Научная статья на тему 'Культурная революция 1966-1976 гг. Как фактор кадровых чисток в КНР'

Культурная революция 1966-1976 гг. Как фактор кадровых чисток в КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1410
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / МАО ЦЗЭДУН / CULTURAL REVOLUTION / COMMUNIST PARTY OF CHINA / MAO ZEDONG / PRC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стульникова Э.Ф.

В статье рассматривается неоднозначный период истории Китайской Народной Республики, Культурная революция 1966-1976 гг, которая в большей степени повлияла на кадровые перестановки в Коммунистической Партии Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная революция 1966-1976 гг. Как фактор кадровых чисток в КНР»

Стульникова Э.Ф. ©

Аспирант, кафедра зарубежного регионоведения,

Казанский (Приволжский) федеральный университет

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1966-1976 гг. КАК ФАКТОР КАДРОВЫХ ЧИСТОК В КНР

Аннотация

В статье рассматривается неоднозначный период истории Китайской Народной Республики, Культурная революция 1966-1976 гг, которая в большей степени повлияла на кадровые перестановки в Коммунистической Партии Китая.

Ключевые слова: КНР, Культурная революция, Коммунистическая Партия Китая, Мао Цзэдун Keywords: PRC, the Cultural Revolution, Communist Party of China, Mao Zedong.

Великая пролетарская культурная революция потрясла политическую жизнь Китая и весь мир. Она доминировала к каждой области социально-политической жизни Китая: семьи были разлучены, карьеры завершены, образование прервано. Агрессивные политические инициативы пытались среди хаоса насадить новые начинания и свести старые счеты.

Движение остается спорным из-за своего радикализма и масштабности, повлиявших на миллионы жизней. Трудно найти оправдание этому темному и болезненному периоду.

В первое десятилетие после создания Китайской Народной Республики успехи были очевидны. Был наведен социальной порядок после опустошающей гражданской войны. Реформа землепользования и новые экономические программы повлекли за собой стремительный экономический рост. Военный успех над США в Корейской войне принес уважение Пекину. Распространение высшего образования возбудило в интеллигенции желание строить лучший Китай, а деятели искусства искали вдохновение как в иностранных, так и в местных традициях.

Первый сигнал о политическом несогласии среди лидеров Коммунистический Партии Китая прозвучал во время кампании Ста цветов 1956-1957. Чрезмерно уверенный в успехе «социальной трансформации» Мао Цзэдун призывал беспартийных интеллектуалов критиковать КПК. Сначала неуверенно, но все же многие ученые откликнулись к призыву «пусть цветет 100 цветов, пусть соперничают 100 школ», раскрывая большее недовольство, чем ожидала КПК. Резко изменив курс с либерализма «100 цветов» на жестокую анти-правую программу 1957 года, в которой миллион ученых были названы «правыми элементами», многие потеряли свои работы, и некоторые были отправлены в трудовые лагеря на следующие два десятилетия.

Усмирение критики вдохновило политику Большого скачка 1958 года, масштабную попытку начать мощный экономический рост путем мобилизации самого главного китайского ресурса - рабочей силы. Большой скачок был оторванной от жизни ошибочной политикой. Недавно созданные сельскохозяйственный кооперативы были объединены в большие коммуны, целью которых было наращивание производственной мощи через реорганизацию, включая перевод воспитания детей и приготовления пищи в общественный процесс. Хотя Большой скачок принес некоторые инфраструктурные улучшения, такие как новые сельскохозяйственные фабрики, дороги и мосты, недостаток административной субординации отдалял достижение и так нереалистичных производственных целей. Чиновники на местах, напряженные от обвинений их в правом уклоне, спешили уверить своих начальников о повсеместных успехах. Партия подчеркивала важность вклада, который может внести политически вдохновленная молодежь, отклоняя ограничение, которые ставили профессиональные эксперты. Это было время масштабных общественных проектов, некоторые были успешными, другие были

©© Стульникова Э.Ф., 2014 г.

абсолютно безрассудны, такие как кампания дворовых сталеплавилен или кампания по уничтожению воробьев.

Результатом Большого скачка стал голод, порожденный провалом сельскохозяйственного производства. Оперируя неоправданно оптимистичными цифрами производства, государство увеличило квоты на хлебозаготовки параллельно с сокращением ресурсов на сельскохозяйственное производство. Болезни и недоедание привели по разным данным от 20 до 30 млн смертей в 1960-61 годах, к величайшему голоду XX века.

Политическая ситуация была весьма напряженной во время поиска путей развития после трех неудачных лет 1959, 1960 и 1961. Мао Цзэдун по прежнему сохранял место председателя КПК, хотя каждодневное администрирование проводилось президентом Лю Шаоци и генеральным секретарем Дэн Сяопином. Они поддерживали облегчение партийного контроля в рамках привычного ленинизма. Мао и его последователи не одобряли такого либерализма, вместо этого они защищали еще более активную политическую работу, чтобы отвратить Китай от отхождения от революционного пути.

Фундаментальным принципом китайской политики является то, что политическая элита всегда стремится к единству, хотя бы к его видимости, даже во времена сильных разногласий. Поэтому напряженность в политических выборах была спрятана. Массив политических вариантов под рассмотрением не был представлен как противоборство двух диаметрально противоположных линий. Однако во времена Культурной революции радикалы критиковали политику первых 17-ти лет Китайской Народной Республики. Их цель была в том, чтобы показать свою непричастность к периоду, когда они не смогли выступать как единство.

Одной из областей разногласий был упадок села. Социалистическая образовательная кампания должна была возродить увядающий революционный дух внутри КПК через подчеркивание чистоты идеологии и вызывания классовой борьбы, которые и привели коммунистов к власти. Маоистские методы удержания власти в селе вызвали несогласие со стороны Лю Шаоци и Дэн Сяопина.

Мао Цзэдун в 1962 году призывал своих коллег никогда не забывать классовую борьбу. Это означало ее обсуждение «каждый год, каждый месяц, каждый день на конференциях, политических съездах, пленарных заседаниях, при каждой встрече». Мао надеялся активизировать китайскую революцию через взывание к людям обратиться к своим историческим корням в свержении капиталистов и землевладельцев и в сохранении нового статуса рабочих и крестьян.

Мао Цзэдун, понимая, что организация КПК была под контролем его соперников, боясь потерять сласть, стал искать союзников вне партии. Так же как он искал новых лидеров для своего дела, он обратился к непартийным активистам, «повстанцам», которые откликнулись на его призыв к Великой Пролетарской Культурной Революции. Это призыв Мао Цзэдуна нашел отклик в умах многих, что жизнь в Китае была несправедлива, не соответствовала идеалам революции.

Хотя 11 лет Культурной революции обычно определяется как целостный период, лучше ее рассматривать как состоящую из двух частей. Движение началось с неожиданного и сильного взрыва радикализма Красных охранников или хунвейбинов, озлобленных рабочих и амбициозных мелких чиновников. Эта массовая мобилизация первой фазы Культурной революции успешно помогла Мао Цзэдуну отстранить от власти своих соперников. Второй период Культурной революции продолжался с 1968 по 1976 и заключался в установлении нового маоистского порядка через переговоры и применение силы, а также контролировании повстанческих групп.

Культурная революция началась тогда, когда председатель ЦК КПК Мао Цзэдун почувствовал себя притесненным его более консервативно настроенными товарищами и хотел вернуть свое влияние. Великая пролетарская культурная революция началась в мае 1966 года и отличалась от всех предыдущих кампаний, которые проводились в первые 17 лет существования Китайской Народной Республики, потому что была направлена против Коммунистической Партии Китая. Когда Мао Цзэдун готовился к Культурной революции, он осознал, что Пекин находится под контролем его соперников. Он обратился за поддержкой ко

второму великому городу Китая - Шанхаю. Там маоистские авторы могли печатать статьи такого содержание, какое никогда не попало бы в публикацию в Пекине.

Под влиянием Мао Цзэдуна шанхайский писатель и публицист Яо Вэньюань опубликовал критическую статью на пьесу 1961 года «Разжалование Хай Жуя». Хотя пьеса была написана еще во времена династии Мин, она могла быть трактована как оправдание маршала Пэн Дэхуая за его критику Мао Цзэдуна и политики «большого скачка». Автор пьесы У Хань вовсе не был политическим новичком, он был вице-мэром Пекина. Стратегия Мао состояла в том, чтобы изолировать консервативно настроенных партийных лидеров через уничтожение их ниже стоящих. Когда председатель городского правительства Пекина Пэн Чжэнь не смог выдержать критику и защитить одного из членов своего политического окружения, он сам был отстранен от власти. Погружая пекинское отделение КПК в хаос, Мао Цзэдун мог легче добраться до Лю Шаоци и Дэн Сяопина.

IX съезд КПК в апреле 1969 года отметил установление нового понятия о политической нормальности. Кадровая чистка в КПК открыла путь для продвижения лояльных маоистов на высшие партийные позиции. Около 70 % ЦК КПК восьмого созыва не вошли в состав девятого, который был избран на IX съезде КПК. Первые секретари 25-ти провинциальных партийных отделений из 29-ти были смещены со своих постов. Цзян Цин и другие члены Группы по делам Культурной революции наслаждались новым высоким положением, так же как и военачальники Народной Освободительной Армии Китая, особенно в дни конфликта на границе СССР по поводу спорного речного острова в мае 1969 года. Возвышался над всей этой массой министр обороны Линь Бяо, заместитель председателя ЦК партии, и, как «ближайший товарищ Мао Цзэдуна по оружию», считался его предполагаемым преемником.

Китай выглядел более гармоничным снаружи, чем в сердце штаб-квартиры КПК в Чжоннанхае. После пяти лет политической нестабильности нация была шокирована, узнав о жестокой смерти Линь Бяо в сентябре 1971 года. Линь Бяо (или, вероятнее всего, его подчиненные) организовали неудачный государственный переворот против Мао Цзэдуна. Многие детали официальной версии не вызывают доверия, но результатом стала смертельная авиакатастрофа в небе над Монголией, когда Линь Бяо со своей женой и сыном летел в Китай.

Политическими последствиями стали репрессии главных помощников Линь Бяо, кризис общественного доверия и реабилитация некоторых чиновников, которые были репрессированы в первые годы Культурной революции.

Характерной чертой последних лет Культурной революции стала фракциональная интрига в центре, когда группы боролись за место в ближайшем окружении болеющего председателя. Массовая политика, напротив, была самой спокойной, начиная с 1966 года, так как обыватели отступили от экстравагантных форм политического участия. На местах Китай выглядел более нормальным, в то время как в центре разыгрывались нешуточные страсти.

Падение левых военачальников после ситуации с Линь Бяо усилило две группы. Одна состояла из гражданских активистов, связанных с Мао через его жену Цзян Цин, во вторую входили умеренные профессиональные чиновники под руководством Чжоу Энлая. На X съезде ЦК КПК в 1973 году 40 членов ЦК были реабилитированы от репрессий Культурной революции, в том числе Дэн Сяопин, который критиковался как «второй человек во власти, который следует капиталистическому пути». Лю Шаоци, «китайский Хрущев», умер при невыясненных обстоятельствах в 1969 году. Мао Цзэдун рассматривал Дэн Сяопина не так остро, он защитил его от исключения из КПК вместе с Лю Шаоци. После внутренней ссылки в провинцию Гуанси, Дэн Сяопин был призван в Пекин на пост вице-премьера в 1973 году, работать вместе в Чжоу Энлаем над разработкой программы по модернизации. В 1975 году Дэн Сяопин был восстановлен во внутреннем круге власти, Постоянном Комитете Политбюро ЦК, с расчетом на замену Чжоу Энлая, в связи с ухудшением состояния его здоровья.

На протяжении 1970-х годов соперничество в элите разыгрывалось через публичные политические кампании. Зачастую они были труднопонимаемыми и преследовали надуманные цели. Хорошим примером послужит кампания по «критике Линь Бяо и Конфуция». Вся прогрессивная часть населения Китая была счастлива критиковать Конфуция как символ старого общества, в рамках «движения 4-го мая». Но почему Конфуция связали с Линь Бяо?

Такие инициативы не вызывали доверия. После смерти Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года, начались решительные столкновения соперничающих фракций. Хуа Гофэн стал председателем партии. Одна группа маоистов арестовала другую. Главные гражданские радикалы: вдова Мао Цзэдуна Цзян Цин, писатель и политик Яо Вэньюань, секретарь шанхайского горкома Чжан Чуньцяо и вице-председатель ЦК КПК Ван Хунвэнь - были арестованы главами армии и телохранителем Мао Цзэдуна. Радикалы, которые были названы «бандой четырех», первоначально были обвинены в подрывании Культурной революции, но, по сути Китай начал долгий процесс по разоблачению последнего масштабного движения Мао Цзэдуна.

Литература

1. Асланов Р.М. Три модели и перспективы социализма в КНР // Восток - Россия - Запад: Ист. и культурол. исслед.: К 70-летию акад. В. С. Мясникова. - М., 2001. - С.473-491.

2. Бутенко А.П. Партия-государство как тандем особого способа осуществления и изменения власти // Социал.-гуманит. знания. - 2000. - N 4. - С.239-260. Окончание. Начало см. № 2, 3 за 2000 г.

3. Галенович Ю.М. Гибель Лю Шаоци. - М.: Изд-во Вост. лит. РАН, 2000. - 144 с.

4. Делюсин Л. Китай: Десятилетняя смута или две революции? // Азия и Африка сегодня. - 1997. - № 12. - С. 14-19.

5. Усов В.Н. КНР: От "большого скачка" к "культурной революции": (1960-1966 гг.) // Информ. бюл. / РАН. Ин-т Дал. Востока. - М., 1998. - Ч.1. - № 4. - С.1-221. ; Ч.2. - № 5. - С.1-241.

6. Усов В. Н. История КНР. В 2т. Т. II. 1966 - 2004 гг.: учебник / В.Н. Усов. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. - 718, [2] с.: табл.

7. Clark, Paul. The Chinese cultural revolution: a history / Paul Clark - Cambridge University Press. - 2008. - 352 p.

8. MacFarquhar, Roderick. Maos last revolution / Roderick MacFarquhar and Michael Schoenhals - First Harvard University Press/ - 2008. - 693 p.

9. Meisner, Maurice. Mao Zedong / Maurice Meisner - Polity Press. -2007. -222 p.

10. Su,Yang. Collective killings in rural China during the cultural revolution / Yang Su - Cambridge University Press. - 2011. - 300 p.

11. The Chinese cultural revolution as history / edited by Joseph W. Esherick, Paul G. Pickowicz, Andrew G. Walter - Stanford University Press. - 2006. - 382 p.

12. Thurston, Anne F Enemies of the People: The Ordeal of the Intellectuals in China's Great Cultural Revolution / Anne F Thurston - Harvard University Press/ - 1988/ - 346 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.