Научная статья на тему 'Роль маркетинга в предприятиях малого и среднего бизнеса'

Роль маркетинга в предприятиях малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станиславская М. В.

Малые и средние предприятия в своей деятельности испытывают значительное количество трудностей, которые часто связаны с минимальным количеством финансовых ресурсов. Часть их проблем может быть решена за счёт внедрения в их деятельность маркетинговых мероприятий. Чем более полноценным будет использование маркетинга в рамках этих предприятий, тем более эффективно они будут работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинга в предприятиях малого и среднего бизнеса»

6. Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент: учеб. пособие / А.Н. Стерлигова, A.B. Фель - М.: ИНФРА-М, 2009. - 187 с.

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

© Станиславская М.В.*

Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

Малые и средние предприятия в своей деятельности испытывают значительное количество трудностей, которые часто связаны с минимальным количеством финансовых ресурсов. Часть их проблем может быть решена за счёт внедрения в их деятельность маркетинговых мероприятий. Чем более полноценным будет использование маркетинга в рамках этих предприятий, тем более эффективно они будут работать.

В процессе своей деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса приходится решать огромное количество проблем, которые в первую очередь связаны с отсутствием достаточного количества финансовых ресурсов. Эта особенность не позволяет им активно развиваться. Она приводит к тому, что сами малые и средние предприятия являются неконкурентоспособными по сравнению с крупными компаниями, а продукция и услуги, которые ими производятся и предлагаются тоже не всегда выдерживают конкуренцию с аналогичными товарами и услугами крупных предприятий. В некоторой степени эти диспропорции могут быть сглажены, если будут приниматься определённые меры на федеральном и региональном уровнях. Но и сами предприятия малого и среднего бизнеса могут организовать свою работу таким образом, что это повысит их эффективность и устойчивость.

Одним из механизмов обеспечения устойчивого и эффективного развития малых и средних предприятий является внедрение маркетингового управления в них. С точки зрения Ф. Котлера, маркетинговое управление -это искусство и наука выбора целевых рынков и привлечения, сохранения и развития покупателей посредством создания, предоставления и продвижения значимых для них ценностей [4, с. 31]. В практической деятельности маркетинговое управление - это элемент (подсистема) общей системы управления со своей специфической функцией по организации действий предприятий на рынке товаров и услуг.

* Аспирант.

В настоящее время на большинстве региональных рынков наблюдается рост конкуренции. Складывающиеся условия оказывают непосредственное влияние и делают насущной необходимостью применение предприятиями малого и среднего бизнеса сбалансированных маркетинговых решений. Следовательно, на сегодняшний день предприятие любых размеров, будь это крупная, средняя или малая компания не может обойтись без использования маркетинговой деятельности.

Анализ различных источников литературы по маркетингу показывает то, что данный вид деятельности рассматривается, в основном относительно его применения в рамках крупных предприятий и практически не учитывается его роль в малых и средних компаниях. С нашей точки зрения это не совсем верная позиция.

Так, по мнению X. Вайнхольда-Штюнци, «маркетинг - это политика предприятия, которая ориентируется на рынок, адаптируется к нему, гибко реагирует на изменения и способна претворять в жизнь инновации» [2, с. 68]. А мы знаем, что основными преимуществами малых и средних предприятий являются как раз высокая адаптивность, гибкость и восприимчивость инновациям. Отсюда можно сделать вывод, что сущность маркетинговой политики предприятия полностью совпадает с особенностями малых и средних компаний. И мы склонны согласиться с точкой зрения X. Вайнхольда Штюньца, который считает, что, несмотря на то, что «маркетинг недооценивается многими предпринимателями, он имеет огромное значение именно для малых и средних предприятий» [2, с. 73].

Следует заметить, что маркетинговая деятельность воспринимается со стороны руководителей и сотрудников малых и средних предприятий как элемент, без которого их фирма может обойтись, отдавая предпочтение основным производственным вопросам. А в случае, если маркетинговые мероприятия рассматриваются и внедряются в практическую деятельность предприятия, то они являются разовыми акциями, которые не планируются и не оценивается эффективность их проведения. Так, И.В. Шевченко, Л.А. Воронина, Ю.В. Воздамирова в своей работе приводят точку зрения В.Д. Грибова, которая заключается в том, что небольшие фирмы, не имеющие чёткого разграничения деятельности по сбыту, маркетингу и рекламе, рассматривают их в общих чертах и включают: выявление нового сегмента рынка; подготовку товаров (услуг) для успешной реализации; определение цен на товары (услуги); рекламную деятельность; продвижение товаров (услуг) к потребителю; стимулирование сбыта [6, с. 116].

Такое негативное отношение к маркетинговой деятельности, отсутствие к ней интереса, неприятие для своих организаций определённых её элементов особенно со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, обусловлено определёнными причинами. По мнению В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара «одна из причин непопулярности концепции маркетинга

среди малых предприятий заключается в значительных инвестициях на комплекс маркетинговых мероприятий». Эти авторы считают, что для малых предприятий услуги маркетинговых фирм выходят за пределы финансовых возможностей. Исходя из этого, они делают вывод, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятиям малого бизнеса необходимо осознать, что маркетинг - это наука, которой необходимо овладеть [3, с. 154]. Мы склонны согласиться с этим утверждением и обозначить его как одну из важных причин, по которым маркетинг не пользуется успехом у предприятий малого и среднего бизнеса. Но, кроме того, с нашей точки зрения, существуют ещё две очень важные причины, по которым маркетинг слабо используется предприятиями малого и среднего бизнеса. Это - первая: низкая подготовка предпринимателей в области маркетинга; вторая: неумение определения экономического эффекта от проведения маркетинговых мероприятий. А, исходя из вышесказанного, у руководителей малых и средних предприятий возникает предвзятое скептическое отношение к маркетинговым мероприятиям.

Но в данном контексте хотелось бы отметить мнение Кеннета Дж. Кука, который в своей работе «Малый бизнес: маркетинг» сказал, что «дело совсем не в том, любите ли Вы маркетинг или нет. Вам нужен маркетинг, чтобы достичь баланса в Вашем бизнесе» [5, с. 10]. Также он отмечает, что избежать маркетинга невозможно, так как всякий контакт с потребителем является маркетингом [5, с. 10].

Кроме того, следует согласиться с В.Я. Горфинкелем и В.А. Шванда-ром, что на каждом этапе маркетинговой политики существуют как дорогостоящие, так и низкозатратные альтернативы, которые в случае умелого их применения, требуют значительно меньших вложений при минимальном риске [3, с. 154]. Также они считают, что «даже небольшая фирма, обладающая ограниченными средствами, может провести полномасштабный маркетинг, выделяя доминирующие направления и отбирая самые необходимые маркетинговые мероприятия» [3, с. 157]. Отсюда можно сделать главный вывод, что вне зависимости от количества финансовых средств как малые, так и средние предприятия могут и должны позволить себе использование маркетинговых инструментов для повышения эффективности своих компаний.

Необходимо заметить то, что масштаб маркетинговой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса и формы её проявления будут гораздо меньше по сравнению с крупными фирмами, но комплекс мероприятий должен включать аналогичные элементы.

Для того, чтобы достичь поставленных целей и повысить результативность своей деятельности в рамках маркетинга на малых и средних предприятиях должна быть организована соответствующая служба, решающая данные вопросы.

Планомерная и эффективная работа данной службы позволит предприятиям малого и среднего бизнеса работать более целенаправленно, с наименьшими финансовыми потерями. То есть работа маркетинговой службы должна быть организована таким образом, чтобы повысить прибыльность того или иного предприятия. Решение этой проблемы является очень важной задачей, так как чем больше в регионе будет прибыльных предприятий и меньше убыточных, тем лучше будет развиваться данный субъект Российской Федерации, как в экономическом, так и в социальном плане. На сегодняшний день понятие малого и среднего предпринимательства связывается, прежде всего, с процессом получения прибыли. Причём, прибыль рассматривается как своеобразное мерило успеха предприниматель -ской деятельности фирмы и подразумевает устойчивость её развития; достижение общественного успеха; обеспечение высокой репутации компании.

В числе прочих факторов, на прибыльность большинства из этих предприятий оказывает влияние та маркетинговая деятельность, которая в них осуществляется. Чем активнее используется маркетинг на малых и средних предприятиях, тем выше показатели их финансово-экономической деятельности. В этом контексте следует привести в пример, те данные, которые были получены A.A. Браверманом в результате обследования средних предприятий. Так, A.A. Браверман приводит такую информацию по влиянию степени использования маркетинга на финансовые показатели деятельности средних предприятий. У предприятий, активно использующих маркетинг, удельная выручка на одного работника составляет 4189 тыс. рублей, удельная прибыль на одного работника - 378 тыс. рублей. Средние предприятия, использующие отдельные элементы маркетинга демонстрируют следующие показатели: удельная выручка на одного работника -1946 тыс. рублей, удельная прибыль на одного работника - 98 тыс. рублей. А у средних предприятий, не использующих маркетинг вообще, складываются самые минимальные аналогичные показатели - 1520 тыс. рублей и 55 тыс. рублей соответственно [1, с. 38].

По данным, приведённым A.A. Браверманном, можно сделать вывод о том, что те предприятия, которые используют в своей практике маркетинг, могут обеспечить себе наиболее благоприятные условия для ведения биз -неса. За счёт того, что они активно используют маркетинг, показатели удельной выручки и прибыли на одного работника в них намного выше, чем в предприятиях, не использующих маркетинг совсем. Очень интересной является информация, которая относится к предприятиям, использующим отдельные элементы маркетинговой деятельности, так как это отражение наиболее многочисленной части исследованных компаний. Удельная выручка и прибыль на одного работника в них несколько выше по сравнению с предприятиями, не использующими маркетинг совсем и значительно ниже по сравнению с компаниями, активно использующими мар-

кетинг. Вывод здесь однозначен: маркетинговая деятельность должна применяться в практической деятельности, как малых, так и средних предприятий, причём это должен быть полноценный, активный, всесторонний маркетинг. Только в этом случае компания сможет добиться максимальных результатов.

То есть, можно отметить следующий факт, что недостаточно высокие показатели прибыльности, рассматриваемых фирм обусловлены слабым использованием маркетинговой деятельности в них.

Данный факт можно подтвердить тем, что наиболее прибыльными являются предприятия в тех отраслях, где используются хоть какие-то элементы маркетинговой деятельности.

Список литературы:

1. Браверман A.A. Маркетинг для прибыльности среднего бизнеса / Под ред. A.A. Бравермана. - М.: Экономика, 2006. - 188 с.

2. Вайнхольд-Штюнци X. Маркетинг на малых и средних предприятиях / X. Вайнхольд-Штюнци // Проблемы теории и практики управления. -

2002. - № 3. - С. 68-73.

3. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2003. - 430 с.

4. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - СПб.: Питер, 2007. - 816 с.

5. Кук К.Дж. Малый бизнес: маркетинг / К.Дж. Кук. - М.: Изд. дом «Довгань», 1998. - 168 с.

6. Шевченко И.В. Проблемы реализации маркетинговой концепции управления на малых предприятиях Краснодарского края / И.В. Шевченко, Л.А. Воронина, Ю.В. Воздамирова // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 9. - С. 115-120.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

© Тимошенко М.А.*

Волгоградский филиал Московского государственного университета путей сообщения, г. Волгоград

В статье рассматривается значение социальной справедливости как национального приоритета социального государства.

* Доцент кафедры Экономической теории, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.