Научная статья на тему 'Роль компетентностного подхода в изучении микробиологии при подготовке будущих провизоров'

Роль компетентностного подхода в изучении микробиологии при подготовке будущих провизоров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОВИЗОР / CONTINUITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIALIST OF PHARMACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азовскова О. В., Федосов Е. А.

Статья посвящена вопросу компетентностного подхода в изучении микробиологии на фармацевтическом факультете. Описаны способы реализации компетентностного подхода к изучению дисциплины и возможности оценки преемственности получаемых знаний по микробиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азовскова О. В., Федосов Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COMPETENCE APPROACH TO THE STUDY OF MICROBIOLOGY IN THE PREPARATION OF FUTURE PHARMACISTS

The article is devoted to the question of the competence approach in the study of microbiology at the pharmaceutical faculty. The ways of implementing the competence approach to the study of discipline and the possibility of evaluating the continuity of the knowledge gained in microbiology are described.

Текст научной работы на тему «Роль компетентностного подхода в изучении микробиологии при подготовке будущих провизоров»

УДК 378:61

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ Азовскова О.В., Федосов Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме. Статья посвящена вопросу компетентностного подхода в изучении микробиологии на фармацевтическом факультете. Описаны способы реализации компетентностного подхода к изучению дисциплины и возможности оценки преемственности получаемых знаний по микробиологии. Ключевые слова: профессиональные компетенции, преемственность, провизор.

THE ROLE OF THE COMPETENCE APPROACH TO THE STUDY OF MICROBIOLOGY IN THE PREPARATION OF FUTURE PHARMACISTS Azovskova O.V., Fedosov E.A.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy st., 28

Summary. The article is devoted to the question of the competence approach in the study of microbiology at the pharmaceuticalfaculty. The ways of implementing the competence approach to the study of discipline and the possibility of evaluating the continuity of the knowledge gained in microbiology are described. Key words: continuity of education, professional competence, specialist of pharmacy.

Основным содержанием профессионального образования является система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности. Для отечественной системы образования переход от модели подготовки адаптивного поведения к модели профессионального развития, где акцент переносится на становление умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, обусловлен переходом образования и подготовки студентов на принцип компетентности [1, 4]. Это предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, т.е. системную перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения необходимого результата образования в виде компетенций будущего специалиста [6]. Содержание профессиональной подготовки специалистов отражено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, образовательном стандарте национально-регионального (вузовского) компонента, учебных планах по конкретным специальностям, учебных программах отдельных дисциплин. В сфере фармацевтического образования в последние годы произошли кардинальные изменения, определившие компетентностный подход в процессе обучения и наметившие определенные тенденции такового.

Основной целью изучения микробиологии в подготовке провизоров является приобретение

студентами знаний, умений и навыков, которые позволят им на современном уровне, в соответствии с квалификационной характеристикой, выполнять профессиональные обязанности в части, касающейся микробиологических и иммунологических аспектов их деятельности. Будущий провизор должен располагать знаниями:

- о биологических свойствах микробов, их роли в природе и в жизни человека, о распространении в биосфере; о влиянии микробов на процесс изготовления лекарств;

- о применении бактерий и вирусов в биотехнологии; значении микробов в инфекционной и неинфекционной патологии человека;

- об иммунной системе и особенностях ее функционирования;

- о препаратах, обеспечивающих специфическую диагностику, терапию и профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний, о способах иммунокоррекции.

Наряду со свойствами микроорганизмов -возбудителей инфекционных болезней, предусматривается изучение вопросов, касающихся путей заражения и механизмов распространения инфекционных болезней, патогенеза и клинических проявлений, мер специфической и неспецифической профилактики и противоэпидемических мероприятий при инфекционных болезнях. Важное место в профессиональной деятельности провизора занимают вопросы асептики, антисептики и стерилизации, хранения и контроля лекарственного сырья и готовых лекарственных средств, соблюдение правил санитарно-гигиенического и

противоэпидемического режима и техники безопасности при работе с микроорганизмами.

Преподавание микробиологии осуществляется путем чтения курса лекций и проведения лабораторных занятий с контролем приобретенных знаний, практических навыков и умений. Для реализации компетентностного подхода постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые методы преподавания дисциплины, внедряются в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий [2, 3], такие как:

- репродуктивный или творческо-репродук-тивный метод (решение ситуационных задач по актуальным вопросам фармацевтической направленности; написание и защита протоколов по результатам выполненной лабораторной работы)

- метод «малых» групп (развитие навыков самостоятельной работы студентов и умение работать в коллективе, самооценки полученных результатов).

В ходе лабораторных занятий происходит изучение культуральных, биохимических, антигенных и патогенных свойств различных микробов. Студенты производят посевы на питательные среды, определяют чувствительность микробов к антибиотикам, учитывают и анализируют полученные результаты.

Преподавание частной микробиологии осуществляется на примерах основных представителей соответствующих групп инфекционных заболеваний по схеме: общая характеристика возбудителя, краткие сведения о вызываемом заболевании с элементами эпидемиологии, принципов специфической диагностики, этиотропно-го лечения, специфической профилактики. При изучении вопросов общей и частной микробиологии студентам предлагают ряд ситуационных профессионально ориентированных задач, решение которых требует самостоятельного подхода к анализу и оценке качества лекарственных препаратов, лекарственного сырья, объектов окружающей среды аптечных учреждений, смыва с рук, посуды на основе микробиологических показателей.

Успешному освоению студентами программы по данной дисциплине способствует также участие их в учебно-исследовательских и научно-исследовательских работах. При этом предлагаемые им темы работ фармацевтической направленности носят комплексный междисциплинарный характер, предполагая выполне-

ние практической работы по микробиологии с элементами освоения практических вопросов по органической, биоорганической химии, нормальной и патологической физиологии человека.

В формировании компетентного профессионала огромную роль играет преемственность знаний [4, 5, 6]. Выживаемость знаний, полученных на кафедре микробиологии, ярко демонстрируют курсовые и дипломные работы студентов, выполняемые ими на 4-5 курсах. Приобретенные ранее навыки интерпретации результатов микробиологических исследований по комплексу санитар-но-микробиологических показателей, хранению лекарственного сырья и биологических препаратов, оценки эффективности действия лекарственных препаратов на микроорганизмы и определения их биологической активности на микробных тест-системах реализуются при самостоятельном выполнении соответствующей работы, имеющей микробиологическую направленность. Качество выполненной дипломной работы будущего провизора предполагает решение достаточно сложных вопросов и способность неординарного их решения. Это одна из возможностей оценить уровень сформированности профессиональных умений и навыков будущего специалиста, необходимых ему в будущем, в реализации себя в профессиональном труде, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности и постоянного профессионального роста и повышения квалификации. Некоторые из этих работ, имеющих научно-практическую новизну, занимали призовые места в областных студенческих конкурсах и опубликованы в сборниках научных работ [7, 8].

В ближайшем будущем в России предполагается изменение роли провизора в системе здравоохранения страны с вовлечением его в самые различные отрасли здравоохранения: участие в формировании плана фармакотерапии каждого отдельного пациента, обеспечении преемственности стадий стационарного и амбулаторного лечения, тем самым усиливая участие провизора в процессах лечения больных, не ограничивая специалиста только снабженческими функциями [5]. В связи с этим расширение профессиональных полномочий будущего провизора будет способствовать дальнейшей модернизации системы отечественного фармацевтического образования, в которой компетентностный подход в обучении является необходимым элементом для повышения эффективности образования.

Кратко

165

ЛИТЕРАТУРА

1. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. - M.:HIPPO, 2005. -С. 34-39..

2. Протасова И.Н. Подгрушная Т.С. Перьянова О.В., Хохлова О.Е. Рукосуева Т.В. Роль активных методов обучения в становлении профессионально-личностной компетентности будущего врача //Фундаментальные исследования. -2013. - № 8-5. - С. 1208-1211.

3. Воробьева Т.Г. Современные проблемы модернизации биологического образования в ВУЗе //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.

4. Кисилева А.Н., Маркова Е.О., Васильева О.В., Корякина Ю.П. Преемственность в формировании профессиональных компетенций при изучении дисциплин «Аналитическая» и «Фармацевтическая химия»//Смоленский медицинский альманах. - 2017. - С. 1-7.

5. Пятигорская, Н.В., Степанова, Э.Ф., и др. Компетентностный подход к высшему фармацевтическому образованию: формирование и роль компетенции / Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 1). - С. 719721.

6. Прокофьева, Е.Н., Левина, Е.Ю., Загребина, Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в Вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4.-С. 797-801;

7. Полукошко М.М. Исследование влияния пектина яблочного на различные виды бактерий, обитающих в кишечнике.// Сборник материалов областного конкурса студенческих научных работ 2013 г. - Смоленск: ОГБУ СПО СПЭК, 2013. -С. 124-127.

8. Полукошко М.М. Бифидогенные свойства пектина яблочного и овсяного отвара// Вестник СГМА. Специальный выпуск. - 2013. - С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.