения эффективности взаимодействия организаций (как внутри отрасли, так и с отраслями-поставщиками и потребителями) рыночными, маркетинговыми средствами, зависит решение острых проблем. В том числе проблем нехватки средств не только на развитие, но и на простое воспроизводство ранее созданного мощного потенциала.

Нерыночными методами удается решать частные проблемы отдельных заинтересованных групп и организаций [2]. В результате сокращаются возможности рационального использования потенциала аэрокосмической промышленности в интересах инновационного развития экономики страны. За последние пять лет в России цены на промышленную продукцию выросли вдвое. Так как обменный курс при этом не изменился, снизилась и конкурентоспособность. В 90-е годы, столкнувшись с конкуренцией мирового рынка, погибли многие цепочки российских производителей. Быстрые и эффективные меры необходимы для того, чтобы такая судьба не постигла важные для страны цепочки создания ценностей, ориентированные на потребности гражданской авиации, космического производства, пилотируемой космонавтики. До многих организаций, имеющих уникальные компетенции и призванных играть важную роль в этих цепочках, средства, которые необходимы для сохранения потенциала, «не доходят». Но стоит одному звену цепочки начать плохо работать, как мы получаем эффект ложки дегтя в бочке меда [1].

Библиографические ссылки

1. Экономика космической деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihst.ru/ ~akm/308t.pdf (дата обращения: 22.03.2015).

2. Федеральное космическое агентство; Продукция предприятий и организаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscosmos.ru/199/1/ (дата обращения: 17.03.2015).

3. Федорова Н. В., Данильченко Ю. В., Кузоро Н. В. Промышленный маркетинг : учеб. пособие ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007.

© Мозгов С. А, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.