Научная статья на тему 'Роль кодекса Рустем-хана в регулировании социально-экономического, правового и внешнеполитического положения Кайтагского уцмийства в XVII первой половине XVIII века'

Роль кодекса Рустем-хана в регулировании социально-экономического, правового и внешнеполитического положения Кайтагского уцмийства в XVII первой половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
566
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кайтагское уцмийство / кодекс рустем-хана / нормы уголовно-процессуального права / контроверзные отношения / политическая безопасность

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманкадиева А. Э.

В статье изучаются роль и место кодекса Рустем-хана в регулировании социально-экономического, правового и внешнеполитического положения Кайтагского уцмийства в ХVII первой половине XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is a study of the role and place of the Rustem Khan"s Codex in social, economic, legal regulation and foreign affairs of the Kaitagorskoe Utsmiistvo from the 17th century to the 1st half of the 18th century.

Текст научной работы на тему «Роль кодекса Рустем-хана в регулировании социально-экономического, правового и внешнеполитического положения Кайтагского уцмийства в XVII первой половине XVIII века»

РОЛЬ КОДЕКСА РУСТЕМ-ХАНА В РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПРАВОВОГО И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЙТАГСКОГО УЦМИЙСТВА В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Работа представлена кафедрой теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Р. В. Костюк

В статье изучаются роль и место кодекса Рустем-хана в регулировании социально-экономического, правового н внешнеполитического положения Кайтагского уцмийства в ХУП - первой половине XVIII в.

Ключевые слова: Кантагское уцмннство, кодекс Рустем-хана, нормы уголовно-процессуального права, контроверзные отношения, политическая безопасность.

The article is a study of the role and place of the Rustem Khan's Codex in social, economic, legal regulation and foreign affairs of the Kaitagorskoe Utsmiistvo from the 17th century to the 1st half of the 18th century.

Key words: Kaitagskoe Utsmiistvo, Rustem Khan's Codex, law of criminal procedure, controversies, political security.

Кайтагское уцмийство в период XVII -первая половина XVIII в. играло важную роль в социально-экономическом, политическом и культурном развитии региона южного Дагестана, так как оно являлось одним из влиятельных феодальных государственных образований на территории Дагестана. Актуальность исследования соци-

ально-экономического, правового и внешнеполитического положения уцмийства в

XVII - первой половине XVIII в. объясняется тем, что в этот период оно претерпело значительные изменения и поэтому имело важные особенности. В данный период произошли явные изменения в социально-правовом положении уцмийства, и особенный

интерес представляют памятники обычного права. Уцмии и другие феодальные владетели Дагестана пересматривали нормы обычного права и закрепляли те, которые наиболее четко отражали власть и привилегии феодальной верхушки.

В целях и интересах укрепления центральной феодальной власти и ограничения внутреннего самоуправления сельских общин в первой половине XVII в. появляются первые официальные судебники. До наших времен дошли лишь три судебника -«Постановления кайтагского уцмия Рус-тем-хана» (кодекс, или сборник, Рустем-хана), «Кодекс Умма-хана (справедливого)» и «Гидатлинские адаты»'. Самобытные юридические памятники Дагестана XVII в. возникли в результате сдвигов в развитии социально-экономических отношений и укреплении государственно-правовой системы.

Судебник, получивший название «Постановления Кайтагского уцмия Рустем-

хана», был опубликован известным кавка-

2

зоведом А. В. Комаровым в 1868 г. Оригинал данного документа, составленный на кайтагском диалекте даргинского языка, обнаружить пока не удалось. Крупный кавказовед М. М. Ковалевский, назвав кодекс Рустем-хана «народной правдой Дагестана», писал: «Этот сборник является одним из интереснейших памятников кавказского права, памятником, заслуживающим не меньшего внимания,чем армянский кодекс Мехитара Гоша или законы грузинских царей - Георгия Черного, Агбуги и Вахтан-

3

га VI» . Также Ф. И. Леонтович отметил,

что по своему содержанию кодекс (сборник)

принадлежит к числу важнейших памятни-

4

ков древнего права кавказских народов .

Научная ценность и значимость памятников, являющихся результатом кодификаторами деятельности местной государственной власти - ханов, уцмиев и т. д. заключаются в том, что они дают возможность проследить процесс превращения норм

обычного права в закон, а также дают представление об уровне развития взглядов народов Дагестана того времени.

В кодекс Рустем-хана вошли:

1) наиболее важные обычаи, нормы и правила, единообразное применение которых отвечало интересам феодальной верхушки;

2) положения, устанавливающие наказания за убийства, прелюбодеяния, кражи, грабежи, поджоги, оскорбления и др.;

3)правовые требования, предъявляемые к гражданским сделкам, и порядку управления, и т. д.

Он состоял из 7 глав (разделов) и 107 статей, которые регламентировали общественную, политическую и частную (личную) жизнь кайтагцев .

Кодекс Рустем-хана, как и всякий памятник раннефеодального права, включал разновременные пласты правовых норм. В нем отчетливо прослеживаются весьма древние нормы, уходящие своими корнями к эпохе патриархально-родового строя, и сравнительно новые правовые обычаи, возникшие в результате углубления феодальных отношений. В «Постановлениях» Рустем-хана сделана попытка обосновать необходимость феодальной власти. «В государстве без правителя, в обществе без суда, в стаде без пастуха, в войске без разумного, в селе без головы - добра не будет», - так гласил один из его афоризмов.

Укреплению феодальной власти служила и религия. Невыполнение религиозных обрядов или молитв признавалось судебником Рустем-хана уголовно наказуемым. За невыполнение постановлений уцмия было установлено наказание в виде штрафов, выселения из общества и др. Крупные штрафы взыскивались с тех, кто не вышел по тревоге уцмия или не явился в «диван» (суд или совет) при разборе жалоб . Несогласие с джамаатом (сельским обществом) также признавалось преступлением, а следовательно, оно наказы-

валось в виде штрафа в крупных размерах. Жители, отказавшиеся следовать предписаниям уцмия, изгонялись из Кай-тагского уцмийства.

Следует отметить, что в кодексе Рустем-хана кайтагского впервые были определены основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности. В нем были установлены следующие виды собственности: частная (принадлежащая бекам, уцмиям), вакуфная (принадлежащая мечети) и общественная (принадлежащая сельским общинам).

В кодексе Рустем-хана большинство норм относится к уголовному праву и процессу. Почти все преступления против собственности объединены в одну классификационную группу, которая получила название «воровство». При этом было выделено два вида воровства: простое и классифицированное воровство. К классифицированному воровству относилось похищение имущества из мечети. Ответственность за воровство в связи с укреплением института частной собственности резко усилилась. С вора или его родственников взыскивалась десятикратная стоимость похищенного имущества. В этом судебнике принимали во внимание степень вины и другие обстоятельства, характеризующие преступления. Пр еследование воровства приобрело характер общественной функции.

Кроме того, кодекс Рустем-хана сыграл важную роль в формировании и развитии социально-политического строя Кайтагского уцмийства в XVII - первой половине

XVIII в. Например, был введен строгий порядок во внутриполитической жизни уцмийства, жестко регламентированы и упорядочены взаимоотношения центральной власти с сельскими общинами, феодалов с зависимым населением. Кодекс отражает более высокую ступень общественного развития, четко выделяет и определяет высокое правовое положение беков и привиле-

гии феодальной общинной знати и духовенства. Следствием таких нововведений является яркое выделение черт классового общества. Таким образом, кодекс внедрил новый тип ведения экономического хозяйства и определил нормы и принципы более развитого социально-правового общества.

Вместе с тем, следует отметить, что данный судебник составлялся в период, когда в общественно-правовой жизни уцмийства значительное место занимали пережитки родового строя: кровная месть, самоуправный захват имущества и т. д. В кодексе много внимания уделено регламентации кровной мести и введено ограничение на самоуправный захват чужого имущества. Например, в зависимости от тяжести совершенного преступления в кодексе предусмотрена статья, согласно которой преступник (убийца) должен был откупить совершенное им убийство (заплатить денежный выкуп родственникам убитого) и покинуть в установленный срок селение, чтобы избежать кровной мести со стороны родственников убитого7. Следует отметить, что не всякое убийство считалось преступлением. Убийство при обороне, убийство посягающего на имущество, жилище, честь и т. д. не влекли за собой ни наказания со стороны публичной власти, ни кровной мести со стороны родственников убитого.

Основными видами наказания в кайтаг-ском обычном праве XVII в. являлись крупные штрафы, разрушение дома в случае особо тяжких преступлений и изгнание виновного из общества. Другие виды наказания в кодексе Рустем-хана не упоминаются.

Несмотря на очевидную тенденцию к индивидуализации наказания, высокие размеры штрафов указывают на то, что в случае особо тяжких преступлений убийца и его родственники (иногда и общество) несли коллективную ответственность перед потерпевшими. В источниках отмечается, что крупные штрафы часто приводили к

разорению и закабалению малоимущих

к 8

общинников .

В кодексе также предусмотрен ряд правил, которым должны были следовать и общество и представители власти при признании захвата имущества. Разрешение на захват частного имущества внутри селения определялось сельской администрацией - важнейшим институтом управления обществом. Согласно кодексу запрещалось изымать имущество без разрешения сельской администрации и без свидетелей. Такие ограничения регламентировали правовое положение общества и уцмийства в целом.

В судебнике Рустем-хана получили развитие основные уголовно-правовые понятия. Например, в нем впервые введено разграничение понятий умысла и неосторожности, подстрекательства, покушения, подготовки к преступлению, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств. Это указывает на сравнительно высокий уровень правовых воззрений. Таким образом, свод законов Рустем-хана представляет собой кодекс, включающий нормы уголовно-процессуального права и нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения.

Кодекс также регламентировал территориальные границы Кайтагского уцмийства и взаимоотношения как с соседствующими феодальными владениями Дагестана,

так и с другими государствами. Так, для того, чтобы пройти через территорию Кайтагского уцмийства(например, парламентерам Турции, Ирана или России) в Дербентское ханство и другие владения, необходимо было получить письменное разрешение Кайтагского уцмия. Если не выполнялось это условие, то нарушитель границ должен был заплатить уцмию большие таможенные пошлины.

В заключение следует отметить, что кодекс Рустем-хана имеет важное социальноэкономическое, правовое и внешнеполитическое значение для развития Кайтагского уцмийства XVII-XVIII вв. Особое значение имеет данный кодекс в:

а)развитии уголовно-процессуальных и гражданско-правовых отношений внутри уцмийства, регламентирующих и искореняющих кровную месть, воровство и самоуправный захват чужого имущества;

б) разрешении и регулировании контро-верзных отношений, которые возникали между феодальными владениями Дагестана;

в) регулировании внешнеполитических отношений с главными соперничающими между собой крупными феодальными державами: Турцией, Ираном и Россией. Регламентация территориальных границ уцмийства обеспечивала политическую безопасность территории и населению Кайтага.

ПРИМЕЧАНИЯ

' История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 1997. С. 132.

2ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. I. С. 80-88.

Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе: В 2 т. М., 1890. Т. 2.

4

Алимова Б. М. Кайтаки XIX - нач. XX вв. Махачкала, 1998. С. 21.

3

Зубаилов С-М. С. история Кайтага. Махачкала, 1995. С. 10.

( История Дагестана: В 4 т. Махачкала, 1967. Т. 1. С. 259.

"ДиррА. Об обычном праве кавказских горцев/Пер. с нем. Э.Дупенко. Махачкала, 1962. С. 15. * Хашаев X. М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961. С. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.