Научная статья на тему 'Роль комплекта средств обучения в учебном процессе по математике иностранных студентов'

Роль комплекта средств обучения в учебном процессе по математике иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулёва Людмила Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы оптимального управления учебным процессом при изучении математики иностранными студентами с использованием комплекта средств обучения, тестовых заданий, обучающих программ, способствующих активизации их познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE COMPLETE SET OF MEANS OF TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS ON THE MATHEMATICS FOR FOREIGN STUDENTS

This article concerns questions of optimal management of educational process at studying mathematics by foreign students with using the complete sets of training, the test tasks and the training programs which promote activization of their cognitive activity are considered

Текст научной работы на тему «Роль комплекта средств обучения в учебном процессе по математике иностранных студентов»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№128

УДК 378.1

РОЛЬ КОМПЛЕКТА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Л.Д. ЖУЛЕВА

В статье рассматриваются вопросы оптимального управления учебным процессом при изучении математики иностранными студентами с использованием комплекта средств обучения, тестовых заданий, обучающих программ, способствующих активизации их познавательной деятельности.

Постановка задачи

Под процессом обучения математике мы понимаем педагогический процесс, в результате которого иностранные студенты обладают математическими знаниями, умениями и навыками. Процесс обучения строится на основе общих закономерностей (дидактических принципов) с применением специальных педагогических приемов, соответствующих особенностям изучаемого материала и обучаемых - иностранных студентов, т.к. учебный процесс - единство деятельности преподавателя и студента, целенаправленная деятельность студента под руководством преподавателя. Программа курса математики для экономистов, отбор и структурирование содержания накладывают некоторые ограничения, связанные с организацией учебного процесса, с методической литературой, с использованием комплекта обучающих средств. При выборе методики обучения иностранных студентов мы руководствуемся дидактическими задачами для достижения цели, при этом необходимым условием является активное отношение к учебе. Поэтому в учебном процессе применяются методические приемы, активизирующие познавательную деятельность иностранных студентов в процессе обучения, снабженные необходимой литературой, методическими пособиями и другими средствами обучения.

Организация учебного процесса

В методике преподавания математики, так же как в любой науке, можно говорить о двух сторонах - теоретической и практической. Первая представляет собой методику преподавания математики как научной дисциплины, вторая - частной дидактики (методики обучения), т.е. практическую часть. Это включает практическую деятельность преподавателя, методы, приемы, средства обучения.

Средства обучения - это носители учебной информации. Сюда относятся традиционные средства обучения - слово преподавателя, учебник, методические пособия раздаточный методический материал - и компьютерные технологии. Обучение нацелено на овладение иностранными студентами предметными знаниями, учениями, навыками в условиях создаваемой преподавателем атмосферы сотрудничества, без чего невозможно достижение целей воспитания и обучения, воспитания качеств, обеспечивающих успешность практической деятельности иностранных студентов - трудолюбия, культуры труда, взаимоотношения с окружающими в процессе трудовой деятельность. При этом важным является бесконфликтность учебной ситуации, гласность успеха каждого, открытые перспективы для исправления оценки, успеха в учебе.

Оформление учебного материала в виде системы опорных конспектов (ОК): в соответствии со структурой курса ОК по всему курсу, ОК по разделу, ОК по теме, ОК по учебному вопросу, облегчает иностранному студенту систематическую, последовательную, сознательную и активную работу. Освоение учебного материала на основе работы с опорными конспектами имеет

четкие этапы, регулярные прохождения через которые позволяют выработать у иностранных студенов определенный динамический стереотип учебной деятельности.

На практических занятиях решаются типовые задачи. Применяются приемы активизации обучения. Например, троекратное обращение к задаче одного и того же типа: первый раз, когда у доски задачу решил преподаватель, второй - решают студенты самостоятельно и к доске выходит тот студент, который первым решил задачу, третий - оказывается индивидуальная помощь, «десятым разом» - студент, правильно решивший задачу, направляется преподавателем к отстающему. При этом каждая оценка, полученная иностранным студентом, заносится в открытый для всей группы журнал. Каждый иностранный студент может исправить оценку на более высокую. Посильность требований в сочетании с обучением на высоком уровне сложности, открытые перспективы для исправления оценки стимулируют учебную работу, делают труд иностранного студента хотя и напряженным, но честным, придающем уверенность в своих силах, значит воспитывающим целеустремленность, трудолюбие, волю.

Самостоятельная работа иностранного студента

Самостоятельная работа иностранного студента играет особую роль вследствие двух причин:

- большого разброса в исходном уровне обученности;

- недостаточного владения русским языком.

Самостоятельная работа иностранного студента включает их самостоятельную работу в аудитории при консультативной помощи преподавателя, и внеаудиторную самостоятельную работу.

При проведении самостоятельной аудиторной работы можно ставить различные цели, и это обуславливает определенную форму организации и проведения этих занятий. Например, эта работа может проводиться в обычном или компьютерном классе. Если самостоятельная работа проводится в аудитории, то иностранные студенты работают с методической литературой, своим конспектом лекций, справочной литературой, с тестовыми заданиями на бумажном носителе.

Если иностранный студент работает в компьютерном классе с тестовыми заданиями или обучающими программами, то задания по своему характеру, типу сложности одинаковы.

Вопросы организации иностранных студентов рассмотрены нами [1].

В работе [2] мы рассмотрели результаты проведения педагогического эксперимента по использованию тестовых заданий в учебном процессе. Понятие тестового задания иногда трактуют как «педагогическое задание», «вопрос», «задача» и другие средства, используемые в учебном процессе как развитие обучаемых для активизации их собственной учебной деятельности. Мы понимаем под «педагогическим тестом» систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.

Конкретными являются следующие формы самостоятельной работы, которые играют особую роль для иностранных студентов:

- индивидуальная работа (работа с учебником, методическим пособием, со справочной литературой)

- кооперативная работа, при которой иностранные студенты работают коллективно. В этом случае организация выполнения задания ложится на плечи всех иностранных студентов, имеет место взаимный контроль и ответственность каждого перед коллективом.

Задания в тестовой форме не относятся к традиционному средству контроля и самоконтроля знаний, отличаются от задач и вопросов и имеют ряд преимуществ. Например, технологическое преимущество - их полное соответствие требованиям автоматизации обучения и контроля.

Приведен пример тестовых заданий по теории вероятности [3].

Задание 1. А и В несовместные случайные события, причем Р(А)=0,2; Р(А+В)=0,6 Тогда Р(В) равна.

1) 0,8

2) 0,4

3) 0,3

4) 0,12

5) 0,5

Задание 2 А и В два случайных несовместных события. Тогда верные формулы

1) Р(А+В)=З(А)+Р(В)

2) р(ахв)=р(а)хР(в)

3) Р(А)=Р(В)

4) Р(АхВ)=0

5) Р(А:В)=Р(А)

Задание 3. Четыре самолета вылетели на задание. Рассматриваются события Ак (к=0,1,2,3,4)- выполнение задания к самолетами, В- выполнение задания хотя бы одним самолетом, С- невыполнение задания хотя бы одним самолетом. D-невыполнение задания более чем половиной самолетов. Неверным является событие:

1) В=А0

2) С=А4

3) Б=Аэ+А4

4) B+D=B

5) ВС - достоверное событие

Проведенное нами анкетирование, результаты которого изложены в [2], было дополнено вопросами, ответ на которые дали иностранные студенты.

Вопросы формулировались следующим образом.

Дайте более развернутые ответы на следующие вопросы.

1. Как Вы поступали с задачами, которые оказывались невыполненными в дисплейном классе?

2. Какими недостатками, на Ваш взгляд, обладает данная автоматизированная обучающая программа?

3. В чем, по Вашему мнению, эта обучающая программа может быть лучше?

4. Запишите динамику Ваших оценок в процессе изучения темы с помощью программы. Приведем наиболее интересные ответы иностранных студентов на вопрос 1.

1. Записывал в тетрадь и в дальнейшем забывал о них

2. Решал самостоятельно, пользовался справочником

3. Решал с преподавателем На вопрос 2.

1. Недостатком обладает человек, а машина недостатков не имеет.

На вопрос 3

1. Более подробно записать данную тему в программе

2. Желательно иметь больше подсказок

3. Этот класс почему-то работал для нас 1 раз в неделю, а надо чтобы было отведено больше таких занятий

4. Оценки были 4,5 у всех иностранных студентов.

Можно заметить, что иностранные студенты с большим желанием работают с компьютером. Поэтому мы предлагаем в учебном процессе использовать готовые компьютерные математические программы, например, MATHCAD, MAPLE. Ими можно воспользоваться для контроля правильности решения, т.к. они не обеспечивают знание курса в целом.

Использование современных технологий для контроля уровня обученности

Во многих вузах ведутся инновационные работы по внедрению современных информационных технологий обучения во все виды занятий, предусмотренных рабочими программами. Разумное сочетание традиционных и новых форм подачи учебного материала с использованием компьютерных технологий позволяет более эффективно активизировать теоретический потенциал иностранных студентов. Большую роль в учебном процессе иностранных студентов играет самоконтроль, способствующий становлению важных качеств личности студента.

Тестовая форма контроля на всех этапах проведения контрольных мероприятий - входной, рубежный итоговый остаточных знаний - играет большую роль на различных ступенях обучения. Цель и функции контроля многообразны:

- приведение знаний в систему;

- ориентирует на затруднения и достижения, вскрывает проблемы, ошибки и недочеты;

- стимулирует познавательную активность;

- воспитывает ответственное отношение к учебе.

При использовании тестового контроля знаний мы исходим из ее объективности, хотя на самом деле «Любая система тестов всегда дает завышение нижнего уровня оценки знаний, причем, обычно, существенное - положительную оценку могут получать те, кто совершенно не освоил проверяемую дисциплину». [4]

Для успешного проведения учебного процесса и улучшения его качества для иностранных студентов, на наш взгляд, нужно готовить специальный раздаточный материал по математике, т. к. научно-техническая литература для студентов - иностранцев из дальнего зарубежья практически недоступна из-за недостаточного владения русским языком. И, тем не менее, на кафедре высшей математике мы делаем попытки привлечения иностранных студентов к научной работе - самостоятельному изучению отдельных разделов, проведению расчетов и исследований, выступлениям на конференциях.

Это хорошая школа для иностранных студентов, т.к. они приобретают умение формулировать постановку задач, концентрированно излагать результаты, навыки общений с аудиторией.

Выводы

1. Вопросы улучшения управления процессом обучения для иностранных студентов и повышения его эффективности в значительной мере зависят от дидактических задач учебного процесса: представлении учебной информации в виде опорных конспектов, методических пособий, тестовых заданий; переработки этой информации в этапы, умения и навыки; контроля и самоконтроля за качеством усвоения информации.

2. Организация самостоятельной работы иностранных студентов в аудитории и в компьютерном классе создает необходимые условия для усвоения иностранными студентами теоретических знаний и выработки практических навыков, способствуют повышению ритмичности и самостоятельности обучения.

3. Проведения самостоятельной работы иностранных студентов с использованием тестовых заданий, обучающих программ, рекомендуемой литературы и методических пособий, как показывает практика, способствует активизации познавательной деятельности и индивидуализации их работы.

4. Участие иностранных студентов в научной работе, выступление на конференции является хорошей мотивацией для успешного овладения математикой, т.к. научная работа студента является переходом от традиционной формы учебного процесса к творческой, развивая навыки концентрированного изложения материала и выступления перед аудиторией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жулева Л.Д. Методические основы организации учебного процесса иностранных студентов по высшей математике с использованием компьютерных технологий // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №102, 2006. С. 171-174.

2. Жулева Л.Д. Организация самостоятельной работы иностранных студентов с использованием компьютерных технологий // Научный вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №67, 2003. С. 66-71.

3. Жулева Л.Д. и др. «Методические указания и карточки программированного рубежного контроля по теории вероятности» РИО, МИИГА - М. 1983.

4. Калмыков Д.Н., Семин В.А. Особенности тестовой системы контроля при оценке минимального уровня знаний учащегося. Вестник тульского технического университета, вып. №6, ч. 2 изд. Тул. ГУ. Тула 2007. С. 25-29.

5. Жулева Л.Д. Использование обучающих программе по высшей математике в учебном процессе иностранных студентов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Международная деятельность вузов, №116, 2007. С. 102-107.

6. Жулева Л.Д. Учебная игра как метод активизации позитивной деятельности иностранных студентов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №94, 2005. С. 170-172.

ROLE OF THE COMPLETE SET OF MEANS OF TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS ON THE MATHEMATICS FOR FOREIGN STUDENTS

Zhuleva L.D.

This article concerns questions of optimal management of educational process at studying mathematics by foreign students with using the complete sets of training, the test tasks and the training programs which promote activization of their cognitive activity are considered

Сведения об авторе

Жулева Людмила Дмитриевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), кандидат физикоматематических наук, доцент МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов -методы оптимизации динамических систем, проблемы вузовской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.