Научная статья на тему 'РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЛАБОРАТОРИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ'

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЛАБОРАТОРИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / АТТЕСТАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова А.И., Елагина В.Б.

В статье рассматривается значение компетентности сотрудников производственной лаборатории в организации системы управления качеством на предприятии. Действия по управлению персоналом и повышении компетентности персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЛАБОРАТОРИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

Вестник магистратуры. 2018. № 2-1(77)

ISSN 2223-4047

УДК 658.5

А.И. Кириллова, В.Б. Елагина

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЛАБОРАТОРИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

В статье рассматривается значение компетентности сотрудников производственной лаборатории в организации системы управления качеством на предприятии. Действия по управлению персоналом и повышении компетентности персонала.

Ключевые слова: компетентность, управление качеством, аттестация, система менеджмента, лаборатория.

Повышение качества продукции производимой предприятиями пищевой промышленности расценивается в современных условиях глобализации экономики как решающее условие, определяющее возможность роста ее конкурентоспособности. Решение этой задачи осуществляется в результате повышения эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и конкурентоспособности на основе применения в производственной деятельности современных систем менеджмента качества [1].

Конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности во многом зависит от применяемой ими системы управления качеством и в частности от организации работы сотрудников лаборатории. Для того чтобы качественно провести исследования или анализ, персонал лаборатории должен быть компетентным в выполнении процедур, которые сопровождают весь цикл исследований.

Под компетенцией понимают область ответственности, полномочий деятельности, в которой исполнитель должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества. Она включает в себя осознание им своего предназначения, оценку профессиональных способностей, самокритичность, способность к самоанализу профессиональных качеств, в то время, как профессиональная компетентность - это приобретенные в ходе обучения и/или практической деятельности знания, умения и навыки [3].

Одним из важных моментов осуществления деятельности лаборатории является привлечение к работам высококвалифицированных сотрудников, которые способны выполнять возложенные на них обязанности. Неспособность лаборатории обеспечить требуемые навыки, образование и квалификацию сотрудников может привести к серьезным проблемам с надежностью, достоверностью и точностью результатов исследований или анализа. Чтобы избежать таких проблем, в системе менеджмента качества должны быть разработаны и документально оформлены действия по управлению персоналом. К таким действиям относятся: определение требований к персоналу; аттестация или же оценка компетенций персонала; обучение персонала; учет и документирование сведений о персонале.

В лаборатории существуют виды деятельности, которые необходимы для обеспечения работы (вспомогательные работы, работы по обслуживанию, работы по управлению и т. д.). Каждый вид деятельности характеризуется своим уровнем сложности и компетенциями. Одни виды работ требуют образования, квалификации и опыта, другие - могут выполняться без какой-либо специальной подготовки [2].

По видам выполняемых работ персонал лаборатории может быть условно разделен на несколько категорий: основной, обеспечивающий и управленческий персонал. Для целей аккредитации, как правило, достаточно определить требования только к персоналу, выполняющему измерения, испытания или анализ. А в системе качества необходимо установить требования ко всему персоналу лаборатории. Это важно не только с точки зрения целостного подхода к управлению персоналом, но и с точки зрения качества работы лаборатории.

Состав работ, который выполняет персонал лаборатории, может различаться в зависимости от размера лаборатории и сложности предлагаемых услуг. Возможны ситуации, когда основной персонал выполняет вспомогательные и управленческие функции. В тоже время обеспечивающий или управленческий персонал может выполнять задачи по измерению, испытаниям или анализу [2].

Для того чтобы понимать, какими компетенциями должен обладать персонал лаборатории, необходимо выполнить ряд задач:

Во-первых, составить список действий персонала. Данный список разрабатывается на основе описания процессов. Предварительно проводится работа по регламентации процессов лаборатории.

Во-вторых, установить требования к каждому действию. Требования включают в себя знания, подготовку и опыт, важные для выполнения действия. При определении требований необходимо абстрагироваться от уровня компетенций, которыми обладает персонал лаборатории в данный момент;

© Кириллова А.И., Елагина В.Б., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 2-1(77)

В-третьих, определить ответственные лица за выполнение каждого действия, также устанавливаются сотрудники, которые имеют право выполнять данные действия.

В-четвертых, сгруппировать действия. Группировка осуществляется по ответственным лицам и сотрудникам, имеющим право выполнять эти действия. Важно, чтобы группировка осуществлялась не по конкретным персоналиям, а по должностям. В результате для каждой должности будет определен круг задач и компетенции, которыми эта должность должна обладать.

Результаты работы оформляются документально. Требования к персоналу лаборатории могут быть представлены в должностных инструкциях, положениях о подразделениях, квалификационных матрицах и пр. Наиболее часто в лабораториях применяют должностные инструкции. В этом случае, в одном документе содержатся требования к образованию, опыту, уровню знаний, а также состав задач, ответственность и права каждой должности.

Для того чтобы выявить проблему в подготовке сотрудников и устранить эти проблемы, в организации проводят аттестацию персонала. Аттестация персонала лаборатории представляет собой сравнение компетенций, которыми обладает сотрудник, с требованиями, установленными по отношению к занимаемой им должности.

При проведении аттестации на первоначальном этапе выявляется расхождение между установленными требованиями к должности и реальным уровнем подготовки сотрудников. Если уровень компетенций сотрудника недостаточен для выполнения работы, то он должен пройти обучение. Если компетенции выше, чем требования к выполняемой работе, то это повод задуматься об эффективности управления персоналом.

Периодическая аттестация на протяжении всего срока работы сотрудника позволяет выявлять потребности в обучении и своевременно реагировать на изменения в процессах лаборатории.

Аттестация может проводиться с помощью различных методов:

- наблюдение за работой сотрудников. Этот метод является трудоемким, но он позволяет наиболее точно выявить все недостатки в уровне подготовки персонала лаборатории;

- мониторинг и проверка документации. Аттестация проводится на основе записей, документации и данных. Для проверки могут использоваться журналы, формы регистрации данных, отчеты или протоколы, которые каждый сотрудник составляет или ведет в ходе выполнения своих обязанностей;

- выполнение аттестационных заданий. В этом случае для каждой должности необходимо разработать специальные задания. Они могут быть как теоретическими, так и практическими. Проверка компетенций сотрудников выполняется на основе анализа результатов этих заданий;

- сравнительная оценка. Проводится сравнение работы сотрудников между собой. В целях аттестации сотрудники должны выполнять один и тот же вид работ. Как правило, работы представляют собой ситуационные задания, связанные с основной деятельностью сотрудников.

Вне зависимости от того, какой метод будет выбран для аттестации сотрудников, он должен быть адаптирован к условиям работы лаборатории. Действия по аттестации персонала лаборатории должны быть документированы в отдельной процедуре системы качества лаборатории, что позволит избежать предвзятого подхода к оценке и исключить двоякое толкование результатов аттестации. Эта процедура устанавливает принципы проведения оценки, применяемые методы, ответственных лиц за проведение аттестации, порядок аттестации и ее периодичность.

Таким образом, уровень компетентности сотрудников лаборатории существенно влияет на эффективность управления качеством продукции предприятия, поэтому организация непрерывно должна оценивать и повышать компетентность работников.

Библиографический список

1. Алексеева Ю.А. Приоритетные направления инвестирования предприятий пищевой промышленности [Текст] Ю.А. Алексеева. - Вестник Казанского технологического университета. -№5. - 2009. - С. 109-115.

2. Персонал лаборатории [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kpms.ru [09.01.2018]

3. Захария А.Н., Мединец В.И., Чеботарев А.Н., «О компетентности и профессиональном тестировании персонала испытательных лабораторий в системе лабораторного менеджмента при экологических исследованиях».

4. ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности [электронный ресурс]. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200115483

КИРИЛЛОВА АННА ИВАНОВНА - магистрант, Поволжский государственный технологический университет,

Россия.

ЕЛАГИНА ВИЛЕНА БОРИСОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.