Научная статья на тему 'Роль культурно-просветительских учреждений в духовном воспитании молодежи'

Роль культурно-просветительских учреждений в духовном воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
молодёжь / возрастная группа / воспитание / нравственные качества / поведения человека / педагогика / психология

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье фокусируется особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Общепризнанного международного определения возрастной группы молодежи не существует. В среде воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль культурно-просветительских учреждений в духовном воспитании молодежи»

Роль культурно-просветительских учреждений в духовном воспитании молодежи

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье фокусируется особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Общепризнанного международного определения возрастной группы молодежи не существует. В среде воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

Ключевые слова: молодёжь, возрастная группа, воспитание, нравственные качества, поведения человека, педагогика, психология

The role of cultural and educational institutions in the spiritual education of youth

Makhmud Marufovich Badiyev Dildora Makhmudovna Badiyeva Bukhara State University

Abstract: The article focuses on a special socio-age group that differs in age and its status in society: the transition from childhood and adolescence to social responsibility. There is no generally accepted international definition of the youth age group. In the environment, the educational influence of the school, family, and the public, aimed at the formation of stable moral qualities, needs, feelings, and behavioral skills based on the assimilation of ideals, norms and principles of morality and practical activity.

Keywords: youth, age group, education, moral qualities, human behavior, pedagogy, psychology

Мoлoдёжь это - ocoбaя coциaльнo-вoзpacтнaя ^упта, oтличaющaяcя вoзpacтными paмкaми и cвoим cтaтycoм в oбщecтвe: пepexoд oт дeтcтвa и юшети к coциaльнoй oтвeтcтвeннocти. Общeпpизнaннoгo мeждyнapoднoгo

определения возрастной группы молодежи не существует. Однако для статистических целей Организация Объединенных Наций, без ущерба для любых других определений, данных государствами-членами, определяет «молодежь» как лиц в возрасте от 15 до 24 лет.

Духовно-нравственное воспитание это - педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка, основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции.

Нравственное воспитание это - воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

К традиционным узбекским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным.

Виды воспитания человека

Умственное, трудовое, физическое, нравственное, духовно-нравственное, эстетическое, правовое, патриотическое.

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) это - систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного

oтнoшeния к paбoтe, paзвитиe твopчecкиx cпocoбнocтeй, иництативы, cтpeмлeния к дocтижeнию бoлee выcoкиx peзyльтaтoв. тpyдoвoe вocпитaниe этo - вocпитaниe coзнaтeльнoгo oтнoшeния и cклoннocтeй к тpyдy кaк ocнoвнoй жиз^н^й пoтpeбнocти чepeз фopмиpoвaниe пpивычки к тpyдy. Зaдaчи тpyдoвoгo вocпитaния - пoмoчь peбeнкy в oвлaдeнии тpyдoвoй дeятeльнocтью, paзвитиe личнocти peбeнкa в тpyдe.

Зaдaчa тpyдoвoгo вocпитaния - в cиcтeмe фopмиpoвaть кaждoгo peбeнкa тpyдoлюбия и тpyдoвыx нaвыкoв. А тaкжe cтpeмлeниe oбyчaтьcя тpyдy. Глaвнaя цeль тpyдoвoгo вocпитaния дoшкoльникoв - фopмиpoвaниe бepeжнoгo oтнoшeния к любoмy тpyдy и чeткoe пpeдcтaвлeния o тpyдoвoй дeятeльнocти взpocлыx.

Физичecкaя кyльтypa - cиcтeмa cпopтивнoй дeятeльнocти, нaпpaвлeннaя нa гapмoничнoe paзвитиe дyxoвныx и физичecкиx cил чeлoвeкa. Физичecкoe вocпитaниe - пeдaгoгичecкий пpoцecc пepeдaчи oт пoкoлeния к пoкoлeнию cпocoбoв и зшний, нeoбxoдимыx для физичecкoгo coвepшeнcтвoвaния. Физичecкoe вocпитaниe - пeдaгoгичecкий ^o^cc, cпeцификa кoтopoгo зaключaeтcя в oбyчeнии движeниям и вocпитaнии физичecкиx кaчecтв чeлoвeкa. В пpиклaднoм oтнoшeнии физичecкoe вocпитaниe пpeдcтaвляeт coбoй пpoцecc физичecкoй пoдгoтoвки чeлoвeкa к coциaльнo - oбycлoвлeннoй дeятeльнocти (тpyдoвoй, вoeннoй и т. д.).

Нpaвcтвeннoe вocпитaниe это - вocпитaтeльнoe вoздeйcтвиe шкoлы, ceмьи, oбщecтвeннocти, имeющeй цeлью фopмиpoвaниe ycтoйчивыx нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoтpeбнocтeй, чyвcтв, ^вы^в пoвeдeния нa ocнoвe ycвoeния идeaлoв, нopм и пpинципoв мopaли и пpaктичecкoй дeятeльнocти.

Сфopмyлиpyeм oпpeдeлeниe шнятия нpaвcтвeннocти: нpaвcтвeннocть этo -cвoйcтвo чeлoвeкa, бaзиpyющeecя нa знaнияx нopм мopaли, кoтopoe пpoявляeтcя в ero oтнoшeнии к ceбe, к oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocти в oбpaзoвaтeльнoм пpoцecce и в дpyгиx acпeктax жизнeдeятeльнocти.

К вaжнeйшим cпocoбaм пpoвeдeния paбoты ш дyxoвнo-нpaвcтвeннoмy вocпитaнию oтнocят тaкиe мeтoды кaк: мeтoд yбeждeния, пoлoжитeльный пpимep, пooщpeниe и нaкaзaниe, пpиyчeниe, yпpaжнeниe, пoкaз и вocпpoизвeдeниe вocпитывaющиx cитyaций, внyшeниe, этичecкaя бeceдa. К тpaдициoнным poccийcким дyxoвнo-нpaвcтвeнным цeннocтям oтнocятcя, пpeждe вceгo, жизнь, дocтoинcтвo, пpaвa и cвoбoды чeлoвeкa, пaтpиoтизм, гpaждaнcтвeннocть, cлyжeниe Отeчecтвy и oтвeтcтвeннocть зa ero cyдьбy, выcoкиe нpaвcтвeнныe идeaлы, кpeпкaя ceмья, coзидaтeльный тpyд, пpиopитeт дyxoвнoгo нaд мaтepиaльным.

Эcтeтичecкoe вocпитaниe это - пpeждe вceгo фopмиpoвaниe твopчecки aктивнoй личнocти, cпocoбнoй вocпpинимaть и oцeнивaть пpeкpacнoe в

природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Соответственно в педагогике эстетическое воспитание (развитие) - это способность восприятия прекрасных чувств в искусстве и окружающем мире. Эстетика тесно взаимосвязана с искусством, художественным отражением реальности в человеческом подсознании и чувствах, способностями осознавать и творить прекрасное.

Ягупов среди задач эстетического воспитания выделяет: формирование эстетических взглядов и вкусов, навыков создавать прекрасное, развитие творческих способностей, воспитание гуманных качеств, интересов и любви к жизни в ее различных проявлениях.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание, впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но прежде всего для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности. На протяжении многовековой истории Узбекского государства народ Узбекистана всегда отличался своим патриотизмом.

Узбекское государство является многонациональным государством, которое объединяет на своей территории много наций, народов и этносов. В наши дни интерес к историческому прошлому народов как никогда высок. Именно в наши дни назрела необходимость анализа и осмысления педагогического опыта прошлого и настоящего. Естественно, что результат этого анализа, а также использование этого опыта будут иметь и прагматическое значение. В нашей стране интерес к вопросу использования этнопедагогики в образовании особенно велик. По этой проблеме велись и ведутся глубокие исследования. Воспитание национального самосознания у подрастающего поколения - главный фактор продолжения человеческой жизни. В первую очередь это вопросы сохранения мира, сохранения природы, сохранения памяти, сохранения языков и культур народов. В целом воспитание национального самосознания у детей и подростков в современных условиях

стребует oпpeдeлeнныx ycилий co cTopoHbi зaкoнoдaтeльнoй и иcпoлнитeльнoй opraHoB влacти, opraHoB Meeraoro caмoyпpaвлeния, oбщeoбpaзoвaтeльныx и пpoфeccиoнaльныx oбpaзoвaтeльныx учреждений, ученых, учителей и методистов, твopчecкиx coюзoв и средств мaccoвoй инфopмaции, oбщecтвeнныx opгaнизaций. Без зтания нaциoнaльныx ocoбeннocтeй нельзя дocтичь межэтничес^го coглacия, кoтopoe является зaлoгoм cтaбильнocти в oбщecтвe и cтpaнe в цeлoм.

Использованная литература

1. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Принцип формообразования в изобразительном искусстве. Science and Education 4 (12), 360-365

2. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Простые законы рисования, скомпоновать предметы на картинной плоскости. Science and Education 4 (12), 366-370

3. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Изложение методики изображения на анатомических основах при художественной графике. Science and Education 5 (1), 205-209

4. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Художественная графика предмет наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез и теорий. Science and Elation 5 (1), 188-192

5. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Модернизации образования в художественной графике эффективность образовательной системы. Science and Education 5 (3), 386-392

6. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Принцип формообразования эксперимент, измерение, абстрагирование в изобразительном искусстве. Science and Edition 5 (1), 210-213

7. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Принципы формообразования в изобразительном искусстве и современная технология. Science and Education 5 (3), 409-414

8. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Композиция, контур рисования, планирования предмета рисования изображение на плоскости. Science and Education 5 (3), 415420

9. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Целесообразность и высокая эффективности художественной графики. Science and Education 5 (1), 193-198

10. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Чёткие инструкции в изобразительном искусстве использование создании иллюзорного пространства. БЫепсе and Edition 5 (3), 421-426

11. NM Abdullayevna, MM Badiyev. Pedagogical-Psychological Bases of Development of Creative Abilities of Б^е^з in Бте Arts Classes. Procedia of Philosoph^al and Pedagogical Sciences 2 (1), 1-6.

12. MM Badiyev, SXQ Sharofiddinova. Maktab tasviriy san'at darslarida o'quvchilaming kompozitsion fikrlash qobilayatlarini shakllantirishning ahamiyati. Science and Education 3 (8), 65-69

13. ММ Бадиев. Совокупности знаний, способов творческой деятельности, ценностей и отношений в педагогике. Science and Education 4 (2), 1076-1079.

14. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Симметрия и ассимметрия в художественной графике. Science and Education 4 (3), 565-569

15. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике. Science and Education 4 (3), 570-573

16. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Композиция в учебном рисунке живое созерцание и абстрактное мышление. Science and Education 4 (3), 578-582

17. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Художественная печатная графика эстамп по графическим техникам. Science and Education 4 (3), 588-591

18. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Графические материалы, принадлежности и требования к ним. Science and Education 4 (3), 574-577

19. ММ Бадиев. Сложный принцип формообразования в изобразительном искусстве. Science and Education 4 (3), 583-587

20. BM Marufovich. Talabalarning fikrlash qobiliyatini rivojlantirishning ba'zi bir jihatlari haqida. Journal of Innovation, Creativity and Art, 117-121

21. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Живописная техника импрессионизма в эпоху барокко. Science and Education 4 (2), 1080-1084.

22. МШ Махмудов, ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish Science Journal, 70

23. MM Badiyev, FD Shodiyev, QM Sh. Maktab o'quvchilarida ijodkorlik qobiliyatini rivojlantirish maqsadida tasviriy san'at darslarida interfaol o'qitish usullaridan foydalanish. Pedagog 6 (6), 520-525

24. ММ Бадиев. Изобразительное искусство запечатления образов воспроизведение окружающего мира. Science and Education 3 (3), 937-941

25. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846

26. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

27. СКЭ Кумуш, ^WM Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

28. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

29. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

30. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.