Научная статья на тему 'Роль крупных корпораций в развитии отдалённых регионов России: социальные стратегии и инновации'

Роль крупных корпораций в развитии отдалённых регионов России: социальные стратегии и инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальные стратегии / инновации / социальные проекты / нефтегазовая сфера / Social strategies / innovations / social projects / oil and gas sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Александровна Миэринь, Александр Николаевич Петров, Любовь Викторовна Хорева

В статье рассматривается деятельность крупных компаний нефтегазовой сферы по развитию социальной инфраструктуры в отдалённых регионах России; приведены стратегии социальных инноваций по реализации программ и инициатив в сфере взаимодействия с региональными властями и местными сообществами в регионах присутствия; приведены новые социальные проекты и инновации компаний с учётом целей устойчивого развития и необходимости обеспечения лояльности работников и местного сообщества. В качестве примера рассмотрены четыре крупных компании: Роснефть, Газпром, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лариса Александровна Миэринь, Александр Николаевич Петров, Любовь Викторовна Хорева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LARGE CORPORATIONS IN THE DEVELOPMENT OF REMOTE REGIONS OF RUSSIA: SOCIAL STRATEGIES AND INNOVATIONS

The article discusses the activities of large oil and gas companies in the development of social infrastructure in remote regions of Russia; strategies of social innovations for the implementation of programs and initiatives in the field of interaction with regional authorities and local communities in the regions of presence; New social projects and company innovations are presented taking into account the goals of sustainable development and the need to ensure the loyalty of workers and the local community. Four large companies are considered as an example: Rosneft, Gazprom, LUKOIL, Surgutneftegaz

Текст научной работы на тему «Роль крупных корпораций в развитии отдалённых регионов России: социальные стратегии и инновации»

Миэринь Л.А., Петров А.Н., Хорева Л.В.

РОЛЬ КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОТДАЛЁННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается деятельность крупных компаний нефтегазовой сферы по развитию социальной инфраструктуры в отдалённых регионах России; приведены стратегии социальных инноваций по реализации программ и инициатив в сфере взаимодействия с региональными властями и местными сообществами в регионах присутствия; приведены новые социальные проекты и инновации компаний с учётом целей устойчивого развития и необходимости обеспечения лояльности работников и местного сообщества. В качестве примера рассмотрены четыре крупных компании: Роснефть, Газпром, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз.

Ключевые слова. Социальные стратегии, инновации, социальные проекты, нефтегазовая сфера.

Mierin L.A., Petrov A.N., Khoreva L.V.

THE ROLE OF LARGE CORPORATIONS IN THE DEVELOPMENT OF REMOTE REGIONS OF RUSSIA: SOCIAL STRATEGIES AND INNOVATIONS

Abstract. he article discusses the activities of large oil and gas companies in the development of social infrastructure in remote regions of Russia; strategies of social innovations for the implementation ofprograms and initiatives in the field of interaction with regional authorities and local communities in the regions of presence; New social projects and company innovations are presented taking into account the goals of sustainable development and the need to ensure the loyalty of workers and the local community. Four large companies are considered as an example: Rosneft, Gazprom, LUKOIL, Surgutneftegaz.

Keywords. Social strategies, innovations, social projects, oil and gas sector.

Введение

Решение стратегической задачи развития отдалённых регионов России сегодня связывается с деятельностью крупных компаний, присутствующих на этих территориях, с их социальной активностью и ответственностью, с готовностью и заинтересованностью участвовать в улучшении территориальной инфраструктуры. При этом нужно понимать, что в отдалённых регионах страны в основном действуют добывающие компании, на которых могут использоваться сложные вахтовые формы привлечения персонала, в целом присутствуют сложные условия труда. Компании, стремящиеся к устойчивости бизнеса, должны реализовывать такие социальные программы, которые бы обеспечивали лояльность персонала

ГРНТИ 06.71.03

© Миэринь Л. А., Петров А.Н., Хорева Л.В., 2020

Лариса Александровна Миэринь - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Александр Николаевич Петров - доктор экономических наук, профессор, зав. специализированной кафедрой ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Любовь Викторовна Хорева - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Миэринь Л.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 7548058 . Е-mail: mierin.l@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 12.07.2020.

не только за счет высоких зарплат, но и путем внедрения разнообразных социальных инициатив для собственного персонала и для местного сообщества на территории деятельности компании.

Отличительной чертой современной российской социальной политики является ее регионализация, обусловленная рамочными принципами построения основных социальных законов и передачей на местный уровень задач по решению большинства социальных проблем. В настоящее время крупные российские корпорации, в том числе входящие в нефтегазовый сектор, являются градообразующими (и зачастую - регионо-образующими) предприятиями для территории, на которой они реализуют свой бизнес (территории присутствия). В общем случае к градообразующим предприятиям относят такие, функционирование которых имеет определяющее значение для сферы занятости населения в регионе, они существенным образом воздействуют на социальную и культурную сферы, на инфраструктуру города/территории [10]. Обычно количественными характеристиками градообразующих предприятий являются следующие: доля проживающего населения, занятого на предприятии, не менее 25% от общей численности работающих; доля предприятия в формировании бюджета территории - не ниже 30% общих доходов бюджета; доля в ВРП региона колеблется на уровне 50% общего объёма производства [1].

В российской практике уже отчётливо сформировалась тенденция зависимости социально-экономического развития малых и средних городов от деятельности предприятий, заинтересованных в стабильной и устойчивой реализации собственного бизнеса. Нефтегазовый сектор в этом ряду занимает одно из ведущих мест [9]. В ходе нашего исследования проверялась гипотеза: крупные корпорации в РФ играют ключевую роль в развитии отдалённых регионов.

Крупные корпорации в развитии регионов: обоснование выбора

Для проверки гипотезы авторами был проведён анализ показателей деятельности четырёх крупных предприятий нефтегазового сектора (ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром»; ПАО «ЛУКОЙЛ»; ПАО «Сургутнефтегаз») в разрезе их роли в отдалённых регионах России с учётом экономического вклада в социальную инфраструктуру и формирование стратегии устойчивого развития территорий присутствия. Выбор предприятий был определён следующими факторами:

• во-первых, эти предприятия, относясь к сектору добычи, реализуют свой бизнес в отдаленных регионах, а зачастую на труднодоступных территориях (регионы присутствия четырёх крупнейших нефтегазовых компаний РФ приведены в табл. 1);

• во-вторых, данные предприятия являются наиболее крупными налогоплательщиками в стране;

• в-третьих, эти предприятия являются одними из важных игроков в сфере занятости несения;

• в-четвертых, данные предприятия выступают лидерами в реализации социальных программ и проектов в рамках концепции корпоративной социальной ответственности и с начала 2000-х гг. детально представляют информацию о своих социальных и экономических программах, а также программах в рамках концепции устойчивого развития в системе нефинансовой отчётности. Эта информация является доступной для любого стейкхолдера и обеспечивает максимальную прозрачность деятельности данных компаний, в том числе, в стратегии социального развития территорий присутствия.

Таблица 1

Регионы присутствия четырёх крупнейших нефтегазовых компаний РФ

Нефть и газ Регионы присутствия (основные в части добычи)

ПАО «НК «Роснефть» [20] Западная Сибирь, Ханты-Мансийский АО - Югра (ХМАО - Югра), Тюменская область, Восточная Сибирь, Республика Саха, Ямало-Ненецкий АО

ПАО «Газпром» [19, 12] Стратегическими регионами добычи газа на долгосрочную перспективу являются полуостров Ямал, Восточная Сибирь и Дальний Восток, континентальный шельф России

ПАО «ЛУКОЙЛ» [17] Представлен в 56 субъектах РФ, в том числе: Кемеровская область; Оренбургская область; Пермский край; Тюменская область; ХМАО-Югра; ЯНАО и др.

ПАО «Сургутнефтегаз» [21] Осуществляет деятельность в сфере поиска, разведки и добычи углеводородного сырья в трех нефтегазоносных провинциях России: Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Тимано-Печорской. Местонахождение ПАО: г. Сургут

Выбранные нами для рассмотрения предприятия в общей сложности добывают более 75% нефти в стране и являются крупнейшими налогоплательщиками. В целом, по данным агентства ТАСС, по итогам 2015 г. в России было добыто 534,1 млн тонн нефти (включая газовый конденсат), по итогам 2019 г. - 561 млн тонн [25]. Распределение долей в добыче между четырьмя компания следующее:

1 место - «Роснефть» - 41% в добыче нефти в РФ в 2019 г. [26];

2 место - «ЛУКОЙЛ» - 16,3%,

3-4 места - «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» - по 10-11% [13].

Проведённое в 2016 г. агентством «Росбизнесконсалтинг» (РБК) исследование показало, что в ряду крупнейших налогоплательщиков России первые позиции занимают компании нефтегазовой отрасли, а именно: «Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ» «Сургутнефтегаз» (табл. 2).

Таблица 2

Лидеры ТОП-50 крупнейших налогоплательщиков России, 2016 г. [7]_

Место в рейтинге Компания Налоги, млрд руб. Выручка, млрд руб. Налоговая нагрузка компании (доля налогов в выручке), %

1 Роснефть 1 362,0 4 988,0 27,3

2 Газпром 1 168,2 6 111,1 19,1

3 ЛУКОЙЛ 564,5 4 743,7 11,9

4 Сургутнефтегаз 330,8 1 020,8 32,4

Всего 3425,5 16 863,6 х

По оценкам РБК, в 2016 г. «десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечислили в бюджет 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика - 27,2%, а одна «Роснефть» - 12%» [7]. По итогам 2018 г. эти компании перечисли в бюджет по данным РБК около 5,7 млрд руб. (см. рис.).

2,5

2,5 3

Рис. Налоговые перечисления в бюджет РФ компаний нефтегазового сектора, 2018 г. (трлн руб.) [29]

Если судить по официальной статистике Министерства финансов РФ, то по результатам 2016 г. примерно 25% доходов федерального бюджета составили налоги именно этих четырёх компаний (Роснефть, Газпром, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз), и при этом более 70% «нефтегазовых» доходов федерального бюджета, а в 2018 г. четыре нефтегазовые компании обеспечили 30% перечислений в федеральный бюджет РФ (табл. 3). Выбранные нами компании являются достаточно крупными игроками и в сфере занятости несения. В общей сложности в РФ доля занятых в ТЭК от общей численности занятых на 2015 г. - 3,6 % [8]. При этом общая численность занятых в анализируемых компаниях -1 010,5 тыс. чел. (табл. 4). В 2018 г., по данным Росстата, в РФ было зафиксировано 72,6 млн чел., «классифицированных» как занятые [30], то есть один из 72 работающих - был трудоустроен в одной из четырёх указанных в табл. 4 компаний нефтегазового сектора.

Роснефть Газпром ЛУКОЙЛ Сургутнефтегаз Татнефть НОВАТЭК

0,1

Русснефть ^ 0,07

0,36

0,5

1

1,5

Сумма налогов без учета пошлин, акцизов, страховых взносов

Таблица 3

Место четырех нефтегазовых компаний в формовании доходов федерального бюджета РФ [18]

Показатели Годы

2016 2018

Доходы федерального бюджета, млрд руб., всего 13 460 19 454,4

в том числе нефтегазовые, млрд руб. 4 844,0 9 017,8

Совокупные налоги 4-х компаний: Роснефть, Газпром, ЛУКОЙЛ [6, 7] 3 425,5 6 000,2

Доля 4-х компаний: в общих доходах бюджета, % 25,0 30,8

в нефтегазовых доходах, % 70,7 66,5

Таблица 4

Численность работников в ведущих нефтегазовых компаниях РФ, на 31.12.2018 г.

Компания Тыс. человек

ПАО «НК Роснефть» [14] 325,6

ПАО «Газпром» [32] 466,1

ПАО «ЛУКОЙЛ» [28] 106,0

ПАО «Сургутнефтегаз» [31] 112,8

Итого 1 010,5

Социальные стратегии и инновации: кейсы компаний нефтегазового сектора

Нами был проведён анализ основах типов программ, а также конкретные кейсы, позволяющие охарактеризовать приоритеты деятельности четырёх крупных компаний нефтегазового сектора в социальной сфере, на основе изучения нефинансовых отчётов выбранных для анализа компаний. Направления деятельности компаний по развитию социальных и экологических проектов сегодня разрабатываются и реализуются с учетом требований 17 целей Концепции устойчивого развития, а также каждая из выделенных нами компаний реализует социальные программы с учётом приоритетов как собственного бизнеса с целью его устойчивого развития, так и задач местных сообществ и территорий присутствия. В табл. 5 приведены примеры социальных программ четырёх нефтегазовых компаний в сфере взаимодействия с регионами присутствия.

В части социальных инноваций компании ведут самостоятельную политику, ищут новые направления деятельности. Так, в стратегию ПАО «НК Роснефть» включены три новые инициативы в социальной сфере: программа «социальная медицина» нацелена на создание большего числа здравпунктов на предприятиях, периодическую диспансеризацию персонала, использование инструментов телемедицины; программа «активное долголетие» нацелена на регулярную индексацию корпоративных пенсий; программа «доступное жилье» даёт возможность работникам улучить жилищные условия за счет льготных целевых беспроцентных займов от компании [14].

ПАО «Газпром» - одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира по величине запасов, объёмам добычи и рыночной капитализации [2]. Одним из инновационных социальных проектов, реализуемых ПАО «Газпром», является начатая в 2012 г. компанией «Газпром нефть» программа социальных инвестиций «Родные города», направленная на развитие территорий и создание комфортных условий для жителей регионов присутствия. Для этого используются инструменты, которые объединение в три группы: инновации, образование, социальные инвестиции для «устойчивого будущего», нацеленные на обеспечения жителям малых и средних городов России сравнимых условий и возможности для развития, приближающихся к условиям крупных городов страны. Программа «Родные города» базируется на концепции комплексного развития территории. В рамках программы «Родные города» «Газпром нефть» проводит всероссийский грантовый конкурс [16], в рамках которого житель региона может получить финансовую поддержку для развития своей территории, уже воплощено более 2 тыс. социальных проектов, поострено 147 объектов социальной инфраструктуры, поддержано более 500 местных инициатив [4].

Социальные инновации ПАО «ЛУКОЙЛ» можно сгруппировать следующим образом: (1) корпоративная система управления знаниями, в рамках данной программы сформированы программы развития персонала (система внутренних стажировок и дистанционного обучения), совместно с экспертами организаций Группы «ЛУКОЙЛ»; (2) социальное предпринимательство, в том числе, проект «Больше, чем покупка», реализуемый совместно с Фондом социальных региональных программ «Наше будущее» [22]. Сама идея социального предпринимательства является достаточно новой для нашей страны. Цель данного проекта - поддержать социальных предпринимателей посредствам предоставления возможности реализации продукции на АЗС ЛУКОЙЛ. В 2018 г. проект получил новый импульс, в рамках новой концепции была поставлена задача повысить его адресность, динамичность, расширить ассортимент товаров, повысить уровень взаимодействия между социальными предпринимателями, подключающимися к проекту [15].

Таблица 5

Направления социальных программ и инициатив в сфере взаимодействия с регионами присутствия

Компания Направления деятельности Механизмы финансирования социальных проектов

ПАО «НК Роснефть» [14] Развитие социальной инфраструктуры территории; финансирование социальных и культурных проектов в приоритетных для регионов областях Заключение соглашений о сотрудничестве с административными органами власти; в 2018 г. расходы на финансирование социальной сферы составили 9 543 млн руб.

ПАО «Газпром» [12] Поддержка здравоохранения (строительство лечебных учреждений); поддержка социально незащищенных слоев населения; поддержка культуры и искусства, возрождение духовных ценностей; поддержка коренных малочисленных народов Севера России; поддержка образования, реализация программы «Газпром-детям», проекта «Газпром-классы» и др. Социальные расходы, млрд руб.: 2016 г. - 35,5; 2017 г. - 34,5; 2018 г. - 42,8. Более 2 600 благотворительных проектов и мероприятий в 2018 г.

ПАО «ЛУКОЙЛ» [27] Повышение качества медицинского обслуживания в регионах присутствия; повышение качества образования в местных сообществах; участие в программах и инициативах, направленных на продвижение целей устойчивого развития; поддержка социального предпринимательства и пр. Объем услуг в 2018 г.: охрана здоровья (услуг) - 58 664; социальная поддержка семей с детьми (услуг) - 6643; негосударственное пенсионное обеспечение, чел. - 3634; поддержка пенсионеров, чел. - 44 884; прочие услуги - 17 585

ПАО «Сургутнефтегаз» [33] Строительство природоохранных объектов; экологическая безопасность сооружений и оборудования; сбор, очистка и утилизация сточных вод; безопасное обращение с отходами; предупреждение и ликвидация последствий нефтезагрязнений и пр. В 2019 г. финансовые средства, направляемые на реализацию природоохранных мероприятий, составили 29,5 млрд руб.

ПАО «Сургутнефтегаз» формирует нефинансовую отчётность, начиная с 2011 г. В настоящее время в компании основное внимание в контексте устойчивого развития сосредоточено на решении задач экологического характера. В качестве социальных инноваций следует назвать действующий в компании принцип «Зеленого офиса» - это система экостандартов, позволяющая снизить затраты на содержание офисных помещений во всех административных зданиях компании [33]. Экостандарты предполагают использование энергосберегающих ламп и светильников; оптимизацию режима теплопотреб-ления; использование приборов учета и регулирования расхода воды, потребления тепла; систему электронного документооборота; использованные бумага, картон и пр. перерабатываются с помощью собственной установки измельчения и прессования бумаги, вторсырье является ресурсом для специализированных предприятий, фактически на предприятии формируются замкнутые «ресурсные» це-

почки [23], являющиеся сегодня социально одобряемой моделью производства в рамках достижения Целей устойчивого развития ООН.

Все социальные инновации компаний нефтегазового комплекса, работающих на удалённых территориях, так или иначе связаны с формированием комфортной среды жизни для человека. Подтверждение целенаправленной работы выбранных нами для анализа компаний мы видим в том, что многие города и регионы, в которых реализуют свой бизнес данные компании, в последние годы занимают лидирующие позиции в рейтингах комфортности жизни. Среди этих городов прежде всего выделяются Тюмень и Сургут. Укажем, что в Тюмени находятся штаб-квартиры крупных нефтегазодобывающих предприятий, таких как: ОАО «Запсибгазпром» (дочерняя компания ПАО «Газпром»); ОАО «Тюменнефтегаз» (одно из ключевых дочерних обществ ПАО «НК «Роснефть»); ООО «РН-Уватнефтегаз» (Уватский проект ПАО «НК «Роснефть», один из приоритетов компании); в Сургуте - штаб-квартира ПАО «Сургутнефтегаз» [3].

В 2019 г. Институт территориального планирования «Урбаника» проанализировал 100 крупнейших российских городов, чтобы определить, в каких из них комфортно и одновременно не очень дорого жить, работая в этом же городе. По результатам этого исследования был составлен рейтинг наиболее комфор-ных городов России. Сургут и Тюмень заняли второе и четвертое места в этом рейтинге: главными факторами, которые позволили этим двум городам занять лидирующие позиции, явились сочетание высоких зарплат на промышленных предприятиях и высокого уровня жизни и благоустроенности городской среды [5]. В рейтинге двух консалтинговых компаний Кишео и Domofond.ru, которые провели свои оценки и составили рейтинги городов России по уровню жизни в 2019 г., Сургут занял 5 место с 8 баллами из 10, Тюмень - 8 место с 7,9 баллами. Данный рейтинг базировался на учете таких показателей, как затраты на проживание и возможность приобретения жилья; качество жилья и доступность его приобретения для работающего жителя города; организация и качество системы здравоохранение; борьба с преступностью; степень загрязнения воздуха и воды и ряд др. показателей [24]. Заключение

К тенденциям, наблюдающимся сегодня в стратегии крупных компаний по развитию отдалённых регионов России с использованием социальных проектов и инноваций, следует отнести:

• основные социальные программы этих компаний могут быть разделены на два базовых вектора: внутренний вектор программ - направлены непосредственно на персонал предприятия; внешний вектор программ - направлены на местное сообщество и развитие территории;

• крупные нефтегазовые предприятия активно включены в программы социальной ответственности и развивают благотворительность, осуществляют поддержку местного сообщества и регионов присутствия, методы и конкретные проекты отличаются, однако имеется общий тренд на формирование устойчивости (как бизнеса, так и социальной сферы) и повышение уровня и качества жизни собственных сотрудников и жителей территории;

• являясь ведущими предприятиями, обеспечивающими рабочими местами жителей отдалённых регионов, крупные предприятия выступают катализаторами развития социальной сферы территории, что, с одной стороны, стало заметной составной частью сервисного обеспечения собственных сотрудников и их семей, с другой стороны, они не только стимулируют социальную сферу, но являются важными субъектами финансирования социальной инфраструктуры (в условиях ограниченности ресурсов муниципальных образований);

• новые вызовы технологического процесса и растущие ожидания как работников, так и внешних стейкхолдеров к крупным компаниям в местах их пребывания создают базу для поиска новых решений в сфере социальных услуг, в сфере социальных проектов. Все компании так или иначе нацелены на поиск новых решений для формирования лояльности как персонала компании, так и местного сообщества в целом;

• крупные градообразующие предприятия, реализующие свой бизнес в отдалённых регионах России, зачастую на труднодоступных территориях, активно включены в развитие городской и территориальной социальной инфраструктуры. Обладая соответствующими ресурсам и пониманием своей ответственности, в сотрудничестве с местными властями, компании создают крупные инфраструктурные проекты, обеспечивая тем самым максимально комфортные условия не только работы, но и жизни своих сотрудников. Рейтинги комфортности жизни в городах России красноречиво свидетельствуют от этом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегун Т.В. Градообразующее предприятие: понятие, критерии отнесения, классификация // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 36-41.

2. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom.rU/f/posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf (дата обращения 01.07.2020).

3. Деловой порта Правительства Тюменской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/support/industry/industrialization (дата обращения 25.06.2020).

4. Инвестиции в жизнь: как бизнес развивает города. Как социальные инвестиции «Газпром нефти» развивают малые города // Газета.т. Отдел «Общество». 2019. 06 июня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Институт «Урбаника» представил рейтинг комфортности крупнейших городов России // РБК. Газета. 2019. № 200 (3158). 11 декабря.

6. Исследование РБК 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/08/2019/ 5d555e4b9a7947aed7a185de (дата обращения 20.05.2020).

7. Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/08/2017/597724fd9a794714c9ac187c (дата обращения 20.05.2020).

8. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 году. Задачи на среднесрочную перспективу. Доклад Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака. Москва 8 апреля 2016.

9. Миэринь Л.А. Энергетическая компонента национальной силы государства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-1 (103). С. 88-99.

10. Наджафова М.Н. О социальной роли градообразующих предприятий и направлениях их экономической поддержки в Курской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 241-245.

11. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности: таблица в 2019 году от ФНС // Упрощенка: журнал об упрощённой системе налогообложения. 2019. 9 августа.

12. Нефинансовый отчёт ПАО «Газпром» за 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gaz-prom.ru/f/posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf (дата обращения 06.12.2019).

13. Нефтегазовая отрасль России в цифрах и фактах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/3215065 (дата обращения 04.06.2020).

14. Отчет в области устойчивого развития. ПАО «НК «Роснефть». 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Rosneft_CSR18_RU_Book.pdf (дата обращения 01.06.2020).

15. Отчет о деятельности в области устойчивого развития группы «ЛУКОЙЛ» за 2018 г. Социальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://csr2018.lukoil.ru/local-communities/social-entrepreneurship (дата обращения 04.06.2020).

16. Официальный сайт «Грантовый конкурс «Родные города». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rodnyegoroda.ru/grant (дата обращения 03.06.2020).

17. Официальный сайт ПАО «ЛУКОЙЛ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://csr2015-2016.lukoil.ru/address (дата обращения 04.05.2020).

18. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Краткая информация об исполнении федерального бюджета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud (дата обращения 14.03.2020).

19. Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom.ru (дата обращения 02.12.2019).

20. Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/ docs/report/2017/ru/company.html (дата обращения 02.12.2019).

21. Официальный сайт ПАО «Сургутнефтегаз». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.surgutneftegas.ru/company/today (дата обращения 02.12.2019).

22. Официальный сайт Фонда региональных социальных программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nb-fund.ru (дата обращения 02.12.2019).

23. Петров А.Н., Волошинова М.В., Хорева Л.В. Бережливые инновации в сфере услуг // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2019. № 3 (49). С. 8.

24. Портал BASETOP.RU. Полный список городов по уровню жизни 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://basetop.ru/rejting-gorodov-rossii-po-urovnyu-zhizni-2019 (дата обращения 29.06.2020).

25. Портал Нефть-капитал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/PWXxf (дата обращения 02.12.2019).

26. Роснефть сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/about/Glance (дата обращения 04.05.2020).

27. Российский бизнес и Цели устойчивого развития. Сб. корпоративных практик. М.: РСПП, 2018.

28. Синергия достижений и ответственности. Отчет о деятельности в области устойчивого развития группы «ЛУКОЙЛ» за 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/9/e/9e88d5e 6458ea2addc16256c9faa062f.pdf (дата обращения 02.12.2019).

29. Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом // РБК. 2019. 22 августа.

30. Федеральная служба государственной статистики. Национальные счета России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm (дата обращения 04.05.2020).

31. Финансовый портал «SMART-LAB». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://smart-lab.ru/q/ SNGS/f/y/RSBU/employees (дата обращения 16.06.2020).

32. Численность работников группы Газпром снизилась впервые за 10 лет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/PWY5d (дата обращения 01.12.2019).

33. Экологический отчет ПАО «Сргуртнефтегаз», 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.surgutneftegas.ru/upload/iblock/06c/ECO%202019%20rus.pdf (дата обращения 24.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.