Научная статья на тему 'Роль концессионых соглашений в развитии механизма финансирования социальной сферы'

Роль концессионых соглашений в развитии механизма финансирования социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИИ / FINANCING / CONCESSION AGREEMENT / SOCIAL SPHERE / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купреева Юлия Владимировна, Солопова Анастасия Романовна, Артемов Владимир Александрович

В работе исследуется роль концессий как финансового инструмента развития социальной сферы. Рассмотрена практика применения концессионных соглашений в России и зарубежных странах. Приведены расхождения в трактовке указанной категории в различных странах. Обоснована необходимость применения концессий для развития механизма финансирования социальной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Купреева Юлия Владимировна, Солопова Анастасия Романовна, Артемов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CONCESSION AGREEMENTS IN DEVELOPMENT OF THE FUNDING MECHANISM FOR THE SOCIAL SPHERE

In work the role of concessions as financial instrument of development of the social sphere is investigated. Practice of application of concession agreements in Russia and foreign countries is considered. Divergences are given in interpretation of the specified category in various countries. Need of application of concessions for development of a funding mechanism for the social sphere is proved

Текст научной работы на тему «Роль концессионых соглашений в развитии механизма финансирования социальной сферы»

УДК 336.1

Купреева Юлия Владимировна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», направление подготовки Экономика, профиль Финансы, денежное обращение и кредит

e-mail: [email protected]

Солопова Анастасия Романовна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», направление подготовки Экономика, профиль Финансы, денежное обращение и кредит

e-mail: [email protected]

Артемов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

e-mail: [email protected]

РОЛЬ КОНЦЕССИОНЫХ СОГЛАШЕНИЙ В РАЗВИТИИ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация: в работе исследуется роль концессий как финансового инструмента развития социальной сферы. Рассмотрена практика применения концессионных соглашений в России и зарубежных странах. Приведены расхождения в трактовке указанной категории в различных странах. Обоснована необходимость применения концессий для развития механизма финансирования социальной сферы

Ключевые слова: финансирование, концессионное соглашение, социальная сфера, инвестиции

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 Kupreeva Yulia Vladimirovna, student 3 courses of faculty of economy and management Kursk state university, direction of preparation Economy, profile Finance, monetary circulation and credit

e-mail: [email protected]

Solopova Anastasia Romanovna, student 3 courses of faculty of economy and management Kursk state university, direction of preparation Economy, profile Finance, monetary circulation and credit e-mail: [email protected]

Artyomov Vladimir Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor of finance and credit Kursk state university e-mail: [email protected]

ROLE OF CONCESSION AGREEMENTS IN DEVELOPMENT OF THE FUNDING MECHANISM FOR THE SOCIAL SPHERE

Summary: in work the role of concessions as financial instrument of development of the social sphere is investigated. Practice of application of concession agreements in Russia and foreign countries is considered. Divergences are given in interpretation of the specified category in various countries. Need of application of concessions for development of a funding mechanism for the social sphere is proved Keywords: financing, concession agreement, social sphere, investments

Одна из форм привлечения инвестиций в экономику, которая используется многим странами - представляет собой концессионный договор. Принято считать, что концессия как договор на передачу в управление частным лицам принадлежащих государству объектов инфраструктуры за определенную плату возникла еще в Древнем Риме. Несмотря на богатый опыт реализации концессионных соглашений до сих пор данный инструмент представляет особый интерес как для частных инвесторов, так и для государства при реализации социально направленных инфраструктурных проектов. Поэтому

целесообразно исследовать ключевые аспекты финансового механизма осуществления концессионных проектов.

История отечественных концессий богата на события и может быть рассмотрена в разрезе мировой истории применения концессионных соглашений на схеме, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1 - Мировая практика развития концессионных соглашений [4]

Под концессиями необходимо понимать систему договоров между государством и частным инвестором в отношении государственной и муниципальной собственности, либо монопольной деятельности. Поэтому предметом концессии является государственная и муниципальная собственность, в том числе хозяйственная деятельность, на которую распространяется монополия государства.

Необходимо отметить, что концессии получили большую популярность во многих развитых странах. Примером служат Бельгия, Канада, Великобритания, Испания, где в концессии находятся объекты общественной собственности в сферах железных дорог, автомобилей, здравоохранение.

Заинтересованность к концессионным соглашениям обусловлен некоторыми факторами. Во-первых, это недостаток ресурсов у государства и наличие денежной массы у частного сектора. Во-вторых, в современном обществе наблюдается тенденция по повышению инвестиций на основе государственного и частного партнерства. Отметим, что отличные перспективы

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 имеет процесс привлечения частного капитала в инфраструктурные проекты, поскольку предпринимательство обладает финансовыми ресурсами даже больше, чем государство.

На уровне муниципального управления концессионные соглашения занимают особую роль, потому как непосредственно здесь может быть сконцентрирована основная нагрузка по реализации множества проектов по развитию социальной сферы в области дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, строительства жилья. При управлении объектов социальной и коммунальной инфраструктуры муниципальные власти встречаются с проблемами, которые связаны с малой прибыльностью данных сфер деятельности. Следовательно, вовлечение бизнеса к решению социальных и экономических вопросов на уровне муниципалитетов весьма важно.

Привлечение сторонних инвестиций с целью осуществления государственных проектов для инфраструктуры стало одной из главных тенденций в сфере градостроительства в большинстве развитых и развивающихся стран. Например, в Соединенных Штатах Америки, власти активно привлекают частные компании для решения вопросов местного значения. Это позволяет извлечь экономию до 50% средств бюджета. Ежегодно в мире заключается концессионных контрактов на сумму, превышающую сотни миллиардов долларов.

Необходимым шагом является выделение ключевых отраслей, в рамках которых реализуются концессионные проекты: коммунальная, транспортная, социальная и энергетическая. Из проектов, по которым имеются данные на сегодняшний день, наибольшее количество проектов реализуется в социальной и транспортной отраслях, что наглядно представлено на рисунке 2. Наименьшее же количество проектов представлено в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

30 25 20 15 10 5 0

Социальная Транспортная Коммунальная Энергетическая

инфраструктура инфраструктура инфраструктура инфраструктура

Рисунок 2 - Количество концессий по видам инфраструктуры

Исходя из данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод, что одной из самых перспективных сфер, которые нуждаются в концессионных соглашениях, является социальная сфера.

Финансирование социальной сферы характеризуется большой привлекательностью со стороны инвесторов, что обосновано большим износом инфраструктурного фонда в субъектах Российской Федерации и заметными инфраструктурными разрывами в отдельных регионах.

Однако стоит учесть, что фактором низкой активности инвесторов в социальной сфере являются тенденции современной экономики в России. С одной стороны, государство заинтересовано в привлечении финансовых вложений от сторонних частных лиц с целью формирования различных сфер экономики. Но с другой стороны, необходимых ресурсов для достижения этих целей у государства не имеется.

С целью расширения сферы применения концессионного механизма, создания наиболее благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в реализацию проектов Министерством экономического развития России подготовлен и 12 декабря 2013 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 Российской Федерации». Положения указанного закона направлены на закрепление следующих норм:

1. Распространение механизма платы концедента концессионеру не только в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, но и в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения.

2. Возможность нахождения объектов концессионного соглашения на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления у государственных или муниципальных унитарных предприятий, на праве оперативного управления - у государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

3. Возможность расширения перечня объектов концессионного соглашения путем введения понятия «иное имущество». В целях расширения практики применения концессионных соглашений перечень объектов, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом ФЗ № - 115 могут быть заключены соглашения, предложено сделать открытым.

4. Возможность заключения концессионного соглашения по частной инициативе на основании предложения лица, отвечающего требованиям, предъявляемым к концессионеру.

5. Возможность обеспечения гарантии окупаемости инвестиций концессионера и получения объема средств (выручки), предусмотренного соглашением.

6. Возможность расширения перечня обязательных условий концессионного соглашения.

7. Возможность предъявления концессионером требований концеденту по изменению существенных условий концессионного соглашения, в случае если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных соглашением обязательств вследствие действий органов власти.

8. Возможность заключения прямых соглашений, устанавливающих право на замену концессионера без проведения конкурса по требованию финансирующей организации.

9. Возможность участия на стороне концедента множественности лиц (предусматривает совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения, по итогам которого с каждым публично-правовым образованием заключается отдельное концессионное соглашение).

10. Возможность преимущественного права выкупа концессионером объекта концессионного соглашения [1].

Однако действующее законодательство стран по-разному раскрывает юридическую природу концессии. Например, Закон о государственно-частном партнерстве Греческой Республики определяет концессию как вид права, передаваемый в соответствии с заключенным соглашением о государственно-частном партнерстве. Такой же подход к определению правовой сущности концессии использует Закон о государственно-частном партнерстве Республики Хорватия. Закон «О государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях и процедурах их заключения» Республики Косово рассматривает концессию как особое эксклюзивное право, передаваемое от государственного партнера частному.

Законодательная практика Индии в определении сущности концессинного соглашения как одной из форм реализации государственно-частного партнерства сходится с подходом, применяемым в России. В то время как Китайская Народная Республика и Республика Малайзия не проводят существенных различий в категориях «концесионное соглашение» и «соглашение о государственно-частном партнерстве». Тем самым, вопрос заключения концессионных соглашений, как правило, регулируется через принятие специальных законов в системе внутреннего (национального)

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 законодательства государств, однако такое нормативное регулирование реализуется через различное определение сущности концессии.

Таким образом, практика применения концессионных соглашений на территории Российской Федерации для развития региональной социальной инфраструктуры в настоящее время очень актуальна и финансовый механизм концессий необходимо развивать, так как эффективность данных форм отношений при финансировании развития социальной сферы подтверждается успешным опытом реализации данного механизма в других станах

Список литературы:

1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года, №115-ФЗ.

2. Международная группа РАЭКС (RAEX) (ООО «Международная группа рейтинговых агентств «Эксперт РА») [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru/ свободный.

3. Сысоев А. П. Институциональные аспекты регулирования концессионных соглашений в России // Социальные и правовые проблемы экономического развития: Межфакультетский сборник научных трудов. Под общ. ред. А.П.Сысоева, М.С. Халикова, А.И.Усова. - М.: Университетская книга, 2012. — С. 246 - 264.

4. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации.- М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. -56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.