Научная статья на тему 'РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ'

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные стили / логопедия / нарушения речи / письменная речь / дисграфия / нарушения письма / письмо / начальная школа / младшие школьники / коррекционная работа / стратегии коррекционной работы / индивидуализация обучения / интегративный подход / способы восприятия / обработка информации / cognitive styles / logopedics / speech disorders / written speech / dysgraphia / writing disorders / writing / primary school / junior schoolchildren / rehabilitation work / rehabilitation work strategies / individualization of learning / integrative approach / methods of perception / procession of information.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Николаевна Яковлева

В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, кото-рое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются мало-эффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к работе со школьниками с дисграфией, в котором индивидуализация коррекционно-развивающей работы будет заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе нейропсихологических, но и в учете когнитивного стиля обучающегося, определяющего индивидуальные предпочтения, стратегии усвоения информации и решения задач обучения, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма и выдвигаются параметры, значимые для основных направлений успешной работы с обучающимися с дисграфией. В статье описываются результаты исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который определяет возможности для решения определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать краткие выводы о полноте аналитико-синтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе методики изучения узости/широты категории с использованием задания «Подбор синонимов», адаптированной для обучающихся четвертых классов. В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и стратегий мышления обучающихся может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих среды, способствующей успешному усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены выводы о том, что когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается про-анализировать взаимообусловленность когнитивного стиля и вида дисграфии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Николаевна Яковлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COGNITIVE STYLES IN THE REHABILITATION OF WRITING DISORDERS IN STUDENTS WITH DYSGRAPHIA

The article deals with the problems of dysgraphia, which is the most common writing disorder in primary school students, which naturally affects the child's ability to express their thoughts correctly and coherently in writing. Attention is drawn to the fact that traditional methods of correcting dysgraphia are ineffective. The author characterizes the hypothesis put forward in the article that a different approach is required to work with schoolchildren with dysgraphia, in which the individualization of rehabilitative and developmental work will consist not only in using various techniques, including neuropsychological ones, but also in taking into account the cognitive style of the student, which determines individual preferences, and strategies of assimilation of information and performing learning tasks. The article considers the role of cognitive styles in the rehabilitation of writing disorders and puts forward parameters that are significant for the main areas of successful work with students with dysgraphia. The article describes the results of a study of a narrow and wide range of equivalence, which determines the opportunities for solving a certain amount of problems. The author presents some research results, which allow drawing brief conclusions about the completeness of the analytical and synthetic activity of the student, their ability to classify and single out the main thing, about the ability to abstraction, arbitrariness or involuntary memorization. The results of the study are described on the basis of the method of studying the narrow/broad nature of the category using the task “Selection of synonyms” adapted for fourth grade students. The article suggests that taking into account the preferences and thinking strategies of students can become the basis for creating a suitable and motivating learning environment that promotes the successful acquisition of writing skills and increases their selfesteem. The author concludes that cognitive styles can play a significant role in the effective rehabilitation of writing disorders in students with dysgraphia. The next article is planned to analyze the interdependence between cognitive style and type of dysgraphia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ»

Специальное образование. 2024. № 2 (74). Special Education. 2024. No 2 (74).

УДК 376.37+373.31

ББК 4457.024.130.4+ 4457.024.3 ГРНТИ 14.07.03; 14.29.01 Код ВАК5.8.3

Наталья Николаевна Яковлева

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], SPIN-код: 4615-109

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, которое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются малоэффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к работе со школьниками с дисграфией, в котором индивидуализация коррек-ционно-развивающей работы будет заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе нейропсихологических, но и в учете когнитивного стиля обучающегося, определяющего индивидуальные предпочтения, стратегии усвоения информации и решения задач обуче-

© Яковлева Н. Н., 2024

Natal'ya N. Yakovleva

THE ROLE OF COGNITIVE STYLES IN THE REHABILITATION OF WRITING DISORDERS IN STUDENTS WITH DYSGRAPHIA

St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K.D. Ushinsky, Saint Petersburg, Russia, logoped_natali@ mail.ru, SPIN: 4615-109

Abstract. The article deals with the problems of dysgraphia, which is the most common writing disorder in primary school students, which naturally affects the child's ability to express their thoughts correctly and coherently in writing. Attention is drawn to the fact that traditional methods of correcting dysgraphia are ineffective. The author characterizes the hypothesis put forward in the article that a different approach is required to work with schoolchildren with dysgraphia, in which the individu-alization of rehabilitative and developmental work will consist not only in using various techniques, including neu-ropsychological ones, but also in taking into account the cognitive style of the student, which determines individual preferences, and strategies of assimilation of information and performing learning tasks. The article considers the role of cognitive styles in the rehabilitation of writing disorders and puts for-

ния, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма и выдвигаются параметры, значимые для основных направлений успешной работы с обучающимися с дисграфией.

В статье описываются результаты исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который определяет возможности для решения определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать краткие выводы о полноте аналитико-синтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе методики изучения узости/широты категории с использованием задания «Подбор синонимов», адаптированной для обучающихся четвертых классов.

В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и стратегий мышления обучающихся может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих среды, способствующей успешному усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены выводы о том, что когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается проанализировать взаимообусловленность когнитивного стиля и вида дисграфии.

Ключевые слова: когнитивные стили, логопедия, нарушения речи, письменная речь, дисграфия, нарушения письма, письмо, начальная школа, младшие школьники, коррекцион-ная работа, стратегии коррекционной

ward parameters that are significant for the main areas of successful work with students with dysgraphia.

The article describes the results of a study of a narrow and wide range of equivalence, which determines the opportunities for solving a certain amount of problems. The author presents some research results, which allow drawing brief conclusions about the completeness of the analytical and synthetic activity of the student, their ability to classify and single out the main thing, about the ability to abstraction, arbitrariness or involuntary memorization. The results of the study are described on the basis of the method of studying the narrow/broad nature of the category using the task "Selection of synonyms" adapted for fourth grade students.

The article suggests that taking into account the preferences and thinking strategies of students can become the basis for creating a suitable and motivating learning environment that promotes the successful acquisition of writing skills and increases their self-esteem. The author concludes that cognitive styles can play a significant role in the effective rehabilitation of writing disorders in students with dysgraphia. The next article is planned to analyze the interdependence between cognitive style and type of dysgraphia.

Keywords: cognitive styles, logo-pedics, speech disorders, written speech, dysgraphia, writing disorders, writing, primary school, junior schoolchildren, rehabilitation work, rehabilitation work strategies, individualization of learning,

работы, индивидуализация обучения, интегративный подход, способы восприятия, обработка информации.

Информация об авторе: Яковлева Наталья Николаевна, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной (коррекцион-ной) педагогики, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, Санкт-Петербург, Россия; адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13; email: [email protected]. Для цитирования: Яковлева, Н. Н. Роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 2 (74). — С. 52-62.

Введение

В ходе научных исследований установлено, что дисграфия, являясь нарушением письма, обусловлена различными причинами, в числе которых неполноценность сенсорно-перцептивной сферы, недостаточность развития когнитивных функций и зрительно-пространственных представлений [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 13; 14; 15 и др.]. Данные причины влияют на развитие:

- звукобуквенного анализа и синтеза, что затрудняет полноценное усвоение образов букв и соотнесение их с конкретным звуком;

- фонематического анализа и синтеза, который обусловливает звуковой рисунок слова, а в даль-

integrative approach, methods of perception, procession of information.

Author's information: Yakovleva Natal'ya Nikolaevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Special Pedagogy, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K.D. Ushinsky, Saint Petersburg, Russia.

For citation: Yakovleva, N. N. (2024). The Role of Cognitive Styles in the Rehabilitation of Writing Disorders in Students with Dys-graphia. Special Education, 2(74), pp. 52-62. (In Russ.).

нейшем его последовательную передачу на листе бумаги в виде последовательно написанных письменных знаков;

- зрительного гнозиса, мнезиса и ориентировки в пространстве, что определяет запоминание, написание сначала отдельных букв, слов, а затем текстов;

- лексико-грамматических компонентов речи, позволяющих сначала перенести правильно сформированные навыки словоизменения, словообразования устной речи на письмо, а затем обогатить эти навыки при помощи специальных правил.

Исследования, проводимые автором статьи, указывают на достаточно большие проблемы при усвоении программы по русскому языку школьниками с дис-

графией, связанные с недостаточностью развития тех основных навыков, которые обусловливают полноценное письмо. Кроме того, исследования подтверждают, что коррекционно-развивающая работа со школьниками с дисграфией подчас дает незначительные результаты и проблемы не заканчиваются на уровне начального общего образования, а плавно переходят вместе с ребенком в основную школу [10; 12; 13]. Именно поэтому так важно искать новые подходы к коррекции дисграфии, обращая особое внимание на индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса.

Основная часть

Определение стратегических направлений работы с учащимися, имеющими дисграфию, во многом зависит от точной диагностики степени нарушений письма и причин (анатомо-физиологических, психологических), их обуславливающих. Важным, на наш взгляд, является определение индивидуальных когнитивных особенностей, иначе когнитивного стиля — «индивидуально своеобразные устойчивые способы переработки информации и приобретаемого опыта в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании реальности» [11, с. 32].

В настоящее время описанный выше подход, позволяющий выстроить коррекционно-развиваю-щую работу по преодолению дис-графии с учетом индивидуального когнитивного стиля учащихся в логопедии, практически не рассматривался.

Для целей проводимого исследования было важно рассмотреть когнитивные стили как измерение двух крайних форм интеллектуального поведения, а именно: полизависимости / полинезависимости, которые определяют предпочтения человека в выборе необходимых стратегий при решении задач, в том числе речевых (лица с полизависимым стилем склонны полагаться на контекст и внешние сигналы, с полинезависимым предпочитают рассуждать независимо от контекста); узкий/широкий диапазон эквивалентности отражают возможности индивида рассматривать широту вариантов при принятии тех или иных решений (люди с узким диапазоном эквивалентности склонны принимать решения, основываясь на небольшом количестве альтернатив, а с широким диапазоном эквивалентности рассматривают большее количество возможностей при решении задач); ригидный/ гибкий познавательный контроль определяет умение концентрировать внимание на решении проблемы, когнитивную ригидность,

гибкость когнитивного мышления (обучающиеся с ригидным контролем с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, необходима подготовка, пауза для переключения на другое задание, для учащихся с гибким познавательным контролем можно предлагать одновременно разнообразно представленную информацию, и они способны самостоятельно осуществляют выбор последовательности работы с ней для решения поставленных задач).

Целью исследования явилось определение у обучающихся особенностей индивидуального когнитивного стиля.

В экспериментальном исследовании, проведенном в Санкт-Петербурге на базе пяти образовательных учреждений, приняло участие 210 обучающихся четвертых классов с дисграфией.

Исследование узкого и широкого диапазона эквивалентности позволило сделать выводы о полноте аналитико-синтетической деятельности учащихся, умении классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Приведем примеры исследования некоторых когнитивных стилей у учащихся.

В методике исследования узости/широты категории мы использовали задание «Подбор си-

нонимов» как наиболее приемлемое для обучающихся четвертых классов (птичка, путаница, лентяй, равнодушие, печальный, вкусный, щедрый, мудреный, дрожать, охранять, скитаться, пропадать). Для двенадцати слов, среди которых четыре имени существительных, четыре имени прилагательных и четыре глагола, было предложено 46 слов-синонимов. Практически все обучающиеся с дисграфией достаточно быстро и верно подобрали синонимы к именам существительным, затруднение у 41,2 % вызвал подбор синонимов к слову «путаница», с трудом подобрали слова «неразбериха», «сумятица» не выбрал ни один ученик. Чуть сложнее обстояло дело с подбором синонимов к именам прилагательным (было предложено 22 синонима к 4 словам). Наибольшее затруднения вызвали слова «мудреный» и «щедрый». В общей сложности из предложенного количества синонимов было использовано 49,4 % слов. Не были использованы слова, реже встречающиеся в обиходно-бытовой речи (безутешный, беспросветный, плачевный, унылый, скорбный и др.), хотя стоит отметить, что данный словарь представлен в литературных произведениях, которые изучаются на уроках. При подборе синонимов к глаголам не использовались слова «кочевать», «оберегать»,

«испаряться»», «мыкаться»». Данное задание было взято не случайно. Оно позволило определить уровень понятийного мышления учащихся, категориальный аппарат, наконец, их словарный запас.

Определение ригидности познавательного контроля показало сформированность у учащихся продуктивности запоминания, вербальной коммуникации и соотнесение этих качеств с уровнем успеваемости на уроке и эффективностью коррекции нарушений письма. Корреляционный анализ показал, что более чем у 50 % школьников с дисграфией снижение продуктивности запоминания влияет на успеваемость не только по русскому языку, но и по таким предметам, как «Математика» и «Окружающий мир», ниже эффективность коррекционной работы. По данному направлению исследования использовалась «Методика свободных ассоциаций» (Gardner, Holzman, Klein, Litton, Spense) [16]. В качестве стимулов служили слова: дом, солнце, золотой, звезда. Исходя из того, что авторы методики предлагают распределение ответов на 7 категорий, в зависимости от дистанции ассоциаций, хочется отметить, что познавательный контроль школьников с дисграфией в основном соответствует 1 (где указывается конкретная характеристика объекта), 2 (более тонкие характеристики с более подроб-

ным описанием) и 3 (детализация объекта) категориям. Лишь у 17 % школьников с дисграфией использовались слова, отдаленные по смыслу (золотой человек, безымянная звезда, солнечный взгляд). Свободные фантазийные ассоциации детьми не использовались.

Изучение стиля «вербализация/визуализация», предложенное в методиках Rbchardsona, было необходимо для определения способа переработки воспринимаемого речевого материала: основывается ли эта деятельность на ассоциативном, образном восприятии, либо используются вербальные установки и способы.

Понимание роли выявления когнитивных стилей и их учет в коррекции нарушений письма является важным аспектом в разработке эффективных методик и подходов к коррекционно-разви-ваю-щей работе с обучающимися с дисграфией.

Исходя из того, что когнитивные стили определяются как индивидуальные способы восприятия и переработки информации у человека, мы можем говорить о типах восприятия учащимися с дисграфией различной, в том числе и речевой информации, и необходимости учета этих особенностей при определении кор-рекционной работы. Визуальное восприятие характеризуется тем, что дети лучше воспринимают

зрительную информацию, достаточно хорошо ориентируются в различных материалах, если есть наглядность, ориентация на зрительный образ, при ведущем ау-диальном восприятии общая информация лучше воспринимается на слух, но при нарушении фонематического слуха, фонематического восприятия идет неправильная обработка информации, что значительно затрудняет коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического анализа и синтеза. Если у школьников ведущим является кинестетический канал восприятия, то для них при изучении материала важной становится двигательная активность (как пример, накручивание волос на палец, покачивание ногой во время выполнения задания и т. д.).

Важным при организации индивидуализации коррекционно-развивающей работы с ребенком с дисграфией является учет стиля мышления обучающегося, поскольку он влияет на способность выражать свои мысли на письме. Рассмотрим его варианты. Аналитический стиль мышления позволяет обучающемуся разбивать сложные части предполагаемой задачи на более простые, последовательно выстроенные части и анализировать каждую отдельно. Однако для школьников с дис-графией сложным становится объединение этих частей, чтобы

получить целостную картину исследуемого объекта (как пример, работа с текстом), поэтому они испытывают трудности с аналитической обработкой правил написания слов и предложений на этапе осмысления, что обусловливает разработку стратегии их усвоения и применения.

Дети с глобальным стилем отдают предпочтение целостному подходу и ориентируются на объект вместо детализированного анализа. Они могут испытывать трудности с орфографией и пунктуацией, так как видят текст в целом и не обращают внимание на обязательные составляющие, установленные правилами русского языка, делающие текст грамотным. Для таких детей важно научиться разбивать задачу на более мелкие, возможно даже выстраивание алгоритма действий, научить их обращать внимание на структуру и правила написания.

Школьники с импульсивным стилем мышления склонны к быстрым решениям без ориентировки на результат уже проделанной работы. В письме таких обучающихся изобилуют описки, опускание окончаний слов, сокращение предложений. Как следствие, у учащихся с данным стилем мышления преобладают аграмма-тическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза. Для работы с такими обучающимися

важно определить задачи, направленные на снижение темпа письма, на формирование умения контролировать собственное письмо, на развитие орфографической зоркости.

Обучающиеся с рефлексивным стилем мышления склонны к глубокому анализу и рассуждению, для них характерен перфек-ционизм, как результат, бесконечное исправление работ. Кроме того, учащиеся испытывают затруднения с завершением работы в заданный срок из-за тщательности выполнения и чрезмерной самокритики, страдает умение планировать собственную деятельность. Для таких обучающихся важно научиться выполнять работы в определенные временные рамки, чтобы задача была выполнена; их следует научить принимать свою работу.

Понимание и учет когнитивных стилей при организации работы с обучающимися с дисгра-фией позволяет разработать индивидуальные подходы к коррекции нарушений их письма. Кроме того, зачастую обучающиеся с дисграфией испытывают фрустрацию, имеют низкую самооценку, что также затрудняет коррек-ционную работу по преодолению нарушений письма.

Вышеперечисленные особенности восприятия, стилей мышления обучающихся с дисграфией позволяют утверждать, что кор-

рекционно- развивающая деятельность по преодолению нарушений письма не ограничивается только работой учителя-логопеда и только в пространстве помещения для индивидуальной работы, необходим интегративный подход, обеспечивающий взаимодействие всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя), полноценное включение обучающегося в образовательную среду школы, так как только такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучение школьника во всех видах деятельности.

Педагоги и специалисты могут использовать различные стратегии обучения, а также подбирать различные упражнения, материалы, адаптировать их с учетом когнитивных предпочтений и потребностей обучающегося. Важно понимать, что правильный выбор стратегии обучения, кор-рекционно-развивающей работы позволит сформировать у обучающегося с дисграфией уверенность в себе, умение радоваться своим достижениям, что значительно повысит мотивацию к обучению в целом.

Выводы

Результаты экспериментального исследования позволили сформулировать ряд выводов. Когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективном

восстановлении навыков письма у обучающихся с дисграфией. Одним из наиболее важных аспектов в коррекции нарушений письма является адаптация учебной программы, программы кор-рекционно-развивающей работы и методик под когнитивные особенности, их своеобразие у ученика. Изучение когнитивных стилей позволит более точно определить сущность проблемы и найти индивидуальный подход к ее решению.

Таким образом, анализ когнитивных стилей у обучающихся с дисграфией имеет важное значение для понимания их индивидуальных потребностей и разработки эффективных методов коррекции нарушений письма. Учет предпочтений и стратегий мышления школьника может помочь создать подходящую и мотивирующую обучающуюся среду, способствующую успешному усвоению письменной речи и повышению самооценки учащихся.

Дальнейшие исследования в этой области расширят знания о взаимосвязи между когнитивными стилями и коррекцией дис-графии, что поможет создать более эффективные программы поддержки обучающихся с данным видом нарушения.

Литература

1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. —

Москва : Академия, 2015. — 317 с. — Текст : непосредственный.

2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения: протоколы обследования / под общ. ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — Москва : В. Секачев, 2008. — 48 с. — Текст : непосредственный.

3. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. —Москва : Юрайт, 2024. — 157 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https:// urait.ru/bcode/539017 (дата обращения: 09.06.2024). — Текст : электронный.

4. Григоренко, Е. Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками : 19.00.07 : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Григоренко Е. Л. — Москва, 2012. — 40 с. — Текст : непосредственный.

5. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Ве-недиктова. — Санкт-Петербург : Союз, 2003. — 218 с. — Текст : непосредственный.

6. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — Москва : Просвещение, 1961. — 310 с. — Текст : непосредственный.

7. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лу-рия. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. — 448 с. — Текст : непосредственный.

8. Разживина, Н. В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией / Н. В. Разжи-вина. — Текст : непосредственный // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы : материалы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии (г. Москва, 14-16 сент. 2004 г.) / под ред. Г. В. Чиркиной, Е. В. Оганесяна. — Москва : Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. — С.187-194.

9. Тараканова, А. А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией / А. А. Тараканова. — Текст : непосредственный // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы : материалы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии (г. Москва, 14-16 сент. 2004 г.) / под ред. Г. В. Чиркиной, Е. В. Оганесяна, М. Н. Ру-сецкой. — Москва : Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. — С. 246-253.

10. Турчинов, А. С. Проблема нарушений письменной речи подростков-школьников / А. С. Турчинов. — Текст : непосредственный // Экономика образования. — 2015. — № 1. — С. 160-163.

11. Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — Москва : Юрайт, 2024. — 307 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540734 (дата обращения: 09.06.2024). — Текст : электронный.

12. Яковлева, Н. Н. Исследование состояния навыков письменной речи у обучающихся 2-4 классов / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта : РИО ГПА, 2016. — Вып. 50. — Ч. 4. — С. 302-309.

13. Яковлева, Н. Н. Комплексный подход к исследованию письменной коммуникации у учащихся с дисграфией / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. — 2015. — № 5 (43). — С.145-149.

14. Яковлева, Н. Н. Оценка внимания у школьников четвертых классов с дисгра-фией, обучающихся по основной общеобразовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики: Грамота. — 2022. — № 6 (34). — С. 648-654.

15. Яковлева, Н. Н. Развитие письменной коммуникации у обучающихся с дисгра-фией : моногр. — Москва : Парадигма, 2022. — 140 с. — Текст : непосредственный.

16. Gardner, R. W. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior / R. W. Gardner, P. S. Holzman, G. S. Klein, H. B. Linton, D. P. Spence. — Text : unmediated // Psychological Issues. Monograph 4. — New York, 1959. — Vol. 1.

References

1. Akhutina, T.V., & Pylaeva, N.M. (2015). Preodolenie trudnostey ucheniya: neyropsikhologicheskiy podkhod [Overcoming learning difficulties: a neuropsychologi-cal approach]. Moscow: Akademiya, 317 p. (In Russ.)

2. Akhutina, T.V. (2008). Neyropsikhologi-cheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshikh shkol'nikov. Prilozheniya: protokoly obsledovaniya [Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of primary schoolchildren. Applications: examination protocols] (Eds. T.V. Akhutina & O.B. Inshakova). Moscow: V. Sekachev, 48 p. (In Russ.)

3. Akhutina, T.V., & Fotekova, T.A. (2024). Diagnostika rechevykh narusheniy shkol'nikov [Diagnosis of speech disorders in schoolchildren] [Practical guide]. (3rd ed., rev. and additional). Moscow: Yurayt, 157 p. Retrieved June 9, 2024, from https://urait.ru/ bcode/539017 (In Russ.)

4. Grigorenko, E.L. (2012). Vliyanie individual'nykh osobennostey kognitivnogo razvitiya na ovladenie navykami chteniya i pis'ma mladshimi shkol'nikami [The influence of individual characteristics of cognitive development on the acquisition of reading and writing skills by primary schoolchildren] [Abstract of Dis. of Dr. of Psychology]. Moscow, 40 p. (In Russ.)

5. Lalaeva, R.I., & Venediktova, L.V. (2003). Diagnostika i korrektsiya narusheniy chteniya i pis'ma u mladshikh shkol'nikov [Diagnosis and correction of reading and writing disorders in primary schoolchildren]. St. Petersburg: SOYuZ, 218 p. (In Russ.)

6. Levina, R.E. (1961). Narushenie pis'ma u detey s nedorazvitiem rechi [Writing impairment in children with speech underdevelopment]. Moscow: Prosveshchenie, 310 p. (In Russ.)

7. Luriya, A.R. (2020). Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. St. Petersburg: PITER, 448 p. (In Russ.)

8. Razzhivina, N.V. (2004). Osobennosti poznavatel'noy deyatel'nosti u mladshikh shkol'nikov s disgrafiey [Features of cognitive activity in primary schoolchildren with dysgraphia]. In G.V. Chirkina, E.V. Oga-nesyan (Eds.), Izuchenie narusheniy pis'ma i chteniya. Itogi i perspektivy (Materials of the I International Conference of the Russian Association of Dyslexia (Moscow, September 14-16, 2004), pp. 187-194). (In Russ.)

9. Tarakanova, A.A. (2004). Osobennosti simul'tannogo analiza i sinteza u mladshikh shkol'nikov s disgrafiey [Features of simultaneous analysis and synthesis in primary schoolchildren with dysgraphia]. In G.V. Chirkina, E.V. Oganesyan, M.N. Rusetskaya (Eds.), Izuchenie narusheniy pis'ma i chteniya. Itogi i perspektivy (Materials of the I International Conference of the Russian Association of Dyslexia (Moscow, September 14-16, 2004), pp. 246-253). Moscow: Izd-vo Moskov-skogo sotsial'no-gumanitarnogo instituta. (In Russ.)

10. Turchinov, A.S. (2015). Problema naru-sheniy pis'mennoy rechi podrostkov-shkol'-nikov [he problem of violations of the written speech of adolescent schoolchildren].

Ekonomika obrazovaniya, 1, 160-163. (In Russ.)

11. Kholodnaya, M.A. (2024). Kognitivnaya psikhologiya. Kognitivnye stili [Cognitive psychology. Cognitive styles] [Textbook for universities]. Moscow: Yurayt, 307 p. Re-

trieved June 9, 2024, from https://urait.ru/ bcode/540734 (In Russ.)

12. Yakovleva, N.N. (2016). Issledovanie sostoyaniya navykov pis'mennoy rechi u obuchayushchikhsya 2-4 klassov [Study of the state of writing skills of students in grades 2-4]. In Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Peda-gogika i psikhologiya (Iss. 50, P. 4, pp. 302309). Yalta: RIO GPA. (In Russ.)

13. Yakovleva, N.N. (2015). Kompleksnyy podkhod k issledovaniyu pis'mennoy kom-munikatsii u uchashchikhsya s disgrafiey [An integrated approach to the study of written communication in students with dysgraphia]. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie, 5(43), 145-149. (In Russ.)

14. Yakovleva, N.N. (2022). Otsenka vni-maniya u shkol'nikov chetvertykh klassov s disgrafiey, obuchayushchikhsya po osnovnoy obshcheobrazovatel'noy programme i adapti-rovannoy osnovnoy obshcheobrazovatel'noy programme [Assessment of attention in fourth-grade schoolchildren with dysgraphia, studying in the basic general education program and an adapted basic general education program]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki: Gramota, 6(34), 648-654. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Yakovleva, N.N. (2022). Razvitie pis'-mennoy kommunikatsii u obuchayu-shchikhsya s disgrafiey [Development of written communication in students with dys-graphia] [Monograph]. Moscow: PARADIGMA, 140 p. (In Russ.)

16. Gardner, R.W., Holzman, P.S., Klein G.S., Linton, H.B., & Spence, D.P. (1959). Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. In Psychological Issues (Vol. 1). N.Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.