РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
л.и. ИЛЬИНА,
кандидат экономических наук, доцент Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации
Создание целостной системы финансового обеспечения потребительской кооперации в целях ее дальнейшего устойчивого роста в значительной степени будет определяться концепцией развития зоны Севера, предусматривающей усиление учета социально-экономического, этнического и экологического факторов.
Проведение неэффективной государственной региональной политики по отношению к северным территориям, заключавшейся в необоснованности разрабатываемых стратегий развития, их слабое ресурсное и финансовое обеспечение привело к негативным последствиям гипертрофированности экономического развития большинства северных районов; низкому уровню производительности труда и социальной обеспеченности населения; неразвитости инфраструктуры и экологии, неэквивалентному обмену; утрате северного образа жизни, традиционных форм хозяйствования и жизнедеятельности местного населения.
Ограниченные ресурсы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации сузили возможности государственной поддержки, предоставляемой коренным малочисленным народам Севера.
В постановлении Правительства РФ «О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» сказано, что сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно — командной модели. Система недостаточно эффективна в силу общих для страны причин: трансфертного характера формирования бюджетных доходов большинства субъектов Российской Федерации,
исполнения приватизированными предприятиями функций, связанных с содержанием объектов жи-лищно — коммунального хозяйства и социальной сферы, и др. [1, с 3].
Смена концептуальных подходов к развитию Севера должна заключаться не только в освоении топливных и сырьевых ресурсов для внешних потребителей, но и предусматривать создание необходимых социально-экономических условий для жизни северян, которые должны предусматривать:
• развитие северных территорий на основе имею -щихся источников финансового обеспечения и уже сложившихся историко-культурных очагов жизнедеятельности;
• расширение воспроизводственных процессов для материализации здесь капитала на основе рационального использования природных ресурсов;
• законодательное закрепление за коренными народами права на частную и коллективную собственность и отмены земельного налога с территориальных общин;
• передачу общинам ряда социально — экономических полномочий, предоставление им преимущественных прав пользования ресурсами традиционного жизнеобеспечения, отчисление общинам части прибыли промышленных предприятий от земле — и недропользования на территориях традиционного проживания;
• стимулирование восстановления северного сельского хозяйства занятости и самозанятости коренных малочисленных народов Севера за счет создания предприятий по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, продвижения продукции этих отраслей на рынки;
• развития социальной сферы путем создания соответствующей северным условиям социаль-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
163
ной инфраструктуры, оказание прямой адресной помощи малообеспеченным представителям коренных малочисленных народов Севера, прежде всего, сельским жителям, решение проблемы занятости в местах компактного проживания этих народов. Решение этих вопросов требует разработки сервисной модели удовлетворения потребностей коренных народов Севера путем: возвышения роли государственной политики по отношению к Северу, продиктованного необходимостью ослабления чрезмерной угрозы его экономике со стороны слабо регулируемого рынка; осуществления комплексного подхода к решению социально-экономических проблем Севера; устранения противоречий между реалиями Севера и общероссийским законодательством; геополитических интересов России в системе мирового сообщества и обеспечении ее национальной безопасности.
По утверждению В. Н. Лаженцева и других российских ученых, механизм реализации государственной «северной» политики должен определяться с учетом общегосударственного значения Севера во всех сферах жизнедеятельности [2, с. 22] и отражать следующие основные направления:
— развитие производительных сил, организацию и разделение труда, формы организации производства и их специализацию, степень удовлетворения потребностей и интересов на местном и субфедеральном уровнях;
— складывающиеся формы социально-экономических отношений: организационно-функциональные, по поводу отношений, собственности, отношения межхозяйственного и межрегионального взаимодействия;
— формирование нормативно-правовых отношений связанных с государственным регулированием деятельности экономических субъектов хозяйствования в отраслях экономики.
При разработке стратегий развития северных регионов, кроме вышеперечисленных направлений, на наш взгляд, следует учитывать мировой опыт государственной политики, накопленный северными странами (США, Норвегией, Канадой, Финляндией, Данией) на соответствующих территориях. Он заключается в проведении целенаправленной протекционистской политики, предусматривающей: достижение сбалансированного развития между отраслями, использующими возобновляемые и не возобновляемые ресурсы и сохранение на этой основе качества природной среды и условий жизнедеятельности коренного
населения. В качестве мер, направленных на реализацию сбалансированной политики по отношению к северным территориям, можно, для примера, назвать организацию правительством Канады национальных «круглых столов» по проблемам сбалансированного жизнеобеспечения Севера; финансирование экологических программ сохранения природной арктической среды из разных, в т. ч. международных, источников и т. д. [3, с. 15].
Примером может служить модель самоуправления природными и производственными ресурсами для развития коренных народов Британской Колумбии, разрабатываемая Джеймсом Эндрю Мк-Доналдом (Университет Северной Британской Колумбии Канада). В основу разработки этой модели положено «три принципа так называемого метода TзimsЫan как основы для управления ресурсами: собственность, «коренное» право и общественная культура (институты) [4]. Проведенные исследования показывают, что необходимым условием развития коренных народов Севера является закрепление за ними права на частную и коллективную собственность.
Для развития структуры хозяйства, наиболее адекватной северным условиям, необходимо создание стабильной финансовой поддержки северных территорий на основе целого комплекса мер (рис. 1).
Пополнение финансовых ресурсов северных территорий в значительной степени будет определяться развитием потребительского рынка. Формирование потребительского рынка в северных регионах имеет специфические особенности. Значительную часть населенных пунктов северных территорий составляют небольшие поселки и села, характеризующиеся низким уровнем социально-экономического развития. К регулированию хозяйственных процессов, способствующих развитию северных территорий, наряду с федеральными и региональными органами власти должны привлекаться на условиях партнерства корпорации, имеющие в своем распоряжении финансовые ресурсы, которые могут принять на себя часть обязательств государства по социально-экономическому развитию северных территорий.
Перераспределение доходов в условиях свободного ценообразования между производителями сельскохозяйственной продукции, перерабатывающими и торговыми организациями в пользу последних, а также отсутствие достаточных финансовых ресурсов в бюджетах муниципальных образований привели к снижению объемов сельскохозяйственной продукции местного производства и
Рис. 1. Направления финансовой поддержки развития северных территорий
региональная экономикА: теория и практика
165
Таблица 1
Доля Северо-западного региона в показателях деятельности потребительской кооперации РФ за 2002 — 2005 гг., %
Показатели деятельности 2002г. 2003г. 2004г. 2005 г. 2005 г. к 2002, (+, -)
Совокупный объем деятельности 14,9 15,2 15,5 16,0 + 1,1
Оборот розничной торговли — всего, в т. ч. 15,0 15,8 16,1 16,7 + 1,7
Оборот общественного питания 13,2 14,5 15,6 15,7 +2,5
Собственная продукция в обороте обществ. питания 14,5 15,0 15,7 15,9 + 1,4
Оборот оптовой торговли 21,2 22,0 22,6 22,6 +1,4
Закупки сельхозпродуктов и сырья 12,0 11,4 11,1 10,5 -1,5
Производство промышленной продукции 12,3 12,7 13,1 13,7 +1,4
Платные услуги населению 8,6 9,7 10,8 12,0 +3,4
Примечание: составлено и рассчитано по [4, с. 40,49, 61, 67, 100, 133].
уменьшению объемов ее закупок потребительской кооперацией.
Как показывает исследование (табл. 1) с 2002 по 2005 гг. при увеличении объемов почти по всем видам деятельности прослеживается постепенное снижение удельного веса закупок сельскохозяйственной продукции и сырья потребительскими союзами Северо-западного региона в показателях Центросоюза РФ, что обусловлено значительным сокращением материально-технической базы заготовок, а также уменьшением производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах территории.
В целом по системе потребительской кооперации в 2005 г. 33 потребительских союза снизили объемы закупок мяса, молока, картофеля, овощей и плодов. Значительные темпы снижения закупок по мясопродуктам были допущены Ленинградским потребительским союзом, по молокопродуктам — Новгородским и Псковским потребительскими союзами, по яйцу — Новгородским и Архангельским потребительскими союзами, по овощам и плодам — Архангельским потребительским союзом [5, с. 3].
В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса выдвинута в число приоритетных национальных проектов. Министерством сельского хозяйства РФ разработан инвестиционный проект «Развитие АПК» на 2006-2007 гг., предусматривающий ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования общим объемом финансирования 30,9 млрд. руб. [6, с. 1].
К сожалению, на федеральном уровне потребительская кооперация оказалась не включенной в национальный проект по развитию сельского хозяйства. Хотя, учитывая специфику деятельности потребительской кооперации, было бы правильным поручить выполнение такой важной государственной задачи потребительским обществам на равных с агропромышленным комплексом.
В ряде потребительских союзов России, в частности в Удмуртии, проводится одна государственная политика органов власти и потребительской кооперации в области закупок через потребительский союз всей производимой и заготавливаемой в личных подворьях сельскохозяйственной продукции. На организацию этой работы выделено из бюджета республики 47 млн. руб., в качестве привлеченного источника финансирования активно используются заемные средства пайщиков. В целом в системе потребительской кооперации их величина составляет около 2 млрд. руб. или 30,6 % всех заемных финансовых ресурсов [7, с. 2].
Советом Алтайского крайпотребсоюза принята специальная программа по участию кооперативных организаций в реализации национального проекта по развитию АПК. В крае создаются совместные с потребительскими обществами сельскохозяйственные кооперативы по производству и закупке сельскохозяйственной продукции.
Потребительскими союзами в регионах разработаны программы развития на перспективу, включающие участие потребительской кооперации в реализации социальных проблем села. Темпы роста объемов бытовых услуг, развития растениеводства и животноводства сдерживаются отсутствием или недостаточным расширением имеющейся материально-технической базы. В целях поддержки проводимой социальной деятельности Правительством Республики Коми принята целевая программа по оказанию финансовой помощи потребительской кооперации из Республиканского бюджета РК на 2006-2008 гг., предусматривающая выделение финансовых ресурсов на развитие материально-технической базы торговли и бытового обслуживания в объеме 39,6 млн. руб. [8, с. 3].
В настоящее время в системе потребительской кооперации зарегистрировано 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Вместе с тем в программах целого ряда регионов по развитию сель-
скохозяйственной потребительской кооперации не задействованы в качестве соисполнителей организации потребительской кооперации, в них не отражено взаимодействие и сотрудничество в создании совместных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, участии в закупках, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции, обучении кадров, распространении информационного обеспечения, передового опыта [9, с. 9].
Следует отметить, что для пополнения оборотных средств совместных кооперативов необходимо внесение в законодательство поправок, которые бы предоставили право сельскохозяйственным кооперативам на получение субсидий вне зависимости от обязательной переработки в кооперативе произведенной или заготовленной сельскохозяйственной продукции.
Меры государственной поддержки для организаций потребительской кооперации, предусмотренные Законом РФ «О федеральном бюджете» на 2007 г. на возмещение части затрат по кредитам, полученным на закупку сырья для переработки, материальных ресурсов, покупку молодняка скота и птицы, уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и др., позволят увеличить возможности финансового обеспечения потребительской кооперации в активизации закупочной деятельности и развитии малых форм хозяйствования [10, с. 3].
Разработанные программы создают дополнительные возможности социально-экономического развития северных территорий в пополнении продовольственных ресурсов потребительского рынка. Вместе с тем, для эффективной их реализации федеральными и региональными органами власти следует учитывать наличие значительного разнообразия поселений, отличающихся по степени близости или удаленности от районного центра (с учетом возможностей его влияния на хозяйственную и социальную ситуацию села), дорог круглогодичного пользования, степени сохранности традиционных для сел и деревень производств или промыслов.
В решение проблем развития села и потребительских рынков северных регионов, задач, определенных концепцией поддержки северных территорий по стимулированию занятости и самозанятости коренных малочисленных народов Севера за счет создания предприятий по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, существенный вклад может внести и потребительская кооперация путем: роста торговой деятельности, развития малых форм хозяйствования по производству продукции животноводства,
растениеводства, продукции народных промыслов, заготовки лекарственного и технологического сырья и их частичной переработки, увеличения объемов оказываемых бытовых услуг.
Решение этих задач потребительской кооперацией осложняется рядом внутренних и внешних факторов, оказывающих негативное влияние на ее развитие, недостаточно развитой нормативно-правовой базой, отсутствием необходимых финансовых ресурсов.
Квнутренним факторам, сдерживающим активизацию деятельности потребительских обществ в северном регионе, следует отнести: недостаточно развитую материально-техническую базу с не оптимально структурированной сетью организаций и слабой типизацией торговой сети; недостаток собственных оборотных средств и низкая их оборачиваемость; большие транспортные расходы; недостаточная квалификация кадров, невысокое качество обслуживания населения.
Среди внешних факторов определяющими являются: высокие цены на энергоносители, наличие административных барьеров во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, в организации лицензирования и сертификации продукции; низкая конкурентоспособность на местных рынках сбыта; отсутствие достаточной материальной заинтересованности сдатчиков сельскохозяйственной продукции, низкая покупательная способность сельского населения; социальное неблагополучие.
Позиция автора в отношении организации производства народных промыслов, а также источников их финансирования в системе потребительской кооперации представлена на рис. 2.
Развитие потребительской кооперации в перспективе в значительной степени будет определяться общей политикой социально-экономического развития территорий, изысканием дополнительных внутренних и внешних источников финансирования.
Увеличение внутренних источников будет зависеть от роста численности пайщиков и величины паевого фонда, стимулирования привлечения заемных средств населения.
Объем внешних источников финансовых ресурсов будет во многом определяться реализацией концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера до 2015 г., которая будет способствовать росту финансового обеспечения северных регионов.
В связи с этим увеличатся возможности потребительской кооперации в получении финансовой поддержки государства в виде бюджетных ассиг-
Рис. 2. Организация производства народных промыслов в системе потребительской кооперации
нований, бюджетных ссуд и гарантий, налоговых льгот при реализации ее главной цели — реализации социальной миссии, которая может выражаться в совместной реализации социальных проектов и целевых программ на подведомственных территориях. Величина финансо — вых ресурсов может также пополниться за счет таких привлеченных средств: доходов от займов и облигаций; лотерей органов местного самоуправления; инвестиционных ресурсов путем участия в конкурсах — (тендерах),
получения соответствующих грантов по обмену опытом; долевого участия в строительстве и др.
Возможности их привлечения в полной мере будут зависеть от тактики и стратегии управления финансовыми отношениями, складывающими на потребительском рынке Севера органами субъектов Федерации в следующих направлениях: • обеспечение государственной поддержки создания кооперативов по переработке сельскохозяйственной и дикорастущей продукции,
создания и развития материально-технической базы по оказанию бытовых услуг в потребительской кооперации;
• содействие формированию муниципальногорын -ка ценных бумаг путем организации выпуска муниципальных облигаций;
• использование принципов территориального маркетинга в формировании и развитии рынка товаров и услуг;
• поиск объективных критериев разграничения полномочий между органами региональной власти и местного самоуправления в области регулирования отдельных сегментов потребительского рынка; установление и поддержание межтерриториального взаимодействия в целях обеспечения развития местного рынка товаров и услуг;
• расширение использования механизмов государственного размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг с использованием торгов, аукционов и бирж;
• развитие договорных отношений на взаимовыгодной основе с производителями товаров и услуг.
Первое направление диктуется тем, что при уже имеющейся наиболее динамично развивающейся системе на селе, располагающей устойчивой материально-технической базой, организующей продажу товаров и услуг, производство и заготовки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного технического сырья, оказывающей социальную миссию, целесообразным является ее государственная поддержка, чем создание новой сети потребительских кооперативов.
Развитие территориального рынка ценных бумаг в северных регионах даст возможность привлечь дополнительные финансовые ресурсы и стимулировать участие населения и организаций в решении проблем развития территории.
Одной из наиболее возможных альтернатив развития финансового рынка является организация выпуска доходных облигаций для финансирования целевых проектов, что позволяет в качестве одного из источников погашения задолженности по облигационному займу использовать отчисления от прибыли организаций, созданных в процессе реализации проекта. Решение этой задачи требует проведения маркетингового, финансового анализа с целью обоснования предпочтительных стратегий развития территорий с использованием муниципальных займов и составления бизнес-плана одного из альтернативных проектов, принятых к реализации.
Увеличению финансовых ресурсов территорий также будет способствовать использование принципов территориального маркетинга субъекта (органа местного самоуправления), предполагающего организацию собственной предпринимательской деятельности или осуществление ее опосредованно путем его участия в создании и обеспечении деятельности муниципальных предприятий по оказанию коммунальных и ритуальных услуг; подготовке и переподготовке персонала; организации ярмарок, выставок, развитию местного туризма.
При разработке совокупности критериев делегирования решений с регионального на муниципальный уровень по вопросам развития потребительского рынка должна учитываться компетентность последних в решении вопросов организации работ, их кадрового, информационно — аналитического и методического обеспечения, приниматься меры по устранению излишних организационных звеньев, избыточных финансовых потоков, совершенствованию организации контроля и координации их совместной деятельности. Установление и поддержание межтерриториального взаимодействия должно предусматривать оказание содействия в решении вопросов:
— приобретения и продажи товаров и услуг, закупки материально-сырьевых ресурсов, в т ч. представителями различных видов кооперации, подготовки и стажировки персонала в других регионах;
— создания на основе взаимовыгодной межтерриториальной кооперации и интеграции ресурсов межрегиональных крупных объединений (ассоциаций, консорциумов, коммерческих организаций с иностранными инвестициями), интеграционных комплексов (технопарков, технополисов) объектов рыночной инфраструктуры (банков, инвестиционных компаний, лизинговых центров, консультационных организаций, логистических компаний). Сказанное выше позволит концентрировать
финансовые ресурсы и принимать более обоснованные решения в области реализации межтерриториальных и международных программ и проектов для перспективного социально-экономического развития северных территории, исходя из исторически сложившегося расселения населения, демографической ситуации и иных местных особенностей.
Одним из путей стимулирования роста товарной массы на потребительском рынке территории и средства, способствующего поддержке потребительской кооперации и других предпринимательских структур, является использование и развитие механизмов государственного (регионального) и муни-
ципального заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 г. №94-ФЗ [11].
При обеспечении равных возможностей для предприятий и организаций на участие в конкурсных процедурах, при наличии объективных критериев выбора лучших по качеству и соотношению «цена — качество» товаров и услуг, как отечественного, так и иностранного производства он является эффективным средством, стимулирующим конкуренцию товаропроизводителей.
Одной из форм взаимодействия между территориальными органами власти и организациями является установление договорных отношений (заключения контрактов), которые являются обязательным условием размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. В России наибольшее распространение получило проведение конкурсов и заключение контрактов на выполнение подрядных работ. Так, в 2004 г. в Республике Коми было проведено 12400 конкурсов, общая стоимость заключенных контрактов на выполнение подрядных работ составила 67,9 млрд. руб. [12].
Таким образом, реализация предложенных механизмов, построенных на установлении конструктивных взаимоотношений между территориальными органами власти и организациями, будет способствовать концентрации имеющихся и аккумуляции дополнительных финансовых ресурсов для развития потребительского рынка и создания необходимых условий функционирования потребительской кооперации в северных регионах.
Укрепление финансов в системе потребительской кооперации в значительной степени будет зависеть от реализации концепции государственной поддержки развития районов Севера, учитывающей влияние социально-экономических и других факторов, проведения более эффективной государственной региональной политики, направленной на развитие северных территорий и финансовую поддержку потребительской кооперации в рамках реализации приоритетных национальных проектов и развития малого предпринимательства.
Для развития северной структуры хозяйствования, требующей значительных финансовых ресурсов, необходимо реформирование межбюджетных отношений с учетом покрытия повышенных расходов воспроизводства на Севере соответствующими рентными доходами, закрепляемыми в бюджетах территорий на основе долговременных стабильных нормативов, а также частью косвенных налогов, полностью поступающих в федеральный бюджет.
ЛИТЕРАТУРА
1. О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: постановление Правительства РФ от 07.03.2000 № 198//Собр. законодательства РФ. -2000. № 12. Ст. 1286.
2. Лаженцев В. Н. Север как объект государственной политики / В. Н. Лаженцев // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы IV регион. науч. -теоретич. конф. — Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. - 329 с.
3. Беляев, В. И. Потребительский рынок субъекта Российской Федерации (механизмы формирования, регулирования и развития) / В. И. Беляев. — Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. - 67 с.
4. Джеймс Эндрю МкДоналд. Совместные исследования с коренными народами циркумполярного Севера Канады и России и проблемы сохранения их культурного наследия в условиях глобализации / Мк-Доналд Джеймс Эндрю: доклад на Первом Северном соц. -эколог. конгр. — Сыктывкар, 2005.
5. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. — М.: Центросоюз потреб. обществ РФ, 2006.
6. Общая информация о приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». — http://txt. www. mcx. ru /.
7. Ермаков, В. Ф. О роли потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов / В. Ф. Ермаков // Деловой вестник «Российской кооперации». 2006. № 4.
8.О целевой республиканской программе: Развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации в Республике Коми [20062008 годы]: Закон Республики Коми от 26 декабря 2005 г. №158-РЗ // газета «Республика». 31.12.2005.
9. Шкурко А. Развитие АПК, место и роль кооператоров / А. Шкурко // Деловой Вестник «Российской кооперации». 2006. № 9. С. 8 — 9.
10. Зайцева Л. О льготах для организаций потребительской кооперации, предусмотренных законом «О федеральном бюджете на 2007 г.» / Л. Зайцева //Российская кооперация. 2007. 18 янв. № 3 (471). С. 3.
11. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 21 июля 2005 г. [Принят Государственной Думой 8 июля 2005 г.]: в ред. федер. закона от 27.07. 2006 г. № 142-ФЗ // Рос. газета. 2005. 28 июля. № 163.
12. Интернет сайт Российской ассоциации организаторов подрядных торгов и стоимостного инжи-ринга. — http:// www. coinvest. ru/rabce/.