Научная статья на тему 'Роль когнитивной видеомультипликации в проекте «Искусственной личности»'

Роль когнитивной видеомультипликации в проекте «Искусственной личности» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная видеомультипликация / искусственная личность / компьютерное моделирование смысла. / cognitive videoanimation / artificial person / the computer modeling of sense.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль когнитивной видеомультипликации в проекте «Искусственной личности»»

Пожарев Т.

магистрант факультета социокультурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Новый Сад, Сербия Алексеев А.Ю.

к.филос.н. доцент кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств, координатор научных программ Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта, [email protected]

РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ ВИДЕОМУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ПРОЕКТЕ «ИСКУССТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

Ключевые слова: когнитивная видеомультипликация, искусственная личность, компьютерное моделирование смысла.

Keywords: cognitive videoanimation, artificial person, the computer modeling of sense.

Для изучения особенностей КВ проводился аудиовизуальный эксперимент в сотрудничестве с композитором Н. Поповым (Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского). Эксперимент включает анализ процесса совместного создания произведения композитором-художником и проведение «социологического опроса» путем сбора откликов зрителей. Результаты анализа позволяют утверждать следующее.

Когнитивная видеомультипликация (КВ) включает: 1) абстрактную электронную музыкальную композицию; 2) абстрактную электронную видеомультипликацию. Несмотря на абстрактные составляющие, видеомультипликация становится реально действующим когнитивным произведением, когда погружается в контекст конкретных межличностных и социальных коммуникаций. КВ отличается от некогнитивного произведения способностью вырабатывать «условный когнитивный рефлекс», целенаправленно формирующийся для выработки познавательной установки в ходе творческого предметной области. КВ способно глубоко и легко проникать в подсознательные сферы психики зрителей. Воздействие на зрителя заключается: 1) в непосредственном восприятии кадра визуальной информации, совмещённого с аудио-импульсом; 2) в реализации субъективных когнитивных процессов у зрителя в процессе разнообразной интерпретации абстрактного музыкально-изобразительного комплекса.

1) КВ является полилингвистическим средством коммуникации: в процессе её репрезентации и интерпретации совместно используются различные музыкальные и визуальные языки, что приводит к симультанному эффекту.

2) Требуется непрерывное отслеживание корреляций между компонентами музыкального строя и видеоконтента.

3) Самая сложная проблема - выявить суть музыки и конституировать смысловые изобразительные формы с учетом предполагаемого многообразия ассоциаций и интерпретаций.

4) Креативность произведения непосредственно зависит от того, насколько тщательно посредством пере-пере-прослушивания художник очищает произведение от инертных решений и стереотипов.

5) Техническая составляющая произведения, несмотря на рутинность, не лишена креативности: эвристический подбор адекватных коррелятов; выявление роли и места конкретного аудио-видекомпонента в мультимедийном пространстве-времени; выбор оптимального аудио-видео-ряда.

6) КВ присущ «открытый код»: создатель не предполагает многообразия ассоциаций, которые формирует зритель, так как они детерминированы приватным жизненным опытом. Абстракционист не обязан виртуально «проживать» жизнь потенциального зрителя.

7) Процесс создания КВ - это творческая (креативная) коммуникация, отличающаяся от традиционных форм коммуникации свободой от формалистских регулятивов. В схеме «композитор-художник» творческую коммуникацию инициирует композитор. Художник воспринимает его шедевр, строит ряд абстрактных ассоциаций и на их основе формирует видеоряд. Начинается непрерывный процесс взаимной переделки видеоряда, который «как бы» завершается датой сдачи проекта. Интересным аспектом такой коммуникации является конфликт между двумя создателями, который усиливается в схеме: «художник-композитор», по всей видимости, из-за большей абстрактности музыки.

8) КВ основывается на оригинальном фундаменте (компьютерные шаблоны не должны маскировать недостаток знания, таланта или остроту ума) и репрезентирует универсальные смыслы «всех народов всех времен», хотя отстраненность абстракции от опыта мнимая.

9) КВ соответствует тенденциям современного искусства: повышение уровня абстракции художественных произведений.

10) Взаимосвязь двух абстрактных произведений приводит к когнитивному резонансу в форме психоделического эффекта.

Развитие нейротехнологий ведет к непосредственному восприятию аудио-видео-рядов на нейрофизиологическом уровне. Комплексы нейрокодовых зависимостей являются абстракциями, так как содержание опыта в них не заключено. Поэтому интересен опыт их визуализации и музыкального обрамления в динамике творческой активности мозга.

Последний проект касается коннекционистской парадигмы использования КВ при разработке искусственного интеллекта. Что же касается стандартной для искусственного интеллекта парадигмы - символьной репрезентации информации, то, на наш взгляд, значительный интерес представляет использование КВ в рамках проекта «искусственной личности». Наряду с логическими особенностями моделирования «смысла» в сложных человеко-технических системах, когнитивная видеомультипликация позволяет реализовать и внелогические компоненты осмысления феноменов электронной культуры путем пробуждения у специалиста-аналитика художественно-музыкальных интуиций в процессе конституирования предметной области компьютерного мира.

Проблемно-ориентированное направление в искусственном интеллекте, получившее название проект «искусственной личности» (ИЛ), возникло с начала 1990-х г. независимо в нашей стране и за рубежом [1]. Компьютерная система является ИЛ, если она проходит комплексный тест Тьюринга на персональное, т.е. когда х-системе искушенный наблюдатель приписывает осмысленность, осознанность, креативность и, что немаловажно, морально-правовое вменение. Кстати, последнее положение согласуется с традиционным юридическим понятием искусственной личности. Интересно, что отечественный проект ИЛ разрабатывался в контексте социально-эпистемологических отношений, возникающих при репрезентации и интерпретации «знаний» экспертной системы в процессе междисциплинарного взаимодействия специалистов. Зарубежный проект исходил из индивидуалистических позиций: это робототехниче-ская система, обладающая «квазисознанием». Так как основой атрибуции персонального является тест Тьюринга, то не существенно, социальные или индивидуальные соображения лежат в основе этого проекта. Однако, как показано в [1, С.159-165], необходимым условием прохождения теста на персональное робототехническим проектом, является прохождение данного теста экспертным проектом.

В настоящей работе продолжается тематика экспертного проекта ИЛ в плане методологии совмещения логических и внелогических особенностей моделирования «смысла» с учетом проблем, выявленных в ходе апробации проекта ИЛ в середине 1990-х гг. на фоне чеченских событий [2, с. 142-150]. В первоначальной версии проекта не учитывался контекст личностного переживания когнитивных феноменов, обусловленных феноменологией субъективного осмысления «смысла». Компьютерная модель «смысла» - это модель «знаний» о смысле, но не смысла «как такового». Компьютинг «смысла», благодаря дименсионалистской (многомерностной) организации «знаний» о феноменах социокультурной реальности, способствует пониманию этих феноменов человеком, создает комфортные когнитивные условия, оставляя прерогативу «осмысленности» за человеком.

Логический контур создает условия эпистемического обобщения при репрезентации траекторий характериза-ции «значений». Такая схема предложена в классической «логике смысла» Г. Фреге. В настоящей работе предложен способ моделирования «смыслов» в рамках внелогического контура в процессе взаимодействия следующих категорий лиц: 1) аналитик результатов работы имитационных средств «искусственного общества»; 2) креативные модельеры -художник и композитор, осуществляющие абстрактную интерпретацию социокультурной ситуации или сценария развития событий; 3) интерпретатор аудио-видеорядов в социальном контексте применения модели; 4) культуролог (специалист в сфере социальной психологии), обеспечивающий каталогизацию абстрактных представлений об образных и музыкальных архетипах определенных социально-психологических типов [3]. Результаты каталогизации используются композитором-художником для создания социально-ориентированного аудио-видеопроизведения; 5) зрители, оценивающие социокультурный сценарий не по результатам моделирования «искусственного общества» (видеограммы этого инструментария не предназначены для неподготовленного интерпретатора), но произведение электронного искусства, действующее на уровне подсознательной сферы. Это произведение продуцирует метафорические ассоциации и вырабатывает интуитивное понимание происходящего. Если зритель - аналитик «искусственного общества», то восприятие музыкально-изобразительного произведения создает эмоциональные условия для лучшего понимания изучаемой социокультурной обстановки: аудио-видеоряды способствуют восприятию строгих аналитических выкладок.

Предметная область проектов компьютерного моделирования «смысла» представляется трехмерной (3Б) совокупностью формализованных экспертных «знаний». Феноменальный «смысл» (первое измерение) соотносится с научными теориями (второе измерение) и с программно-техническими конструкциями выражения «смысла» путем реализации теорий (третье измерение) [4].

Задача компьютерного моделирования смысла, таким образом, состоит в создании и использовании музыкальных и изобразительных средств, способствующих интерсубъективному «понимания» феноменов предметной области. Проводились эксперименты, в рамках которых отрабатывались примеры интерпретации социокультурных феноменов (динамика религиозных убеждений, экономического спроса, футбольных предпочтений) с учетом корреляции с фрагментами абстрактной музыкальной видеомультипликации. Их интерпретации представляются аудио-видеорядом, который принципиально типизируем. Уподобления вариаций в разнообразии интерпретаций провоцируют две гипотезы: 1) несостоятельность некоторых средств аппарата «искусственных обществ», в частности, «сахарной модели», лежащей в основе большинства методик этого подхода к имитационному моделированию социокультурной жизни; 2) наличие фанатического мировосприятия для огромных масс людей, для которого неразличима религиозная вера и, скажем, футбольная предрасположенность.

Музыкант и художник проекта «искусственной личности» перестали быть людьми «вольных профессий»: они получили ответственную роль в формировании стратегии развития электронной культуры.

Список литературы

1. Алексеев А.Ю. Концепт интерсубъективности в когнитивных моделях искусственного интеллекта // Интерсубъективность в науке и технике / Под ред. Н.М. Смирновой. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. - С. 142-182.

2. Алексеев А.Ю. К осмыслению модели смысла // Здравый смысл. 1998. - № 7. - С. 48-52.

3. Алексеев А.Ю. Национальные особенности логико-смысловых конфигураций // Приладожье и русский Север: история, традиции, современность. Материалы научно-практической конференции в честь 300-летия г. Лодейное Поле, 8-12 июля 2002 г. / Научн. ред. Ю.Б. Сенчихина. Сост. А.Ю. Алексеев и С.Ю. Карпук. - М.: РГО, 2003. - С. 12-17.

4. Алексеев А.Ю. Объемная (3Б) интенсиональная семантика словаря искусственного общества // Ежеквартальный Интернет-журнал «Искусственные общества». 2013. - Т. 8, № 1-4. - С. 5-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.