Научная статья на тему 'Роль малых производственных предприятий в экономике Вологодской области'

Роль малых производственных предприятий в экономике Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ТОРГОВЛЯ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛ / PRODUCTION / ECONOMIC DEVELOPMENT / TRADE / SMALL BUSINESS / INTERNET RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раков В. А., Белов С. С., Ракова С. С.

Предмет. Развитие экономики Вологодской области. Роль малых производственных предприятий в доходах бюджета и в экономике Вологодской области в целом.Цели. Поиск путей устойчивого развития экономики Вологодской области, прежде всего, за счет развития малых форм производственных предприятий.Методология. В работе использованы: статистический метод анализа экономических показателей, дедуктивный метод поиска причин низких темпов развития промышленного производства Вологодской области и решений поставленных задач.Результаты. Представлены результаты анализа экономических показателей развития малых производственных предприятий за последние 5 лет. Также проведен анализ развития наукоемких производственных предприятий Вологодской области. Обозначены основные пути решения данных задач с точки зрения правительства области, приведены примеры результатов их реализации. Рассмотрен зарубежный опыт успешного решения поставленных задач на примере Китая. Представлено экономическое обоснование сопоставимости конкурентных преимуществ китайской и российской экономик, проанализирован уровень заработной платы в Китае и России в целом и Вологодской области, в частности. Предложены пути стимулирования роста потребления за счет повышения доступности производственных товаров на внешних рынках. В частности, предложено создание централизованной торговой интернет-площадки, объединяющей производителей и продавцов товаров всех мелких производителей Вологодской области.Выводы. Сделан вывод, что у низкого спроса на производственные товары региональных производителей есть определенные причины, анализ подкреплен конкретными примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small manufacturing enterprises in the economy of the Vologda oblast

Importance The article deals with the issues of the Vologda oblast economy's development, considering the role of small industrial enterprises in the oblast's budget revenues and the economy as a whole. Objectives The article aims to search for ways of sustainable development of the oblast's economy, primarily due to the development of small forms of industrial enterprises. Methods For the study, we used a statistical method of analysis of economic indicators, and the deductive method to find the reasons for the slow development of the oblast's industrial production and ways to properly meet the challenges. Results The article presents the results of the analysis of the economic performance of small industrial enterprises of the Vologda oblast over the past five years, and the development of knowledge-based manufacturing enterprises, as well. The paper shows the main ways to solve certain problems from the standpoint of the Vologda oblast Government. Considering the case of China, the article studies the foreign experience in the successful target achievement. As well, the paper offers certain recommendations on the problems solution. Conclusions The article concludes that low demand for industrial products of regional producers has certain reasons which is backed by concrete examples.

Текст научной работы на тему «Роль малых производственных предприятий в экономике Вологодской области»

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

РОЛЬ МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Вячеслав Александрович РАКОВа,% Сергей Сергеевич БЕЛОВь, Светлана Сергеевна РАКОВА0

a кандидат технических наук, доцент, факультет производственного менеджмента и инновационных технологий,

Вологодский государственный университет, Вологда, Российская Федерация

[email protected]

b кандидат экономических наук, доцент, факультет производственного менеджмента и инновационных технологий,

Вологодский государственный университет, Вологда, Российская Федерация

[email protected]

c ведущий специалист, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области,

Вологда, Российская Федерация

[email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 10.08.2016 Принята в доработанном виде 05.09.2016 Одобрена 31.10.2016 Доступна онлайн 14.04.2017

УДК 338.45 JEL: 014, Ю1, Я58

Ключевые слова:

производство, развитие экономики, торговля, малые предприятия, Интернет-ритейл

Аннотация

Предмет. Развитие экономики Вологодской области. Роль малых производственных предприятий в доходах бюджета и в экономике Вологодской области в целом. Цели. Поиск путей устойчивого развития экономики Вологодской области, прежде всего, за счет развития малых форм производственных предприятий.

Методология. В работе использованы: статистический метод анализа экономических показателей, дедуктивный метод поиска причин низких темпов развития промышленного производства Вологодской области и решений поставленных задач.

Результаты. Представлены результаты анализа экономических показателей развития малых производственных предприятий за последние 5 лет. Также проведен анализ развития наукоемких производственных предприятий Вологодской области. Обозначены основные пути решения данных задач с точки зрения правительства области, приведены примеры результатов их реализации. Рассмотрен зарубежный опыт успешного решения поставленных задач на примере Китая. Представлено экономическое обоснование сопоставимости конкурентных преимуществ китайской и российской экономик, проанализирован уровень заработной платы в Китае и России в целом и Вологодской области, в частности. Предложены пути стимулирования роста потребления за счет повышения доступности производственных товаров на внешних рынках. В частности, предложено создание централизованной торговой интернет-площадки, объединяющей производителей и продавцов товаров всех мелких производителей Вологодской области.

Выводы. Сделан вывод, что у низкого спроса на производственные товары региональных производителей есть определенные причины, анализ подкреплен конкретными примерами.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Исторически сложилось, что промышленное производство Вологодской области

сформировалось за счет деятельности производственных гигантов, таких как ПАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий

сталепрокатный завод», ЗАО «Череповецкий завод металлоконструкций», группа компаний «ФосАгро», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Сокольский деревообрабатывающий комбинат» и др.

Ежегодно регион экспортирует продукции на сумму около 3 млрд долл. США (по итогам 2015 г. эта цифра составила 3,1 млрд долл.), при этом доля импорта составляет примерно 0,6 млн долл. Таким образом, объем экспорта превышает импорт более чем в 5 раз,

что характеризует экономику Вологодской области как экспортно-ориентированную.

По объему экспорта на душу населения регион занимает 6-е место среди всех субъектов РФ. На рис. 1 представлена структура экспорта Вологодской области за 2015 г.1, из которой следует, что основная доля приходится на продукцию крупнейших предприятий металлургической, химической и

деревообрабатывающей промышленности.

В научных статьях Е.В. Лукина [1], А.О. Ларионова [2], И.А. Вохмянина [3] также говорится о высоком промышленном потенциале региона.

1 Общие итоги внешней торговли Вологодской области за 2015 г. // Экспортеры России: единый информационный портал. URL: http://www.rusexporter.ru/research/region/detail/4452 В.А. Раков и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 706-716

http://fin-izdat.ru/journal/region/

Казалось бы, дела с развитием производства, являющегося наследием еще советских времен, в области обстоят неплохо. Но, несмотря на это, экономическая ситуация в регионе достаточно напряженная. Об этом свидетельствуют основные показатели состояния регионального

консолидированного бюджета, который за последние годы исполняется с дефицитом (рис. 2).

Из-за имеющегося бюджетного дефицита правительство области вынуждено занимать недостающие средства у федерального бюджета и коммерческих банков, в результате чего по состоянию на 1 января 2016 г. государственный долг области составил 34,3 млрд руб., или 97% от общего объема всех налоговых и неналоговых доходов.

Крупнейшие производственные предприятия региона являются основными налогоплательщиками, благодаря которым и формируется доходная часть бюджета. Опыт прошедших кризисных лет (1998, 2008 и 2015 гг.) показал, что объемы выпуска продукции крупных предприятий напрямую зависят от состояния мировой экономики, при этом доля налоговых доходов, получаемая от этих предприятий региональным бюджетом, может значительно меняться. Из-за таких колебаний доходы бюджета Вологодской области оказываются нестабильными, о чем также упоминается в статьях Е.В. Лукина [1] и Н.О. Якушева [4].

Исходя из сказанного, возникают следующие задачи: как увеличить доходную часть бюджета Вологодской области и сделать ее более независимой от внешних экономических изменений?

Материалы и методы исследования

Основные пути решения указанных задач хорошо известны правительству области, и уже сейчас активно реализуется комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса в регионе, подробно о которых пишут М. Халиков [5], А.О. Ларионов [6], А.П. Соколов, В.В. Прудников [7], М.М. Милославская [8], В.Н. Маковеев [9], Т.В. Ускова, С.С. Копасова [10].

Так, на Международном инвестиционном форуме в Сочи в 2015 г. губернатор Вологодской области, говоря о промышленном развитии региона, подчеркнул актуальность рассматриваемой проблемы, в частности, сказав следующее: «Малый бизнес также играет значительную роль в экономике региона и в обеспечении занятости,

однако, к сожалению, как и в целом по России, он в основном представлен торговыми предприятиями. Из каждых десяти предприятий лишь одно занято производственной деятельностью. Аналогичная ситуация

складывается и среди индивидуальных предпринимателей. Мы хотим переломить ситуацию и ориентировать малый бизнес на производственную деятельность...».

Подтверждением сказанного являются и основные показатели экономической деятельности малых производственных предприятий Вологодской области (включая микропредприятия) за последние 5 лет (табл. 1).

На основании данных табл. 1 представлены графики изменения основных показателей экономической деятельности малых (включая микро) производственных предприятий Вологодской области в 2011-2015 гг. (рис. 3).

Из анализа данных рис. 3 следует, что число зарегистрированных малых производственных предприятий Вологодской области и их оборот в абсолютных цифрах растет, что говорит о действии стимулирующих мер правительства области. В то же время население начинает активнее заниматься производственной

предпринимательской деятельностью, поскольку более простые ниши (такие как торговля и строительство) уже перенасыщены

предложениями. Однако если учитывать инфляционный фактор, то на протяжении пяти последних лет товарооборот производственных предприятий практически не меняется и даже отстает от инфляции, при этом средняя численность работников за последний год начала сокращаться.

Тем не менее даже в условиях уже давно сложившейся структуры товарооборота в регионе малые производственные предприятия

существуют и продолжают создаваться. Замещение импорта оказывается выгодным для предпринимателей, они не упускают возможности создать собственное производство и предложить на рынке свои товары. И уже сейчас многие предприниматели сферы малого бизнеса Вологодской области смогли локализовать в регионе производство различных видов мебели, конкурируя с крупными фабриками, освоить производство пластиковых изделий, композитных материалов, некоторых видов промышленного оборудования, транспорта, сельхозтехники, строительных материалов и т.д.

Результаты анализа экспортного потенциала региона представлены в работах Е.А. Мазилова [11], С.В. Черепанова2, Е.В. Лукина, А.О. Ларионова [12], А.В. Александровой,

A.А. Алетдиновой, Е.А. Байкова, С.С. Белова,

B.А. Ракова и др. [13], Е.А. Мазилова [14]. Тем не менее пока данные виды продукции ориентированы, в первую очередь, на внутренний рынок области, а он невелик для дальнейшего развития вновь созданного производства.

Здесь также интересно взглянуть, как обстоят дела в наукоемких отраслях промышленного производства области. На рис. 4 показана динамика товарооборота предприятий, занятых в современных наукоемких видах экономической деятельности, составленная на основании официальных отчетов Вологдастата.

Ни в одном из рассматриваемых на рис. 4 видов экономической деятельности устойчивой тенденции к росту товарооборота наукоемких производственных предприятий Вологодской области за последние пять лет не отражается. Вместе с тем, по мнению авторов, многие товары малых производственных предприятий региона весьма конкурентоспособны и уже сейчас имеют широкий экспортный потенциал в других субъектах РФ, а также на внешних рынках. В то же время их развитие ограничивается низким спросом и узким рынком сбыта в масштабах области, о чем говорят исследования Е.А. Мазилова [14], Н.Е. Егоровой [15], А.А. Давыдовой [16], И.А. Вохмянина [3].

Между тем, как отмечено в статьях А.К. Луковцевой [17] и О.В. Бондарской [18], существует опыт развитых стран, которые, столкнувшись с выбором направления дальнейшего развития экономики, стали активно предлагать свои услуги и продукцию на внешних рынках.

Так, например, правительство КНР, достигнув некоторого порога развития производства для внутреннего потребления в провинциях, стимулировало его дальнейшее экспортное развитие. В результате этого Китай всего за 20 лет благодаря открытию новых фабрик и заводов стал крупнейшим экспортером товаров широкого потребления в мире, а темпы роста его экономики достигли 9% в год. Успех китайской экономики стал возможен не только благодаря экспорту добываемых природных ресурсов (которыми он обладает в достаточном количестве),

но и производству товаров массового потребления. Кто-то может возразить, что товары из КНР конкурентоспособны благодаря дешевой рабочей силе. Действительно, так и было до недавнего времени. Однако после резкого падения курса рубля в 2014-2015 гг., ситуация изменилась. При этом в валютном эквиваленте средняя зарплата в КНР на конец 2015 г. составила 740 долл. США3. В то же время в России этот показатель на аналогичный период времени составил 483 долл. США, а в Вологодской области - 400 долл.4. Следовательно, при достаточном уровне производительности труда местные товары вологодских производителей могут быть конкурентоспособны даже на внешних мировых рынках, но, к сожалению, этого пока не происходит.

Заключение

На основе проделанного анализа авторы приходят к выводу, что одной из проблем, ограничивающих продвижение товаров производственных предприятий Вологодской области на внешних рынках, является малая доступность информации для потенциальных розничных потребителей. Большинство производственных компаний размещают информацию о своей продукции на собственных сайтах, но таких фирм-производителей десятки и сотни. Следовательно, если розничный покупатель захочет найти и выбрать подходящий для него товар, ему придется изучить все эти сайты, затратив немало времени, и только после этого попытаться связаться с кем-либо из продавцов. Сложный и трудоемкий поиск в таких условиях делает продукцию производственных предприятий малодоступной для покупателей, к тому же многие производители не продают товары в розницу.

В то же время мелкие предприниматели размещают информацию и рекламу о производимой ими продукции на различных сайтах объявлений. Таких, как:

http://market.yandex.ru; http://avito.ru; http://qp.ru; http://KupDam.ru. Однако подобные «доски объявлений» не гарантируют 100%-ю достоверность предоставляемой информации и не позволяют совершать покупки в режиме он-лайн. Более крупные производственные предприятия и розничные магазины создают

Черепанов С.В. Анализ инвестиционной привлекательности малого бизнеса Вологодской области // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 167-171.

Средняя зарплата в Китае 2015-2016 гг. // Зарплаты Инфо. URL: http://zarplatyinfo.ru/v_mire/srednyaya-zarplata-v-kitae-v-2015-

2016-godu.html

4 Заработная плата. Федеральная служба государственной статистики.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistic s/wages/labour_costs

собственные сайты по продаже товаров, которых на просторах Интернета также могут быть сотни.

Все это сильно ограничивает не только возможности покупателей, но и продвижение региональных товаров на внешних рынках.

Между тем существуют инструменты, позволяющие вывести торговлю на новый уровень развития, об этом в своей статье пишут А.А. Романов и Ю.С. Румянцева [19]. По мнению авторов, выходом может стать создание общего производственного интернет-ритейлера товаров промышленного производства (т.е. интернет-магазина розничной торговли региональными товарами), который только начинает развиваться в России.

В настоящее время самым крупным ритейлером в мире является китайская компания Alibaba Group. Идея, возникшая у ее создателя Джека Ма (Ма Юнь), оказалась весьма успешной. Подразделения компании работают по всему миру. Российское представительство компании размещено на известном сайте, являясь достаточно популярным в России.

На наш взгляд, интернет-портал, созданный на базе коммерческого или правительственного сайта, позволит не только объединить

производителей товаров сферы малого бизнеса всей Вологодской области на одной интернет-площадке, но и сделать их товары доступнее как минимум для жителей России, гарантировав при этом качество, достоверность предоставляемой информации и ответственность продавцов.

Таким образом, розничный потребитель в любом другом субъекте РФ или даже стране мира сможет самостоятельно выбрать более выгодного для себя поставщика, нужные характеристики товара, посмотреть отзывы и оценки других покупателей, условия доставки, рейтинг производителя и т.д.

Нет сомнения, что предлагаемый к созданию производственный интернет-ритейлер также поможет повысить спрос на региональные товары, стимулировать развитие малого производства и в конечном итоге повысить стабильность доходов регионального консолидированного бюджета, способствовать устойчивому развитию экономики области, обеспечивая при этом дополнительную занятость населения.

При интеграции производственного интернет-ритейлера региональных товаров

во всероссийский интернет-портал розничной торговли, стимулируется развитие промышленного производства страны в целом.

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых производственных предприятий Вологодской области (включая микропредприятия) за 2011-2015 гг.

Table 1

The main indicators of small industrial enterprises of the Vologda oblast (including micro-business) for 2011-2015

Показатели экономической деятельности

Год Число предприятий, ед. Средняя численность работников, чел. Товарооборот, млн руб.

2011 980 14 467 14 587,4

2012 1 019 15 383 15 020,9

2013 1 098 15 769 16 704,4

2014 1 184 15 798 18 303,7

2015 1 276 15 081 19 606,1

Источник: Основные показатели деятельности малых предприятий 2011-2015 гг. Вологдастат.

URL: http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/; данные Росстата. URL: http://www.gks.ru

Source: The main indicators of small industrial enterprises. Vologdastat. Available at:

http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/; Rosstat. Available at: http://www.gks.ru

Рисунок 1

Товарная структура экспорта товаров Вологодской области в 2015 г. Figure 1

The commodity structure of exports of goods of the Vologda oblast in 2015

Источник: ФТС России. URL: http://www.customs.ru Source: FCS of Russia. Available at: http://www.customs.ru

Рисунок 2

Показатели бюджета Вологодской области за 2010-2015 гг. Figure 2

Indicators of the Vologda oblast budget for 2010-2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Бюджетная система и консолидированный бюджет. Законодательное собрание Вологодской области. URL: http://www.vologdazso.ru/analitic/materials/budget_text.pdf

Source: Budget System and The Consolidated Budget. Legislative Assembly of the Vologda oblast. Available at: http://www.vologdazso.ru/analitic/materials/budget_text.pdf

Рисунок 3

Основные показатели экономической деятельности малых (включая микропредприятия) производственных предприятий Вологодской области в 2011-2015 гг.

Figure 3

The main indicators of economic activity of small (including micro-business) industrial enterprises of the Vologda oblast in 2011-2015

a

b

Примечание. а - число предприятий; b - среднесписочная численность работников; c - товарооборот. Источник: Основные показатели деятельности малых предприятий 2011-2015 гг. Вологдастат. URL: http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics

Note. a - number of enterprises; b - average number of employees; c - commodity turnover. Source: Main indicators of the activity of small enterprises for 2011-2015. Vologdastat. Available at: http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics

Рисунок 4

Динамика товарооборота наукоемких производственных предприятий Вологодской области Figure 4

The dynamics of commodity turnover of high-tech manufacturing enterprises of the Vologda oblast

Источник: Основные показатели деятельности малых предприятий 2011-2015 гг. Вологдастат. URL: http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics

Source: Main indicators of the activity of small enterprises for 2011-2015. Vologdastat. Available at: http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics

c

Список литературы

1. Лукин Е.В. Промышленность региона: состояние и проблемы развития // Проблемы развития территории.2015.№ 1. С. 37-48.

2. Ларионов А.О. Оценка промышленного потенциала региона // Проблемы развития территории. 2015. № 2. С. 45-61.

3. Вохмянин И.А. Конкурентные преимущества отраслей экономики Вологодской области // Вопросы территориального развития. 2016. № 2(32). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1820.

4. Якушев Н.О. Тенденции экспортной деятельности Вологодской области в странах СНГ // Весшк БДУ. Серыя 3: Псторыя. Эканомша. Права. 2016. № 1. С. 60-66.

5. Халиков М. Стратегия социально-экономического развития в контексте инверсионной концепции // Государственная служба. 2016. № 1. С. 95-100.

6. Ларионов А.О. К вопросу о необходимости оценки диверсификационного потенциала промышленности региона // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32264.

7. Соколов А.П., Прудников В.В. Приоритетные направления стратегического развития Вологодской области // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 382-385.

8. Милославская М.М. Совершенствование организационно-экономических условий диверсификации отечественного промышленного производства // Вопросы региональной экономики. 2012. Т. 10. № 1. С.24-31.

9. Маковеев В.Н. Факторы инновационного развития машиностроительной отрасли региона // Вопросы территориального развития. 2014. № 10. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1454/full.

10. Ускова Т.В., Копасова С.С. Диверсификация экономики региона - важнейшее условие повышения ее конкурентоспособности // Проблемы развития территории. 2007. № 5. С. 27-35.

11. Мазилов Е.А. Экспортный потенциал малых и средних предприятий // Проблемы развития территории.2015.№ 5. С. 26-35.

12. Лукин Е.В., Ларионов А.О. О факторах роста экономики // Вопросы территориального развития. 2016. № 2. С. 1-8.

13. Александрова А.В., Алетдинова А.А., Байков Е.А., Белов С.С., Раков В.А. и др. Инновации и импортозамещение в промышленности: экономика, теория и практика. Монография / под ред. д.э.н., проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 439 с.

14. Мазилов Е.А. Оценка возможностей предприятий Вологодской области к импортозамещению // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 330-333.

15. Егорова Н.Е. и др. Статистический анализ факторов развития малого бизнеса (на примере Китая) // Прикладная эконометрика. 2009. № 3. С. 3-15.

16. Давыдова А.А. Внешнеэкономическая деятельность Вологодской области // Экономика и социум. 2014. № 4-2. С. 896-900.

17. Луковцева А.К. Зарубежный опыт организации и развития малого и среднего инновационного бизнеса // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 374-377.

18. Бондарская О.В. Систематизация зарубежного опыта развития малых территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 5. С. 15-19.

19. Романов А.А., Румянцева Ю.С. Отечественный интернет-ритейл: реалии и перспективы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 5. С. 133-146.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions

ISSN 2073-1477 (Print)

THE ROLE OF SMALL MANUFACTURING ENTERPRISES IN THE ECONOMY OF THE VOLOGDA OBLAST

Vyacheslav A. RAKOVa% Sergei S. BELOVb, Svetlana S. RAKOVAc

a Vologda State University, Vologda, Russian Federation [email protected]

b Vologda State University, Vologda, Russian Federation [email protected]

c Department of Pension Fund of Russian Federation in Vologda Oblast,

Vologda, Russian Federation

[email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 10 August 2016 Received in revised form 5 September 2016 Accepted 31 October 2016 Available online 14 April 2017

JEL classification: O14, R11, R58

Keywords: production, economic development, trade, small business, Internet retail

Abstract

Importance The article deals with the issues of the Vologda oblast economy's development, considering the role of small industrial enterprises in the oblast's budget revenues and the economy as a whole.

Objectives The article aims to search for ways of sustainable development of the oblast's economy, primarily due to the development of small forms of industrial enterprises.

Methods For the study, we used a statistical method of analysis of economic indicators, and the deductive method to find the reasons for the slow development of the oblast's industrial production and ways to properly meet the challenges.

Results The article presents the results of the analysis of the economic performance of small industrial enterprises of the Vologda oblast over the past five years, and the development of knowledge-based manufacturing enterprises, as well. The paper shows the main ways to solve certain problems from the standpoint of the Vologda oblast Government. Considering the case of China, the article studies the foreign experience in the successful target achievement. As well, the paper offers certain recommendations on the problems solution.

Conclusions The article concludes that low demand for industrial products of regional producers has certain reasons which is backed by concrete examples.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Lukin E.V. [Region's industry: the state and problems of development]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2015, no. 1, pp. 37-48. (In Russ.)

2. Larionov A.O. [Evaluation of the industrial potential of a region]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2015, no. 2, pp. 45-61. (In Russ.)

3. Vokhmyanin I.A. [Competitive Advantages of Economic Sectors in the Vologda Oblast]. Voprosy territorial'nogo razvitiya, 2016, no. 2(32). (In Russ.) Available at: http://vtr.isert-ran.ru/article/1820.

4. Yakushev N.O. [Trends in export activities of the Vologda oblast in the CIS]. Вестк БДУ. Серыя 3: Псторыя. Эканом1ка. Права, 2016, no. 1, pp. 60-66. (In Russ.)

5. Khalikov M. [Strategy of socio-economic development in the context of inversion concept].

Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, 2016, no. 1, pp. 95-100. (In Russ.)

6. Larionov A.O. [On the question of the need to assess the diversification potential of the region's industry].

Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2014, no. 3. (In Russ.) Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32264.

7. Sokolov A.P., Prudnikov V.V. [Priority directions of strategic development of the Vologda oblast].

Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 9, pp. 382-385. (In Russ.)

8. Miloslavskaya M.M. [Improving the organizational and economic conditions of the diversification of domestic industrial production]. Voprosy regional'noi ekonomiki = Problems of Regional Economy, 2012, vol. 10, no. 1, pp. 24-31. (In Russ.)

В.А. Раков и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 706-716

http://fin-izdat.ru/journal/region/ 715

9. Makoveev V.N. [Factors of innovative development of the engineering industry of a region], Voprosy territorial'nogo razvitiya = Territorial Development Issues, 2014, no. 10. Available at: http://vtr.isert-ran.ru/article/1454/full. (In Russ.)

10. Uskova T.V., Kopasova S.S. [Diversification of the region's economy is the most important condition for improving the economy competitiveness]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2007, no. 5, pp. 27-35. (In Russ.)

11. Mazilov E.A. [The export potential of small and medium-sized enterprises]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2015, no. 5, pp. 26-35. (In Russ.)

12. Lukin E.V., Larionov A.O. [Factors of economic growth]. Voprosy territorial'nogo razvitiya = Territorial Development Issues, 2016, no. 2, pp. 1-8. (In Russ.)

13. Aleksandrova A.V., Aletdinova A.A., Baikov E.A., Belov S.S., Rakov V.A. et al. Innovatsii i importozameshchenie v promyshlennosti: ekonomika, teoriya i praktika. Monografiya [Innovation and import substitution in the industry: economics, theory and practice: a monograph]. St. Petersburg, Polytechnic University Publ., 2015, 439 p.

14. Mazilov E.A. [Assessment of the Vologda oblast enterprises' capacity to ensure import substitution].

Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 19, pp. 330-333. (In Russ.)

15. Egorova N.E. et al. [A statistical analysis of the factors of small business' development: Evidence from China]. Prikladnaya ekonometrika = Journal of Applied Econometrics, 2009, no. 3, pp. 3-15. (In Russ.)

16. Davydova A.A. [Foreign economic activity of the Vologda oblast]. Ekonomika i sotsium, 2014, no. 4-2, pp. 896-900. (In Russ.) Available at: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Davydova %20A.A..pdf.

17. Lukovtseva A.K. [Foreign experience of organization and development of small and medium-sized innovative businesses]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2011, no. 1, pp. 374-377. (In Russ.)

18. Bondarskaya O.V. [Systematization of foreign experience in the development of small areas]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2015, vol. 10, no. 5, pp. 15-19. (In Russ.)

19. Romanov A.A., Rumyantseva Yu.S. [The domestic online retail: Realities and prospects]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2011, no. 5, pp. 133-146. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.