Научная статья на тему 'РОЛЬ КУЛЬТУРЫ КАК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКИЕ СЕЗОНЫ»'

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ КАК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
700
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / «МЯГКАЯ СИЛА» / «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» / СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ / ФЕСТИВАЛЬ / PUBLIC DIPLOMACY / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERCULTURAL RELATIONSHIPS / «A SOFT POWER» / «THE RUSSIAN SEASONS» / SERGEI DIAGILEV / FESTIVAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева М. С.

Раскрывается роль культуры в международной политике Российской Федерации. Особое внимание уделено государству как актору в процессе использования культуры в качестве «мягкой силы». В данной работе рассмотрены механизмы, а также основные институты «мягкой силы» в стране. На основании результатов сравнительного анализа Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 гг. была выявлена необходимость формирования положительного образа России, базирующегося на существующем авторитете науки, спорта и, конечно же, культуры. Изучение фестиваля «Русские сезоны» как социокультурного феномена позволяет осуществить историко-культурологический анализ деятельности Сергея Дягилева в сфере публичной дипломатии и выявить, в частности, смену субъекта культурной политики: от инициатора Сергея Дягилева государство впоследствии переняло роль антрепренера. В статье также рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся методологической сущности пропаганды, социокультурной рефлексии в тех странах, на чьей территории используется культура как инструмент «мягкой силы». Автор статьи приходит к выводу, что в эпоху жесткой политики западных стран Россия нуждается в применении «мягкой силы», а использование «умной силы» дает все шансы в борьбе за лидерство на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CULTURE AS A SOFT POWER OF THE STATE: “THE RUSSIAN SEASONS” INTERNATIONAL FESTIVAL

The article reveals the role of culture in the international politics of the Russian Federation. Special attention is paid to the state as an actor in the process of using culture as «a soft power». The mechanisms as well as the main institutions of «a soft power» in the country are considered in the work. Based on the results of a comparative analysis of The Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2013 and 2016 the need to form a positive image of Russia based on the existing authority of science, sports and of course culture was identified. Studying «the Russian Seasons» festival as a socio-cultural phenomenon makes it possible to carry out historical and cultural analysis of Sergei Diagilev's activities in the field of public diplomacy and to reveal changes in the subject of cultural policy: from the initiator Sergei Diagilev the state subsequently took over the role of an entrepreneur. The article also considers debatable issues related to the methodological essence of propaganda, sociocultural reflection in those countries on whose territory culture is used as an instrument of «soft power». The author of the article concludes that in the era of tough policy of Western countries Russia needs to use «soft power» and the use of «smart power» gives all chances for leadership struggle on the world stage.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУЛЬТУРЫ КАК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКИЕ СЕЗОНЫ»»

УДК 008.001

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

М. С. Лебедева

аспирант (24.00.01)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: Masha93@list.ru

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ КАК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКИЕ СЕЗОНЫ»

Раскрывается роль культуры в международной политике Российской Федерации. Особое внимание уделено государству как актору в процессе использования культуры в качестве «мягкой силы». В данной работе рассмотрены механизмы, а также основные институты «мягкой силы» в стране. На основании результатов сравнительного анализа Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 гг. была выявлена необходимость формирования положительного образа России, базирующегося на существующем авторитете науки, спорта и, конечно же, культуры. Изучение фестиваля «Русские сезоны» как социокультурного феномена позволяет осуществить историко-культурологический анализ деятельности Сергея Дягилева в сфере публичной дипломатии и выявить, в частности, смену субъекта культурной политики: от инициатора Сергея Дягилева государство впоследствии переняло роль антрепренера. В статье также рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся методологической сущности пропаганды, социокультурной рефлексии в тех странах, на чьей территории используется культура как инструмент «мягкой силы». Автор статьи приходит к выводу, что в эпоху жесткой политики западных стран Россия нуждается в применении «мягкой силы», а использование «умной силы» дает все шансы в борьбе за лидерство на мировой арене.

Ключевые слова: публичная дипломатия, международные отношения, межкультурные взаимодействия, «мягкая сила», «Русские сезоны», Сергей Дягилев, фестиваль

Для цитирования: Лебедева, М. С. Роль культуры как «мягкой силы» государства: международный фестиваль «Русские сезоны» / М. С. Лебедева // Вестник культуры и искусств. — 2021. - № 1 (65). - С. 115-127.

Введение

Культура на протяжении веков играла определенную роль в двусторонних и многосторонних отношениях. До появления термина «мягкая сила» существовало понятие культурный империализм — практика продвижения, искусственного вливания культуры или языка одной нации в другую. Данный термин появился в 50-е гг. ХХ в. Культурный империализм может принимать различные формы, это форма влияния, отличающаяся от других форм применения силы, таких как военная или экономическая сила.

«Мягкая сила» является механизмом политической власти, с помощью которого формируется позитивный образ страны на

международной арене. Впервые этот термин использовал бывший заместитель министра обороны США, а также глава Национального разведывательного совета США профессор Гарвардского университета Джозеф Най. В работах «Пределы лидерства: изменения природы американской мощи» [47], «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике» [48] он отмечал, что «мягкая сила» основывается на культуре и языке, политической ценности и внешней политике, что укрепило дискурс особой роли культуры для решения сложных социально-политических проблем (прежде всего в контексте проявления в мире диктатуры, военного и политического вмешательств, санкций, принуждений).

Российскими учеными неоднократно поднималась тема публичной дипломатии и «мягкой силы». Так, М. М. Лебедева в своих работах анализирует процесс взаимодействия акторов «мягкой силы», механизмы и инструменты публичной дипломатии, выявляет особенности российского подхода, соотношение понятий «мягкая сила» и пропаганда, недостатки «мягкой силы» [15—19]. Проблемы публичной дипломатии в России рассматривают А. В. Долинский [10], О. В. Лебедева [20], Н. А. Цветкова [46], Д. А. Рущин [38]. Последний также раскрывает понятие «мягкой силы» с точки зрения политического маркетинга [37]. Историко-политический ракурс исследования позволил А. О. Наумову представить эволюцию «мягкой силы» и публичной дипломатии от Советского Союза до современных дней [24], в то время как А. В. Будаев сосредоточил свое внимание на особенностях «мягкой силы» во внешней политике России [4].

Влияние фестивалей на развитие межкультурных коммуникаций и на сохранение русской культуры рассматривают в своих исследованиях А. А. Барабанов, Н. Б. Рязанцева и В. И. Фокин, О. В. Грибкова [См.: 3; 9; 22]. Фестиваль мирового уровня «Русские сезоны» Дягилева получил научное и теоретическое осмысление в работах С. М. Пашутиной, Т Н. Красавченко, А. С. Буцан [См.: 5; 14; 27]. В последние годы фестивали как особая ин-тегративная проектная форма влияния на социокультурное пространство востребованы в работах культурологов и искусствоведов [2; 32; 40]. Однако современное состояние фестиваля «Русские сезоны» заслуживает более пристального внимания и нуждается в специальном исследовании, поскольку в Российской Федерации он стал мощнейшим инструментом «мягкой силы». Дело в том, что традиции «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева по-новому воплотились в современном фестивальном мероприятии, расширив рамки данной деятельности и выступив инструментом «мягкой силы». В рамках проекта в течение года в одной из выбранных стран публика имеет возможность ознакомиться с культурой России во всем ее многообразии и самобытности.

В настоящее время проект «Русские сезоны» — масштабный фестиваль российской культуры, возобновленный в 2014 г., который открывает новые возможности не только для выстраивания политических отношений между странами, но и межкультурного диалога.

Исходя из этого объектом статьи является проект «Русские сезоны», предметом — культурно-событийные мероприятия, проводимые разными институтами в рамках фестиваля, рассматриваемого в качестве инструмента «мягкой силы».

«Русские сезоны», как и многие российские фестивали, в первую очередь призван популяризировать российскую культуру за рубежом, в государствах, являющихся ключевыми партнерами Российской Федерации. Международный проект стал одним из уникальных примеров культурной дипломатии. За период работы фестиваля более 14 млн человек ознакомились с культурными достижениями России.

Таким образом, цель данной статьи — выявить особенности культурной политики и дипломатии в Российской Федерации, а также ее реальное воздействие на международные отношения и международное сотрудничество в разных странах вне зависимости от контекста внешней политики.

Культурная политика для публичной

дипломатии и международного

сотрудничества

Политическая стратегия государства, ориентированная на поддержку культуры, направлена не только на внутреннюю политику: Россия как никогда ранее нуждается в поддержке своего имиджа на международной арене, и именно сфера культурного сотрудничества способна повысить престиж страны.

Понятие «мягкая сила» было включено в Концепцию внешней политики 2013 г., а впоследствии и в Концепцию 2016 г. [См.: 13; 44].

Одной из основных идей в новой версии Концепции является усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений

национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры. Кроме того, в Концепции поднимается вопрос о содействии развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций.

Международная культурная политика также является одной из основных проблемных зон современной России. В Концепции 2013 г. подтверждается приоритетность данного курса в международной жизни страны. В раздел, посвященный международным контактам в сфере культуры, добавлены новые для современного периода задачи: развитие культурных связей со славянскими народами за рубежом, формирование имиджа России, базирующегося на существующих достижениях — культура, наука, спорт.

В Концепции 2016 г. выявлена необходимость совершенствования «мягкой силы», которая воспринимается как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». Однако в обеих Концепциях не прописан механизм финансирования российской культуры на международной арене, что можно назвать одной из основных сложностей для продвижения.

Развитию богатого культурного и природного наследия способствует Организация Объединенный Наций, а также ее специализированная структура — ЮНЕСКО, в которую Российская Федерация (а ранее СССР) входит с 1954 г.

В России органы исполнительной власти используются в качестве институтов «мягкой силы» для реализации международной культурной политики. Одним из основных субъектов, ее осуществляющих, является Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному со-

трудничеству (Россотрудничество), которое было создано в 2008 г. [43].

Сегодня Россотрудничество осуществляет свою деятельность в 80 странах мира 93 представительствами и отвечает за формирование в зарубежных странах объективного образа современной России, представления о том потенциале, которым она обладает в материальной и духовной сферах, особенностях ее внутриполитической стратегии и внешнеполитического курса.

Министерство культуры Российской Федерации также уделяет особое внимание усилению влияния отечественной культуры и расширению культурного присутствия России. Для этого проводятся масштабные мероприятия, которые повышают статус страны на мировой арене. Важное место в этом процессе занимают обменные и «перекрестные» Годы с различными зарубежными странами, способствующие укреплению культурно-гуманитарного сотрудничества.

Россия применяет разные методы управления для того, чтобы ее имидж в мире стал более привлекательным. В эпоху санкций со стороны западных государств использование культурной политики в качестве «мягкой силы» является одним из эффективных инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность страны в мировом масштабе.

«Русские сезоны» как культурная традиция: предыстория проекта

Свое название современный проект «Русские сезоны» позаимствовал у «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева, которые существовали более 20 лет. Он организовывал в Париже концерты, спектакли, выставки, что впоследствии трансформировалось в масштабный фестиваль русского искусства и получило название «Русские сезоны». В Европе были широко известны такие имена, как Федор Шаляпин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов. Заграничные гастроли дягилевских сезонов открывали европейцам культурные ценности России, ставшие частью мировой культу-

ры. Сегодня эту традицию пытаются продолжить современные «Русские сезоны» [39; 42].

Сергей Дягилев, потомственный дворянин, родившийся в семье офицера в Новгородской губернии, свое детство провел сначала в Санкт-Петербурге, затем в Перми, где дом его отца и мачехи был центром культурной жизни.

Окончив гимназию, Дягилев изучал юриспруденцию в Санкт-Петербургском университете, одновременно получая музыкальное образование у Н. А. Римского-Корсакова. Впервые он начал устраивать выставки во время своего обучения. В 1898 г. Сергей Дягилев и Александр Бенуа создали художественное объединение «Мир искусства» и стали выпускать, при поддержке меценатов Саввы Мамонтова и Марии Тени-шевой, одноименный журнал. В числе «мирискусников» были выдающиеся художники того времени: И. Репин, В. Серов, Н. Рерих, Л. Бакст, М. Врубель, К. Сомов, М. Добу-жинский, Е. Лансере и др.

Деятельность С. Дягилева и «Мира искусства» способствовала расширению влияния русской культуры в мировом масштабе.

Свою первую выставку в Париже при поддержке Великого князя Владимира Александровича, а также русского посла Александра Нелидова и графини Элизабет де Греффюль импресарио организовал в 1906 г. Европейская публика открыла для себя такие имена, как Карл Брюллов, Дмитрий Левицкий, Алексей Венецианов, Николай Рерих, Константин Коровин, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Лев Бакст, Александр Бенуа и др.

В числе профессиональных интересов С. Дягилева было не только изобразительное искусство, но и музыкальный театр. В 1907 г. он выступил организатором 5 концертов. В театре Гранд-Опера звучали произведения известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина. Федор Шаляпин исполнил главную партию в опере А. Бородина «Князь Игорь» в постановке «Русских сезонов», что прославило его на всю Европу. Еще одним открытием для европейских ме-

ломанов в начале XX в. стала опера «Борис Годунов» (1908). Вслед за этим музыкальным жанром С. Дягилев обращается к балету и начинает сотрудничать с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Идой Рубинштейн. Так появляется «Русский балет С. Дягилева» (балетная антреприза). «Павильон Армады», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфиды» и «Клеопатра» — спектакли, состоявшиеся в 1909 г. в Париже, — покорили публику и критиков не только новой хореографией, но и художественными идеями, воплощенными Н. Рерихом, Л. Бакстом и А. Бенуа в декорациях и костюмах. Сценография «Русского балета» на протяжении всего XX столетия будет вдохновлять знаменитых французских кутюрье (Коко Шанель, Ив Сен-Лорана и др.) на создание новых коллекций.

В программу уже пятых «Русских сезонов» (1910 г.) была включена «Шехерезада» Римского-Корсакова и балет «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, что привело к небывалому успеху. Лев Бакст благодаря своим костюмам заставил переодеться весь Париж. Также на всю Европу прогремело имя Вацлава Нижинского, который был ведущим танцовщиком труппы до 1913 г.

Первая Мировая война изменила вектор развития «Русских сезонов», направив его в сторону авангарда. Последующие сезоны не были столь успешными, после чего импресарио стал больше сотрудничать с представителями западного искусства, в частности, с Пабло Пикассо.

Российский дипломат Ю. Я. Соловьев в своих мемуарах «Воспоминания дипломата» делится впечатлениями о гастролях балета Дягилева в 1916 г. «В это время в Сан-Себастьяне шли спектакли русского балета Дягилева. Несмотря на военное время, балет пользовался громадным успехом, и вся королевская семья не пропускала ни одного спектакля. Мне удалось получить противоположную королевской аванложу, и я обычно приглашал туда всех союзных послов, подчеркивая этим лишний раз нашу солидарность, чему в нейтральной Испании союзники придавали особое значение. Вокруг

Дягилева в Сан-Себастьяне образовался интересный артистический кружок. Успехи нашего балета очень радовали меня. Дягилева окружали и почитатели-иностранцы, как, например, бывший кандидат в президенты Французской республики Памс, впоследствии министр внутренних дел...» [41].

Однако с ухудшением политической ситуации в Российской империи, после Октябрьской революции, а также с приходом к власти Клемансо во Франции конъюнктура полностью поменялась, и, как отмечает Ю. А. Соловьев, труппа Дягилева тоже оказалась в трудном положении. Из-за скандала, связанного с увольнением австрийского подданного поляка из труппы, все актеры и сам Дягилев были взяты под подозрение, всем было отказано во французских визах, несмотря на то, что Дягилев близко дружил с министром внутренних дел Памсом, а также труппа неоднократно давала бесплатные представления в пользу Красного Креста. Дягилеву пришлось оставаться в Испании в бедственном положении. Но благодаря содействию Великобритании труппа смогла приехать в Лондон. Соловьев писал о ситуации во Франции: «Вообще лиц, пострадавших от французского террора, было в то время очень много: таковы были плоды замены дипломатии ее незаконной сестрой — дипломатией военной» [Там же, с. 236]. В будущем данная ситуация будет называться применением «жесткой силы».

После войны «Русский балет» С. Дягилева с успехом гастролировал в Лондоне, Италии, Германии, США. Труппа существовала вплоть до его смерти. Последнее выступление «Русского балета» состоялось в Виши 4 августа 1929 г.

«Русскому балету» Дягилева удалось создать «новую "эстетическую систему", воздействовавшую на самые разные области культуры — музыку, фотографию, кинематограф, моду» [28]. Как следствие, образ нашей страны перестает быть туманным, поскольку Дягилев на весь мир прославил русскую культуру и показал истинное лицо России. Впервые искусство России стало восприниматься как мировое культурное наследие.

Во время проведения «Русских сезонов» Париж только начал наполняться иммигрантами, а после Октябрьской революции 1917 г. он становится «столицей русского зарубежья». Понятие «открытого диалога» только формировалось, и фестиваль способствовал межкультурному и межнациональному диалогу, продвижению русского искусства за рубежом, адаптации в другой культурной среде.

Фестиваль Дягилева доказал свою эффективность, сформировав у европейских зрителей представление не только о русской опере и балете, но и о культурной жизни России, традициях, великих русских талантах XX в., которые впоследствии вошли в мировую историю, тем самым породив новые тенденции в культуре.

Новая жизнь «Русских сезонов»:

государство как антрепренер

Сергей Дягилев нашел баланс между интересами своей страны и запросами иностранной публики, что привело его к успеху. Сегодня в репертуаре многих мировых балетных трупп можно увидеть наследие Дяги-левской антрепризы. Мир до сих пор помнит великие имена «Русских сезонов».

«Русские сезоны» стали ярким примером воплощения «мягкой силы», так как их главной задачей было продемонстрировать лучшие образцы отечественного искусства. Русские ценности не навязывались обществу — люди сами тянулись к русскому миру.

Первоначально организатором фестиваля выступил выдающийся человек — Сергей Дягилев, а спустя более 100 лет именно государство стало инициатором реализации проекта.

Правительство Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации инициировало возрождение ежегодного крупномасштабного международного проекта. Произошла смена субъекта культурной политики. Теперь именно государство становится антрепренером, используя инструменты, проверенные еще в прошлом столетии. Совокупность исторического опыта и новых методов дает максимальную эффективность использова-

ния «мягкой силы» на мировой политической арене.

Современные «Русские сезоны» предполагают целую серию гастролей российских учреждений культуры, имеющих мировую славу, проведение наиболее значимых выставок из российских музеев, фестиваля циркового искусства и фестиваля российского кино и анимации [29].

На протяжении целого года Россия демонстрирует свое культурное богатство, самобытность в стране пребывания. Достижения в области культуры представляются с целью установления, развития и расширения международных связей, творческих и деловых контактов с представителями мировой культуры.

Современные «Русские сезоны» в связи с новыми целями расширили свои задачи и инструментарий. Проект содействует интеграции российской культуры в мировую, всестороннему развитию и расширению культурного обмена, а также популяризации России. Культурные цели превалируют над политическими:

— создание, исполнение, сохранение и распространение произведений русского музыкально-театрального искусства;

— сохранение, развитие и распространение общемировых и национальных культурных ценностей;

— приобщение зарубежной аудитории к лучшим образцам российской культуры;

— организация и проведение культурных, туристических и иных форумов и конференций, призванных содействовать становлению и развитию Российской Федерации и ее городов как центров мировой культуры, интеграции российской культуры в мировую;

— установление, развитие и расширение творческих и деловых связей с международными, национальными, региональными организациями культуры и иными юридическими и физическими лицами в целях их привлечения к участию в мероприятиях.

В феврале 2017 г. был создан организационный комитет, в который вошли видные деятели культуры, такие как В. А. Гергиев,

М. Д. Лошак, Д. Л. Мацуев, С. И. Михайловский, М. Б. Пиотровский, В. В. Фокин, Н. М. Цискаридзе и др., а также представители федеральных органов исполнительной власти. Возглавляет организационный комитет заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Черны-шенко, а также специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М. Е. Швыдкой [30].

Страны, где реализуется проект, на начальном этапе выбираются и согласовываются Министерством культуры и Министерством иностранных дел Российской Федерации, исходя из международной соци-ополитической конъюнктуры. На финальном этапе страну проведения утверждает Президент Российской Федерации.

Тем не менее можно заметить, что применение «мягкой силы» сочетается и с элементами «жесткой силы»: пропаганда национальных ценностей выступает как демонстрация привлекательности Российской Федерации.

Ввиду того, что произошла смена организационного субъекта, а также из-за изменившейся политической мировой конъюнктуры, «Русские сезоны» вышли на новый уровень, а именно — они становятся уже инструментом «умной силы», т. е. используют старую парадигму с инструментарием «жесткой силы».

Культурная география «мягкой силы»

Формирование плана мероприятий международного проекта «Русские сезоны» происходит в два этапа. Первоначально Автономная некоммерческая организация содействия концертной деятельности «Русские сезоны» рассматривает поданные заявки и формирует предварительный план совместно с Мин-культуры России, а также послами проекта (деятели культуры, назначаемые Организационным комитетом). Далее план выносится на рассмотрение Оргкомитета. На втором этапе министр культуры Российской Федерации утверждает итоговый план мероприятий, который принимается к реализации.

Проект продолжил традиции русского фестиваля за рубежом в июне 2017 г. в Япо-

нии. В мероприятиях приняли участие более 20 учреждений культуры, при этом география проекта охватила 42 города [23]. Программа включала 238 мероприятий, которые проводились в течение года не только в крупнейших городах Японии, но и в ее префектурах [25].

Торжественное открытие состоялось в рамках гастролей Государственного академического Большого театра России и объединило официальные и культурные мероприятия, тем самым отразив суть самого проекта, призванного с помощью искусства и культуры открыть новые возможности для диалога и взаимодействия между двумя странами [12].

Для дальнейшего укрепления дипломатических отношений с Японией 2018-й был объявлен «перекрестным» годом России и Японии, торжественное открытие которого состоялось 26 мая в Большом театре России [31]. На площадке VI Санкт-Петербургского международного культурного форума также прошла презентация проекта «Россия в Японии» Транссибирского арт-фестиваля, продолжившего традицию российского культурного присутствия в Японии в период с 2018 по 2022 г. [36].

В 2018 г. страной «Русских сезонов» стала Италия. Фестиваль охватил 74 города, состоялось 310 мероприятий. Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева дал старт проекту, исполнив произведения П. И. Чайковского в Национальной академии святой Цецилии в Риме. В концерте также принял участие выдающийся пианист Денис Мацуев вместе со своим учеником лауреатом всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» Елисеем Мысиным, которому на тот момент было всего шесть лет [45].

Многие мероприятия внесли неоценимый вклад в межкультурный итальянско-российский диалог. Впервые за десять лет балет Государственного академического Большого театра России выступил на сцене театра Ла Скала.

К 150-летию Максима Горького в Сор-ренто, где он провел много лет своей жизни и написал «Сказки об Италии», был открыт памятник писателю [6].

Папа Римский посетил выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича», которая прошла в музеях Ватикана, что внесло вклад в формирование диалога между Ватиканом и Русской православной церковью [26].

Многие выставочные проекты были продлены по просьбе итальянских партнеров, к примеру, выставку Академии Глазунова показали в трех городах, вместо только запланированного Рима [8]. Выставки Академии акварели, Академии Репина, Музея Большого Театра продлили на 2019 г.

Эстафету в 2019 г. планировалось передать США [34]. Однако 18 декабря 2017 г. Президент США Дональд Трамп утвердил новую Стратегию Национальной безопасности США, в которой Россия рассматривается как один из основных геополитических противников. Использование инструмента «мягкой силы» в сложившейся конъюнктуре не представлялось возможным.

В связи с этим было принято решение о смене геополитического региона и выбор сделан в пользу ФРГ [35]. Состоялось 437 мероприятий в 90 городах [33]. Официальные мероприятия всегда проходят на высшем политическом уровне. Например, на закрытии фестиваля в Германии Российскую Федерацию представляли бывший министр культуры В. Р. Мединский, посол России в Германии С. Ю. Нечаев, а ФРГ — бывший федеральный Президент Кристиан Вульф, сенатор Гамбурга по культуре и СМИ Кар-стен Брозда.

В 2020 г. российский проект проходил на территории сразу трех стран: Франции, Бельгии и Люксембурга. Бельгия и Люксембург были выбраны с целью расширения географии российского культурного присутствия в год 75-летия Победы. Таким образом, рационально используется географическая и культурная близость сразу трех стран — основательниц Европейского союза и максимально увеличен охват иностранной аудитории. В программе было запланировано свыше 400 мероприятий в более чем 50 городах [См.: 7].

Официальная церемония открытия во Франции состоялась 16 января 2020 г. в парижском театре «Одеон». «Одеон» — один из

121

трех театров, который носит почетное звание Театра Европы наряду с театром Пикколо в Милане и Малым драматическим театром. В рамках вечера состоялся показ премьер-ного спектакля «Дядя Ваня» А. П. Чехова в постановке выдающегося французского режиссера и художественного руководителя «Одеона» Стефана Брауншвейга. Симбиоз ведущего драматического театра России — Государственного театра наций под руководством народного артиста РФ Е. В. Миронова, а также французского режиссера является ярчайшим пример культурной дипломатии.

В связи с эпидемиологической обстановкой в мире (распространение короновирусной инфекции COVID-19) все мероприятия международного культурного проекта «Русские сезоны» были временно приостановлены. Однако проект быстро переформатировался и перешел в режим онлайн. Началась новая форма реализации проекта под названием «Stay home with Russian seasons» (Оставайся дома с «Русскими сезонами») [См.: 1]. Проходят трансляции концертов, балетных, музыкальных, драматических постановок. Совместно с «Радио Культура» реализуется серия подкастов, посвященная основателю «Русских сезонов» Сергею Дягилеву, а также истории зарождения и развития выдающегося проекта, который поко-

рил мир в ХХ в. и продолжает это делать в наше время в разных форматах.

С каждым годом проект набирает обороты и выходит на новые уровни показателей, задействуя все больше городов, площадок и даже стран (см. рис.).

Таким образом, зародившись как традиция в Европе, фестиваль преодолел границы и охватил регионы Западной, Северной, Южной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, что свидетельствует в том числе о его высоком потенциале в развитии межкультурных коммуникаций.

Выводы: перспективы «мягкой силы»

средствами искусства

В Российской Федерации существует комплексная система государственного управления в сфере культуры, которая использует «мягкую силу». В эпоху жесткой политики западных государств по отношению к России страна нуждается в применении данного инструмента, в основе которого понимание сущности, потенциала, функций и традиций культуры.

Международный проект «Русские сезоны» — мощная база для продвижения российской культуры за рубежом, способствующая формированию и расширению представления о русской культуре, культурном наследии, со-

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

учреждения культуры

I Япония

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

города Италия

437

87 90 74 90

29 ■ ■ 42

мероприятия

I ФРГ

Статистика «Русских сезонов»

(составлено автором на основе информационных материалов о «Русских сезонах»)

временных достижениях культуры России у иностранной публики. Это позволяет поддерживать социально позитивный имидж нашей страны в период международной напряженности, сохранять и пропагандировать русские ценности и русский взгляд на жизнь.

На данном этапе определены следующие страны проведения «Русских сезонов» в 2021 и 2022 гг.:

— 2021 г. — «Русские сезоны» на Корейском полуострове;

— 2022 г. — «Русские сезоны» в Скандинавских странах (Дания, Швеция, Норвегия).

Таким образом, проект «Русские сезоны» ориентирован на различные геополитические интересы России и позволяет менять политическую конъюнктуру по отношению к стране не только в благоприятных регионах, но и в регионах со сложными международными отношениями не с помощью оружия и санкций, а посредством любви к искусству.

1. АНО СКД «Русские сезоны». — URL: https://russianseasons.org/ru/ (дата обращения: 06.08.2020).

2. Астафьева, О. Н. Динамика социальных представлений о Русском мире: роль культурных событий как фактор изменений / О. Н. Астафьева, Н. А. Ко-зловцева // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). - С. 31-40.

3. Барабанов, А. А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: будущее в культурной политике государства / А. А. Барабанов // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 2-11 (7). -С. 54-56.

4. Будаев, А. В. «Мягкая сила» во внешней политике России: истоки, особенности, перспективы / А. В. Будаев // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 48. -С. 189-204.

5. Буцан, А. С. Личностный фактор в контексте диалога культур (на примере С. П. Дягилева во Франции) : автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / А. С. Буцан; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2013. - 24 с.

6. В Италии открыли памятник Максиму Горькому // ТАСС: информ. агентство. -URL: https://tass.ru/kultura/5730439 (дата обращения: 06.08.2020).

7. Во Франции стартовал проект «Русские сезоны» // Интерфакс: информ. агентство. - URL:https://www.interfax. ru/culture/691519 (дата обращения: 06.08.2020).

8. Выставка выпускников Академии Глазунова открылась в Генуе // ТАСС: ин-форм. агентство. - URL: https://tass. ru/kultura/5191361 (дата обращения: 06.08.2020).

9. Грибкова, О. В. Роль творческих фестивалей как способ сохранения русской культуры / О. В. Грибкова // Бюллетень международного центра «Искусство и образование». - 2017. - № 1. - С. 1-9.

10. Долинский, А. В. Дискурс о публичной дипломатии / А. В. Долинский // Международные процессы. - 2011. -Т. 9. - № 1 (25). - С. 63-73.

11. Долинский, А. В. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? / А. В. Долинский // Вестник Российского совета по международным делам. - 2012. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-takoe-obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem-ona-nuzhna-/ (дата обращения: 06.08.2020).

12. Евгения Кривицкая, Валерий Полянский: Предстоит грандиозный вояж // Музыкальная жизнь. - 2017. - № 5. - С. 41.

13. Концепция внешней политики. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.02.2013 № Пр 251 // Гарант: информ.-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70218094/ (дата обращения: 06.08.2020).

14. Красавченко, Т. Н. Русские сезоны Дягилева в Великобритании. Парадоксы культурного взаимодействия / Т. Н. Красавченко // Вестник культурологии. -2019. - № 1 (88). - С. 34-57.

15. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы / М. М. Лебедева // Вестник МГИМО-Университета. -2017. - № 3 (54). - С. 212-223.

16. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: темная сторона (на примере Германии) / М. М. Лебедева // Вестник МГИМО-Университета. - 2018. - № 3 (48). -C. 144-149.

17. Лебедева, М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов / М. М. Лебедева // Международные процессы. - 2015. - Т. 13. - № 4. -С. 45-56.

18. Лебедева, М. М. Потенциал российской публичной дипломатии / М. М. Лебедева // Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2018. - С. 102-105.

19. Лебедева, М. М. Публичная дипломатия и «мягкая сила» при реализации гуманитарной помощи в условиях конфликта / М. М. Лебедева // Политическое пространство и социальное время. 1917-2017: смыслы и ценности

прошедшего столетия : сб. науч. тр. XXXII Харакского форума / под ред. Т. А. Сенюшкиной, А. В. Баранова. — Москва, 2017. - C. 133-135.

20. Лебедева, О. В. Особенности института публичной дипломатии в России / О. В. Лебедева // Международная жизнь. - 2015. - № 6. - С. 41-55.

21. Махар Вазиев: выступать в Японии под эгидой «Русских сезонов» - дополнительный стимул для нас // Интерфакс: информ. агентство. - URL: https:// www.interfax.ru/interview/562844 (дата обращения: 06.08.2020).

22. Международная культурная интеграция : учеб. пособие / В. И. Фокин, Н. Б. Рязанцева. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - Ч. 2. - 213 с.

23. Минкультуры РФ: «Русские сезоны» в Японии охватили более 3,5 млн зрителей // ТАСС: информ. агентство. -URL: https: //tass.ru/kultura/4799590 (дата обращения: 06.08.2020).

24. Наумов, А. О. От советского Союза к Российской Федерации: эволюция отечественной системы «мягкой силы» и публичной дипломатии / А. О. Наумов // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2019. - № 2. - С. 102-117.

25. Открытие «Русских сезонов» в Японии превзошло ожидания, заявила Голодец // РИА Новости: Рос. информ. агентство. - URL: https://ria. ru/20170604/1495798736.html?in=t (дата обращения: 06.08.2020).

26. Папа Римский Франциск посетил выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича» // Россия - Культура: телеканал. - URL: https://tvkultura.ru/ article/show/article_id/312345/ (дата обращения: 06.08.2020).

27. Пашутина, С. М. Роль «Русских сезонов» в формировании образа России / С. М. Па-шутина // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : материалы междунар. науч. конф. / Московский художественно-промышленный институт. - Москва, 2018. - С. 353-359.

28. Портнова, Т. Н. Русский балет в синкретизме художественной культуры Серебряного века / Т. Н. Портнова // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 9. - С. 102-104.

29. Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации содействия концертной деятельности "Русские сезоны" на подготовку и проведение ежегодного международного проекта "Русские сезоны"» // Консультант Плюс. -

URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n =66437&dst=100082#0868964699809837 (дата обращения: 06.08.2020).

30. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О подготовке и проведении международного проекта «Русские сезоны» от 18.02.2017 № 304-р (ред. от 10.07.2020) // Гарант : информ.-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71516056/ (дата обращения: 06.08.2020).

31. Распоряжение Президента Российской Федерации «О проведении Года России в Японии и Года Японии в России» от 05.07.2017 № 236-рп // Сайт Президента России. - URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/42066 (дата обращения: 06.08.2020).

32. Россия в XXI веке: политика, экономика, культура : учебник / О. Н. Астафьева,

A. В. Вислова, К. Э. Разлогов, Е. А. Сай-ко и др. / под ред. Л. Е. Ильичевой,

B. С. Комаровского. - Москва, 2016.

33. «Русские сезоны» в Германии завершились! // Россия - Культура: телеканал. - URL: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/353912/ (дата обращения: 06.08.2020).

34. «Русские сезоны» в Италии откроются в Риме 14 января // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2018/01/11/ russkie-sezony-v-italii-otkroiutsia-v-rime-14-ianvaria.html (дата обращения: 06.08.2020).

35. «Русские сезоны» в следующем году пройдут в Германии вместо США // РИА Новости: Рос. ин-форм. агентство. - URL: https://ria. ru/20180416/1518770800.html (дата обращения: 06.08.2020).

36. «Русские сезоны» в Японии: перспективы сотрудничества // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - URL: https://www.gov. spb.ru/gov/admin/kirillov-vladimir-vladimirovich/news/124213/ (дата обращения: 06.08.2020).

37. Рущин, Д. А. Развитие публичной дипломатии России: от «мягкой силы» к стратегической коммуникации и политическому маркетингу / Д. А. Рущин // Ноосферное образование в евразийском пространстве : коллектив. науч. моногр. (на основе материалов VII Междунар. науч. конф.) : в 2 кн. / под науч. ред. А. И. Субетто, Г. М. Иманова. Санкт-Петербург : Астерион, 2017. -

C. 581-588.

38. Рущин, Д. А. Публичная дипломатия России на пути к стратегической коммуникации и политическому маркетингу / Д. А. Рущин // Современная периодическая печать в контексте ком-

муникативных процессов. - 2018. -№ 3 (12). - С. 52-60.

39. Сергей Дягилев: великий импресарио // Культура.РФ : портал. - URL: https:// www.culture.ru/materials/184017/sergei-dyagilev-velikii-impresario (дата обращения: 06.08.2020).

40. Синецкий, С. Б. Формирование проектного мышления специалиста культуры как условие эффективной культурной политики / С. Б. Синецкий // Многогранность человеческого капитала: культурные и социальные основания : коллект. моногр. / сост. О. Н. Астафьева, О. В. Шлыкова. -Москва : Согласие, 2019. - С. 131-140.

41. Соловьев, Ю. А. Воспоминания дипломата / Ю. А. Соловьев. - Москва : Юрайт, 2020. - 312 с.

42. Схейен, Ш. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда / Ш. Схейен. - Москва : КоЛибри, 2019. - 608 с.

43. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (вместе с "Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международно-

му гуманитарному сотрудничеству")» от 06.09.2008 № 1315 (ред. от 24.10.2018) // КонсультантПлюс. — URL: http://www consultant.ru/document/cons_doc_LA W_79833/942772dce30cfa36b671bcf1 9ca928e4d698a928/ (дата обращения: 06.08.2020).

44. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30.11.2016 № 640 // Сайт Президента России. — URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 06.08.2020).

45. Фестиваль «Русские сезоны» открылся в Италии // Россия — Культура: телеканал. — URL: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/214605/ (дата обращения: 06.08.2020).

46. Цветкова, Н. А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914—2014 гг. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.15 / Н. А. Цветкова; С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2015. — 52 с.

47. Nye J. 1991. Bound to lead: The changing nature of American power. Basic Books. 336 p.

48. Nye J. 2009. Soft Power: The Means to Success in World Politics. Public Affairs. 208 p.

Получено 26.11.2020

M. Lebedeva

Post-graduate student (24.00.01)

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

E-mail: Masha93@list.ru

The Role of Culture as a Soft Power of the State: "The Russian Seasons" International Festival

Abstract. The article reveals the role of culture in the international politics of the Russian Federation. Special attention is paid to the state as an actor in the process of using culture as «a soft power». The mechanisms as well as the main institutions of «a soft power» in the country are considered in the work. Based on the results of a comparative analysis of The Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2013 and 2016 the need to form a positive image of Russia based on the existing authority of science, sports and of course culture was identified. Studying «the Russian Seasons» festival as a socio-cultural phenomenon makes it possible to carry out historical and cultural analysis of Sergei Diagilev's activities in the field of public diplomacy and to reveal changes in the subject of cultural policy: from the initiator Sergei Diagilev the state subsequently took over the role of an entrepreneur. The article also considers debatable issues related to the methodological

essence of propaganda, sociocultural reflection in those countries on whose territory culture is used as an instrument of «soft power». The author of the article concludes that in the era of tough policy of Western countries Russia needs to use «soft power» and the use of «smart power» gives all chances for leadership struggle on the world stage.

Keywords: public diplomacy, international relations, intercultural relationships, «a soft power», «The Russian Seasons», Sergei Diagilev, festival

For citing: Lebedeva M. 2021. The Role of Culture as a Soft Power of the State: "The Russian Seasons" International Festival. Culture and Arts Herald. No 1 (65): 115-127.

References

1. ANO SKD «Russkie sezony» [Russian Seasons]. Available from: https://russianseasons.org/ru/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

2. Astafyeva O., Kozlovtseva N. 2018. Dynamics of social representations of the Russian world: the role of cultural events as a factor of changes. Culture and Arts Herald. No 4 (56): 31-40. (In Russ.).

3. Barabanov A. 2015. Music festival as a phenomenon of culture and it's future in state cultural policy. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh [National Association of Scientists]. No 2-11 (7): 54-56. (In Russ.).

4. Budaev A. 2015. "Soft Power" in Russian foreign policy: origins, features, prospects. Public administration. E-Journal. No 48: 189-204. (In Russ.).

5. Butsan A. 2013 Lichnostnyy faktor v kontekste dialoga kul'tur (na primere S. P. Dyagileva vo Frantsii) [The personal factor in the context of the dialogue of cultures (on the example of S. P. Dyagilev in France)]. Moscow. 24 p. (In Russ.).

6. The monument of Maksim Gorkii was opened in Italy. TASS. Available from: https://tass.ru/ kultura/5730439/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

7. The project "Russian Seasons" has started in France. Interfaks. Available from: https://www.interfax.ru/ culture/691519 (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

8. Exhibition of graduates of the Glazunov Academy opened in Genoa. TASS. Available from: https://tass. ru/kultura/5191361 (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

9. Gribkova O. 2017. The creative festivals role as a way of preserving Russian culture. Bulletin of the International Center of Art and Education. No 1: 1-9. (In Russ.).

10. Dolinskii A. 2011. Discourse on public diplomacy. Academic Educational Forum on International Relations. Vol. 9. No 1 (25): 63-73. (In Russ.).

11. Dolinskii A. 2012. What is public diplomacy and why does Russia need it? Vestnik Rossiyskogo soveta po mezhdunarodnym delam [Bulletin of the Russian Council on International Affairs]. Available from: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-takoe-obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem-ona-nuzhna-/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

12. Evgeniia Krivitskaia, Valeriy Polyanskii: A grandiose voyage ahead. 2017. Muzykal'naya zhizn' [Music life]. No 5: 41. (In Russ.).

13. Foreign policy concept. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 12.02.2013 No. Pr 251. (In Russ.).

14. Krasavchenko T. 2019. Diaghilev's Russian seasons in the UK. Paradoxes of cultural interaction. Vestnik kul'turologii [Bulletin of cultural studies]. No 1 (88): 34-57. (In Russ.).

15. Lebedeva M. 2017. "Soft Power": the concept and approaches. MGIMO Review of International Relations. No 3 (54): 212-223. (In Russ.).

16. Lebedeva M. 2018. "Soft Power": the dark side (on the case of Germany). MGIMO Review of International Relations. No 3 (48): 144-149. (In Russ.).

17. Lebedeva M. 2015. Public diplomacy in conflict resolution. International Trends. Vol. 13. No 4 (43): 45-56. (In Russ.).

18. Lebedeva M. 2018. Potential of Russian public diplomacy. Transformation of international relations in XXI century: challenges and perspectives. Moscow. P. 102-105. (In Russ.).

19. Lebedeva M. 2017. Public diplomacy and soft power in the implementation of humanitarian aid in a conflict. Politicheskoe prostranstvo i sotsial'noe vremya. 1917-2017: smysly i tsennostiproshedshego stoletiya [Political space and social time. 1917-2017: meanings and values of the past century]. Moscow. P. 133-135. (In Russ.).

20. Lebedeva O. 2015. Features of the institute of public diplomacy in Russia. Mezhdunarodnayazhizn'[The International Affairs]. No 6: 41-55. (In Russ.).

21. Makhar Vaziev: performing in Japan under the auspices of "Russian Seasons" is an additional incentive for us. Interfaks. Available from: https://www.interfax.ru/interview/562844 (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Mezhdunarodnaya kul'turnaya integratsiya [International Cultural Integration]. 2008. Fokin V., Ryazantseva N. St. Petersburg. 213 p. (In Russ.).

23. Ministry of Culture of the Russian Federation: "Russian Seasons" in Japan reached over 3.5 million viewers. TASS. Available from: https://tass.ru/kultura/4799590 (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

24. Naumov A. 2019. From the Soviet Union to the Russian Federation: the evolution of the domestic system of "soft power" and public diplomacy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [ Moscow University Bulletin. Episode 21: Governance (State and Society)]. No 2: 102-117. (In Russ.).

25. The opening of Russian Seasons in Japan exceeded expectations, Golodets said. RIA Novosti. Available from: https://ria.ru/20170604/1495798736.html?in=t (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

26. Pope Francis visited the exhibition "Russian Way. From Dionisy to Malevich". «Rossiya - Kul'tura»: telekanal ["Russia - Culture": TV channel]. Available from: https://tvkultura.ru/article/show/article_ id/312345/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

27. Pashutina S. 2018. The role of "Russian seasons" in the formation of the image of Russia. Obraz Rodiny: soderzhanie, formirovanie, aktualizatsiya [The image of the Motherland: content, formation, actualization]. Moscow. P. 353-359. (In Russ.).

28. Portnova T. 2016. Russian ballet in syncretism of the artistic culture of the Silver Age. Society: Philosophy, History, Culture. No 9: 102-104. (In Russ.).

29. Explanatory note to the draft Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the rules for granting subsidies from the federal budget to the autonomous non-profit organization promoting concert activities «Russian Seasons» for the preparation and implementation of the annual international project «Russian Seasons»". Konsul'tantPlyus. Available from: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=66437&dst=100082#0868964699809837 (accessed: 06.08.2020) (In Russ.).

30. Order of the Government of the Russian Federation "On the preparation and implementation of the international project «Russian Seasons»" dated 02.18.2017 No. 304-r (as amended on 07.10.2020). (In Russ.).

31. Order of the President of the Russian Federation "On holding the Year of Russia in Japan and the Year of Japan in Russia" dated 05.07.2017 No. 236-rp. Sayt Prezidenta Rossii [Website of the President of Russia]. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42066 (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

32. Rossiya v XXI veke: politika, ekonomika, kul'tura [Russia in the XXI century: politics, economics, culture]. 2016. Astafyeva O., Vislova A., Razlogov K., Saiko E. and oth. Moscow. (In Russ.).

33. "Russian seasons" in Germany are over! «Rossiya - Kul'tura»: telekanal ["Russia - Culture": TV channel]. Available from: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/353912/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

34. "Russian Seasons" in Italy will open in Rome on January 14. Russian newspaper. Available from: https:// rg.ru/2018/01/11/russkie-sezony-v-italii-otkroiutsia-v-rime-14-ianvaria.html (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

35. "Russian Seasons" next year will be held in Germany instead of the USA. RIA Novosti. Available from: https://ria.ru/20180416/1518770800.html (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

36. "Russian Seasons" in Japan: Prospects for Cooperation. Ofitsial'nyy sayt Administratsii Sankt-Peterburga [Official website of the Administration of St. Petersburg]. Available from: https://www.gov. spb.ru/gov/admin/kirillov-vladimir-vladimirovich/news/124213/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

37. Rushchin D. 2017. Development of public diplomacy in Russia: from "soft power" to strategic communication and political marketing. Noosfernoe obrazovanie v evraziyskom prostranstve. [Noosphere education in the Eurasian space]. St. Petersburg: Asterion. P. 581-588. (In Russ.).

38. Rushchin D. 2018. Public Diplomacy of Russia on the way to Strategic Communication and Political Marketing. Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnykh protsessov [Modern periodicals in the context of communication processes]. No 3 (12): 52-60. (In Russ.).

39. Sergey Diaghilev: great impresario. Kul'tura.RF. Available from: https://www.culture.ru/ materials/184017/sergei-dyagilev-velikii-impresario (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

40. Sinetskii S. 2019. Formation of design thinking of the expert of culture as a requirement of the effective cultural policy. Mnogogrannost' chelovecheskogo kapitala: kul'turnye i sotsial'nye osnovaniya [The versatility of human capital: cultural and social foundations]. Moscow: Soglasie. P. 131-140. (In Russ.).

41. Solovev IU. 2020. Vospominaniya diplomata [Memories of a diplomat]. Moscow. 312 p. (In Russ.).

42. Skheien Sh. 2019. Sergey Dyagilev. «Russkie sezony» navsegda [Sergei Diaghilev. "Russian Seasons" forever]. Moscow: KoLibri. 608 p. (In Russ.).

43. Decree of the President of the Russian Federation "On some issues of public administration in the field of international cooperation" (together with the "Regulations on the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, compatriots living abroad, and international humanitarian cooperation") dated 06.09.2008 No 1315 (ed. from 24.10.2018). (In Russ.).

44. Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation" dated 30.11.2016 No 640. Sayt Prezidenta Rossii [Website of the President of Russia]. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

45. Festival "Russian Seasons" opened in Italy. «Rossiya - Kul'tura»: telekanal ["Russia - Culture": TV channel]. Available from: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/214605/ (accessed: 06.08.2020). (In Russ.).

46. Tsvetkova N. 2015. Publichnaya diplomatiya kak instrument ideologicheskoy i politicheskoy ekspansii SSHA v mire, 1914-2014 gg. [Public diplomacy as a tool for the ideological and political expansion of the United States in the world, 1914-2014]. St. Petersburg.52 p. (In Russ.).

47. Nye J. 1991. Bound to lead: The changing nature of American power. Basic Books. 336 p. (In Engl.).

48. Nye J. 2009. Soft Power: The Means to Success in World Politics. Public Affairs. 208 p. (In Engl.).

Received 26.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.