Regional development
Вильданов Р.Р. Vildanov R.R.
Тулубаева А.А. Tulubaeva A.A.
кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной
студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»,
технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
г. Уфа, Российская Федерация
УДК 329(510):35
DOI: 10.17122/2541-8904-2022-1-39-86-93
РОЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассказывается о роли Коммунистической партии Китая в обеспечении политической стабильности страны. Авторы отмечают, что для того, чтобы вникнуть в специфику политической системы Китайской Народной Республики, необходимо обратить свое внимание на труды классических китайских философов Конфуция, Мэн-цзы, Шан Яна.
Отмечается, что политическая система Китая достаточно специфична. Она включает в себя массу различных органов, главным из которых является Коммунистическая партия Китая. Согласно основному закону Китая, именно она является той силой, которая руководит и управляет всей жизнью страны. Получить партийное членство - верный путь к вершинам карьеры, поскольку в Китае на руководящие должности стараются брать партийных людей.
В статье указывается, что внутрипартийные отношения строятся на идеях иерархии, патернализма, массовости. Патернализм, по мнению китайцев, проявляется в том, что партия говорит рядовому населению, чьи интересы им нужно защищать, а также тот факт, что партия управляет страной не на основании всеобщего свободного волеизъявления народа, а на основании того, что только партия может знать настоящие народные интересы.
Принцип линии масс подразумевает то, что партаппарат находится в постоянном соприкосновении с обычным населением. Задача партийцев - принять идеи, которые исходят от рядового населения, по улучшению каких-либо вопросов, должным образом обработать их, а потом представить населению.
Сфера действия Компартии Китая крайне широка, что необходимо для удержания власти. Именно партия ставит людей на руководящие должности в армии, политических органах власти, органах безопасности. Также партия имеет огромное влияние на средства массовой информации Китая.
Важно отметить, что официально партия отделена от властных структур, а на практике - нет. Как правило, все высшие лица в политической жизни Китая занимают также и высокие партийные должности. Это дает возможность партии целиком руководить политической жизнью государства.
Ключевые слова: Китай, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Ху Цзиньтао, Коммунистическая партия Китая, Центральный комитет КПК, Политбюро, Народно-освободительная армия Китая, Конституция, генеральный секретарь.
Региональное развитие
THE ROLE OF THE COMMUNIST PARTY OF CHINA IN THE STATE ADMINISTRATION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
The article describes the role of the Chinese Communist Party in ensuring the political stability of the country. The authors note that in order to understand the specifics of the political system of the People's Republic of China, it is necessary to pay attention to the works of classical Chinese philosophers Confucius, Meng-tzu, Shang Yang.
It is noted that the political system of China is quite specific. It includes a lot of different bodies, the main one of which is the Communist Party of China. According to the basic law of China-the Constitution, it is this party that is the force that directs and governs the entire life of the country. Getting party membership is a sure way to the top of your career, because in China they try to take party people to leadership positions.
The article points out that intra-party relations are based on the ideas of hierarchy, paternalism, mass character. According to the Chinese, paternalism is manifested in the fact that the party tells the ordinary population whose interests they need to protect, as well as the fact that the party governs the country not on the basis of the universal free will of the people, but on the basis that only the party can know the real interests of the people.
The principle of the mass line implies that the partapparat is in constant contact with the ordinary population. The task of party members is to accept ideas that come from the ordinary population to improve some issues, properly process them, and then present them to the population.
The scope of the Chinese Communist Party is extremely wide, which is necessary to retain power. It is the party that puts people in leadership positions in the army, political authorities, and security agencies. The party also has a huge influence over the mass media that are published in China.
It is important to note that officially the party is separated from the power structures, in practice it is not. As a rule, all the top people in the political life of China also hold high party positions. This makes it possible for the party to completely lead the political life of the state.
Key words: China, Mao Zedong, Deng Xiaoping, Hu Jintao, Communist Party of China, CPC Central Committee, Politburo, People's Liberation Army of China, Constitution, General Secretary.
Китай за последние три десятка лет демонстрирует поражающий воображение экономический рост. Он смог превратиться в одну из ведущих мировых экономик, по многим позициям уступая лишь экономике Соединенных Штатов Америки. Помимо этого, в стране были с нуля созданы многие отрасли промышленности, которые целиком работают на китайском оборудовании.
Для того чтобы вникнуть в специфику политической системы Китайской Народной Республики, необходимо обратить внимание на труды классических китайских философов Конфуция, Мэн-цзы, Шан Яна, поскольку несмотря на почти семьдесят лет правления Коммунистической партии, менталитет народа и взаимоотношения в стране во многом определяются устоявшимися традициями [2].
Первые государственные образования, которые территориально принадлежали современному Китаю, возникли около четырех тысяч лет назад. С этого момента Китай переживал взлеты и падения, например, феодальную раздробленность, положение полуколонии европейских стран, а с 1949 г. - курс на построение коммунизма, который покончил с колониальной зависимостью, сделав Китай полностью суверенным государством.
Политическая система Китая достаточно специфична. Она включает в себя массу различных органов, главным из которых является Коммунистическая партия Китая. Согласно основному закону Китая -Конституции, именно эта партия является той силой, которая управляет всей жизнью страны [1].
История партии берёт начало с 1921 г. После победы в гражданской войне в 1949 г.
Regional development
Коммунистическая партия стала формировать государственные органы страны. В неё принимают тех, кто соответствует определенным требованиям: китайское гражданство, возраст от восемнадцати лет, регулярная плата налогов и членских взносов в партийный бюджет. Раньше имелись классовые ограничения для приема в партию, однако сейчас их уже нет. В партии состоит на настоящий момент около 83 миллионов человек. Получить партийный билет - верный путь к вершинам карьеры, поскольку в Китае на руководящие должности стараются брать партийных людей. Однако при декларируемом равенстве даже в партии есть такие факторы, как блат и связи.
Структура руководящих партийных органов выглядит следующим образом: Общенациональный съезд (более двух тысяч делегатов), Центральный Комитет КПК (205 постоянных члена), Политическое бюро ЦК (25 членов), Постоянный комитет Политбюро ЦК (7 членов). Эти органы действуют на всех территориально-административных уровнях государства. Кроме них к числу высших органов партии можно отнести: Секретариат Центрального комитета, Центральную комиссию по проверке дисциплины и Военный совет Центрального комитета ПКК.
Партию возглавляет генеральный секретарь. Официальная политическая партийная доктрина представляет собой синтез ленинских идей, теорий Мао Цзэдуна, а также концепции Дэна Сяопина. Внутрипартийные отношения строятся на идеях иерархии, патернализма, массовости. Патернализм, по мнению китайцев, проявляется в том, что партия говорит рядовому населению, чьи интересы им нужно защищать, а также управляет страной не на основании всеобщего свободного волеизъявления народа, а на основании того, что только партия может знать настоящие народные интересы.
Принцип линии масс подразумевает то, что партаппарат находится в постоянном соприкосновении с обычным населением. Задача партийцев - принять идеи, которые исходят от рядового населения, по улучшению каких-либо вопросов, должным образом
обработать их, а потом представить населению. Партия имеет жесткую иерархическую структуру. Слово и распоряжение вышестоящих органов является законом для органов, которые находятся ниже по иерархической лестнице. Рядовые члены партии имеют полное право высказывать свое мнение, в то же время они обязаны безоговорочно и беспрекословно выполнять указания тех структур, которые находятся выше на иерархической лестнице.
Сфера действия Компартии Китая крайне широка, что необходимо для удержания власти. Именно партия ставит людей на руководящие должности в армии, политических органах власти, органах безопасности. Также партия имеет огромное влияние на средства массовой информации, контролирует суд.
Несмотря на то, что официально партия отделена от властных структур, на деле такая практика не применяется. Как правило, все высшие лица в политической жизни Китая занимают также и высокие партийные должности. Это дает возможность партии руководить политической жизнью государства, а также последовательно и неуклонно претворять в жизнь положения своей партийной программы.
Важным элементом политической структуры КНР является Госсовет - высший орган исполнительной власти, т.е. правительство. В нём есть следующие должности: премьер-министр, его заместитель, вице-премьер, министры, главы комиссий, генеральный ревизор и начальник секретариата. Срок пребывания во власти на этих должностях равняется сроку полномочий Всекитайского собрания народных представителей.
Этот орган занимается вопросами из самых разных сфер общественной жизни. Например, в число его задач входит: составление планов развития страны, формирование госбюджета, руководство вопросами, связанными с развитием городских и сельских поселений, также Госсовет курирует вопросы образования, медицины, научные и культурные дела, определяет направление внешней политики, составляет план демографической и семейной политики на террито-
рии страны, руководит деятельностью разных органов управления, которые находятся ниже него по иерархии. Это лишь часть тех вопросов, которые находятся в ведении Госсовета, на самом деле их намного больше.
С 1949 г. правительство и партия были неразделимыми понятиями и воспринимались как единое целое [3]. Однако после смерти Мао Цзэдуна в 1970-х гг. эти структуры начали разделяться и действовать более независимо друг от друга, чем раньше. Стоит отметить, что эти нововведения никоим образом не уменьшили влияние партии на политическую сферу страны.
Устойчивость структуры обеспечивается тем, что на всех уровнях находятся партийные люди, которые следят за тем, чтобы все партийные решения проводились и претворялись в жизнь. Можно сказать, что партия командует, дает указания, а правительство занимается тем, что выбирает наилучшие методы для выполнения партийных указаний. Однако здесь наметилась новая тенденция. Правительство оставляет за собой экономическую сферу, в то время как деятельность партии сконцентрировалась на подборе и расстановке кадров, идеологической работе, а также безопасности страны.
По основному закону Китая (Конституции) главным законодательным органом власти государства является Всекитайский съезд народных представителей. В этом органе заседают депутаты со сроком полномочий пять лет. Депутаты избираются от армии, от провинций, городов центрального подчинения и прочих территориально-административных единиц государства. В полном составе ВСНП собирается ежегодно, а в перерывах между съездами действует его президиум, который называется Постоянный комитет.
Круг обязанностей этого политического органа весьма широк. Сфера деятельности этого органа власти включает в себя: контроль над исполнением положений основного закона страны, а также возможность внесения в него изменений; орган принимает законы государства, а также может изменять их при необходимости; избирает
Региональное развитие
Председателя Китайской Народной Республики, а также смещает его с этого поста; по предложению председателя назначает на пост премьер-министра и министров в Государственном совете; избирает и утверждает кандидатуры на посты глав Верховного народного суда, а также Верховной народной прокуратуры; производит анализ и утверждает планы по экономическому и социальному развитию государства; занимается вопросами административно-территориального деления страны; ведает делами войны и мира. Орган представляет собой очень многочисленную структуру, так, например, общее число членов составляет приблизительно три тысячи человек, а в Постоянном комитете - сто шестьдесят один человек [5].
Постоянный комитет собирается шесть раз в год. Функции на него возложены точно такие же, как и на ВСНП, исключая репрезентативные. ПК занимается повестками для пленарных заседаний ВСНП. В комитете заседают высшие лица правительства и партии, которые на настоящий момент находятся в отставке, также там присутствуют главы демократических партий КНР числом восемь человек, а также представители из различных сфер общества. Но, по реальному положению дел, этот властный орган не в полной мере осуществляет свои обязанности, которые на него возложены основным законом страны. Критики отмечают, что это связано с тем, что влияние партии очень сильно. Любое решение этого органа власти обязано быть согласовано с партией. Без её одобрения невозможно ничего сделать на самом деле, несмотря на то, что такая возможность и предусмотрена законодательно.
Народно-освободительная армия Китая (НОАК) также играет большую роль в политической жизни страны. Она имеет следующую структуру - сухопутные войска, военно-воздушные силы, а также флот. Поскольку именно благодаря армии Коммунистическая партия Китая смогла одержать верх в ходе гражданской войны, то и влияние у вооруженных сил на политическую сферу всегда являлось большим. После победы в граждан-
Regional development
ской войне роль армии не снизилась, как этого можно было ожидать, а напротив, усилилась, поскольку именно войска помогали строить заводы и фабрики, а также привлекались во время культурной революции. По идее, главная цель НОАК - обеспечение независимости и суверенитета государства. Однако на Западе считают, что по своему функционалу китайская армия является не государственной армией, а вооруженным отделением Коммунистической партии Китая. В доказательство этой гипотезы западные политологи, как правило, приводят пример поведения армии на площади Тяньаньмэнь, когда по приказу партии войсками были разогнаны протестующие [4]. Поскольку применялось тяжелое вооружение, то в ходе разгона митингов погибли сотни протестующих. Следовательно, можно сказать, что войска действуют не в интересах государства, но в интересах Коммунистической партии Китая. Ху Цзиньтао, в свою бытность главой КНР, сформулировал иерархию задач, которые, по его мысли, должна выполнять НОАК. «Лояльность к партии» стоит на первом месте по степени важности и только потом следуют принципы «горячей любви к народу» и «служения государству» [6]. Следовательно, в условиях китайской политической системы именно армия является опорой КПК.
Народный политический консультативный совет Китая тоже является важной составной частью политической системы страны, демонстрирующей дух демократии в политической сфере КНР. Этот орган представляет собой патриотическую организацию, в которую входят представители разных слоев китайского общества. К ним относятся члены Компартии Китая, демократических партий, беспартийные, национальные меньшинства, лица, представляющие китайские диаспоры вне территории Китая. «Сплочение и демократия» являются главными лозунгами этой политической структуры.
Комитет занимается консультированием по политическим вопросам, обеспечивает надзор над работой правительства, следя за исполнением в ходе его работы демократиче-
ских принципов. Этот орган может давать советы по различным аспектам политики -социальным, культурным, научным. Однако сам орган не имеет права ничего делать - все его предложения носят ни к чему не обязывающий консультативный характер. Членов НПКСК называют «политическими советниками», они имеют право что-то предлагать, но правительство и Компартия сами решают, стоит ли им следовать их советам. Сессии НПКСК проходят примерно раз в год, одновременно с сессиями ВСНП. Представители избираются на пять лет [7].
Коммунистическая партия в Китае не одна. В стране многопартийность, есть еще восемь партий, которые имеют свои места в правительстве. Но ни одна из них не может допускать протестных настроений или как-то критиковать КПК. Эти партии должны работать совместно с Коммунистической партией для того, чтобы всем вместе строить особый, китайский социализм. По статистике, за 2011 год лишь 19 членов высших руководящих органов страны были не из КПК. По численности приверженцев также наблюдается резкий дисбаланс - в Компартии более восьмидесяти миллионов человек, в то время как количество членов всех восьми партий около одного миллиона человек.
Тем не менее нельзя недооценивать роль этих партий в политике страны. Они представляют интересы разных слоев населения Китая, поэтому предложения и инициативы, которые исходят от этих партий, не могут игнорироваться КПК, иначе получится, что КПК полностью игнорирует значительную часть населения страны, что, разумеется, недопустимо [8].
С самой глубокой древности в Китае на политическую жизнь очень сильно влияли религиозные и философские концепции, в первую очередь, конфуцианство. Для того чтобы успешно продвигать в общественные массы какую-либо идеологию, необходимо наличие определенного фундамента в виде традиций, берущих свое начало из древности и служащих тем самым опорой общества [9].
В традиционном аграрном обществе высшим символом процветания и порядка явля-
ется стабильность, когда люди уверены в завтрашнем дне. Роль политических органов управления при таком подходе сводится к важной функции - максимальному сглаживанию потрясения и, как следствие, обеспечению стабильности на долгий срок. В случае, если «градус кипения» в обществе высок, приходится жертвовать стабильностью. Например, если правитель государства слишком активен, проводит массу реформ, его могли и убрать ради всеобщего блага.
Любопытным нюансом политической культуры китайцев является то, что она имеет традиции, появившиеся до нашей эры (например, конфуцианство). Это выражается в том, что даже самый необразованный человек благодаря театру мог узнать о событиях прошлого, о философах и делах. Поэтому китайцы в этом плане предстают довольно просвещенным народом. Так что, в том случае, если китайский политик в своих речах делает отсылки на какие-то исторические факты, то, как правило, народ его прекрасно понимает.
Главной спецификой политической системы КНР можно назвать ее крайнюю устойчивость, которая обусловлена широкой поддержкой среди народных масс. Одновременно с этим система является достаточно гибким организмом, может перестраиваться и допускать определенную коррекцию политического курса, если это необходимо. На настоящий момент политическая система КНР наглядно демонстрирует свою эффективность в вопросах управления государством, что ярко выражается в экономических достижениях страны.
Вместе с тем нельзя сказать, что эта система является идеалом и образцом для подражания для других государств планеты. Данная модель управления рассчитана на китайскую специфику, традиции, менталитет, что делает ее неприменимой к иным культурным общностям.
Политическая система является главной характеристикой политического режима, который существует на территории государства. В это понятие входят такие составляющие, как правила поведения в политической
Регионапьное развитие
жизни, набор политических убеждений и воззрений. В случае с восточными странами необходимо осознавать, что в них политическая система играет огромную роль в экономике, политике, социальном развитии общества. Политическая система любого общества выстроена согласно следующей структуре: вставки в политическую систему, типы политических ориентаций, а также исторически сложившиеся рычаги влияния на эти процессы. Таким образом, частью политической системы в данном примере могут выступать различные формальные и неформальные институты, а также средства массовой коммуникации, поскольку эти институты подходят под данное определение.
Основной закон государства гласит, что Китайская Народная Республика является социалистическим государством, в котором вся власть у народа. Народ обеспечивает свое право на управление страной при помощи механизмов, которые имеются в распоряжении ВСНП. В стране установлена демократическая диктатура, проводником которой является рабочий класс, который ее проводит через Коммунистическую партию Китая. Кроме того, декларируется, что основа государства - союз крестьян и рабочих.
Вполне возможны и кадровые перемены в составе китайского Постоянного комитета. На настоящий момент сложилась ситуация, при которой пятеро из семи его членов уходят на пенсию, следовательно, если не будет принято решение о возможности работать пенсионерам дальше, то это может привести к переменам в кадрах, что может, в свою очередь, отразиться неким, неизвестным пока, образом на внешней и внутренней политике страны.
При рассмотрении истории центральных органов Коммунистической партии Китая можно выделить два этапа, каждый из которых характеризуется абсолютно разным подходом к внутренней политике, а также обладает своей специфичностью в методах решения внутрипартийных вопросов. Первый из них связан с именем Мао Цзэдуна, второй - с именем Дэна Сяопина.
Regional development
1. Мао Цзэдун управлял государством тридцать один год с 1945 по 1976 гг. Он был сторонником мобилизационных мер в экономическом и социальном развитии страны, что выражалось в масштабных кампаниях, которые были посвящены делу построения коммунизма.
Его кампании можно поделить на социальные и экономические. Социальные кампании выражались в экспериментах по обобществлению имущества у людей, выстраиванию быта, который был бы основан на коллективных, коммунистических началах.
Экономические кампании преследовали главную цель - скорейшую индустриализацию страны для того, чтобы создать мощный военно-промышленный комплекс с целью импорта революционных идей в другие государства. Основная часть мероприятий была крайне непродуманной и не принесла никаких положительных эффектов. Была проведена фактическая ликвидация всех партийных органов власти, все рычаги власти сосредоточились в руках Мао Цзэдуна единолично. В своем правлении он опирался на военных, которые оказывали ему поддержку.
2. Дэн Сяопин был во главе Китая с 1976 по 1997 гг. Его курс был намного более отвечавшим реальным нуждам страны, нежели курс предыдущего правителя. Дэн Сяопин не стал концентрировать всю власть в своих руках, а возродил партийные органы управления страной, дав им определенные полномочия. Новое правительство взяло курс на проведение определенных реформ в экономической жизни общества с целью улучшения экономики страны и повышения уровня жизни рядовых китайцев. Были отменены все сомнительные эксперименты, которые проводились при Мао Цзэдуне, страна начала раз-
виваться эволюционным путем, не пытаясь за короткий срок сократить отставание от других стран.
Отрицать экономические достижения Китайской Народной Республики за последние три десятка лет было бы несправедливо, она на самом деле достигла довольно многого во всех сферах. Однако не стоит забывать о том, что население в Китае очень большое, поэтому экономический рост не привел к значимому повышению уровня жизни большинства жителей КНР. Экономическое и социальное развитие страны идет крайне неравномерно, что вызывает резкое расслоение в уровне жизни разных регионов страны. Самыми развитыми являются столица, а также крупные мегаполисы. Окраины, горные районы, такие как Тибет, остаются экономически неразвитыми, там нищета и отсталость, что вынуждает жителей эмигрировать за пределы страны в поисках места под солнцем.
Китайская партийная элита взяла курс на проведение реформ. На низовом уровне были введены альтернативные выборы. Также была снята завеса секретности с процесса распределения высших партийных должностей в государстве.
Тем не менее, говорить о какой-то демократизации Китайской Народной Республики пока не представляется возможным. Данные меры несут в себе небольшой косметический, скорее пропагандистский эффект, что никоим образом не умаляет тот факт, что реальная власть и реальные решения принимает только Коммунистическая партия Китая, поскольку она сосредоточила в своих руках все необходимые для производства этих операций ресурсы.
Список литературы
1. Glaser C. Will China's Rise Lead to War? [Электронный ресурс] / C.Glaser // Foreign Affairs. - March/April 2011. - Vol. 90, No. 2. - Mode of access: https://www. foreignaffairs.com/articles/asia/2011-03-01/
will-chinas-rise-lead-war (дата обращения: 01.02.2021).
2. Бреслер М.Г., Мурзагулов Р.Р., Сулейманов А.Р. Трансформация политической коммуникации и PR-деятельности в цифровом обществе // Журнал политических
исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3. - С. 125132.
3. Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун и его советник Дэн Сяопин. - М.: Собрание, 2008.
- 229 с.
4. Ван Шуцунь, Вань Чинсун. СНГ и современная политика Китая // Свобод. мысль, 2012. — 90 с.
5. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиск новой идентичности / Под ред. M.JI. Титаренко. - М.: Памятники исторической мысли, 2017. - 77 с.
6. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: Социальная гармония в Китае. - М.: памятники исторической мысли, 2017. - 390 с.
7. Гельбрас В.Г. Китай: «мягкая» или «жесткая посадка» // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск - Хэйхэ, 17-18 мая 2012 г.).
- Благовещенск, 2012. - 182 с.
8. Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего / С.Д. Галиуллина [и др.] // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.
- 2018. - № 4 (26). - С. 114-121.
9. Цифровое общество и управление туризмом в КНР / С.Д. Галиуллина [и др.] // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2020. - № 1 (31).
- С. 22-31. - DOI 10.17122/2541-8904-2020-131-22-31.
References
1. Glaser C. Will China's Rise Lead to War? [Electronic resource] / C.Glaser // Foreign Affairs. - March / April 2011. - Vol. 90, No. 2.
- Mode of access: https://www.foreignaffairs.
Региональное развитие
com/articles/asia/2011-03-01/will-chinas-rise-lead-war (date accessed: 02/01/2021).
2. Bresler M.G., Murzagulov R.R., Suleimanov A.R. Transformation of political communication and PR-activity in a digital society // Journal of Political Research. - 2019. - T. 3. - No. 3. - Р. 125-132.
3. Burlatsky F.M. Mao Zedong and his advisor Deng Xiaoping. - Moscow: Collection, 2008. - 229 p.
4. Wang Shutsun, Wan Chingsun. CIS and modern policy of China // Svobod. Thought, 2012. - 90 p.
5. Vinogradov A.V. Chinese model of modernization. Search for a New Identity / Ed. M.JI. Titarenko. - M.: Monuments of historical thought, 2017. - 77 p.
6. Galenovich Yu.M. Hu Jintao's motto: Social harmony in China. - M.: Monuments of Historical Thought, 2017. - 390 p.
7. Gelbras V.G. China: "soft" or "hard landing" // Russia and China: history and prospects of cooperation: Materials of the 2nd International. scientific-practical conf. (Blagoveshchensk-Heihe, May 17-18, 2012). -Blagoveshchensk, 2012. - 182 p.
8. The social lending system in China as an element of the digital future / S.D. Galiullina [and others] // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. -2018. - No. 4 (26). - Р. 114-121.
9. Digital society and tourism management in the PRC / S.D. Galiullina [and others] // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. - 2020. - No. 1 (31). - Р. 22-31. - DOI 10.17122 / 2541-89042020-1-31-22-31.