УДК 330 (075.8) РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА И СЕКТОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
Бгане Ю.К., Брижак О.В.
Цель исследования состоит в определении роли корпоративного сектора и сектора потребительских услуг в системе общественного воспроизводства
Метод или методология проведения работы: В процессе исследования использовались системный подход, методы сравнительного, категориального, структурного анализа. Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения политической экономии и экономической теории по проблемам общественного воспроизводства, формирования и развития корпоративного сектора и сектора потребительских услуг в условиях социально-экономических трансформаций.
Результаты: Авторами определены базовые экономические понятия, характеризующие потенциал сферы потребительских услуг и ее место в системе общественного воспроизводства. Определена роль корпоративного сектора и сектора потребительских услуг в системе общественного воспроизводства, как базовые составляющие экономического роста.
Область применения результатов: Основные положения и выводы проведенного авторами исследования были доложены на международных научно-практических конференциях в г. Сочи (2012 г.), в г. Праге (2012 г.), а так же на межвузовской научной конференции в г. Краснодаре (2012 г.). Результаты исследования внедрены в учебный процесс Кубанского государственного технологического университета.
Ключевые слова: сектор потребительских услуг, корпоративный сектор, креативные корпорации, человеческий капитал, уровень жизни, качество жизни, экономический рост.
ROLE OF CORPORATE SECTOR AND SECTOR OF CONSUMER SERVICES IN SYSTEM OF PUBLIC REPRODUCTION
Bgane Y.K., Brizhak O.V.
Purpose research consists in definition the role of the corporate sector and the sector of consumer services in the system of social reproduction
Methodology: The study used a systematic approach, techniques, comparative, categorical, structural analysis. The methodological basis of the research were fundamental assumptions of political economy and economic theory on social reproduction, the formation and development of the corporate sector and the consumer services sector in terms of socio-economic transformation.
Results: The authors defined the basic economic concepts that characterize the potential of the consumer service and its place in the system of social reproduction. Defines the role of the corporate sector and the sector of consumer services in the system of social reproduction, as basic components of economic growth.
Practical implications: Main points and conclusions of the authors of the study were presented at international scientific conferences in Sochi (2012), in Prague (2012), as well as a higher education conference in Krasnodar (2012 ). Results of the study introduced in the educational process of the Kuban State University of Technology.
Keywords: sector of consumer services, corporate sector, creative
corporations, human capital, standard of living, quality of life, economic growth.
Современные глобальные качественные переломы современной экономики, вызванные технологическими сдвигами и интеллектуальным
доминированием, являются едва ли не самой обсуждаемой научной проблематикой последних десятилетий.
За последние пятьдесят лет во многих странах мира наблюдалось снижение удельного веса занятых и доли промышленности в ВВП. Деиндустриализация в первую очередь затрагивает экономически развитые страны и старые отрасли. Но параллельно деиндустриализации происходит процесс реиндустриализации — развитие новых, высокотехнологичных производств, замещающих старые отрасли, а так же развитие информационной составляющей производства. Интеллектуалы определяли эти трансформации постиндустриальными, а возникающую экономическую систему — «обществом услуг», «третьей волной», информационным обществом, «посткапитализмом», «обществом знаний», «человеческой революцией» и пр.
В этой связи важными, на наш взгляд, являются вопросы, касающиеся качественного изменения российской экономики, тенденций ее развития и роли корпоративного сектора и сектора потребительских услуг в общественном воспроизводстве.
Существенной характеристикой механизма развития сферы услуг является ее интегрированность, но не изолированность от материального производства.
Стимулирующее воздействие на сферу услуг базовых экономических факторов существенно дополнялось и совокупностью - социальных и структурных факторов. Дополнительный спрос на услуги, прежде всего потребительские, стал следствием набиравшей обороты урбанизации. Следствием широкомасштабного перемещения населения в города стал подрыв принципа самообеспечения, домашних хозяйств, который составлял фундамент сельского образа жизни. Между тем, ранее самостоятельно выполняемые функции, стали перепоручаться специализированным предприятиям. Вместе с тем, исторически, большинство услуг, за исключением транспорта и связи,
длительное время развивались, в стороне от технического прогресса, но сегодня услуги превратились в полигон для применения новейших достижений, в первую очередь электроники и информационно-коммуникативных технологий.
Новые технологии открыли возможность беспрепятственной скоростной передачи и хранения услуг. Следует так же отметить качественные изменения характеристик предоставляемых услуг: потребители получили возможность приобретать услуги в режиме реального времени. Благодаря новым технологиям, появилась возможность осуществления непосредственных, хоть и дистанционных контактов потребителей и производителей. Такое положение дел очень способствует развитию таких прежде территориально ограниченные услуги, как образование, медицина и т.д. [3].
Следует, однако, отметить, что технологические изменения имеют волнообразную природу, при этом поступательное накопление количественных изменений создает новое качество.
Становление экономики услуг - это универсальный процесс, свойственный, без исключения, всем странам. Однако, его реализация, зависит от уровня экономического развития. В странах с низким уровнем развития экономики, хозяйственная деятельность преимущественно сводится к производству вещной продукции. С повышением степени развития производительности труда, в структуре экономики повышается доля неосязаемых видов продукции, проявляющихся в виде услуг.
Исходя из определения категории инвестиционного потенциала сферы потребительских услуг, как степени возможности вложений средств в активы предприятий и учреждений потребительской сферы, для повышения эффективности воспроизводства рабочей силы и улучшения качества жизни населения, можно сделать вывод о двусторонней направленности влияния потребительской сферы на воспроизводство рабочей силы. Это факторы, оказывающие непосредственное влияние на производство рабочей силы посредством формирования интеллектуальных, физических и иных
способностей к труду (повышение уровня образования, квалификации и здоровья работника) и факторы, формирующие комплекс условий для эффективного воздействия факторов первой группы (улучшение условий труда и быта, организация отдыха трудящихся).
Для выявления степени влияния, которое сектор потребительских услуг оказывает на повышение эффективности общественного производства, считаем необходимым, определить соответствующие направления его воздействия.
Экономический потенциал воздействует на столь значимые показатели макроэкономики как занятость, мобильность населения и его способность адаптироваться к новым условиям хозяйствования, благосостояние населения, эффективность производства и др., которые в свою очередь, можно конечной целью экономического роста. Сектор же потребительских услуг имеет двоякое значение: 1) с одной стороны, его развитие является базой для повышения жизненного уровня населения, формирования человеческого капитала, 2) с другой - потенциалом развития общественного воспроизводства.
Большая доля инвестиций в человека осуществляется в сфере образования, это связано с тем, что качество человеческого потенциала, способность человека адаптироваться к новым экономическим условиям, напрямую зависит от его образовательного уровня. Однако, применительно к России, можно констатировать факт того, что в сфере образования имеются негативные тенденции. Начиная с шестидесятых годов двадцатого века - по настоящее время, наблюдается существенное сокращение государственных затрат на образование, с переходом на остаточный принцип его финансирования, вместе с катастрофической (по мнению авторов) по последствиям проводимой сегодня реформой образования.
В последние годы наметились существенные изменения в сторону снижения государственного финансирования ВУЗов при одновременно происходящем росте доли средств, которые им вменили изыскивать
самостоятельно. Более того, данный показатель сегодня - является одним из критериев оценки «эффективности» ВУЗов.
Наряду с образованием, очень существенным, на наш взгляд, являются финансирование здравоохранения, недостаточность объемов финансирования и слабая техническая база учреждений здравоохранения не способствуют оказанию населению медицинской помощи на должном уровне, а, значит, не способствует повышению сроков отдачи от вложенных инвестиций.
Следует отметить, что философия качества жизни в конце 20 в. вышла на первый план в социальной политике наиболее развитых стран мира, так как только качество жизни дает интегральную оценку государственного управления [4].
Одним из главных факторов, способствующих повышению качества человеческого капитала, является повышение до достаточного уровня заработной платы наемных работников, обеспечивающее, помимо всего прочего, воспроизводство здорового и образованного потомства [1].
Уровень жизни населения является весьма существенным экономическим фактором, который в значительной мере определяет способность населения приобретать товары и услуги, в том числе, социальные. Исследования в области материального состояния различных слоев общества, а также характеристика выполняемых ими трудовых функций, в общественном разделении труда, являются объективным показателем при выделении классов, так как наибольшей склонностью к потреблению услуг обладает средний класс. Следует обратить внимание на то, что некоторые виды платных услуг являются индикаторами, отражающими социальный и материальный статус их приобретателя (дорогостоящие, престижные). В первую очередь, речь идет о туристических и образовательных поездках за рубеж. Вместе с тем, применительно России, на сегодняшний день, не приходиться говорить о равной степени доступности и высоких объемов потребления услуг, а,
следовательно, мы можем констатировать фактическое отсутствие среднего класса.
Уровень заработной платы, как и стоимость услуг, являются основными индикаторами, оказывающими непосредственное влияние на объемы потребления и его структуру (соотношение услуг и потребительских товаров в бюджете каждого отдельного индивида, и населения в целом). Данный показатель также существенно меняется, в зависимости от места проживания потребителя. В городах расходы на оплату услуг больше, чем аналогичные в сельской местности, однако, учитывая разницу в доходах, отмечается постоянное преобладание потребления услуг в городской местности, так в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, проживающих в городской местности, доля расходов на оплату услуг составляет 31,1%, тогда как в сельской местности 17,6% [5].
Неодинаковость денежных доходов вызывают различия в объемах и качестве потребления, за исключением жизненно необходимых услуг.
Таким образом, состояние сферы потребительских услуг является зеркальным отображением уровня жизни населения и его подоходовой дифференциации. Следовательно, ее потенциал можно расценивать как один из факторов, повышающих уровень жизни населения и его способности к совершенствованию общественного воспроизводства, а именно, воспроизводству главной производительной силы общества - человека.
В развитых странах Запада со второй половины прошлого века начался процесс, получивший впоследствии, название - «научно-техническая революция». Его сущность состояла - в интеллектуализации труда, в превращении науки в ведущий фактор развития общественного производства.
Возникшее в результате свободное время, определило и дополнительные возможности для творчества и самореализации личности. С появлением автоматики и компьютеризацией стало эффективней и промышленное производство. Подобные явления, не могли не вызвать соответствующие
изменения в социальной сфере: - работа на предприятии, с использованием автоматических линий поточного производства, потребовала менее многочисленных, нежели рабочих со средним образованием, квалифицированных специалистов. Отсюда возрос престиж, а, следовательно, и спрос на услуги образования, и произошло увеличение численности среднего класса, среди населения большинства стран.
В тот же период, технические разработки, окутываясь соответствующими достижениями, становились все более наукоемкими, возросло практическое значение теоретических знаний фундаментальной науки. Ускоренному расширению ареала этих знаний, естественным образом способствовала сверхразвитая сеть коммуникаций.
Эволюционный переход производства и общества в направлении услуг часто называют термином «тихая революция», выявляя тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этой трансформации, но и плавность описываемых изменений, а также отсутствие каких-либо острых противоречий, обусловленных «врастанием» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему. Этот процесс определяется, главным образом тем обстоятельством, что происходит, исключительно, под влиянием рыночных механизмов, нарастающего спроса на услуги.
В производстве большинства видов услугу сосредоточены трудовые ресурсы высокого уровня образования и квалификации; средний размер оплаты труда здесь выше, чем в промышленном секторе, хотя и при значительном разрыве в его уровнях у работников разных отраслей и профессий.
В результате многоплановой трансформации претерпело изменение само восприятие понятия «услуги» в массовом сознании, которое продолжительное время отождествлялось в большей степени с торгово-посредническими операциями. Теперь понятие «услуга» в большей степени связывается с высокотехнологичными и интеллектуальными продуктами.
В купе с передовыми направлениями индустрии они превратились в локомотив современной экономики, определяющий темпы, качество и результаты экономического роста.
Расширение сферы потребительских услуг является исходным элементом как на уровне государства, так и на уровне корпораций. Стимулирование расширения сферы потребительских услуг выступает одной из ключевых целей государства и общества в свете его высокого значения в системе показателей улучшения качества жизни населения. Решение поставленной задачи требует осуществление системы стимулирующих мер как на уровне государственной политики, выражаемой в повышении качества распределения доходов, снижения дифференциации, развитии внутреннего рынка, повышении конкурентоспособности отечественных предприятий, развитии институтов современной рыночной экономики, так и на уровне корпоративного сектора, реализующего стратегии расширения рынков и интенсификации потребления, внедрения инноваций, применения зарекомендовавших себя технологий маркетинга и менеджмента.
Человечество движется к постиндустриальному обществу, примером тому является бурный рост сетевых и креативных корпораций.
Креативные корпорации по Бузгалину А.В. - объединения нового типа в условиях рождающейся сегодня экономики знаний. Вся система управления основывается на личностных качествах человека: в креативной корпорации
покупают не только профессиональные навыки сотрудника, но и его личностный потенциал - не рукопись, а вдохновение. При этом главной формой взаимодействия работников является не конкуренция, а солидарность и кооперация. Особенно стоит отметить, что креативным корпорациям свойственна идея социально ответственного бизнеса - работать не на максимальную прибыль, а на решение глобальных проблем человечества (долгосрочная стратегия). Креативные корпорации - это бизнес для людей, позволяющий обеспечивать воспроизводство креативного человеческого
потенциала. Мера приближения к креативному будущему не пропорциональна количеству вложенных в продукт высоких технологий. Так как главный движущий механизм - способность генерировать новые идеи, а не совершенствовать старые [2].
Потребление услуг, их стоимость и структура в комплексе с развитым корпоративным сектором является одним из базовых социально-экономических критериев, отражающих уровень развития страны.
Поэтому, политика расширения корпоративного сектора и сектора потребительских услуг в основанная на комплексном воздействии системы мер, направленных на повышение качества распределения доходов, снижения дифференциации доходов, формирование инфраструктуры потребительских рынков, повышение конкурентоспособности отечественной промышленности, так и стратегий, осуществляемых на корпоративном уровне в виде интенсификации потребления, более полного удовлетворения усложняющихся потребностей домохозяйств, формирования новых рынков, внедрение инноваций, стабилизации институциональной среды.
Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что среди факторов, так или иначе влияющих на динамику экономического роста и качественного изменения его параметров в сфере потребительских услуг и в корпоративном секторе, обеспечивающих общественное воспроизводство в условиях сегодняшней России, необходимо преодолеть существующие диспропорции в распределении и доступности ресурсов, благ и услуг в регионах, что в свою очередь последовательно увеличит степень квалификации трудовых ресурсов, изменит структуру потребления, приведет к росту внутреннего производства, положительно отразится на конкурентоспособности российских предприятий, формирования новых рынков, внедрении инноваций и пр. В противном случае, преждевременно говорить о равных возможностях
субъектов общества к саморазвитию, равно как и о перспективах экономического роста.
Список литературы
1. Акопова К.К., Васильчиков В.М. Качество жизни населения в контексте модернизации государственной социальной политики // Труд и социальные отношения. 2011. №3 (81). С. 56-64.
2. Бузгалин А. В. Социально ориентированное инновационное развитие / Инновационное развитие экономики России. Институциональная среда. IV международная научная конференция. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, Экономический факультет; 20-22 апреля 2011 г. Сборник статей. Том 1. Под ред. В.П.Колесова и Л.А.Тутова. М.: МАКС Пресс, 2011. 428 с.
3. Снимщикова И. В. Потребительский спрос населения и его влияние на макроэкономические воспроизводственные процессы: Автореферат дисс. на соискание уч. степени д-ра экон. наук. Москва, 2003. 39 с.
4. Политикам об экономике. Лекции лауреатов нобелевской премии по экономике/ Вступительная статья, общ. ред. Семигина Г.Ю. М:. Современная экономика и право. 2005. 525с.
5. Федеральная служба государственной статистики. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. Стат. бюллетень. М., 2010.
References
1. Akopova K.K., Vasil'chikov V.M. Kachestvo zhizni naseleniya v kontekste modernizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki [Quality of life of the population in a context of modernization of the state social policy]. Trud i sotsial'nye otnosheniya, no. 3 (2011): 56-64.
2. Buzgalin A. V. Sotsial'no orientirovannoe innovatsionnoe razvitie [Socially focused innovative development]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii. Institutsional'naya sreda. IV mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya [Innovative
development of economy of Russia. Institutional environment. Fourth international scientific conference]. Moscow, the Moscow State University of M.V.Lomonosov, Economics department; April 20-22, 2011. Collection of articles. Volume 1. Under the editorship of Kolesov and L.A.Tutov's Accusative. M: MAX Press, 2011. 428 p.
3. Snimshchikova I.V. Potrebitel'skiy spros naseleniya i ego vliyanie na makroekonomicheskie vosproizvodstvennye protsessy [Consumer demand of the population and its influence on macroeconomic reproduction processes]: The thesis abstract on competition уч. degrees of the Dr. econ. sciences, Moscow, 2003. 39 p.
4. Politikam ob ekonomike. Lektsii laureatov nobelevskoy premii po ekonomike [To politicians about economy. Lectures of Nobel prize winners on economy]. M: . Modern economy and right. 2005. 525 p.
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Dokhody, raskhody i potreblenie domashnikh khozyaystv [Federal State Statistics Service. Income, expenses and consumption of house farms]. Stat. byulleten [Stat. bulletin]. M., 2010.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Бгане Юрий Казбекович, доцент, кандидат экономических наук
Кубанский государственный технологический университет ул. Московская, 40 корпус 2, Краснодар 350072, Россия e-mail: [email protected]
Брижак Ольга Валентиновна, доцент, кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет ул. Московская, 40 корпус 2, Краснодар 350072, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Bgan Yury Kazbekovich, associate professor, Cand.Econ.Sci.
Kuban state technological university
40/2, Moskovskaya str., Krasnodar 350072, Russia
e-mail: [email protected]
Brizhak Olga Valentinovna, associate professor, Cand.Econ.Sci., associate professor
Kuban state technological university
40/2, Moskovskaya str., Krasnodar 350072, Russia
e-mail: brizhak71@ mail.ru
Рецензент:
Бухтояров А.А., кандидат экономических наук