кожных аппликации нативного вещества с последующим введением адъюванта Фрейнда не выявлено заметных изменений в крови подопытных животных по сравнению с контрольными.
Среднее количество лейкоцитов, рассчитанное по методике О. Г. Алексеевой и Л. А. Дуевой fl], у контрольных и подопытных животных было несколько увеличено, однако различия в количестве лейкоцитов и реакции специфического лейколиза в обеих группах оказались несущественными (р>0,5). Лизис лейкоцитов под влиянием рабочей дозы ОДНФ-20 у контрольных и подопытных животных, возможно, связан с высокой поверхностной активностью вещества.
ОДНФ-20 не обладает заметной кумуляцией. Исследование кумулятивных свойств проведено на крысах методом К. S. Lim и соавт. Препарат вводили в течение 24 дней в дозе V,o LD50, увеличивая дозу в 1,5 раза каждый 5-й день. Icum составил 6,65.
По результатам исследований можно заключить, что ОДНФ-20 является малотоксичным соединением, не оказывает местнораздражающего и кожно-резорбтивного действия, вместе с тем вызывает выраженное раздражающее действие на слизистую оболочку глаза.
При накожных аппликациях не обладает сенсибилизирующим действием, Кумулятивные свойства выражены
умеренно. Полученный расчетным путем ориентировочно-безопасный уровень воздействия ОДНФ-2С) в воздухе рабочей зоны соответствует 15,78 мг/см3 [3].
Литература
1. Алексеева О. Г., Дуева Л. А. Аллергия к промышленным химическим соединениям.— М., 1978.
2. Костова М., Костова Н., Касъров М. // Хиг. и здравео-пазв. — 1984.— Т. 27, № 3. — С. 212—216.
3. Методические указания по применению расчетных и экс-пресс-экспернментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов. — М., 1979.
4. Скворцова Р. ИМеркулов А. И., Воронцова Н. JI. // Гиг. труда. — 1984. —№ 2. — С. 34—37.
5. Litchfild J. Т., Wilcoxon F. J. цит. по Беленькому М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. — Л., 1963.— С. 81—95.
6. Yamasaki Y.// Okajama Igakkai Lasshi. — 1984. — Vol. 96, N 5—6. — P. 527—530.
Поступила 24.06.86
УДК 613.481-053.2
Г. В. Терентьева, О. Г. Иванова, М. П. Ронжина
РОЛЬ КОНСТРУКЦИИ ВЕРХНЕЙ ЗИМНЕЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
В СУММАРНОМ ТЕПЛОЗАЩИТНОМ ЭФФЕКТЕ
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Детский организм благодаря ряду анатомо-физиологи-ческих особенностей легче, чем взрослый, подвергается как охлаждению, так и перегреванию, что в значительной мере определяет высокий уровень респираторной заболеваемости у детей. Особенно это относится к детям дошкольного возраста, которым свойственна большая лабильность функций, неэкономичность и в ряде случаев неадекватность реакций на воздействия окружающей среды.
Прогулка в условиях прохладного воздуха призвана быть мощным оздоровительным фактором в общей системе оздоровления детей. Для обеспечения максимального времени пребывания дошкольников на открытом воздухе в холодный период года их одежда должна обладать достаточными теплозащитными свойствами.
С целью определения наиболее рациональной верхней детской одежды нами изучалось изменение теплового состояния дошкольников, одетых в различные образцы одежды, выпускаемой в настоящее время промышленностью, в условиях двухчасовой утренней прогулки в зимнее время года. Температура воздуха в период исследований изменялась от —4 до —15°С, скорость ветра — от 0,5 до 2,4 м/с, относительная влажность воздуха — от 70 до 90 %. Различнее образцы одежды одевали в разные дни на разных детей, чтобы исключить при общей гигиенической оценке одежды индивидуальные особенности отдельных детей. При этом строго соблюдали соответствие размеров одежды и тела ребенка. Физиологические исследования проводили при обязательном учете всех внутренних слоев одежды, обуви, головного убора, а также метеорологических параметров окружающей среды.
В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 5—6 лет (15 девочек и 10 мальчиков), практически здоровых, каждый из которых был обследован 7—15 раз. Результаты исследований представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, наиболее высокий уровень теплозащитных свойств создают «пакеты» материалов зимних пальто 3, 4, 5 и шубы из синтетического меха (10) за счет относительно большой толщины (1,3—1,5 см) и небольшой
воздухопроницаемости [53—74 дм3/(м2-с)]. Наиболее низкими теплозащитными свойствами обладают «пакеты» комплектов 1 и 2, изготовленных из синтетических материалов, имеющих средневзвешенную толщину 0,55 см, а воздухопроницаемость 164 дм3/(м2-с). Зимние пальто 6, 7, 8, 9 по теплозащитным свойствам «пакетов» материалов занимают промежуточное положение между рассмотренными выше более «теплыми» и «холодными» образцами одежды.
Известно, что при изменении метеорологических условий (в данном случае — выход детей из помещения на улицу) тепловое состояние организма изменяется в первую очередь за счет изменения теплоотдачи, т. е. регуляции кровенаполнения периферических тканей и скорости кровотока с последующим изменением количества тепла в поверхностных тканях. В связи с этим температура поверхности тела, ее уровень и топография являются одними из основных показателей теплового состояния организма во время прогулки.
Исследование динамики показателей теплового состояния детей в зависимости от прогулки в различной верхней одежде (при прочих равных условиях) показало, что для защиты организма ребенка от охлаждения ведущее значение имеют не физико-механические свойства материалов, а покрой одежды — ее конструкция. Так, физико-механические свойства «пакетов» материалов пальто 2, 4 и шубы (10) должны обеспечивать практически одинаковые теплозащитные свойства изделий в процессе эксплуатации. Однако особенности покроя пальто 3 и 4 (форма «колокол») обусловливает свободное проникновение холодного воздуха в пододежное пространство, что приводит к существенному уменьшению теплозащитного эффекта одежды во время носки. Средневзвешенная температура кожи (СВТК) у детей, гуляющих в указанных пальто, снижается к концу прогулки в среднем на 2,9 °С (табл. 2). При этом наиболее существенно падает температура кожи нижних отделов туловища (в среднем на 4,5 °С), но и в области груди она снижается более чем на 1 °С. В то же время у детей, одетых во время прогулки в шубу, имеющую прямой удлиненный покрой, обеспечивающий относительно плотное при-
Таблица 1
Характеристика образцов верхней детской одежды
№ изделия Масса одежды, кг Физико-механические свойства «пакета» материалов
Вид изделия Размеры Материал верха и утеплителя Особенности конструкции (покрой, длина) средневзвешенная толщина, см воздухопроницаемость, Дм3/(м* • с)
1,2 Комплект: брюки и куртка 30, 32 Лаке и синдипон Куртка удлиненная на молнии с капюшоном 0,5—0,6 0,55 164,0
3,4 Пальто зимнее 28, 30 Шерсть и полушерстяной ватин, 1,5 слоя Свободное, слегка расширено книзу, однобортное, 1,1-1,2 1,31 67,6
до середины бедра 1,3 53,2
5 То же 28 Драп и полушерстяной ватин, 1,5 слоя Приталенное с поясом, книзу расклешено, двуборт- 1,50
ное, до колен Свободное, однобортное, до
6, 7 » » 30, 32 Шерсть и полушерстя- 1,3—1,5 0,99 68,0
ной ватин, 1 слой середины бедра 82,0
8, 9 » » 30, 32 То же Прямое с поясом и капюшоном, двубортное, до 1,3—1,5 1,30
середины бедра 1,30 74,6
10 Шуба 30 Синтетический мех и полушерстяной ватин, 1 слой То же, но до колен 1,0
легание изделия к телу, СВТК снижается только на 1,6 °С, температура кожи нижних отделов туловища — на 1,7 °С, а груди — всего на 0,2 °С. Таким образом, при сравнении изделий 3, 4 и 10 четко выявляется значительная роль конструктивных особенностей одежды в обеспечении суммарного теплозащитного эффекта. Последний обусловливается не только общими особенностями покроя, но и непосредственным утеплением того или иного участка тела ребенка, что проявляется в более выраженном охлаждении области ягодиц у детей, одетых в относительно короткие свободные или расширенные книзу пальто (3, 4, 5), по сравнению с таковым у детей, гуляющих в прямых удлиненных пальто (10). У детей в пальто, длина которых достигает лишь середины бедра (3, 4, 6, 7, 8, 9), степень снижения температуры кожи последнего за время прогулки в 2 раза больше, чем у детей, одетых в пальто удлиненной конструкции
(5 и 10).
Наименьшие сдвиги в общем теплосодержании поверхностных тканей организма за время прогулки наблюдались у детей, одетых в комплекты 1 и 2, несмотря на то что их массы в 2—3 раза меньше массы зимних пальто, а теплозащитные свойства «пакета» материалов наиболее низкие из всех рассматриваемых образцов. Это связано с тем, что данный комплект одежды обеспечивает относительно равномерное утепление тела ребенка. В результате степень снижения СВТК у детей, гуляющих в комплектах 1 и 2, в
2—3 раза меньше по сравнению с аналогичным показателем у детей, одетых в другие образцы одежды. Особенно преимущество «замкнутой» конструкции одежды проявляется в характере изменения температуры кожи в области нижних отделов туловища и конечностей. Так, в области бедра и голени температура кожи у этих детей не только не снижается за время прогулки, но, напротив, даже несколько возрастает. А в области ягодиц степень снижения температуры кожи в несколько раз меньше, чем у детей, одетых в пальто. Вместе с тем особенности покроя куртки, борта которой застегиваются на молнию без дополнительного клапана, ограничивающего проникновение холодного воздуха под одежду, обусловливают несколько большее охлаждение области груди у детей, гуляющих в комплектах 1 и 2, по сравнению с детьми, одетыми в пальто, имеющие двубортный покрой (5, 8, 9, 10).
Наиболее выраженное снижение температуры поверхности тела за время прогулки наблюдалось у детей, одетых в пальто 6 и 7, которые при относительно низких теплозащитных свойствах «пакета» материалов (см. табл. 1) имели еще такие «недостатки» конструкции, как свободный однобортный покрой и длина до середины бедра.
О степени охлаждения при холодовом воздействии можно судить не только по степени снижения температуры кожи, но также и по времени ее восстановления. Как известно, после холодовой экспозиции процесс восстановления
Таблица 2
Показатели температуры (в °С) кожи у детей в зависимости от образца верхней одежцы в условиях
2-часовой прогулки в холодный период года (М =Ь т)
Область тела Номер изделия
1 —2 3 — 4 5 6 — 7 8 — 9 10
Грудь Ягодицы Бедро Голень —0,9±0,1 —0,9±0,2 +0,1±0,1 +0,6±0,1 —1,3±0,2 —3,34=0,3 —3,2±0,3 —2,0±0,3 —0,4+0,1 —2,7±0,2 —1,5±0,2 —1,3±0,2 — 1,64=0,2 —4,5=1=0,3 —3,2+0,2 4,8+0,2 —0,7+0,2 —2,8±0,3 —3,0±0,2 —1,4±0,2 —0,2+0,2 — 1,7+0,3 — 1,6=Ь0,3 — 1,5+0,3
СВТК —1,0+0,1 —2,7+0,2 — 1,9=1=0,2 —2,9±0,2 < —2,2=1=0,2 — 1,8=1=0,2
Примечание. + повышение,
снижение температуры
протекает наиболее энергично в первые 15—20 мин, причем отсутствие восстановления показателей теплового состояния за этот период свидетельствует о выраженном охлаждении организма. Анализ динамики температуры кожи по окончании прогулки показал, что у детей, гуляющих в комплектах 1, 2 и шубе (10), к 15—20-й минуте восстановительного периода происходит полное восстановление как локальных, так и средневзвешенных ее величин. После прогулки в одежде остальных образцов СВТК к 15—20-й минуте пребывания детей в помещении не достигает исходного уровня, что связано в первую очередь с замедленным восстановлением температуры кожи нижних конечностей. Температура кожи груди не восстанавливалась за указанный период только после прогулки в пальто 6, 7, что свидетельствует о явном тепловом дискомфорте детей во время прогулки в указанных изделиях.
Общие теплопотери организма в окружающую среду при холодовом воздействии уменьшаются за счет интенсивных сосудистых реакций в области конечностей, особенно их дистальных отделов. Учитывая, что утепление стоп у наблюдаемых нами детей было, как правило, аналогичным (колготы, шерстяные носки, сапоги на синтетическом меху), мы рассматривали характер изменения температуры кожи данных областей как проявление влияния общего теплосодержания организма на его дистальные отделы. В наименьшей степени температура кожи стоп снижалась за время прогулки у детей, одетых в комплекты 1, 2 (в среднем на 0,1 °С) и шубу (на 0,6 °С). У детей, одетых в пальто 3, 4, 5, 8, 9, снижение температуры кожи стоп составляло от 2,3 до 4,9 °С. По окончании прогулки температура кожи стоп восстанавливалась довольно интенсивно (на 1,4—2,3°С за 15—20 мин), однако в значительной части случаев
(76 %) не достигала исходных величин. У детей, гуляющих в пальто 6 и 7, после существенного снижения температуры кожи в области стоп последняя восстанавливалась вяло, превышая к концу наблюдения уровень, зарегистрированный сразу после прогулки всего на 0,6 °С.
Выводы. 1. Суммарный теплозащитный эффект одежды зависит в большей мере от ее конструктивных особенностей, чем от физико-механических свойств материалов.
2. Исследования теплового состояния детей в зависимости от прогулки в верхней одежде различных образцов в зимнее время в условиях Москвы показали, что наименьшие сдвиги в общем теплосодержании поверхностных тканей организма имеют место, когда дети гуляют в комплектах, состоящих из куртки и брюк, обеспечивающих относительно равномерную защиту тела ребенка от охлаждения, несмотря на то что «пакеты» материалов соответствующих изделий обладают наиболее низкими теплозащитными свойствами.
3. Теплозащитный эффект зимних пальто из шерстяных материалов существенно снижается в процессе носки за счет свободного покроя (форма «колокол»), однобортной застежки и укороченной (до середины бедра) длины, что обусловливают выраженное охлаждение области туловища и ног и снижение общего теплосодержания организма.
4. Современная зимняя одежда дошкольников недостаточно рациональна, в связи с чем необходима разработка специалистами легкой промышленности совместно с гигиенистами новых моделей верхней одежды улучшенной конструкции, а также специальных тканей, предназначенных для пошива одежды для детей.
Поступила 27.10.86
УДК 614.72 + 613.863]-07:616.36-091.8]-092.9
И. А. Буряковский, Л. X. Мухамбетова, Т. Г. Ламентова,
С. И. Долинская, Е. Р. Якимова
ВЛИЯНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ
ЗАГРЯЗНЕНИЙ И СТРЕССА НА ИЗМЕНЕНИЕ МОРФОБИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕЧЕНИ ЖИВОТНЫХ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Наряду с широким контактом населения с химическими загрязнениями окружающей среды возрастает роль социальных факторов воздействия на человека, в том числе различных стрессовых ситуаций [13]. Повышение уровня эмоциональной напряженности привело к росту психосоматической патологии, в том числе сердечно-сосудистых заболеваний [8]. Учитывая важность биохимических сдвигов в реализации стрессорного воздействия на организм [3], определенный интерес представляет дальнейшее изучение биологической значимости различных ответных реакций организма на сочетанное воздействие химических и стрессорных факторов окружающей среды с целью выявления наиболее ранних и существенных для организма в целом структурно-функциональных и биохимических изменений, предшествующих развитию явно выраженных патологических состояний.
В экспериментах на животных установлено, что наиболее ранними реакциями, возникающими под влиянием факторов окружающей среды, являются системная ферментная дезорганизация и повышение проницаемости мембран клетки и внутриклеточных органелл различных органов и систем экспериментальных животных [12]. Это послужило основанием для экспериментального обоснования метаболических тестов для гигиенической оценки гепато-, эмбрио-, нейротоксического и других биоэффектов химических загрязнений [1, 4]. Вместе с тем до настоящего времени не решен вопрос экспериментального обоснования информативных показателей для выявления предпатологических состояний организма, обусловленных комбинированным дей-
ствием химических загрязнений, приближенных к реальной нагрузке, и стресса.
Для экспериментального моделирования условий, способствующих проявлению естественных защитных реакций организма на действие химических загрязнений, незначительно превышающих гигиенические нормативы, использовали предложенную ранее [11] модель половозрелых животных 1-го поколения, родившихся от самок, получавших во время беременности формальдегид в дозе 8 мг/кг и сохранивших биохимические и структурно-функциональные последствия этого воздействия в процессе своего развития. В работе использовали модель адреналинового стресса [10], который у подопытных крыс-самцов вызывали путем однократного подкожного введения 0,1 % раствора адреналина гидрохлорида в дозе 0,5 мл на 100 г массы тела. Известно, что адреналин вызывает сильное сужение сосудов брюшной полости и слизистых оболочек, усиливает и учащает сердечные сокращения, оказывает слабое возбуждающее действие на ЦНС [7]. По мнению М. И. Клибанера [6], эмоциональный стресс с нарушением функций сердечно-сосудистой системы можно моделировать путем введения катехоламинов, в том числе адреналина, на любых видах животных, поскольку в экстремальных ситуациях адреналин выбрасывается в кровь мозговым слоем надпочечников, не начав ме-таболизироваться.
Учитывая изложенное выше, в работе выполнены морфологические и морфометрические исследования печени интактных крыс и половозрелых крыс 1-го поколения, ро-