Научная статья на тему 'РОЛЬ Л. Н. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ПРОВИНЦИИ'

РОЛЬ Л. Н. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ПРОВИНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
Л. Н. БОЛЬШАКОВ / ОРЕНБУРЖЬЕ / ПРОВИНЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любичанковский Сергей Валентинович

В статье проанализирована деятельность почетного гражданина города Оренбурга Леонида Наумовича Большакова по развитию культурно-образовательного пространства Оренбургской провинции второй половины 20 века. Актуальность исследования заключается в востребованности изучения роли Личности в истории на конкретном региональном материале. Впервые в науке показана связь между научными интересами и общественной деятельностью Л. Н. Большакова, раскрыты параметры реализованных проектов и их влияние на развитие сферы культуры и образования в Оренбургской области и за ее пределами. Обоснован являющийся практически-значимым вывод о том, что инициативы Л. Н. Большакова в сфере выстраивания культурно-образовательной инфраструктуры Оренбургской провинции, основанные на его научных интересах, привели к созданию долговременных механизмов работы с молодежью и сохранению историко-культурного наследия. Многие из них жизнеспособны и востребованы до настоящего времени, что является направлением дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF L. N. BOLSHAKOV IN THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE ORENBURG PROVINCE

The article analyzes the activities of the honorary citizen of the city of Orenburg, Leonid Naumovich Bolshakov, in the development of the cultural and educational space of the Orenburg province in the second half of the 20th century. The relevance of the research lies in the relevance of studying the role of the personality in history on specific regional material. For the first time in science, the connection between scientific interests and public activities of L. N. Bolshakov is shown, the parameters of the implemented projects and their influence on the development of the sphere of culture and education in the Orenburg region and beyond are revealed. The practically significant conclusion is substantiated that L. N. Bolshakov’s initiatives in the field of building the cultural and educational infrastructure of the Orenburg province, based on his scientific interests, have led to the creation of long-term mechanisms for working with young people and preserving the historical and cultural heritage. Many of them are viable and in demand until now, which is the direction of further research.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ Л. Н. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ПРОВИНЦИИ»

УДК 94(470.56):271

РОЛЬ Л. Н. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Любичанковский Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург e-mail: svlubich@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализирована деятельность почетного гражданина города Оренбурга Леонида Наумовича Большакова по развитию культурно-образовательного пространства Оренбургской провинции второй половины 20 века. Актуальность исследования заключается в востребованности изучения роли Личности в истории на конкретном региональном материале. Впервые в науке показана связь между научными интересами и общественной деятельностью Л. Н. Большакова, раскрыты параметры реализованных проектов и их влияние на развитие сферы культуры и образования в Оренбургской области и за ее пределами. Обоснован являющийся практически-значимым вывод о том, что инициативы Л. Н. Большакова в сфере выстраивания культурно-образовательной инфраструктуры Оренбургской провинции, основанные на его научных интересах, привели к созданию долговременных механизмов работы с молодежью и сохранению историко-культурного наследия. Многие из них жизнеспособны и востребованы до настоящего времени, что является направлением дальнейших исследований.

Ключевые слова: Л. Н. Большаков, Оренбуржье, провинция, культурно-образовательное пространство, историко-культурное наследие.

Благодарности. Статья подготовлена в рамках реализации персональной стипендии Губернатора Оренбургской области для молодых докторов наук на 2021-2022 учебный год.

Для цитирования: Любичанковский С. В. Роль Л. Н. Большакова в развитии культурно-образовательного пространства Оренбургской провинции // Шаг в науку. - 2021. - № 3. - С. 4-9.

THE ROLE OF L. N. BOLSHAKOV IN THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE ORENBURG PROVINCE

Lyubichankovsky Sergey Valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Russian History, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg e-mail: svlubich@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the activities of the honorary citizen of the city of Orenburg, Leonid Naumov-ich Bolshakov, in the development of the cultural and educational space of the Orenburg province in the second half of the 20th century. The relevance of the research lies in the relevance ofstudying the role of the personality in history on specific regional material. For the first time in science, the connection between scientific interests and public activities of L. N. Bolshakov is shown, the parameters of the implemented projects and their influence on the development of the sphere of culture and education in the Orenburg region and beyond are revealed. The practically significant conclusion is substantiated that L. N. Bolshakov's initiatives in the field of building the cultural and educational infrastructure of the Orenburg province, based on his scientific interests, have led to the creation of long-term mechanisms for working with young people and preserving the historical and cultural heritage. Many of them are viable and in demand until now, which is the direction offurther research.

Key words: L. N. Bolshakov, Orenburg region, province, cultural and educational space, historical and cultural heritage.

Acknowledgments. The article was prepared as part of the implementation of the personal scholarship of the Governor of the Orenburg region for young doctors of science for the 2021-2022 academic year.

Cite as: Lyubichankovsky, S. V. (2021) [The role of L. N. Bolshakov in the development of the cultural and educational space of the Orenburg province]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 3, pp. 4-9.

Культурно-образовательное пространство любого региона формируют люди. Значимая роль в культурно-образовательном пространстве Оренбуржья принадлежит почетному гражданину города Л. Н. Большакову (1924-2004). О Леониде Наумовиче обычно говорят как о писателе и ученом, из-под пера которого вышло более 60 книг о Л. Н. Толстом, Т. Г Шевченко, Г С. Винском, А. А. Фадееве, В. С. Терьяне и др., однако была еще одна область деятельности, которая являлась важной составляющей его жизни - деятельность просветителя, обладающего способностью сопрягать научно-исследовательскую работу с внедренческой и организаторской. В данной статье мы расскажем о знаковых просветительских проектах Л. Н. Большакова, явившихся органическим продолжением его литературного творчества и преобразовавших культурно-образовательный ландшафт и инфраструктуру оренбургского региона в целом и города Оренбурга в частности.

Так, благодаря его исследованиям, стал для орен-буржцев «своим» классик армянской литературы Ваан Терьян. Еще в шестидесятые года прошлого века Леонид Наумович по крупицам восстановил историю последних дней жизни армянского поэта и государственного деятеля, отыскал людей, помнивших его и его юную жену, фотографа, делавшего последние скорбные снимки... В 1964 году состоялась церемония торжественной передачи нескольких горстей земли, взятой с места старого оренбургского кладбища, для захоронения в ереванском Пантеоне. Армянский поэт прочно связал Оренбург с его родным селом Гандза Богдановского района Грузии, а правительство Армении подарило Оренбургу памятник Терьяну, установленный недалеко от того дома, в котором прошли последние дни поэта.

В 1982 году, опять по инициативе Л. Н. Большакова, в оренбургской школе № 24 было создано Общество друзей Ваана Терьяна. Ребята изучали жизнь и творчество поэта, познакомились и подружились с его дочерью, переписывались с другими родственниками поэта, с писателями Армении, готовили и проводили литературные вечера, конкурсы чтецов. Материалов набралось много, и в 1984 году в школе был создан первый в России школьный музей В. Терьяна, в работе которого до последних лет жизни Леонид Наумович принимал самое активное участие. Это было его детище и его вклад в воспитание настоящих интернационалистов.

Вот строки о школьном музее из дневников Леонида Наумовича разных лет: «В школе № 24 окунулся в дела музейные. Радует табличка «Музей славы имени Ваана Терьяна - мое. Сначала затевали один стенд, а теперь - более половины всей экспозиционной площади. Безусловно, красят музей картины, которые я привез из Богдановки и, особенно, рисунки ребят гандзинских школ, удивительно

яркие и сочные. Все это еще надо компоновать, а до открытия всего несколько дней. Но художники обещают сделать завтра. [6, 3 мая 1984 г.].

- .Следующий этап дня - школа № 24, музей в ней, довольно полная аудитория, выступления мои, Эгнатосяна и других, литературно-музыкальная композиция, возложение гирлянды к памятнику. День памяти состоялся, это меня радует. Сегодня получил новые подтверждения того, как много дает наше общество ребятам. Восемь терьяновцев - выпускников этого года - поступили в военные училища и вузы; ребята сами осознают, как много получили в Обществе и пишут об этом. Приятно! [6, 7 февраля 1987 г.].

Начиная с 1980-х гг., «терьяновские дни» отмечались в Оренбурге ежегодно, и на них часто присутствовали гости из Армении. В 1985 году, когда в СССР широко отмечался Год Терьяна, старт празднованию был дан именно в Оренбурге, куда приехали известные армянские писатели и общественные деятели.

Дни рождения армянского поэта отмечают в Оренбурге и сейчас, правда, уже с меньшим размахом и зачастую без гостей из Армении, а музей Терьяна - по-прежнему в России единственный.

Важно, что музейную работу с ребятами из 24-й школы можно считать самостоятельным проектом Л. Н. Большакова, ведь проходившие в музее встречи посвящались далеко не только Терьяну - здесь проходили встречи с ветеранами, писателями, художниками, проводились читательские конференции. Вот цитаты из личного дневника:

- Школа № 24. Открытие памятной доски в честь И. Д. Злыденного, Героя Советского Союза. Школа рада тому, что в Москве я его нашел, что с ним созвонился и переговорил, а он, молодчина, вовремя прислал телеграмму, и хорошую. На церемонию пришли курсанты летного училища, рассказал им о Терьяне и музее - еще несколько человек «обращены» (или хотя бы осведомлены). Потом был митинг. С ветеранами при множестве орденов, со стариками и старушками.. Немного пообщался со своими «ветеранами». Двенадцать человек из «Общества.» на «вылете». На пороге экзаменов некоторые еще не знают, куда пойти. Люди хорошие, но еще не взрослые [6, 21 мая 1985 г.].

- Был в 24-й школе. Встретился с моими терья-новцами и друзьями-учителями. Музей живет. Каждый день полон. Тесно от материалов: их уже на две таких комнаты. Поговорили с ребятами о Фадееве, о предстоящем терьяновском месячнике, о делах музейных. . Тут я не чужой человек. Дружбе нашей четвертый год [6, 15 декабря 1986 г.].

Готовя статью для главной газеты страны [1], Л. Н. Большаков записал в дневнике: «Начал набрасывать «заметки писателя» для «Правды».. Главная мысль: у каждого писателя, каждого творческо-

го работника должна быть своя школа - коллектив, в который он вносит свое, полезное для воспитания человека нашего времени. Связь должна быть не формальной, не мероприятий ради, - душевной, человеческой - вот основа постановки вопроса. Не разовое, но постоянное участие в жизни школьного коллектива - это самое существенное, и на примере школы № 24, моей работы там, находит достаточное подтверждение» [6, 19 мая 1984 г.].

Отметим, что посеянные Леонидом Наумовичем семена дают всходы до сих пор. В подтверждение приведем лишь один факт. Когда-то Л. Н. Большаков рассказал ребятам об оренбургском писателе Б. С. Бурлаке, познакомил с его произведениями. Уже тогда школьники взяли шефство над могилой писателя, и вот уже много лет все новые поколения школьников продолжают эту работу.

В 1977 г. Леонид Наумович инициировал проведение праздника «Шевченковский март», о котором в настоящее время можно прочитать в энциклопедических и периодических изданиях [4, 5]. О происходивших в его рамках событиях писали не только районные, городские и областные, но центральные российские и украинские газеты, гостями его в разные годы были поэты, прозаики, научные и музейные работники, художники и артисты Украины. И чем больше книг Л. Н. Большакова входило в шевченковедческую науку, чем больше появлялось у него друзей не только на Украине, но и в других республиках СССР и зарубежных странах, тем большее число гостей собирал праздник, который каждый год «имел свое лицо», предлагал все новые и новые сюрпризы.

Вот одна из дневниковых записей: «Записываю в Кувандыке, куда мы добрались к четырем часам дня. . С утра и до двух были в Беляевке. Выступали сначала в Верхнеозерной, потом - в Гирьяле. Встречи оказались полезными и приятными. Это такая глубинка, куда не ступала нога поэта и вообще литератора.Вечером предстоит выступление в Ильинке с утомительным переездом туда и обратно. Но роптать не приходится - сам все это затеял. В Ильинке все прошло хорошо. Взрослый народ, школьники старших классов. Возник разговор об историческом облике села, действительно интересного.» [6, 2 марта 1987 г.].

Отметим, что традиция проведения Шевченковского марта не прерывалась даже в «лихие девяностые», когда реализовывать этот проект было очень и очень сложно. В дневниковых записях чувствуется горечь и усталость: «Думал над «Шевченковским мартом. Обстановка неподходящая, но сорвать традиционное значит поставить под угрозу все дело. Этот «ШМ» - четырнадцатый (17 февраля 1990 г.); «Занимаюсь «Шевченковским мартом». Смешно, несовременно, но кто-то же должен заниматься практическим делом.» [6, 12 марта

1990 г.]; « Я, вероятно, кажусь отъявленным чудаком. со своими мыслями о «ШМ» и планами его проведения. Но это мое сопротивление нашему всеобщему хаосу, нашей глобальной бездуховности. Делаю - и сделаю - все по максимуму своих возможностей» [6, 14 февраля 1992 г.]. В итоге Шевченковский март прочно вошел в оренбургский календарь праздников, в этом году, спустя более 15 лет с момента ухода Л. Н. Большакова, его отметили в сорок четвертый раз.

Закономерным следствием знаменитых на весь мир шевченковедческих исследований Л. Н. Большакова стало открытие шевченковских музеев в Орске и Оренбурге. Дневниковые строки рассказывают, как много сил потребовалось, прежде чем музейные проекты были успешно реализованы.

Вот информация об открытии музея в Орске: «В два часа дня состоялось открытие Музея Тараса Шевченко. Собралось довольно много людей -больше, чем мог вместить в себя этот дом (140 кв.м., а кажется, что много меньше). Это было событие, это был праздник. Музей, при всех его недостатках, получился - мнение общее. Значит, еще одна моя идея оказалась претворенной в жизнь - моя идея, и не гордиться тем не могу. Вслед за открытием провели встречу в библиотеке им. Шевченко, затем - возложение цветов к памятнику и съемку сюжета для ЦТ и областного телевидения» [6, 11 марта 1986 г.]. Трудно даже представить, сколько энергии и усилий потребовалось, чтобы превратить школьный подвал в настоящий музей, воссоздать в нем «дух времени».

Цитируем строки из записной книжки 1988 г.: «Поутру сошлись мы на необыкновенном «объекте» - в цокольном этаже школы № 30 [города Оренбурга]. Здание построено в тридцатые-сороковые годы прошлого века; занималось и под штаб инженерной службы Отдельного Оренбургского корпуса, и под эскадрон кадетов. А еще - под главную гауптвахту. Тут, после своего второго, оренбургского, ареста в 1850-м находился под арестом рядовой Шевченко. Немало трудов приложить пришлось, чтобы отыскать подлинные планы здания с точными обозначениями помещений гауптвахты; не сходу нашла поддержку идея мемориального музея-гауптвахты, не простым было решение вопроса о средствах и подрядчике. Но поддержали в областном и городском комитете партии, в исполкоме городского Совета. Потеснилась школа, на здании которой появился высеченный в граните Шевченко в солдатской форме.».

Записи с хроникальной точностью фиксируют ход работ: «С утра побывал в музее - конечно, будущем и очень будущем. Впечатление законченности строительной части дела есть. Особенно привлекают кирпичные стены и своды - они впечатляют. Но и строителям еще надо сделать немало: «сти-

лизация» дверей и всего прочего, печь, сокрытие цивилизации в виде труб и т. д....» [6, 13 февраля 1989 г.]; «Прибыли решетки, светильники и прочее необходимое, делают дело художники-оформители, так что дело подвигается. Отдам кое-что привезенное из Киева и Канева. Не решена главная стена (ниша) экспозиционного зала. Нам бы сейчас малую толику того, что осталось после замены экспозиции Киевского музея! Но все это далеко-далече - не добраться. [6, 20 марта 1989 г.]; Художники. «нашли хорошее решение ниши - и цветовое, и объемное, а главное - образное, в духе главных идей «гауптвахты».» [6, 29 марта 1989 г.].

Еще один проект, связанный с именем Т. Г. Шевченко, Л. Н. Большаков сумел реализовать в последний советский год, казалось бы, в самое неподходящее для культурных начинаний время: в 1991 году был проведен областной шевченковский праздник школьников - экспедиция «Живая слава Кобзаря». Леонид Наумович был уверен, что в «идущее ко дну бездуховное время» организованный в рамках Шевченковского марта праздник будет особенно значителен. Как бы подводя итог реализованному проекту, Л. Н. Большаков записывает: «Еще и еще раз убедился, какое доброе, мудрое дело осуществил, сведя два родственных района (Оренбуржье и казахстанский Гурьев), побра-тав их. Дружба - деловая и человеческая - будет продолжаться вопреки всем гнусностям времени и общества.» [6, 6 августа 1991 г.].

Заслуживает внимания еще один просветительский проект Л. Н. Большакова, который так и не был осуществлен в полном объеме. А был он поистине грандиозным: Леонид Наумович хотел обустроить дорогу, по которой шел солдатом Тарас Шевченко, сделать ее мемориальной.

Дневниковые записи свидетельствуют о том, что тема мемориализации дороги обсуждалась активно. Так, в одной из записей читаем, что в обсуждении этого проекта принимал участие украинский художник Анатолий Гайдамака: «Гайдамаке пришла в голову идея криниц с вербами и карагачами, с беседками по всему протяжению пути. Потом появились мысленные прикидки о «почтовой станции», «юрте» и т. п. Потом - об установке на противоположной стороне от криниц каких-то вещественных примет нашего времени, вроде заслуженного трактора или славно потрудившегося комбайна. Очаровал район родника, к сожалению, не действовавшего в этот зимний день - завалило его, занесло. Тут можно помочь природе основательно» [6, 1 марта 1987 г.].

Проект обустройства «Шевченковского тракта» получил поддержку областного начальства и уже спустя год в записной книжке Л. Н. Большакова находим наброски статьи, в которой он писал о том, что уже сделано и о планах: «.комплексом

должна стать и дорога, соединяющая Оренбург и Орск - дорога, не однажды видевшая Шевченко. Самую трудную и дорогую часть дела выполнили. На всем протяжении есть теперь асфальт. Но в плане - и колодцы вдоль пути, да непременно, чтобы сомкнулись деревья этих мест и деревья Украины, памятные знаки со скамейками для отдыха, особенно возле родников, поивших Тараса. В плане - вечера., выставки. Не все сроки выдерживаются, не все и всюду ладится, хватает забот и других, но дело идет, и что всего важнее - не по принуждению свыше, а по велению души». Однако в 1990-е годы работы по созданию мемориальной дороги были прекращены.

Очень дорог был Л. Н. Большакову проект, который он называл «писательскими уроками» и успешно воплощал в жизнь на протяжении почти двух десятилетий.

В 1981 г., рассказывая на страницах «Правды» о своем опыте проведения «писательских уроков» [1, 2], Л. Н. Большаков назвал цифру - 500 уроков, примерно 50-60 в год. Писатель проводил именно уроки: приходил в ту или иную группу, рассказывал об интересных книгах, героях своих книг, встречах с замечательными людьми, иногда приводил с собой гостей, даже домашние задания порою давал. В статьях, а затем и в журнальном очерке «Иду на урок» [2] Л. Н. Большаков подчеркивает: «Писательский урок» может быть по-настоящему действенным только тогда, когда нашими единомышленниками станут преподаватели курсов эстетического воспитания, литературы, обществоведения, библиотекари училищ, воспитатели в общежитиях, мастера. Как бы полезны были вечера поэзии, конкурсы на лучшего чтеца-декламатора, обсуждения книг в группах!». Главное, считает автор статьи, чтобы «писательские уроки» не превращались в мероприятие разовое, проводимое «для галочки», чтобы встречи были неказенными, а содружество с учащимися - долговременным. «Каждый урок, -пишет Л. Н. Большаков, - требует полной отдачи, сказал бы даже - страсти», но вместе с тем говорит о том, что не жертвует своим временем, идя в ПТУ. «О какой «жертве» может идти речь, если встречи в ПТУ способствуют моему хорошему творческому самочувствию?. Именно в таком общении рождаются плодотворные идеи, воплощаемые затем в книгах, - пусть они и не о профтехобразовании».

Очерк «Иду на урок» написан более тридцати пяти лет назад, но слова автора о роли творческого общения с подростками не кажутся устаревшими. «Подростки - самая, пожалуй, сложная часть молодежи. В воспитании их необходим дифференцированный подход, учет всех психологических возрастных особенностей, и прежде всего таких, как стремление к самостоятельности (самостоятельности «любой ценою»!), юношеская горячность, недоста-

ток житейского опыта и т. д. и т. п. Из них, подростков, можно (и нужно) растить поистине прекрасные, гармонично развитые, обладающие лучшими нравственно-эстетическими качествами личности. Растить в содружестве работников профтехобразования, деятелей культуры, литературы, искусства».

Масштабным просветительским проектом Л. Н. Большакова стал энциклопедический. Дневниковые записи позволяют утверждать, что возник он в 1994 г. Приведем одну из первых записей, зафиксировавших рождение замысла: «Какой будет книга следующая? Фантазирую. (на странице воспроизведена обложка задуманной книги: «О, люди! (энциклопедия окружения и связей Т. Шевченко периода Солдатчины (1847-1858)» и эпиграф: «У всякого своя доля». Далее следуют размышления. - С. Л.): Этой и займусь. Даже, пожалуй, занялся. Просмотрел тетради выписок. За двадцать с лишним лет накоплено великое множество материала. Новые имена - десятки новых имен. Дополнительные данные тоже в немалом количестве. Переписать надо каждую статью, добавляя новые сведения. В общем надо набираться сил и терпения листов на сорок - два тома. Одновременно должны решаться и вопросы иллюстрирования - необычного, как и основа, суть, содержание сей энциклопедии. Сегодня, 2 апреля, работа начата. Отвожу на нее год.» [6, 2 апреля 1994 г.].

Позже автор изменил название своего детища, и в 1997 г. читатели смогли взять в руки Оренбургскую шевченковскую энциклопедию [9]. Солидный фолиант включает в себя биографические справки-комментарии обо всех (а это более полутора тысяч!) людях, с которыми Шевченко сводила судьба в 1847-1857 гг. Помимо этого названная энциклопедия дает широчайший срез эпохи, включает многочисленные документы, воссоздающие картину жизни Оренбургского края. Убедиться в сказанном может любой читатель - ОШЭ есть в Интернете.

В 1997 году вышли в свет еще две региональные литературные энциклопедии - Оренбургская Пушкинская [7] и Оренбургская Толстовская [8]. Соавтором Пушкинской был давний друг Большакова - известный московский ученый-историк Р. В. Овчинников. Авторы-составители руководствовались твердой убежденностью в том, что

любое имя, упомянутое Пушкиным в его главном историческом труде «История Пугачева», заслуживает отдельной статьи в энциклопедии. Поэтому она является важным пособием-справочником для каждого, кто захочет углубиться в произведения Пушкина, посвященные эпохе Емельяна Пугачева, или будет заниматься исследованием этой яркой страницы русской истории. В этом смысле Оренбургскую Пушкинскую Энциклопедию (ОПЭ) с полным правом можно именовать и как Пушкин-ско-Пугачевскую Энциклопедию. На ее страницах освещен маршрут оренбургской поездки Пушкина (с указанием всех пунктов на каждом из ее этапов); о встреченных поэтом людях; о первых изданиях «Истории Пугачевского бунта» (впоследствии «Истории Пугачева») и «Капитанской дочки», ее театральных, кинематографических и музыкальных воплощениях; об исследователях «оренбургской» темы в творчестве Пушкина, об оренбургских пропагандистах и популяризаторах его творчества; о всесоюзных и региональных научных конференциях в этом крае, посвященных жизни и творчеству А. С. Пушкина, и о многом - многом другом.

Третьей региональной литературной энциклопедией стала Оренбургская Толстовская. В ней нет строгого алфавита имен, терминов, географических назвнаний, это, скорее, книга для чтения. Но, как с гордостью написал ее автор, «по полноте охвата материалов, посвященных теме «Лев Толстой и Оренбуржье», равных ей пока не было и нет» [8, с. 4].

В настоящее время все три региональные литературные энциклопедии есть в Интернете, а значит, доступны всем. Сегодня они являются той основой, на которой выстраивается проект Оренбургской исторической энциклопедии - проект, реализация которого еще впереди.

Таким образом, инициативы Л. Н. Большакова в сфере выстраивания культурно-образовательной инфраструктуры Оренбургской провинции, основанные на его научных интересах, привели к созданию долговременных механизмов работы с молодежью и сохранения историко-культурного наследия. Многие из них жизнеспособны и востребованы до сих пор. Пример Л. Н. Большакова показателен как иллюстрация одного из важных путей развития отечественной провинции второй половины 20 века.

Литература

1. Большаков Л. Адресовано молодым: [Молодежь ПТУ] // Правда. - 1984. - 21 сентября.

2. Большаков Л. Иду на урок: [О встречах писателя с учащимися ГПТУ] // Правда. - 1981. -19 октября.

3. Большаков Л. Н. Иду на урок // Урал. - 1985. - № 2. - С. 104-123.

4. Большаков Л. Н. Оренбургская Шевченковская Энциклопедия. Тюрьма. Солдатчина. Ссылка. Энциклопедия одиннадцати лет. 1847-1858. - Оренбург. Печатный Дом «ДиМур», 1997. - 530 с.

5. Коломиец Г. Г. 25-е традиционные шевченковские чтения «Год Украины в России» // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 2. - С. 228-230.

6. Личный дневник Л. Н. Большакова // Семейный архив Т. Л. Большаковой.

7. Оренбургская Пушкинская энциклопедия. Путешествие - 1833. Реалии «Истории Пугачева». Прототипы «Капитанской дочки». - Оренбург: Печат. Дом «Димур», 1997. - 519 с.

8. Оренбургская Толстовская энциклопедия. Материалы. Поиски. Исследования. Хроника. - Оренбург: Печат. Дом «Димур», 1997. - 349 с.

9. Оренбургская Шевченковская Энциклопедия / Тюрьма. Солдатчина. Ссылка. Энциклопедия одиннадцати лет. 1847-1858. - Оренбург: Печат. Дом «Димур», 1997. - 516 с.

Информация об авторе:

Сергей Валентинович Любичанковский, доктор исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования России, заведующий кафедрой истории России, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия

ORCID ID: 0000-0001-8349-1359, Scopus Author ID: 56682830200, WoS Author ID: M-1283-2016

e-mail: svlubich@yandex.ru

Автор 7 монографий и ряда глав в коллективных монографиях, более 400 научных публикаций в России, США, Японии, Франции, Австрии, Италии, Польше, Турции, Индии, Швеции, Китае, Литве, Казахстане, Австралии и др., в том числе в таких изданиях, как «Kritika» (США), «Région» (Korea), «Acta Slavica Japonicа» (Япония), «Wschodni rocznik humanistyczny» (Польша) и др. Участник международных конференций в Глазго, Белфасте, Стокгольме, Упсалле, Гонконге, Сиднее, Мельбурне, Калькутте, Стамбуле, Вене, Гамильтоне, Цюрихе, Париже, Лионе, Осаке, Токио, Саппоро, Сеуле, Роттердаме, Венеции, Валенсии и др.

Под руководством С. В. Любичанковского защищены шесть кандидатских диссертаций и три докторские диссертации (в том числе одна - по системе МГУ) по специальности 07.00.02 Отечественная история.

Исследования поддержаны грантами Президента Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда.

Член редколлегий международных и российских научных журналов, в том числе: председатель редакционного совета «Вестник Оренбургского государственного педагогического университета» (реестр ВАК); «Wschodni rocznik humanistyczny» [Восточный гуманитарный ежегодник] (Люблин, Польша); «Ученые записки Худжандского государственного университета им. Академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук» (г. Худжанд, Республика Таджикистан); «Известия Национального Центра археографии и источниковедения» (Астана, Казахстан); «Клио» (Санкт-Петербург) и др.

Председатель оргкомитета регулярной международной научно-практической конференции «Оренбургский край как историко-культурный феномен» (Оренбург, 2004-2020).

Любичанковский С. В. ведет большую научно-просветительскую работу, являясь председателем Совета Отделения Российского исторического общества в г. Оренбурге и председателем Оренбургского регионального отделения Российского общества историков-архивистов, а также членом Центрального совета Российского общества историков-архивистов.

Любичанковский С. В. - эксперт Российского научного фонда (Россия), Российского фонда фундаментальных исследований (Россия), Федерального реестра экспертов научно-технической сферы (Россия), The National Center of Scientific and Technical Evaluation (Казахстан).

Председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности Отечественная история при Оренбургском государственном педагогическом университете (Оренбург, Россия). Член диссертационного совета по истории Казахстана при Евразийском национальном университете (НурСултан, Казахстан).

Неоднократный лауреат премии Губернатора и Правительства Оренбургской области в сфере науки и техники, лауреат Золотой Медали РАН для молодых ученых в номинации «История», обладатель персональной стипендии Губернатора Оренбургской области для молодых докторов наук.

Сфера научных интересов: история Евразии, история Центральной Азии, история российской государственности, история бюрократии, методология истории, история повседневности, межкультурная коммуникация.

Индекс Хирша в Web of Science - 7, в Scopus - 4, в РИНЦ - 18.

Статья поступила в редакцию: 15.07.2021; принята в печать: 26.07.2021.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.