Шлюндт С.А., канд. геогр. наук, доц.
Уральский государственный педагогический университет
РОЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО
ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Alabay2010@mail.ru
В последние десятилетия концепция геокультурного пространства является ведущей в географических, социологических, культурологических, политических, экономических и др. исследованиях. Это связано с тем, что она позволяет раскрыть многие аспекты жизни общества. Использование культурологического подхода при изучении геокультурного пространства, позволяет дать комплексный анализ процессам, происходящим на изучаемой территории. В ходе проведенного исследования установлено, что современное геокультурное пространство может быть представлено как четырехслойная структура, состоящая из когнитивного, праксиологического, аксиологического и этосферного слоев. В статье раскрыто содержание этих слоев и показаны возможности культурологического подхода к изучению геокультурного пространства как культурного феномена.
Ключевые слова: культурологический подход, геокультурное пространство, аспекты проявления культуры, аксиология, географическое пространство, культурное пространство.
Вся история развития социума неразрывно связана с процессом формирования культуры. В основе человеческой культуры всегда лежали гуманистические основы. В период усиления процессов глобализации и формирования единого культурного пространства происходит гуманизация всех отраслей науки, в том числе и географии, что привело к расширению понятия географическое пространство и формированию концепции геокультурного пространства (ГКП). Феномен геокультурного пространства, как сложное социальное формирование, рассматривался многими авторами с различных позиций: географического пространства, культурного ландшафта, концепций региональной культуры. Основные аспекты современного геокультурного пространства изложены в работах: В. М. Гох-мана, Г. Д. Костинского, Б. Б. Родомана, У. И. Мересте, Л. С. Берг, С. Я. Ныммик, В. Л. Каган-ский, В. Н. Калуцкова, А. Г. Исаченко, Р. Ф. Туровского, Ю. А. Веденина, Д. Н. Замятина, А. Г. Дружинин, А. Г. Манакова, И. Н. Корнева, В. Д. Сухорукова, И. Я. Мурзиной.
В настоящее время концепция геокультурного пространства широко используется, прежде всего, в социально-географических исследованиях. Она позволяет раскрыть потенциал культурного и природного наследия, национальный менталитет, особенности экономического и политического развития отдельных стран и регионов [1, с. 15]. Но, не смотря на огромный потенциал, содержащийся в концепции ГКП, она еще недостаточно раскрыта. Это связано с тем, что в большинстве случаев особенности геокультурного пространства раскрыты с географических позиций при недостаточном использовании культурологического подхода, поэтому цель статьи провести культурологический анализ геокультурного пространства настоящего вре-
мени [2, с. 21]. Культурологический подход к изучению ГКП позволит рассмотреть все процессы, происходящие в нем как синтез культурных и природных явлений, а также позволит раскрыть единство аксиологического, деятель-ностного и индивидуального аспектов проявления культуры в ГКП.
Находясь на определенной физико-географической территории люди, формируют себя и окружающую их действительность, перерабатывают ее во «вторую природу» — культуру, которая в свою очередь формирует особое пространство своего существования. Природное (географическое) пространство трансформируется под влиянием культуры, сформировавшейся на его территории, и становится своеобразной, обособленной от других территорий «географической» субкультурой. В настоящее время образы географического пространства представлены в культурах всех народов, не зависимо от территории их проживания [3, с. 126]. Взаимодействие природы и культуры, а, следовательно, и всего геокультурного пространства, может быть изучено на местном, региональном, континентальном, глобальном и др. уровнях. В результате такого взаимопроникновения природы и культуры формируются слои ГКП со сложной структурой и многочисленными функциями.
Таким образом, рассматриваемое пространство может быть представлено в виде «матрешки», в которой культурные образы и представления формируются в географических пространственных образованиях. Опираясь на вышесказанное, мы будем рассматривать ГКП как системное территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных географических систем: физико-
географических, социально-экономических, эт-ногеографических [4, с. 1121]. Его материальной
основой, таким образом, является географическая единица, а связующим элементом система ценностей, сформировавшаяся у населения, проживающего на данной территории и воплощенная в культуре народа. Культура, таким образом, входит во все географические территориальные образования, превращая их в геокультурные. Следовательно, геокультурное пространство может быть рассмотрено как совокупность отношений между природными образованиями с одной стороны и духовными образованиями культуры народов с другой. Культура является стержнем ГКП — это придает ей мировоззренческий смысл. Культуру в рамках геокультурного пространства можно представить как сферу накопленных знаний, ценностей, опыта, разума, которые необходимы, чтобы сформировать основы поведения людей на данной природной территории. Кроме того геокультурное пространство не может быть рассмотрено только как физическое явление, оно является продуктом, сформировавшимся в результате деятельности людей, не только на определенном временном этапе, но и опираясь на наследие предыдущих поколений. В ГКП культура выступает как регулятор и аккумулятор накопленных ценностей взаимоотношения с природой, а не как социальный феномен в оппозиции природе.
Таким образом, геокультурное пространство — это сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, состоящая из взаимопроникающих, взаимодействующих и влияющих друг на друга компонентов географического и культурного пространства.
Формирование и развитие ГКП как особой системы началось с применения культурологического подхода к изучению природного (географического) пространства [5, с. 7]. Впервые культурологический подход к изучению географического пространства встречается в работах Карла Риттера, немецкого географа, который еще в середине XIX века выявил взаимосвязь между природой и элементами культуры и стал трактовать пространство как субстрат природы и общества. К. Риттер рассматривал размеры, расстояния, конфигурацию и географическое положение пространства, давая им общественную оценку. Он изучал различные модели взаимодействия природы и общества в разных типах географической среды [6, с. 37]. Следовательно, чтобы раскрыть все грани современного пространства необходим культурологический подход к его анализу, а само понятие «пространство» должно быть наполнено культурологическим содержанием. Изучение географического пространства с культурологических позиций
позволило раскрыть культурные традиции, ценности, формирующие географическое пространство и наполняющие его широким смыслом. Культурологический подход к рассмотрению геокультурного пространства позволяет рассмотреть пространственно-временные взаимосвязи между природными и антропогенными объектами, географические последствия жизнедеятельности человека на всех уровнях существования природы. Благодаря культурологическому подходу геокультурное пространство может быть рассмотрено как целостное образование, функционирующее в современной реальности. Под культурологическим подходом в данном исследовании понимается совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы жизнедеятельности людей через систему культурологических понятий: ценности, культурные нормы, культурная деятельность, накопленный опыт и знания.
Культурологический подход к изучению геокультурного пространства позволяет выявить в нем четыре взаимозависимые подсистемы, которые обладают разнообразными функциональными свойствами:
• когнитивную, выполняющую функцию познания и формирования системы знаний, отражающих культуросообразный стиль мышления;
• аксиологическую, являющуюся основной в структуре ГКП формирующую систему ценностей сложившуюся в результате длительного коэволюционного развития культурного и географического пространства. Аксиологическая подсистема предполагает изучение процесса коэволюции общества и природы через призму понятия культура;
• праксиологическую, определяющую основные направления деятельности людей в современном пространстве, формирующую их поведение;
• этологическую, обеспечивающую формирование правил поведения людей во взаимоотношениях друг с другом и с вмещающим их географическим пространством.
Следовательно, для удобства рассмотрения процессов происходящих в геокультурном пространстве можно выделить четыре основных слоя, которые определяют его существование и функционирование:
• когнитивный (несет в себе многовековые знания и опыт взаимодействия природы и человека в различных природных условиях);
• праксиологический (представляет собой объективное выражение субъективного процесса, который осуществляется людьми. В этом слое происходит выработка стратегического ви-
дения возможностью управления природы, тактических навыков работы с природными и антропогенными ресурсами, что позволит управлять любыми принципиально различными процессами взаимодействия общества и природы в геокультурном пространстве);
• аксиологический (сформирован предыдущим, праксиологическим, так именно в процессе деятельности «отсеиваются» негативные результаты и остаются положительные, а на их основе формируется система ценностей. Невозможно сформировать аксиологический компонент культуры, если полностью игнорировать отрицательную практику);
• этосферный (в нем сконцентрированы важнейшие составляющие аксиосферного, он включает в себя: систему ценностей, базируясь на этических и гуманистических принципах регулирования взаимоотношений людей друг с другом и окружающей природной средой).
Являясь, многокомпонентной системой геокультурное пространство обладает рядом свойств:
1. структурность - мировое геокультурное пространство состоит из большого числа природных и культурных систем, которые образуют геокультурные системы представленных на всех ступенях иерархии мирового пространства (город, страна, регион, континент и т.д.). Кроме того каждую из систем формируют отдельные компоненты, входящие в нее.
2. целостность - внутри геокультурного пространства существуют прочные связи между образующими его компонентами. Эти связи придают пространству устойчивость, комплексность, динамичность то есть позволяют одновременно развиваться всем системам и элементам, слагающим ГКП на всех уровнях иерархии мирового пространства. Определяют его как сложную систему.
3. индивидуальность - любое геокультурное пространство неповторимо. Невозможно найти два абсолютно одинаковых геокультурных образований
4. информативность - каждый структурный компонент несет в себе информацию, которая позволяет раскрыть содержание, как отдельного элемента ГКП, так и геокультурного пространства, как единого целого.
Таким образом, геокультурное пространство охватывает широкий круг проблем, связанных с развитием взаимоотношений общества и природы. Если придерживаться определения культуры как созидательного опыта человечества, в структуре которого воспроизводится дея-тельностное отношение человека к миру, обусловленное удовлетворением его потребностей,
то можно говорить, что именно в геокультурном пространстве сформировались и развились основные концептуальные положения новой «ветки» культуры — экологической, которая может быть рассмотрена как ценностная основа геокультурного пространства.
Благодаря культурологическому подходу геокультурное пространство может быть рассмотрено как единое целостное функционирующее пространство современной реальности. В нем сконцентрированы все образы географического пространства, нашедшие свое отражение в культуре. Благодаря этому геокультурное пространство определяет такие стороны жизни общества как: формирование наций и народностей, национального менталитета, лингвистической основы модели мира, особенности экономического и геополитического развития.
Резюмируя все вышесказанное необходимо подчеркнуть, что геокультурное пространство формируется в результате взаимодействия и глубокого взаимопроникновения культурного и географического пространства. На основе проведенного культурологического анализа ГКП можно определить как:
• сложное культурное пространство взаимодействия всех аспектов культуры на определенной географической территории;
• сложный культурный процесс полисистемной передачи ценностного опыта «окультуривания» географического пространства, передающийся из поколения в поколение;
• геокультурное пространство неоднородно — оно многослойно, важнейшими слоями ГКП являются аксиосфера, контролирующей основные процессы в геокультурном пространстве и экосфера, определяющая биологические условия, в которых возможно существование человеческого общества.
Культурологический подход к изучению современного ГКП позиционирует человека как носителя определенной культуры, сформировавшейся под влиянием определенных физико-географических условий в рамках географического пространства.
В ГКП каждой территориальной структуры (области, страны, региона) представлены все единицы как материальной, так и духовной культуры, которые несут в себе историю данного региона, опыт, накопленный многими поколениями людей, проживавшими на изучаемой территории. Важно отметить, что с одной стороны, эти знания выступают как часть единого феномена культуры в мировом пространстве, а с другой отражают специфические особенности определенного физико-географического образования и процессы формирования культурных
традиций, развивающиеся в его границах. А что особенно важно - взаимодействие человеческого общества и всех компонентов географического пространства началось с момента освоения территории Земли человеком и продолжается в настоящее время.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Каганский В.Л. Путешествие в ландшафте и путешествие в культуре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. 2001. Вып.2., С. 3 - 18.
2. Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. 512с.
3. Замятин Д. Н., Замятина Н. Ю., Митин И. И. Моделирование образов историко-
культурной территории: методологические и теоретические подходы / Отв. ред. Д. Н. Замятин. М.: Институт Наследия, 2008. 760 с.
4. Шлюндт С.А. Концепция геокультурного пространства как основа реализации ноосферных идей В.И. Вернадского в образовании // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. Тамбов, 2013. Т. 18. Вып. 3. С. 1120-1123.
5. Колосов В.А., Мироненко Н. С. Геополитика. Модели и процессы формирования геополитического пространства мира. М.: Аспект Пресс, 2001. 479 с.
6. Новиков А.В. Культурная география как интерпретация территории // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1993. Вып. 13. С. 7-9.
Shlyundt S.A.
ROLE OF THE CULTUROLOGICAL APPROACH IN STUDYING MODERN GEOCULTURAL SPACE
Last decades the concept of geocultural space main is in geographical, sociological, culturological, political, economic and other researches. It is connected by that this concept to open many aspects of life of a society allows. Use the culturological approach at studying geocultural space to give the complex analysis to the processes, occurring in investigated territory, allows. During our research it is revealed, that the modern geocultural space has four-layer structure, which consists from cognitive, praxeological, axiological and ethospheric layers. In article the contents of these layers is opened, and opportunities OF the culturological approach to studying geocultural space as cultural phenomenon are shown.
Key words: the culturological approach, geocultural space, aspects of display of culture, axiology, geographical space, cultural space.