Психотерапия и реабилитация
РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В РАЗРАБОТКЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ОБНАРУЖИВШИХ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Коломыцев Д. Ю., Дроздовский Ю. В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская Академия»
Аннотация. Подростки, обнаруживающие суицидальное поведение, нуждаются в дифференцированной психотерапевтической помощи в рамках когнитивно-бихевиоральной терапии в зависимости от диагноза пограничного психического расстройства, а также в общих психотерапевтических мероприятиях вне зависимости от диагноза. Полученные в ходе исследования данные позволили нам разработать дифференцированные программы психопрофилактики суицидального поведения и реабилитации подростков, совершивших суицидальную попытку.
Ключевые слова. Кризисная помощь, суицид у подростков, когнитивная психотерапия.
Целью настоящего исследования является оценка особенностей когнитивных стратегий подростков с пограничными психическими расстройствами, обнаруживших суицидальные поведение, и разработка на этой основе принципов реабилитации и профилактических мероприятий Нами были обследованы 128 подростков с пограничными психическими расстройствами и различными формами суицидального поведения в период с 2010 по 2013 г.
Исходя из полученных данных, касающихся метапрограммного профиля, мы можем предположить, что у подростков с суицидальным поведением можно выделить несколько когнитивных стратегий в восприятии конфликтной ситуации и реагировании на нее. Вместе с тем существуют также достаточно универсальные особенности метапрограммного профиля, свойственные подросткам с суицидальным поведением вне зависимости от диагноза пограничного расстройства. Среди них наибольшей значимостью обладают полярная сортировка, ассоциированное эмоциональное состояние, обусловленная самооценка, в меньшей степени: сценарное мышление с худшим случаем, избегание в качестве направления мотивации, искренний и безыскусный стиль социальной презентации. На основе этого нами были разработаны дифференцированные программы реабилитации подростков, обнаруживших суицидальное поведение, в рамках психотерапевтического комплекса с учетом актуальных для той или иной группы когнитивных искажений и метапрограмм.
Программы реабилитации подростков в рамках психотерапевтического комплекса включали в себя индивидуальные и групповые методы психотерапии. В рамках индивидуальной работы с каждым подростком обсуждались личные цели, определялись основные стратегии решения проблем, обнаруживались психотерапевтические мишени для будущей работы. Особое внимание уделялось объяснению возможностей коррекции когнитивных стратегий, обсуждались обнаруженные когнитивные искажения. В ходе индивидуальных занятий с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии и нейролингвистического программирования удавалось существенно снизить актуальность переживаемого конфликта, в некоторых случаях полностью
дезактуализировать проблемное состояние, сформировать положительный настрой на дальнейшую работу.
Подростки с совершенной суицидальной попыткой (41 человек) после индивидуальной работы включались в психотерапевтическую группу. Среди членов группы помимо подростков с совершенной суицидальной попыткой также присутствовали подростки с кризисными ситуациями, не предпринявшие суицидальной попытки. Общее количество участников групповых занятий составило 63 человека. Количество членов группы составляло от 8 до 15 человек в различное время. Занятия в группе носили различную направленность: во-первых, значительная часть времени посвящалась обсуждению кризисных ситуаций членов группы и путей преодоления их, во-вторых, групповая работа имела коммуникативную направленность и, в-третьих, осуществлялась психокоррекционная работа связанная с изменением когнитивных стратегий. В групповой работе использовались методы и принципы гуманистической психотерапии, когнитивно-поведенческой терапии и нейролингвистического программирования. Групповая работа показывала более высокую эффективность в рамках преодоления кризисных ситуаций, нежели индивидуальные методы работы.
Поскольку анализ метапрограммного профиля каждого подростка дает возможности для нахождения мишеней для психотерапии и позволяет применять наиболее дифференцированный подход, который возможен в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии, а также может положительно повлиять на восприятие подростком ситуации в проблемной сфере и выработать наиболее гибкие и вариабельные возможности поведения, психокоррекционный аспект проводимой психотерапевтической работы заключался в том, что различные техники и упражнения, предлагаемые участникам группы включали в себя использования более широкого динамического диапазона тех или иных метапрограмм. Например, техника хорошо сформулированного результата включала в себя метапрограммы направления мотивации, сценарного мышления, размера чанка, волевого выбора при адаптации, техники присоединения - метапрограммы стиля коммуникации, техника визуально-кинестетической диссоциации - метапро-граммы перцептивных категорий, эмоционального состояния, эмоционального совла-дания, гуманистические принципы групповой работы - метапрограммы самооценки и уверенности в себе, стиля коммуникации, перцептивных категорий, волевого выбора при адаптации и т.д. Выполняя данные техники и упражнения и обсуждая полученные результаты, подростки учились использовать более широкие и разнообразные, в том числе и не используемые ранее, стили мышления, волевого выбора, эмоционального реагирования, коммуникации, концептуализации. Следует отметить, что используемые техники имели различное значение для подростков с различными стратегиями кризисного реагирования. Подростки обнаруживавшие те или иные ведущие метапро-граммы, сталкивались с трудностями при выполнении упражнений и техник, которые включали нехарактерные для них метапрограммы. В ходе групповой работы, обратной связи после выполнения данных техник удавалось обратить внимание на непривычные для них стили мышления, реагирования, обсудить в группе, каким образом данные стили могут быть полезны в жизненных ситуациях, что способствовало принятию новых когнитивных стратегий. Таким образом, удавалось достичь дифференцированного подхода к различным кризисным стратегиям в рамках групповой психотерапевтической работы.
Таким образом в ходе групповой работы оказывалось положительное терапевтическое влияние на различные внутриличностные факторы суицидального поведения: особенности когнитивной сферы, дефицит коммуникативных навыков, сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам, неадекватную самооценку. Таким образом, программы психотерапии носили широкую антисуицидальную направленность.
Наше исследование показало, что подростки, обнаруживающие суицидальное поведение, нуждаются в дифференцированной психотерапевтической помощи в рамках когнитивно-бихевиоральной терапии в зависимости от диагноза пограничного психического расстройства, а также в общих психотерапевтических мероприятиях вне зависимости от диагноза. Полученные в ходе исследования данные позволили нам разработать дифференцированные программы психопрофилактики суицидального поведения и реабилитации подростков, совершивших суицидальную попытку.
THE ROLE OF COGNITIVE STRATEGIES IN THE DEVELOPMENT OF DIFFERENTIATED PROGRAMS REHABILITATION OF TEENAGERS WITH BORDERLINE MENTAL DISORDERS WITH SUICIDAL BEHAVIOR Kolomytsev D. Yu, Yu Drozdowsky
Abstract. Adolescents exhibiting suicidal behavior, need differentiated psychotherapeutic assistance through cognitive-behavioral therapy, depending on the diagnosis in the boundary of mental disorder, as well as in the general psychotherapeutic activities, regardless of diagnosis. Obtained during the survey data allowed us to develop differentiated programs psychoprophylaxis suicidal behavior and rehabilitation of adolescents who committed suicide attempt.
Keywords. Crisis assistance, suicide among adolescents, cognitive therapy.
ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С.С. Одарченко, А.И. Чеперин
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова
Аннотация. Проблема адаптации лиц пожилого возраста составляет актуальный раздел социальной психиатрии. Особа важной она представляется в области пограничных состояний, где при оценке адаптационных возможностей личности имеет значение соотношение биологических, эндокринных и психогенных воздействий. Возрастные особенности личности стареющих пациентов требуют специфических подходов в психотерапии и реабилитации использованием прямого и косвенного внушения, эмоционального воздействия путем рационального формирования отношения к болезни и лечению.
Ключевые слова. Пожилой возраст, психотерапия, реабилитация,
Исследование непсихотических психических расстройств позднего возраста в последние годы стало одной из основных проблем научной психиатрии. Это связано с рядом факторов как эпидемиологического (широкая распространенность данной патологии, возрастание в населении представителей старших возрастных групп, медико-социальные проблемы пожилых), так и клинико-психопатологического характера (возрастной патоморфоз НППР, ларвированность собственно психопатологической симптоматики соматоневрологическими эквивалентами, коморбидные формы пограничной патологии позднего возраста, и пр.). В Омской клинической психиатрической больнице вот уже долгие годы ведутся предметные исследования данной патологии, разработаны основные принципы психотерапевтической коррекции и реабилитации этих пациентов, которым и посвящено настоящее сообщение.
Соотношение методов лечебно-коррекционного воздействия зависит от клинического и патогенетического содержания непсихотического расстройства, использования компенсаторно-приспособительных механизмов. Определение конституционально-биологических и социальных факторов позволяет уточнить картину психопатологических проявлений на этапе старческого регресса личности, создать основу для разра-