Научная статья на тему 'Роль магистратуры педагогического вуза для «Нашей новой школы»'

Роль магистратуры педагогического вуза для «Нашей новой школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / РОЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ / MAGISTRACY / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL / ROLE / INDIVIDUAL VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE TEACHER / PROFILE SCHOOL / PEDAGOGICAL PROCESS / TRAINING METHODS / ORGANIZATION LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулькибаева Надежда Николаевна, Большакова Земфира Максутовна

В статье рассмотрена роль магистратуры педагогического вуза для «Нашей новой школы».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the role of a magistracy of pedagogical high school for «Our new school» is considered.

Текст научной работы на тему «Роль магистратуры педагогического вуза для «Нашей новой школы»»

РОЛЬ МАГИСТРАТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ «НАШЕЙ НОВОЙ ШКОЛЫ»

ТУЛЬКИБАЕВА Н.Н., БОЛЬШАКОВА З.М.

В статье рассмотрена роль магистратуры педагогического вуза для «Нашей новой школы».

In article the role of a magistracy of pedagogical high school for «Our new school» is considered.

Наша новая школа... Она рождается... И это результат многих преобразований в обществе: политических, экономических, управленческих; содержательных и структурных; интенсивного развития (и изменения) самого человека.

Понятие «образование» тоже многомерное: это и процесс, и система, и результат. А результат образования определяется многими факторами. И немаловажное значение имеет компетентность учителя, его интеллектуальный, социальный и общечеловеческий потенциал. Что есть, в свою очередь, результат педагогического образования.

Результатом модернизации общеобразовательной школы является появление многообразия типов школ, а, как следствие, изменение содержания обучения в соответствии с целями того или иного типа школы. Это очень важный результат, который выражается в определении целеполагания того или иного типа школы. Формирование целеполагания определило содержание и соотношение между стратегическими и тактическими задачами. При этом педагогическая теория и практика стали больше внимания уделять процессу решения тактических задач, все более четко проявляется грань между стратегическими и тактическими задачами.

Вышеобозначенная проблема в какой-то степени определила вектор развития высшего педагогического образования: ведущие педагогические вузы получили статус педагогических университетов, которые имеют большие возможности интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки будущего учителя; все более стандарт педагогического образования соответствует многопрофильной общеобразовательной школе; высшая педагогическая школа ищет новые формы итоговой аттестации своих выпускников; пришло глубокое осознание необходимости организации индивидуального непрерывного образования каждой личности. Нас интересует понимание индивидуального вектора развития учителя уже с первого года самостоятельной работы.

Во-первых, учителю необходимо осознавать, что его деятельность будет осуществляться в государстве определенного политического устройства (классовое общество).

Во-вторых, учитель должен понимать, что качественное образование необходимо обеспечить всем детям. Следовательно, особых забот и внима-ния требуют массовые школы. Основные финансовые средства федерации призваны обеспечить развитие таких школ.

В-третьих, долг учителя - осуществлять индивидуальное обучение на основе правильного диагностирования способностей и возможностей каждого ученика.

И особо значимое определение стратегической идеи, обеспечивающей учителю приобретение (становление) и постоянное развитие профессионального мастерства. При этом профессиональное образовательное пространство учителя координируется целенаправленным процессом социализации личности учителя (в обществе, деятельности, предмете обучения).

Профильная школа имеет определенные функции в системе непрерывного образования. Именно она становится началом профессионального образования, при этом имея свои особенности в этой системе. В первую очередь профильная школа выполняет функцию становления профессионального образования. Если все последующие этапы профессионального образования в большей степени сводятся к профессиональному обучению, то в профильных классах осуществляется именно образование. Такое образование предполагает формирование личности на основе раскрытия и развития потенциальных возможностей личности. Результатом данного процесса выступают интегративные качества личности, которые позволяют ей овладеть методологическими знаниями различного уровня, объяснить природные, социальные и другие явления, познать свои возможности, саморазвиваться через совершенствование своего стиля мышления, вырабатывая методы и приемы своего учения.

Сказанное выше вероятно повлияет на организацию педагогического процесса, его содержание. За основу выбора методов обучения при этом необходимо взять анализ типа мышления обучающихся, только после этого возможно приступить к проектированию методов учения. Обнаруженные оптимальные методы учения позволяют приступать к дидактической интерпрета-

Профессиональное образование. Столица | № 8 2010 1

ции предметного материала с проектированием способностей личности и затем созданием системы методов учения обучающихся определенного типа мышления. И только на следующем этапе организации педагогического процесса необходимо определить методы преподавания. Они становятся производными от стиля учения, усвоенных к этому времени общенаучных методов познания учащимися конкретного типа мышления и необходимой дидактической интерпретацией предметного содержания.

Нами выделено несколько уровней организации учета сочетания стилей обучения.

Первый уровень (самый простой) - организация процесса обучения в однородном профильном коллективе. Такой коллектив уже изначально создается как референтный по отношению к стилю учения. Поэтому важно преподавателю учитывать стиль учения и организовать учение по данному типу. Самый идеальный вариант в данном случае, если стиль референтной группы совпадает со стилем преподавания. Так можно характеризовать учебный процесс в профильной группе по профильному предмету. Но в таком коллективе изучаются и другие предметы, поэтому в аудиторию приходят преподаватели иного типа мышления. Возникают трудности дидактического плана: обеспечить обучающему преподавание нужным стилем, то есть организация обучения предполагает поиск нужного стиля преподавания непрофильных предметов. В данной ситуации по своей сущности преподаватели имеют иной стиль мышления по сравнению со стилем обучающихся.

Второй уровень - коллектив обучающихся неоднородный по типу мышления, но в котором превалирует один тип. При этом возникают возможности создания кроме максимальной референтной группы, еще одной (или двух) группы со значительно меньшим количеством обучающихся.

Технология организации процесса обучения в таких группах определяется стилем учения максимальной референтной группы и стилем преподавания. Здесь мы вводим понятие инвариантной части организации процесса обучения, в основе которого лежит организация работы максимальной референтной группы и организации вариативной работы с обучающимися минимальных референтных групп. При этом, безусловно, предполагается различать стиль мышления обучающего и создаваемый им стиль преподавания. Стиль преподавания всякий раз определяется его работой в режиме «референтной группы».

Третий уровень - коллектив обучающихся равномерно неоднородный, то есть в нем примерно одинаковое количество обучающихся всех трех (или двух типов учения). В таком коллективе возможно создать равнозначные референтные группы, а педагогическая технология должна обеспечить их процесс обучения.

Инвариантные и вариативные составляющие технологий выравниваются, а содержание учебного материла, конкретные цели обучения становятся механизмом выбора ведущей референтной группы.

Модернизация российского образования - это многоаспектный процесс. Основное ее предназначение можно определить как создание условий для подготовки обучающегося к успешному развитию способностей и возможностей его личности. Поэтому переосмысливается содержание учебно-воспитательного процесса в плане преемственности отдельных его этапов; формирования общеучебных и интеллектуальных умений, которые в большей степени направлены на осознание методологических знаний, организацию самостоятельной познавательной деятельности; четкой постановки индивидуальной цели и постоянного отслеживания её уровня достижения. Совершенствование содержания обучения определяется изменением статуса основной школы и функций старших классов средней школы.

Как никогда ранее происходит изменение функций учителя в образовательном процессе:

- учитель всё больше выполняет функцию организатора самостоятельной деятельности обучающихся;

- деятельность учителя направлена на определение и развитие возможностей учащихся, проектирование вектора развития каждого ребенка;

- развитие мышления обучающихся осуществляется в процессе определения стиля мышления ученика, оценки собственного стиля мышления и в простраивании личностноличностного взаимодействия;

- осуществление постоянного мониторинга соответствия стиля преподавания и стиля учителя.

В настоящее время можно утверждать, что система образования развивается, а можно утверждать, что прежде существовавшая система уничтожается.

Мы считаем, что необходимо очень осторожно подходить к изменению высшего профессионального образования, в частности, педагогического. Результатом всех изменений в педагогическом образовании должна быть созданная новая система подготовки учителя.

Очевидно, как нигде, необходимо сохранить всё лучшее от специалитета в двухуровневой системе высшего педагогического образования.

Стало почти общепринятым утверждение, что бакалавриат (педагогическое образование) готовит учителей для основной школы. Магистратура же педвузов увлеклась предметной подготовкой исследователей. И тем самым она превращается в дополнительное образование, готовящее преподавателей высшей школы или, в худшем варианте, происходит копирование классических университетов в подготовке магистрантов к научно-исследовательской работе.

В такой ситуации кто будет преподавать в старших классах средней школы? Почему и какой быть «Нашей новой школе» зависит от статуса магистратуры в педагогических вузах.

Библиографический список:

Закревская Н.Г. Образование в магистратуре как фактор подготовки научных кадров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 11. С. 28-32.

Ключевые слова: магистратура, педагогический вуз, роль, индивидуальный вектор развития учителя, профильная школа, педагогический процесс, методы обучения, уровни организации.

Keywords: Magistracy, pedagogical high school, role, individual vector of development of the teacher, profile school, pedagogical process, training methods, organization levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.