Научная статья на тему 'Методические основы организации учебного процесса иностранных студентов по высшей математике с использованием компьютерных технологий'

Методические основы организации учебного процесса иностранных студентов по высшей математике с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулева Людмила Дмитриевна

В статье рассмотрена методика организации учебного процесса иностранных студентов по высшей математике в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SYSTEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR FOREIGN STUDENTS IN HIGHER MATHEMATICS USING COMPUTER TECHNOLOGIES

Methodical systems of educational process of foreign students in higher mathematics using computer technologies

Текст научной работы на тему «Методические основы организации учебного процесса иностранных студентов по высшей математике с использованием компьютерных технологий»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы

№ 102

УДК 378.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Л.Д. ЖУЛЕВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Прохоровым А.В.

В статье рассмотрена методика организации учебного процесса иностранных студентов по высшей математике в современных условиях.

1. Постановка задачи

Управление познавательной деятельностью студентов в учебном процессе осуществляется по замкнутому кругу: от преподавателя поступает необходимая для усвоения информация (прямая связь), затем задаются примеры, задачи, по ответам на которые можно судить о качестве усвоения (обратная связь), и преподаватель, оценив качество усвоения материала (уровня обученности), осуществляет его коррекцию.

При традиционной форме организации учебного процесса реализация основных дидактических принципов во многом зависит от мастерства преподавателя и в своей основе не имеет четкого алгоритма. Поэтому среди новых форм обучения, разработанных педагогами разных стран, особое внимание привлекает организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий, при которой четко выражены основные дидактические принципы - индивидуализация обучения, самостоятельность и активность обучаемых.

Мы не будем касаться теоретической стороны поставленной задачи, а рассмотрим методику обучения высшей математике: практическую деятельность преподавателя, методы, приемы и средства обучения.

2. Организация учебного процесса

Учебный процесс включает классические формы - лекции, практические занятия, блоки, зачеты и экзамены. Но изменилась методика их организации: средства и приемы обучения помогают в учебном процессе иностранным студентам.

1. Использование компьютерных технологий дает возможность изменить форму чтения лекций: показать иллюстративный, справочный материал, перед началом лекции сделать беглый обзор её содержания, а в конце осуществить обобщение изложенного материала. Приведем пример раздаточного материала в виде фрагмента лекции (табл. 1) и одного из опорных конспектов по теме «Определённый интеграл» (табл. 2)

Таблица 1

Таблица 2

2. Использование символов математической логики облегчает понимание связей и отношений между понятиями, символами, формулами и другими объектами, позволяющими кратко писать конспекты, формулировать теоремы, обобщенные выводы, доказательства.

Пример: фрагмент конспекта лекции с использованными символами математической логики

Правило Лопиталя

Пусть:

1. f(x), ф(х) îc[a, b]

2. f(x), ф(х) îc(a, b)

3. ф’(х)^0, Vxe (a, b)

4. lim,®x f(x)= lim,®^ ф(х), где x0 e(a,b)

5.

f ( x ) X0 j)

= lim.

f ’( x ) j( x )

3. Практические занятия по математике - такая форма организации учебного процесса, для которой самым существенным являются упражнения студентов в решении типовых задач, являющихся основой формирования знаний, умений и навыков по каждой теме. Типовые задачи носят познавательный характер, так как в них многократно повторяются необходимые для усвоения понятия, операции и связь между ними.

Для студентов-иностранцев обучение по высшей математике с помощью тестовых заданий в компьютерном классе является более доступным способом усвоения решения типовых задач.

По существу, использование компьютерного тестирования позволяет сделать обучение индивидуальным, а по характеру деятельности студентов - активным и самостоятельным, по форме - систематическим и последовательным.

Компьютерное тестирование выполняет многие функции преподавателя - выдача учебной информации, управление учебной и познавательной деятельностью, контроль за учебным процессом.

Приведем примеры по теории вероятностей из тестовых заданий, которые предлагались иностранным студентам.

Тест 1.

Формула полной вероятности это...

1) Р(Л/Н1)=Р(Л)Р(Н1)+Р(Л)Р(Н2)+.+Р(Л)Р(Н1)

2) Р(Л)=Р(Н1)Р(Л/Н1)+Р(Н2)Р(Л/Н2)+. +Р(Н1)Р(Л/Н1)

3) Р(Н1/Л)=Р(Л)Р(Н1/Л)+Р(Л)Р(Н2/Л)+. +Р(Л)Р(Н1/Л) Тест 2.

Формула Байеса это...

1) Р(Н,/Л)= р( Л)^( Нг 1 а)

XНг

Г./ЛЧ-Р(Нг)Р(Л / Нг)

2) Р(Л) р( нг / Л)

3) р(шл)= р( Нг)РР((ЛЛ'Нг)

Тест 3.

Формула Бернулли это . (при п>т)

1) Рп(т)=С т р т дп-т

2) Р т (п)=С т рт-пдп

3) Р п (т)=С т р п Яп-т

Несмотря на тщательно продуманные тестовые задания и организацию проведения тестирования, некоторые студенты не усваивают недостаточно хорошо изученный материал. Следовательно, им потребуются дополнительные тренировки. Для этого студент может прийти в компьютерный класс в соответствии с расписанием и потренироваться в решении примеров любой темы. Практика показывает, что тренировочные самостоятельные занятия обладают большой эффективностью [3]

3. Система контроля при использовании компьютерных тестирований

Контроль является неотъемлемой частью обучения. Контроль осуществляется с помощью самоконтроля (СК), диагностического контроля (ДК), рубежного контроля (РК) и семестрового экзамена как итогового контроля. При СК надежность определяется умением владеть самоанализом, управлять своей деятельностью в зависимости от сигнала компьютера, а также сознательным отношением к учебе.

Для ряда студентов-иностранцев этот вид контроля не надежен, поэтому необходим следующий вид контроля - диагностики, например, в виде контрольной работы. Контроль сопровождается работой над ошибками, после выставления оценки в журнале.

Следующая форма контроля - рубежный контроль, который проводится по крупному разделу -блоку. При этой форме обязательна беседа с преподавателем. Билет содержит теоретический вопрос и задачу, оценка ставится в журнал. Сведения по результатам сдачи блоков позволяет составить полное представление об усвоении каждой темы.

Итоговый контроль зависит от успешности обучения в семестре. В связи с зачетностью разделов экзамен является дифференцированным: чем хуже студент работал в семестре, тем больший объем работы его ожидает в период экзаменационной сессии и на самом экзамене. Экзаменационные билеты содержат теоретические вопросы всех разделов семестра и все типы задач.

Умение решать задачи - условие, необходимое для получения положительной оценки. Если эта оценка положительна, то студент может приступать к подготовке ответа по теории.

4. Система коррекции уровня обученности

Значение исходного уровня обученности для организации учебного процесса подробно рассмотрено в работе [4]. Коррекция уровня обученности - завершающий этап управления познавательной деятельностью студентов и осуществляется по видам контроля: СК, ДК, РК и экзамен.

Коррекция уровня обученности при СК опирается на самоанализ, и надежность его зависит в большой степени от сознательности студента.

При ДК коррекция осуществляется с помощью работы над ошибками, проводится индивидуально. Для каждого иностранного студента изменяется объем самостоятельной работы, анализируются ошибки и рекомендуется самостоятельная работа в компьютерном классе.

Если получена неудовлетворительная оценка на блоке или экзамене, то исправить оценку можно после доработки материала, который плохо усвоен. Для этого представляется возможность посетить консультации преподавателя или отработать по плохо усвоенным темам или даже разделам тестовые задания в компьютерном классе.

Рассмотренная методика организации учебного процесса изучения высшей математики иностранными студентами позволяет повысить исходный уровень обученности с помощью работы в компьютерном классе с тестовыми заданиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ременцов А.Н., Ременцова Н.С. Оценки качества довузовской подготовки иностранных студентов на основе тестирования по профессиональным дисциплинам // Научный Вестник МГТУ ГА, сер. «Общество, экономика, образование», № 47, 2002. С. 95-100.

2. Дорохова О.В., Сурыгин А.И. Интегративный подход к обучению иностранных студентов математики и естественнонаучным дисциплинам на этапе предвузовской подготовки // Научный Вестник МГТУ ГА, сер. «Общество, экономика, образование», № 47, 2002. С. 101-106.

3. Жулева Л.Д. Методика организации самостоятельной работы по высшей математике студентов-иностранцев с использованием компьютерных технологий // Научный Вестник МГТУ ГА, сер. «Общество, экономика, образование», № 47, 2002. С. 122-129.

4. Жулева Л.Д. Использование компьютерного тестирования в учебном процессе студентов-иностранцев // Научный Вестник МГТУ ГА, сер. «Математика и физика», № 67, 2003. С. 6

METHODICAL SYSTEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR FOREIGN STUDENTS IN HIGHER MATHEMATICS USING COMPUTER TECHNOLOGIES

Juliova L.D.

Methodical systems of educational process of foreign students in higher mathematics using computer technologies

Сведения об авторе

Жулева Людмила Дмитриевна, окончила МГУ им. М.В.Ломоносова (1953), кандидат физикоматематических наук, доцент МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - методы оптимизации динамических систем, проблемы вузовской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.