Научная статья на тему 'Роль личности преподавателя в реализации интерактивных форм обучения в вузе'

Роль личности преподавателя в реализации интерактивных форм обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PERSONAL QUALITIES OF TEACHER / RESEARCH / TRAINING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинали Н.В., Калужская С.М., Дегтярев С.А.

Первоочередная задача высшего профессионального образования подготовка специалистов, обладающих собственным стилем мышления и оригинальным подходом к достижению поставленных целей. Для решения этой задачи используются интерактивные методы обучения, и эффективность этой формы ведения занятий зависит от личностных качеств преподавателя. В основном это моральные качества, умение заинтересовать студента и привлечь его к выполнению внеаудиторных заданий. Повышение у будущих специалистов коммуникативных возможностей обеспечивается внедрением в систему подготовки кадров новых форм и методов учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа включает в себя входящую в учебный план и осуществляемую сверх учебных планов. Она неосуществима без руководства, внимания и поддержки преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гинали Н.В., Калужская С.М., Дегтярев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TEACHER’S PERSONALITY IN IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE FORMS OF LEARNING AT HIGHER SCHOOL

Primary purpose of higher education is to train specialists with their own thinking style and original approach to achieve goals. To solve this problem, interactive methods of are implemented, and their efficacy depends on personal qualities of teacher. Moral qualities, ability to awake students’ interest and to implement them to extracurricular activities are the key areas of teacher’s work. Future specialists communicative opportunities increase is provided by introduction of new forms and techniques of education and research to the system of future specialists training. Reseach work consists of curriculum and extracurriculm parts. Research work can not be carried out without teacher’s guidance, attention and support.

Текст научной работы на тему «Роль личности преподавателя в реализации интерактивных форм обучения в вузе»

УДК 616.31-053.2:378.147+371.3

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гинали Н.В., Калужская С.М., Дегтярев С.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Первоочередная задача высшего профессионального образования - подготовка специалистов, обладающих собственным стилем мышления и оригинальным подходом к достижению поставленных целей. Для решения этой задачи используются интерактивные методы обучения, и эффективность этой формы ведения занятий зависит от личностных качеств преподавателя. В основном это моральные качества, умение заинтересовать студента и привлечь его к выполнению внеаудиторных заданий. Повышение у будущих специалистов коммуникативных возможностей обеспечивается внедрением в систему подготовки кадров новых форм и методов учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа включает в себя входящую в учебный план и осуществляемую сверх учебных планов. Она неосуществима без руководства, внимания и поддержки преподавателя.

Ключевые слова: личностные качества преподавателя, научно-исследовательская работа, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс

ROLE OF TEACHER'S PERSONALITY IN IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE FORMS OF LEARNING AT HIGHER SCHOOL

Ginaly N. V., Kaluzhskaja S.M., Degtyarev S.A.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk Russia, 214019

Abstract. Primary purpose of higher education is to train specialists with their own thinking style and original approach to achieve goals. To solve this problem, interactive methods of are implemented, and their efficacy depends on personal qualities of teacher. Moral qualities, ability to awake students' interest and to implement them to extracurricular activities are the key areas of teacher's work. Future specialists communicative opportunities increase is provided by introduction of new forms and techniques of education and research to the system offuture specialists training. Reseach work consists of curriculum and extracurriculm parts. Research work can not be carried out without teacher's guidance, attention and support.

Keywords: personal qualities of teacher, research, training and educational activities, education process.

Новые условия развития современного общества ставят перед системой высшего профессионального образования новые приоритеты и задачи. В качестве первоочередной - формирование качественно нового уровня подготовки специалистов, обладающих собственным стилем мышления и оригинальным подходом к решению поставленных задач. Целенаправленное развитие и системное реформирование высшего образования диктует необходи-

мость выработки новых подходов к организации и содержанию образовательных процессов, направленных на обеспечение соответствия международным стандартам образования.

Сегодня в условиях реформы высшего образования повышается ответственность преподавателей медицинских вузов за результаты своего труда [1, 2].

Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области сво-

ей дисциплины, передавая свои знания в аудитории. От того, насколько он владеет новыми способами подачи материала, зависит уровень «выживаемости знаний» у студентов. Результаты большинства исследований подтвердили, что использование интерактивных методов является самым эффективным способом обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала [3, 5]. Их суть в моделировании жизненных ситуаций, использовании ролевых игр и совместном решении возникших в ходе обсуждения проблемных вопросов. Студентам легче вникать, понимать и запоминать то, что они смогли изучить, если они станут субъектами учебного процесса. Эффективность подобной формы ведения занятий зависит от личностных качеств самого преподавателя, его квалификации и коммуникативных способностей [4, 6].

От преподавателя требуется постоянное повышение своей квалификации, не только как врача-специалиста, но и как педагога, так как преобладающая часть профессорско-преподавательского состава высших медицинских учебных заведений, как правило, не имеют специального педагогического образования [6]. Степень усвоения преподаваемого материала прямо зависит не только от уровня подготовки каждого конкретно взятого педагога, но и от его морально-этических качеств, умения заинтересовать студента, привлечь его к выполнению учебно-исследовательской и внеаудиторной работы.

В связи с наполненностью рынка труда более конкурентоспособными специалистами, выпускники вузов часто являются очень уязвимой его категорией в силу различных обстоятельств. Молодые люди, получив диплом о высшем образовании, не обладают опытом работы и не имеют производственного стажа и, как следствие, характеризуются относительно низким профессиональным статусом. Порой, даже складывается ситуация, когда выпускники высших учебных заведений оказываются просто невостребованными. Поэтому, несмотря на имеющееся профессиональное

образование, большинство молодых специалистов не способно адаптироваться к требованиям рынка труда. Однако современная медицина требует специалистов, обладающих развитыми коммуникативными возможностями, таких специалистов, которые способны решать задачи нестандартным путем, справляться с быстро меняющейся ситуацией в условиях неопределенности и риска, творчески подходить к делу. Помимо профессиональных навыков и умений, высококвалифицированный специалист должен обладать и совокупностью личностных качеств, которые характеризуют человека в разных ситуациях: иметь высокие морально-нравственные качества и жизненные позиции, обладать знаниями культурного, мировоззренческого характера. Востребованным специалистом невозможно стать в одночасье. Этому предшествует долгий и сложный путь обучения и приобретения теоретических и практических знаний и навыков. Проблему обеспечения здравоохранения именно такими высококвалифицированными специалистами необходимо решать в системе подготовки профессиональных кадров в вузах новых форм и методов учебно-воспитательной и научно-методической работы.

Одним из направлений повышения качества подготовки специалистов является развитие системы научно-

исследовательской работы студентов (НИРС). Участие в НИРС прививает студентам навыки творческого применения достижений современной науки в практической деятельности, умение быстро адаптироваться к условиям развития общества. Научная работа студентов - это вклад не только в науку вообще, но и в свое будущее. Научные кружки, студенческие научные общества и конференции, олимпиады, семинары - все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти в ней единомышленников, с которыми можно поделиться результатами своих исследований. Научно-исследовательской работой занимаются все студенты вузов: это написание рефератов, презентаций, что невозможно без проведения пусть даже

самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, которой не обязывает заниматься учебный план, охватывает лишь немногих. Студент, занимающийся научной работой, отвечает сам за себя, только от него зависят выбор темы исследований, сроки выполнения работы и, что немаловажно, будет ли вообще выполнена эта работа. Затрачивая свое личное время, студент развивает в себе такие важные для будущего врача качества, как творческое мышление, инициатива, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы общее руководство, внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не сможет заниматься «скучной наукой», какой кажется ему любая дисциплина на начальном этапе ее освоения. Что же дает НИРС? НИРС предоставляет возможность развития личностных творческих и научных способностей; позволяет выделить одаренную и талантливую молодежь, что помогает в построении профессиональной карьеры; развивает у студентов склонность к научно-исследовательской деятельности; дает возможность презентации своих научных исследований путем участия в семинарах, конференциях, конкурсах; предоставляет возможность подготовки к поступлению в ординатуру и аспирантуру в период учебы в институте; дает возможность поощрения студентов за достигнутые успехи.

Остановимся более подробно на организационных формах НИРС, реализуемых на кафедре детской стоматологии СГМУ: 1) НИРС, входящая в учебный процесс (обязательная составляющая учебного плана), включает в себя: выполнение индивидуальных заданий, написание рефератов и презентаций, содержащих элементы научных исследований; выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период производственной практики; 2) НИРС, выполняемая во внеучебное время (сверх учебных планов), включает в себя: участие студентов в конференциях различного уровня, семинарах, конкурсах, олимпиа-

дах; самостоятельную работу студентов в постоянно действующих научно-исследовательских кружках; приобщение к участию в проведении научных исследований кафедры. За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты награждаются почетными грамотами, дипломами, благодарностями, направляются на участие в престижных выставках, конференциях, олимпиадах. Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы Ученым советом СГМУ к поступлению в ординатуру и аспирантуру. Студентам-отличникам, активно занимающимся научной работой и имеющим высокие показатели, экзамены и зачеты зачитываются «автоматом». Сегодня каждый третий студент кафедры принимает участие в научно-исследовательской работе. Это способствует развитию культуры мышления, выявляет творческий и профессиональный потенциал студента-исследователя, а также способствует развитию социальной активности личности. Следовательно, каждый преподаватель вуза должен уделять НИРС не меньше внимания, чем аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает у него много времени и сил. Ведь студенты младших, а иногда и старших курсов, не обладают достаточным набором знаний и умений, чтобы полностью самостоятельно выполнять научные исследования. Поэтому возникает необходимость вести работу по руководству НИР студентов более опытными преподавателями кафедры.

Таким образом, даже самые современные подходы к осуществлению образовательного процесса не могут применяться без непосредственного руководства в лице преподавателя. Методы интерактивного обучения напрямую связаны с личностными данными педагога. Все более тесный контакт студентов с преподавателем обязывает его самосовершенствоваться, чтобы владеть навыками использования информационных технологий, идти в ногу со временем.

Литература

1. Амирова, В.Р. Инновационные технологии в совершенствовании специалиста в медицинском вузе [Текст]. Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: материалы конференции. Уфа, 2013. - С. 62-64.

2. Артюхина, А.И., Чумаков, В.И. Педагогическая рефлексия как один из ведущих факторов качественного повышения квалификации врачей-педагогов медицинского университета [Текст]. Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. М., 2013. - С. 29-32.

3. Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов [Текст]. Высшее образование в России 2003. - С. 105-109.

4. Бондаренко, Е.В. Формирование профессионально-субъектной позиции студента медика: роль преподавателя [Текст]. Медицинское образование - 2013. сборник тезисов. М., 2013. - С. 73-75.

5. Глыбочко, П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня [Текст]. Материалы I Национального съезда врачей Российской Федерации. М., 2012.

6. Перевощикова, М.А. Подготовка сотрудников кафедр медицинских вузов по педагогике [Текст]. Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. М., 2013. - С. 391-393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.