Научная статья на тему 'Роль логистической стратегии в деятельности транспортных предприятий'

Роль логистической стратегии в деятельности транспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / LOGISTIC STRATEGY / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / TRANSPORT ENTERPRISE / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗА-ТЕЛИ / KEY INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеенко А.А., Ларченко Г.В., Белякова Е.В.

Рассмотрены понятие, назначение и виды логистических стратегий; выделены ключевые показатели, отражающие эффективность логистических процессов предприятия; представлены составляющие плана формирования логистической стратегии; показана роль логистической стратегии в деятельности АО «ФПК-ЛОГИСТИКА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеенко А.А., Ларченко Г.В., Белякова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LOGISTIC STRATEGY IN ACTIVITY OF TRANSPORT ENTERPRISES

In this article the concept, appointment and types of logistic strategy are considered; the key indicators reflecting efficiency of logistic processes of the enterprise are allocated; components of the plan of formation of logistic strategy are presented; the role of logistic strategy in activity of JSC FPK-LOGISTIKA is shown.

Текст научной работы на тему «Роль логистической стратегии в деятельности транспортных предприятий»

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»

УДК 658.7

РОЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

А. А. Моисеенко1, Г. В. Ларченко2 Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: 1anastasiya-moise@list.ru, 2galina.larchenko@mail.ru

Рассмотрены понятие, назначение и виды логистических стратегий; выделены ключевые показатели, отражающие эффективность логистических процессов предприятия; представлены составляющие плана формирования логистической стратегии; показана роль логистической стратегии в деятельности АО «ФПК-ЛОГИСТИКА».

Ключевые слова: логистическая стратегия, транспортное предприятие, ключевые показатели.

ROLE OF LOGISTIC STRATEGY IN ACTIVITY OF TRANSPORT ENTERPRISES

A. A. Moisseenko1, G. V. Larchenko2 Scientific supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: 1anastasiya-moise@list.ru, 2galina.larchenko@mail.ru

In this article the concept, appointment and types of logistic strategy are considered; the key indicators reflecting efficiency of logistic processes of the enterprise are allocated; components of the plan of formation of logistic strategy are presented; the role of logistic strategy in activity of JSC FPK-LOGISTIKA is shown.

Keywords: logistic strategy, transport enterprise, key indicators.

В условиях высокой конкуренции на российском рынке грузоперевозок для транспортных предприятий актуальными становятся вопросы формирования и реализации стратегии их развития, где особое внимание должно уделяться логистической стратегии.

Логистическая стратегия предлагает комплексное решение четырех важнейших задач: технической, технологической, экономической и управленческой. Ее назначение - поддержка корпоративной, деловой и функциональных стратегий предприятия при управлении материальными и сопутствующими потоками с оптимальными затратами ресурсов [1].

По сути, логистическая стратегия должна быть для предприятий, в том числе и транспортных, обычной функциональной стратегией, как маркетинговая, финансовая и другие виды стратегий. Однако, анализ, проведенный сотрудниками Международного центра логистики Государственного университета - Высшая школа экономики (МЦЛ ГУ-ВШЭ) среди своих слушателей, показал, что лишь около 3 % обследованных фирм имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют [2]. Указанные три процента в основном формируют крупные зарубежные компании, работающие на российском рынке. Результаты анализа позволили выявить основные причины отсутствия логистической стратегии в оставшихся 97 % обследованных фирм: общее недопонимание персоналом топ-менеджмента данных фирм предназначения логистики как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы фирмы, а также недостаточное количество квалифицированных специалистов по логистике.

Наиболее широко применяемыми логистическими стратегиями в бизнесе являются: стратегия миниимизации общих логистических издержек; улучшения качества логистического сервиса; минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру; логистического аутсорсинга [3]. Выбираемая

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

логистическая стратегия должна не только соответствовать корпоративной стратегии, но и учитывать концепцию логистики, которой придерживается предприятие.

Стратегия ориентирована на один или несколько ключевых показателей, отражающих в целом эффективность логистических процессов в компании. К таким ключевым показателям можно отнести: общие логистические издержки; качество логистического сервиса; продолжительность логистических циклов; производительность. Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких из вышеперечисленных показателей.

Как показал анализ научной литературы [1; 2; 3], единого подхода к разработке стратегии не существует. Логистическая стратегия состоит из ряда целей, методов, процедур, которые представляются в виде единого логистического плана, содержащего, по возможности, следующие разделы:

- суть логистической стратегии и взаимосвязь с другими частями организации;

- цель логистики организации и требуемые показатели ее деятельности;

- описание способа, с помощью которого логистика добьется поставленных целей;

- планы, показывающие необходимые ресурсы для выполнения стратегии;

- планы по затратам и выбранные финансовые показатели;

- описание влияние стратегии на бизнес в целом.

Разработанная логистическая стратегия предприятия должна быть способны связать воедино и улучшить взаимодействие между базисными функциональными сферами организации бизнеса, такими как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж.

В условиях усиленной конкурентной борьбы особое внимание уделяется разработке стратегии транспортными предприятиями. В структуре грузооборота всей транспортной отрасли приоритет сохраняется за железнодорожными перевозками. На протяжении последних трех лет объемы железнодорожных перевозок постоянно увеличивались, но из-за экономической нестабильности страны в настоящее время они заметно сократились. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке железнодорожных перевозок на примере предприятия АО «ФПК- ЛОГИСТИКА».

На сегодняшний день в АО «ФПК-ЛОГИСТИКА» используются три стратегии развития: формирование инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого уровня качества; строительство новых и оптимизация существующих терминально-скпадских активов, а также организация предоставления на их базе услуг; создание дополнительного «интерфейса» с пользователями транспортных услуг посредством развития контрактной логистики и выхода предприятия на рынок комплексных «клиентоориентированных» логистических услуг [4]. Основная цель стратегий: бесперебойная доставка; сокращение простоя вагонов; своевременная доставка и отправка.

Несмотря на общее снижение подвижности населения на железнодорожном транспорте, за отчетный год АО «ФПК-Логистика» удалось достигнуть стабильной частоты отправок на наиболее востребованные направления в составе скорых и почтово-багажных поездов, что и является результатом эффективной реализации логистических стратегий. Недостаточность инвестиций в обновление локомотивного парка - фактор, который может сдерживать темпы реализации существующих стратегий предприятия.

При разработке стратегии исследуемое предприятие учитывало не только существующие рыночные и экономические условия, но и цели корпоративной стратегии ОАО «РЖД» - качественное удовлетворение спроса общества на транспортные перевозки. В качестве инструмента разрешения существующих проблем предприятия можно предложить стратегию улучшения качества логистического сервиса.

Потребители требуют более высокого качества выполнения предоставляемых услуг. Логистика контролирует время доставки продукции, скорость реагирования на запросы потребителей и другие характеристики их обслуживания. Предложенная стратегия гарантирует сервис высокого качества и может строиться на основе предоставления специализированных услуг или услуг, выполняемых с учетом требований конкретного заказчика. Способами реализации стратегии улучшения качества логистического сервиса являются:

- сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами, в частности со стандартом ISO 9000;

- формирование системы управления качеством логистического сервиса;

- улучшение качества выполнения логистических операций (транспортировка, упаковка и т. д.);

- создание системы логистической поддержки сервиса.

Для успешной реализации стратегии важно при разработке учесть два существующих типа стратегических решений: правила и цели, а также способы выполнения данных правил на практике. И главное, любые стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы.

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать обоснованное заключение в том, что логистическая стратегия в своем универсальном проявлении является инструментом эффективного управления предприятием.

Библиографические ссылки

1. Понятие и суть лоистической стратегии [Электронный ресурс]. URL: http://logisticstime.com/ logisticheskaya-strategiya/ponyatie-i-sut-logisticheskoj-strategii/ (дата обращения: 30.03.2015).

2. Корпоративные логистические стратегии и технологии: выбор и способы реализации [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/537/426/1217/korporat.log.strat..pdf (дата обращения: 30.03.2015).

3. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М. : Инфра-М, 2013. 634 с.

4. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5101&id=6396#47 02899 (дата обращения: 30.03.2015).

© Моисеенко А. А., Ларченко Г. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.