МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 334.7
Л. С. Рязанцева
ЮЗГУ
г. Курск, Российская Федерация РОЛЬ КОРПОРАЦИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Аннотация
Рассматривается вопрос, касающийся ключевого значения корпораций в процессах глобализации мировой экономике. Также выделяются характерные черты и факторы успеха крупных корпораций.
Ключевые слова Корпорация, экономика, право.
Термин корпорация изначально рожден как синоним юридического лица, предполагал формирование субъекта права в следствие слияния капиталов его участников для достижения разных целей. В настоящее время корпорация расценивается как предпринимательское соединения капитала. Также имеется ввиду объединение людей или организаций, которые на законных правах функционируют как одно лицо и располагают правами и обязанностями, отличающимися от вступающих в ее состав членов.
Определение «корпорация» не закреплено в законодательстве Российской Федерации и имеет множество толкований в научной литературе. На сегодняшний день вполне актуально определение, предложенное Н. С. Суворовым в 1900 г.: «Самый употребительный термин в нынешней юриспруденции для обозначения союза лиц как юридического лица - «корпорация» классическому праву неизвестен» [1].
В зарубежных странах корпорации характеризуются рядом отличий:
— присутствие собственников - акционеров, которые регулируют деятельность корпорации. Они в обязательном порядке координируют принятие решений, для этого создается Совет директоров. Для корпорации характерно делегирование полномочий и может существовать несколько центров принятия решений;
— многоуровневый управленческий аппарат, которому нужно конкретное построение схемы регулирования и системы контроля;
— занятие лидирующей позиции на рынке, которая позволяет корпорациям управлять им, развивать новые продукты и активно внедрять их на рынок [2];
— значительная величина бизнеса и значительное количество работников. В зарубежных странах количество сотрудников корпорации может доходить до 5 тысяч человек.
Корпорации, представляясь крупными и оказывающими влияние организациями, естественно значимы для общества. Они располагают социальной ориентацией, социальной ответственностью, следуют всем правилам и законам, правам потребителей, кругозору сотрудников и общества в целом. Одно из главных значений для корпорации имеет корпоративная культура, установленные правила поведения сотрудников, традиции, кодекс этики [3, с. 157].
Наиболее ярким примером экономической эффективности являются корпорации Японии. Причиной тому - высочайшая степень корпоративного поведения. Для японцев такое поведение считается нормой, они стремятся к успеху фирмы, не думая о своей выгоде, за что фирма отвечает заботой о своем работнике. Это и есть основа успеха экономики Японии [4, с. 134 ].
К основным факторам успеха крупных компаний в относятся следующие:
— экономия на трансакционных издержках при передаче знаний и технологий в рамках интегрированных структур крупных компаний;
— охват большой доли рынка и возможность формирования спроса на инновационные продукты и технологии;
— обеспеченность ресурсами и более высокая устойчивость к рискам неопределенности [5, с. 67].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Основным преимуществом корпорации как рыночного субъекта является вероятность мобилизации дополнительного капитала с помощью изготовления ценных бумаг и их воплощения на фондовом рынке. Фондовый рынок является хорошим и удобным механизмом для привлечения капитала. В 2015 году отмечен успешный выход на биржу ОВК - ведущего российского производителя грузовых вагонов, Московского кредитного банка, ТНС энерго, что может подтолкнуть другие российские компании к IPO. Санкции и нестабильность нефтяного рынка сдерживали российские компании от выхода на рынки капиталов. По мере стабилизации ситуации на российском рынке можно ожидать новых размещений.
Корпорация является главной организационно-правовой формой большого бизнеса. Из примерно 60 млн фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10 % - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП ещё выше, так как малый и средний бизнес развиты недостаточно. Современная модель корпорации основана на широкой межрегиональной и международной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов [6, с. 284 ;7, с. 249 ].
В настоящее время российские корпоративные структуры по территориальному признаку можно разделить на следующие группы:
- транснациональные корпоративные структуры;
- региональные корпоративные структуры;
- межрегиональные корпоративные структуры.
В ряде секторов мировой и национальной экономик ведущими являются корпорации, которые объединяются в союзы и в большей степени определяют и регулируют развитие соответствующего сегмента рынка. Транснациональные корпорации (ТНК) обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК. ТНК играют весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На их долю приходится более 80% зарегистрированных патентов и около 80% финансирования НИОКР. Крупнейшие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран.
Подводя итог, отметим, что от корпораций и их альянсов зависит перспектива мировой экономики, а это - создание новых производств, увеличение количества рабочих мест, изучение и приспособление к новым рынкам.
Список используемой литературы:
1. Суворов, Н.С. О юридических лицах по римскому праву [Электронный ресурс]/ Н.С. Суворов // Электронная библиотека «Классика российского права»//http://tiviLconsultant.m/eПb/books/8/.
2. Что такое корпорация [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-79788-chto-takoe-korporaciya
3. Черкасова, Н.Н. Деловой этикет и его роль в формировании личности современного специалиста [Текст]/ Н.Н. Черкасова //В сборнике: Модернизация - путь России в XXI веке 2010. С. 157-161.
4. Хабиров, В.Р. К вопросу определения понятия корпорации в Российской Федерации [Текст]/ В.Р. Хабиров // Апробация. 2014. №5. С.134-135.
5. Кудина, О.В. Теоретические и законодательные аспекты инновационной деятельности корпораций [Текст]/ О.В. Кудина //В мире научных открытий. 2012. № 3.1. С. 67-81.
6. Ресурсное обеспечение инновационно-устойчивого развития экономики России: [Текст] монография/ О.В. Емельянова. - Белгород, Остащенко А.А. ИП, 2014. 284 с.
7. Минакова, И.В. Особенности воспроизводства трудовых ресурсов в российских регионах [Текст]/ И.В. Минакова, О.Н. Марганова, В.В. Коварда // Экономические науки. 2010. № 62. С. 249-252.
© Л. С. Рязанцева, 2016