Научная статья на тему 'Роль комфортабельного рабочего места водителя в системе управления автотранспортным средством'

Роль комфортабельного рабочего места водителя в системе управления автотранспортным средством Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
391
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / VEHICLE ERGONOMICS / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Елубаев Буробай Хасенович, Мухамадеева Раиля Минибулатовна

В статье рассматривается влияние уровня комфортабельности рабочего места на надежность водителя, а значит и на безопасность дорожного движения, дается определение для правильного понимания деятельности водителя как оператора сложной системы. Перечисляется ряд требований, которые эта деятельность предъявляет к психофизиологическим качествам водителя; предлагается учитывать условия, в которых приходится работать водителям, дается определение скорости реакции и ее зависимости от утомления и предлагаются пути снижения напряжения трудовой деятельности водителей, а это, в первую очередь, значительное улучшает микроклимат на рабочем месте водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Елубаев Буробай Хасенович, Мухамадеева Раиля Минибулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль комфортабельного рабочего места водителя в системе управления автотранспортным средством»

4. Лапшенков Г.И., Полоцкий Л.М. Автоматизация производственных процессов в химической промышленности. Технические средства и лабораторные работы. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Химия, 1988. 288 с.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Golubyatnikov V.A., Shuvalov V.V. Automation of production processes in the chemical industry: Textbook for technical schools. 2 nd ed., Pererab. and additional. Moscow: Chemistry, 1985. 352 p.

2. Dudnikov V.G. and others. Automatic control in the chemical industry. Textbook for high schools. Moscow: Chemistry, 1987. 368 p.

3. Klyuyev A.S., Glazov B.V., Dubrovsky A.Kh., Klyuyev A.A. Designing of systems of automation of technological processes: Reference manual, pererab. and additional. Moscow: Energoatomizdat, 1990. 464 p.

4. Lapshenkov G.I., Polotsk L.M. Automation of production processes in the chemical industry. Technical means and laboratory works. Ed. 3-rd, revised. and additional. Moscow: Chemistry, 1988. 288 p.

COMFORTABILITY OF THE DRIVER'S WORKPLACE WHEN

MANAGING THE VEHICLE 1 2 Elubaev B.Kh.1, Mukhamadeeva R.M.2 (Republic of Kazakhstan)

Email: Elubaev436@scientifictext.ru

1Elubaev Burobay Khasenovich - Graduate Student; 2Mukhamadeyeva Railya Minibulatovna - PhD in Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ORGANIZATION OF TRANSPORT, MOVEMENT AND OPERATION OF

TRANSPORT,

KOKSHETAU UNIVERSITY NAMED AFTER A. MYRZAKHMETOV, KOKSHETAU, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the influence of the level of comfortableness of the workplace on the reliability of the driver, and hence for road safety, is given a definition for a correct understanding of the driver's activity as an operator of a complex system. Points listed of requirements, which this activity imparts to the psycho physiological qualities of the driver; it is suggested to take into account the conditions in which drivers have to work, the definition of the speed of reaction and its dependence on fatigue, and suggests ways to reduce the strain on the work of drivers, and this is primarily a significant improvement in the microclimate in the driver's workplace. Keywords: vehicle ergonomics, road safety.

РОЛЬ КОМФОРТАБЕЛЬНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ

СРЕДСТВОМ 12 Елубаев Б.Х. , Мухамадеева Р.М. (Республика Казахстан)

1Елубаев Буробай Хасенович - магистрант;

2Мухамадеева Раиля Минибулатовна - кандидат технических наук, доцент, кафедра организации перевозок, движения и эксплуатации транспорта, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается влияние уровня комфортабельности рабочего места на надежность водителя, а значит и на безопасность дорожного движения, дается определение для правильного понимания деятельности водителя как оператора сложной системы. Перечисляется ряд требований, которые эта деятельность предъявляет к психофизиологическим качествам водителя; предлагается учитывать условия, в которых приходится работать водителям, дается определение скорости реакции и ее зависимости от утомления и предлагаются пути снижения напряжения трудовой деятельности водителей, а это, в первую очередь, значительное улучшает микроклимат на рабочем месте водителя.

Ключевые слова: эргономика транспортного средства, безопасность дорожного движения.

Водитель - наиболее массовая, профессиональная группа в нашей стране. Работой на автотранспорте занято около треть трудового населения. В какой отрасли хозяйства, для каких перевозок и целей не использовался бы автомобиль, он проектируется в первую очередь для человека. При конструировании часто смотрят иначе, обращая больше внимания на хозяйственное назначение. Это приводит к низкой надежности водителя в системе «водитель - автомобиль - среда движения» и, соответственно, к снижению безопасности движения и увеличению количества профессиональных заболеваний.

Установлено, что заболевания с временной утратой трудоспособности у водителей встречаются чаще, чем у представителей большинства других профессиональных групп. Какие же факторы влияют на состояние здоровья водителей, их работоспособность, следовательно, и безопасность движения?

Уровень работоспособности находится в прямой зависимости от условий труда, быта, медицинского обслуживания и ряда других факторов. Одно из основных мест среди них занимает нервно-эмоциональное напряжение во время управления автомобилем, определяемое обстановкой на дорогах. Водитель современного автомобиля в условиях крупного города воспринимает множество производственно значимых раздражителей: 6 - 7 за каждую минуту. На эмоциональное напряжение водителя, кроме обстановки на магистралях, существенно влияет комфортабельность рабочего места.

Одним из наиболее очевидных путей снижения напряжения трудовой деятельности водителей является коренное улучшение условий их труда. Они характеризуются постоянно перемещающимся рабочим местом, не удовлетворяющим современным требованиям к его организации и оснащению, неблагоприятным микроклиматом, загрязненностью воздушной среды токсичными и канцерогенными веществами, повышенным шумом и вибрацией.

В настоящий момент, когда автотранспортное средство стало необходимым звеном в любой структуре экономики, встал вопрос об эргонометрических характеристиках, определяющих производительность работы водителя, а значит и получение максимальной прибыли. Эргономические требования тесно увязаны с конструктивной основой, компоновочным решением, с внешней формой автомобиля, ее эстетическим восприятием.

Огромное влияние на форму автомобиля оказывают новые технологии, новые конструкционные материалы. Также, поиск новых форм приводит к новым технологиям. Если в прошлом столетии автомобиль представлял собой сумму отдельных элементов: крылья, подножки, фары отдельных объемов, наружное запасное колесо, собранные вместе, то теперь в его облике появились черты целостной законченной композиции [1, 2].

Форма автомобиля стала максимально соответствовать его назначению, с большой скоростью перемещать грузы и людей в пространстве, с необходимой безопасностью.

Водитель, как принято в большой части исследований, определяется как оператор системы человек - машина - среда (ЧМС). Анализ литературных данных показал, что более 90% отказов в транспортной ЧМС управления происходит по причине отказа водителя, поэтому надежность транспортной системы управления определяется надежностью ее управляющего элемента - водителя.

При переносе теории надежности на человека-оператора принято рассматривать надежность водителя как составляющую его безотказности, восстанавливаемости, сохранности и долговечности за счет выявления корреляции между некоторыми положениями теории и профессиональными характеристиками водителя.

Безотказность водителя - это свойство сохранять работоспособность в переделах установленных норм рабочего времени (рабочего дня), исчисляемого в часах. Высокая работоспособность - это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высоким качеством в течение определенного времени [3].

Для правильного понимания деятельности водителя и требований, которые эта деятельность предъявляет к его психофизиологическим качествам, необходимо учитывать условия, в которых ему приходится работать. К особенностям труда водителя относятся:

1) Действия водителя являются ответными реакциями на невероятное многообразие неожиданно возникающих дорожных ситуаций, порой совершенно непредсказуемых. Это вызывает нервное напряжение, которое приводит к ошибкам.

2) Периодическое чередование двух противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий - монотонности и информационной перегрузки. Монотонность приводит к снижению двигательной активности и сонливости, а иногда к засыпанию за рулем. Информационная перегрузка возникает при интенсивном дорожном движении.

3) Выраженное нервно-психическое напряжение водителя, которое определяется повышенной опасностью автомобиля как транспортного средства повышенной опасности. Водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за сохранность груза, жизнь пассажиров и свою собственную безопасность.

4) Непрерывность и дискретность. С одной стороны водитель заинтересован в том, чтобы быстрее доставить груз или пассажиров, а с другой стороны, движение постоянно замедляется или прерывается возникающими помехами. Это также является одной из причин развития утомления.

5) Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Она возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций. Это требует не только высокой профессиональной подготовки, но и предъявляет большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

6) Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Она предъявляет особо высокие требования к вниманию водителя.

7) Неравномерность и неопределенность поступающей информации. Она выражается в том, что водитель никогда не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.

8) Прогнозирование, т.е. предвидение вероятностного развития дорожной обстановки. Профессиональный опыт в значительной степени облегчает развитие этого качества, так как в основе прогнозирования лежит использование информации о прошлом для предвидения будущего.

9) Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости [4].

Снижение функциональных возможностей водителей в результате утомления, а также управление автомобилем в сложных дорожных условиях приводят к уменьшению скорости переработки информации.

Всю информацию, необходимую для надежного управления автомобилем, водитель получает при помощи анализаторов: зрительного, слухового, вестибуляторного и мышечно-двигательного. Анализаторы играют важную роль в деятельности водителя, и нарушение их функций может резко снизить его надежность.

Водитель должен своевременно воспринимать и правильно оценивать всю информацию, необходимую для безошибочного управления автомобилем. Эту информацию он получает с помощью психических процессов - ощущения и восприятия. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и другие ощущения. Своевременность и точность ощущения зависят от чувствительности, которая определяется минимальной величиной раздражения -порогом ощущения.

Вероятность безотказной работы водителя в течение дня нестабильна. Первые часы работы водитель «врабатывается» в процесс, при этом надежность водителя еще не достигла своего оптимума. В дальнейшем происходит рост работоспособности и надежности водителя до возможного максимума и последующее снижение по причине развития утомления. Субъективное переживание человеком утомления называется усталостью. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Огромная роль принадлежит уровню комфортабельности автомобиля. Чем комфортнее водителю, тем позже наступит утомление.

Обследование показало, что у половины водителей продолжительность сна не превышает 7 часов, каждый четвертый спит перед сменой менее 6 часов, а иногда продолжительность снижается до 4,5—5 часов.

Неполноценный отдых сказывается на уровне безотказности водителя в следующий рабочий день: почти у половины отмечается появление сонливости во время вождения; водители, спящие перед сменой менее 6 часов, отмечают снижение внимания к концу смены в 2,5 раза чаще, чем при продолжительности сна 8 ч.

Недостаточное восстановление работоспособности, естественно, отражается на вероятности безотказной работы водителей: число ДТП у водителей, которые не отдохнули полноценно, в выходной день оказалось на 41% выше, чем у водителей, чувствовавших себя хорошо отдохнувшими. Последствия недостаточного отдыха подтверждаются и данными статистики: 60% водителей с остаточным утомлением засыпают при управлении автомобилем уже через 3,5 ч.

Важное значение в деятельности водителя имеет координация движений, которая выражается в согласованности одних действий с другими, совершаемыми одновременно, для достижения цели. Наиболее сложной и типичной для деятельности водителя является сенсомоторная координация, при которой не только подвижен воспринимаемый раздражитель, но и динамичны двигательные действия самого водителя.

Время реакции увеличивается при утомлении, при болезненном состоянии и после приема алкоголя. Среднее время реакций у мужчин меньше, чем у женщин. Время реакций возрастает при увеличении скорости. Время реакций зависит и от дорожных условий, поэтому среднее, общепринятое время реакций неодинаково на различных дорогах.

В сложных дорожных условиях время реакций зависит от оперативной памяти, которая обеспечивает скорость извлечения из прошлого опыта информаций, необходимой для принятия решения.

На время реакций водителя оказывает большое влияние климатические условия. И

особую роль, в этом случае играет комфортабельность и микроклимат в кабине

водителя. Чем выше уровень комфорта, тем позже наступит утомление и ниже

вероятность совершения ошибок.

Список литературы /References

1. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: «Транспорт», 1990. 167 с.

2. Савельев Б.В. Автотранспортные средства стандарты эргономики. Новосибирск: Издательство СибАДИ, 2009. 218 с.

3. Кислород и углекислый газ в крови человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/coUege/medicina/kislorod-v-krovi.html/ (дата обращения: 23.06.2017).

4. Повышение безопасности и надежности транспортных человеко-машинных систем в условиях крупного мегаполиса (на примере г. Москвы): отчет по НИР: 15242; МАДИ (ГТУ); рук. Трофименко Ю.В.; исполн.: Евстигнеева Н.А., Михайлов В.А., Гуревич К.Г., Григорьева Т.Ю. и др. М.: МАДИ, 2005. 197 с.

5. Мухамадеева Р.М., Бактыбаева Э.К Проблемы подготовки водителей автотранспортных средств // XII Международный междисциплинарный форум молодых ученых «Наука, технология, техника: перспективные исследования и разработки». Екатеринбург: Инфо. Ноябрь, 2017. С. 275-279.

6. Мухамадеева Р.М., Сайлыубаева С.К. Профилактика снижения уровня аварийности на автодорогах Казахстана. // Наука среди нас 1 (5), 2018 nauka-sn.ru. С. 125-131.

7. Мухамадеева Р.М., Жуманбекова А.Ш. Пассивная безопасность автотранспортного средства // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 17 апреля 2018 г. Стерлитамак: АМИ. С. 26-30.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Mishurin V.M., Romanov A.N. The reliability of the driver and traffic safety. Moscow: "Transport", 1990. 167 p. [in Russian].

2. Saveliev B.V. Motor vehicles standards of ergonomics. Novosibirsk: Publisher SibADI, 2009. 218 p.

3. Oxygen and carbon dioxide in human blood. [Electronic resource]. URL:: http://www.grandars.ru/college/medicina/kislorod-v-krovi.html/ (date of acces: 23.06.2017) [in Russian].

4. Improving the safety and reliability of transport man-machine systems in a large megalopolis (on the example of Moscow): report on research: 15242; MADI (GTU); hands. Trofimenko Yu.V.; Executive: Evstigneeva N.A., Mikhailov V.A., Gurevich K.G., Grigorieva T.Yu. and others. M.: MADI, 2005. 197 p. [in Russian].

5. Mukhamadeyeva R.M., Baktybaeva E.K. Problems of training drivers of vehicles // XII International interdisciplinary forum of young scientists "Science, technology, technology: future research and development", Ekaterinburg: Info. November, 2017. P. 275-279 [in Russian].

6. Mukhamadeyeva R.M., Saylyubaeva S.K. Preventive maintenance of decrease in level of an accident rate on motorways of Kazakhstan. // Science among us 1 (5), 2018 nauka-sn.ru. P. 125-131 [in Russian].

7. Mukhamadeyeva R.M., Zhumanbekova A.Sh. Passive safety of a motor vehicle // Collected papers on the results of the International Scientific and Practical Conference. April 17, 2018. Sterlitamak: AMI. P. 26-30 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.