ЛИТЕРАТУРА
1. Кованова С.С. Содержание и методика комплексной оздоровительно-кондиционной тренировки мужчин второго периода зрелого возраста / С.С. Кованова / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2020. - № 6 (184). - С. 141-147.
2. Левушкин С.П. Возрастные изменения физической подготовленности населения Российской Федерации по данным выполнения нормативов комплекса ГТО / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 1. - С. 89.
3. Назаренко Л. Д. Физиологический механизм воздействия средств атлетической гимнастики на мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет) / Л.Д. Назаренко, В.М. Вавилов // Педагоги-ко-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 9 (2). - С. 134-140.
4. Оздоровительная тренировка лиц зрелого возраста: направленность, содержание, методики / С.В. Савин, О.Н. Степанова, В.С. Соколова, И.В. Николаев. - Москва : [б. и.], 2017. - 200 с.
5. Стафеева, А.В. Эффективность физкультурно-оздоровительных занятий силовым фит-несом с мужчинами зрелого возраста / Стафеева А.В., Дерябина А. Л. // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1, № 12. - С. 209-212.
6. Шутова Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев // Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь, 2016. - С. 135-139.
REFERENCES
1. Kovanova, S.S. (2020), "Content and methodology of complex health-improving conditioning training of men of the second period of adulthood", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 141-147.
2. Levushkin, S.P. and Sonkin, V.D. (2019), "Age-related changes in the physical fitness of the population of the Russian Federation according to the performance of the RLD complex standards", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, p. 89.
3. Nazarenko, L.D. and Vavilov, V.M. (2014), "Physiological mechanism of the impact of athletic gymnastics on men of the second mature age (40-49 years old)", Pedagogical-psychological and medi-cal-biologicalproblems of physical culture and sport, No. 9 (2), pp. 134-140.
4. Savin, S.V., Stepanova, O.N., Sokolova, VS., Nikolaev, I.V. (2017), Health-improving training of persons of mature age: orientation, content, methods, Moscow.
5. Stafeeva, A.V. and Deryabina A.L. (2016), "The effectiveness of physical training and health-improving strength fitness classes with men of mature age", Successes of modern science and education, Vol. 1, No. 12, pp. 209-212.
6. Shutova, T.N., Gadzhiev, D.M. and Pikhaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sport, tourism: scientific method. escort: Mater. Vseros. scientific-practical conf. with int. participation, Perm, pp. 135-139.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2021
УДК 796.325
РОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСПЕШНОМ ОВЛАДЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Мария Руслановна Глухарева, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В условиях нарастающей тенденции роста сильных команд в сегодняшнем волейболе роль результативного овладения двигательными навыками становится значительной для достижения победы над игровым противником. Основную роль в спортивном формировании игрока, в частности, в развитии технических навыков игры, ключевой опорой является степень развития специальных
двигательных способностей. Волейбол как ациклический вид спорта определяет высокий спрос к развитию координационных способностей игроков-волейболистов. Координационные возможности, в частности, в волейболе - это акробатическая ловкость, способность ориентироваться в пространстве, умение моментом переключать двигательные действия и реагировать на движущийся объект - качества, которые не так-то быстро и легко воспитать. Здесь необходим конкретный спектр оптимальной методики и учет сенситивных (благоприятных) этапов развития двигательного качества. Зачастую именно недостаточный уровень координационных способностей является причиной, тормозящим рост спортивного профессионализма спортсмена. Все выше сказанное обуславливает актуальность выбранной нами проблемы исследования.
Ключевые слова: волейбол, координационные способности, умения, навыки, развитие, тренировка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p95-98
ROLE OF COORDINATION ABILITIES IN THE SUCCESSFUL MASTERING OF MOTOR SKILLS IN VOLLEYBALL
Maria Ruslanovna Glukhareva, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk
Abstract
With the growing trend of strong teams in today's volleyball, the role of effective mastery of motor skills becomes significant to achieve victory over the game opponent. The main role in sports formation of the player, in particular, in the development of technical skills, the degree of development of special motor abilities is the key pillar. Volleyball as an acyclic sport defines high demands on the development of coordination abilities of volleyball players. Coordination abilities, particularly in volleyball, are acrobatic dexterity, ability to orient in space, ability to momentarily switch motor actions and react to a moving object -qualities that are not quick and easy to bring up. A specific range of optimal techniques and consideration of sensitivities (favorable stages) of motor quality development are needed here. Often, it is the insufficient level of coordination abilities that is the above mentioned causes the relevance of the chosen research problem.
Keywords: volleyball, coordination abilities, abilities, skills, development, training.
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной статьи является определение оптимальной методики развития координационных способностей волейболистов, занимающихся волейболом, в процессе спортивной подготовки волейболистов учебно-тренировочной группы. Исходя из предположения о том, что определение наиболее приемлемой, апробированной в ходе педагогического эксперимента способа работы позволит усовершенствовать процесс подготовки юных спортсменов и более наилучший уровень развития координационных способностей волейболистов является одним из основных факторов, определяющих эффективность развития двигательных навыков волейболистов [1]. Новизна и практическая значимость работы заключаются в том, что подобрана оптимальная, апробированная в реальных условиях методика развития координационных способностей волейболистов, занимающихся волейболом, которая в последующем и упражнения для определения уровня. В процессе спортивной тренировки проблема воспитания двигательно-координационных способностей занимает как бы промежуточное, пограничное положение между воспитанием физических качеств человека, прежде всего таких, как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т.д., и процессом управления двигательными действиями, например, через ориентационные и ритмические способности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось во Дворце спорта 50 лет Победы города Якутска Республики Саха (Якутия). Контингент испытуемых - девушки 16-17 лет, занимающиеся во-
лейболом, в количестве 16 человек (8 - экспериментальная группа, 8 - контрольная группа). В ходе исследования были использованы контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости:
1. Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч): на бегу подобрать мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигзагом», огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; кувырок вперед; прыжок через барьер (скамейку, стул); проползти под следующим барьером; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанции 20 м (10м в одном направлении, 10 м в другом).
2. На высоте 80% от максимального прыжка и расстоянии 80-100 см от середины центральной линии натягивается веревка. В центре противоположной площадки маркируется мишень размером 1х1 м., спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (к-во попаданий).
3. Спортсмен имитирует блокирование, затем перекат боком и выполняет передачу мяча (после каждого раза действий) с 8, 6, 3 м на точность в цель, по 10 раз с каждой точки. Передача мяча с оптимальной траекторией. Цель с 8 м - диаметр 1м, с 6 м - 0,75 м, с 3 м - 0,5 м. мишень на стенке (к-во попаданий).
4. Проверка гибкости. Сидя на полу наклон туловища вперед (не сгибая ног), продвигая ладони обоих рук вперед по измерительной рейке. Фиксировать показания по кончикам пальцев.
В ходе педагогического эксперимента в содержание учебно-тренировочного процесса экспериментальной группы, были дополнительно применены следующие специально подобранные упражнения, которые явились средством повышения уровня развития координационных способностей волейболисток [5]:
1. Бег через барьеры различной высоты.
2. Бег на скорость различными способами с изменением направления.
3. По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках.
4. Пролезание между рейками лестницы.
5. Вращение мяча на шнуре на разной высоте - подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур.
6. Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувырка прием или передача мяча).
7. Бросок - кувырок вперед, затем прием или передача мяча.
8. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360° (после поворота прием или передача мяча).
9. Блок, поворот на 180° - прием мяча с падением.
10. Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°.
11. Выполнение нападающих ударов «неловкой рукой».
Данные упражнения применялись во время учебно-тренировочных занятий, которые проводились 5 раз в неделю по 2 часа. Упражнения применялись в соответствии с целями и задачами учебно-тренировочного процесса и выполнялись под контролем тренера.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогические наблюдения, а также экспериментальная работа по исследованию координационных способностей волейболистов проводились в начале учебного года, последний замер - после трех месяцев тренировки. Все это фиксировалось в журнале группы. Все показатели обрабатывались методом статистики. В частности, вычисляли среднее арифметическое значение и делали сравнение. Проводилось фиксирование ловкости по 3-м контрольным упражнениям и упражнениям на гибкость.
Первое контрольное упражнение - бег с препятствиями. Здесь средний показатель времени в экспериментальной группе (ЭГ) в начале исследования составлял 40,8 сек., после эксперимента время прохождения дистанции улучшилось, и составило 38,27 сек. В контрольной группе (КГ) в начале эксперимента - 41,2, в конце - 39,6. Таким образом, по результатам исследования показатели координационных способностей повышаются у обеих групп. В контрольной группе прирост показателя бега с барьерами составил 1,6, а в экспериментальной - 2,53. Прирост показателя попадания в цель теннисным мячом составил: в контрольной группе - 0,5, в экспериментальной - 1,5. Показатель попадания в цель с 8 м после блокировки: в контрольной группе - 1,07, в экспериментальной - 1,5; с 6 м: в контрольной группе - 1, к экспериментальной - 0,93; с 3 м: в контрольной группе -1,04, в экспериментальной - 1,14. Как показывают результаты исследования, показатели координационных способностей: ловкости, попадания в цель и гибкость - повысились в обеих группах. В ходе эксперимента при определении изменения координационных способностей выявили, что при повторении данных упражнений координационные способности улучшаются, что в конечном итоге положительно влияет на успешное овладение игровыми техническими навыками игры в волейбол.
Таким образом, общие результаты исследовательской работы подтвердили рабочую гипотезу, выдвинутую перед исследованием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев А.В. Волейбол / А.В. Беляев. - Москва : Физкультура и спорт. - 2006. - 360 c.
2. Бойченко С. Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С. Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 15-18.
3. Булыкина Л.В. Волейбол : учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. - Москва : Советский спорт, 2020. - 413 с.
4. Губа В.П. Волейбол : основы подготовки, тренировки, судейства / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, П.В. Пустошило. - Москва : Спорт, 2019. - 192 с.
5. Мохова К. С. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу / К.С. Мохова, Д.Ю. Витман, Д.А. Бобровский // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2020. - № 2. - С. 280-285.
REFERENCES
1. Belyaev, A.V. (2006), Volleyball, Physical culture and sport, Moscow.
2. Boychenko, S.D. (2003) "On some aspects of the concept of coordination and coordination abilities in physical education and sports training", Theory and practice physical culture, No. 8. рp. 15-18.
3. Bulykina, L.V. and Guba, V.P. (2020), Volleyball, Soviet sport, Moscow.
4. Guba, V.P., Bulykina, L.V. and Pustoshilom P.V. (2019), Volleyball: bases of preparation, training, refereeing, Sport, Moscow.
5. Mokhova, K.S., Witman, D.Yu. and Bobrovsky, D.A. (2020), "Methodology for the development of coordination abilities in volleyball lessons", Human Health, Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, No. 2, pp. 280-285.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2021
УДК 796.92
МОДЕЛЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 15-16 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Денис Евгеньевич Головко, аспирант, Александра Ивановна Загревская, доктор педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный
университет, Томск