РОЛЬ КНР В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ
Янь Цзин,
Хуайиньский политехнический институт, Хуайинь, Китай
E-mail: czfjing@163.com Хань Вэйе,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
E-mail: 1275290918@qq.com
Научное исследование по: Ш№ХЩШШ1Ш: ШШМТФМШ
%)) (2022JSB1952) , .
aSSCL202№033) .
Хуайиньский политехнический институт: «Исследование трансформации и модернизации китайско-российского энергетического сотрудничества на фоне двойного углерода», проепо философии университета провинции Цзянсу: «Исследование образа женщины в драматических произведениях Чехова» (2022JSB1952), проект Цзянсуского общества производительности: «Исследование пути и политики открытия Цзянсу высокопоставленных иностранных компаний» (JSSCL2021B033).
Внешняя политика Китая основана во многом на его геополитическом положении и историческом представлении о себе и своем месте в мире. Термины «Срединное государство» и «Поднебесная» означают, что Китай расположен, по представлению его жителей, в центре мира и воплощает в себе цивилизацию, в то время как окружающий его территории и весь мир в той или иной степени относился к периферии и варварам.
Особенности представления о себе и своем месте в мире послужили формированию великодержавной политики, которая должна была отстаивать то, что полагалось стране согласно ее представлениям.
К. Кэмпбелл и М. Рапп-Купер отмечают, что подход Китая к миру никогда не был жестким. Дипломатическую стратегию страны определяют многие факторы, от ее истории, культуры и географии до характера ее режима и ее относительной глобальной мощи. Если правительство считает, что один или несколько из этих факторов изменились, то изменится и его дипломатия [1].
Подъем Китая за последние два десятилетия изменил ландшафт мировой политики. Начиная со своего вступления во Всемирную торговую организацию в
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
2001 году, Китай быстро превратил свою экономику из «фабрики мира» в мирового лидера в области передовых технологий. Попутно Китай трансформировал глобальные цепочки поставок, а также международную дипломатию, используя свой успех, чтобы стать основным торговым партнером по развитию для стран с развивающейся экономикой в Азии, Африке и Латинской Америке [2].
В результате, как отмечается экспертами Фонда Карнеги, «никогда еще Поднебесная не оказывала такого влияния на развитие мировой экономики. При Си Цзиньпине Пекин стал инициатором создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда Шелкового пути и Нового банка развития - трех международных финансовых учреждений с совокупным уставным капиталом более 200 миллиардов долларов. Одновременно он начал реализацию инициативы «Одного пояса - одного пути» - беспрецедентного по масштабу плана развития транспортной инфраструктуры на всем Евразийском континенте» [3].
Происходит сдвиг геоэкономической власти, который в условиях глобализации и взаимозависимости трансформируется в геополитические корректировки. Свидетельством этому является политика КНР по продвижению • идеалов свободной торговли в глобальном масштабе, стремление перехватить у ЕС первенство по борьбе с глобальным изменением климата, и продвижение китайской модели как альтернативной западному мировоззрению.
Одновременное снижение доверия к неолиберализму и демократии произошло на фоне неудачных попыток навязывания этих идей в духе повествования Ф. Фукуямы о конце истории на деле подрывала западноориентированную демократию и порождала стремление к альтернативам, в том числе в форме популистских и неонационалистических движений [4]. «Китайская модель» в новых условиях стала одной из таких альтернатив, что отразилось в популярности инициативы Пекина «Пояс и путь».
Конфронтационный путь, выбранный США для противодействия Китаю и резко активизированный в период правления президента США Д. Трампа, фактически принуждает Пекин к вступлению в гибридную форму конфликта, приоритетной стороной которой стала торговая война.
Позиции КНР и США вступили в противоречие по основным стратегическим аспектам развития. Торговые войны выступают противоположностью идее свободного рынка. Климатическая политика КНР и США также расходятся.
Для Соединенных Штатов соперничество вызвано вызовом Китая власти и лидерству США, а также его верой в то, что Пекин пытается изменить международный порядок в своих интересах. Для Пекина это обусловлено продолжающимися претензиями США на «гегемонию» на фоне того, что китайские элиты считают неизбежным упадком [5].
Китай уже становится основным источником инвестиций и помощи в страны Африки и Латинской Америки, вытесняя США и ЕС. Великодержавие
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
КНР вело к более напористой внешней политике, что проявилось в частности, в территориальных спорах в Южно-Китайском море, обращая внимание на то, что экономическая мощь Китая будет иметь геополитические последствия [6].
«Китайская модель» призвана в новых условиях занять Китаю центральное место в мировых делах, продвигая политическую альтернативу либеральной демократии. Китай выступает за многополярный мир как альтернативу гегемонии США/НАТО, с балансом сил между крупными региональными блоками, который не позволил бы ни одному из них доминировать в формирующемся мировом порядке [7].
Есть мнение, что ни Китай, ни другие развивающиеся державы не смогут создать новую альтернативную гегемонию, но они останутся силой, противодействующей гегемонии, для продвижения многосторонности и предотвращения односторонней гегемонии. Большинство развивающихся держав, в частности Китай, проводят весьма прагматичную внешнюю политику, чтобы найти баланс между защитой своих «национальных интересов» и противодействием гегемону существующего порядка [8].
Как и Россия, Китай стремится к большему влиянию в международных делах, чего заслуживает его экономическая мощь и историческая роль. « Реализовать эти стремления необходимо посредством трансформации международной системы, в том числе международных финансовых институтов, которые были созданы и действуют под влиянием Запада [9].
Следует отметить, что отношения КНР и США претерпели существенные трансформации. Сближение США и КНР продолжалось в 1980-е и в 1990-е годы, временно омрачившись в период событий на площади Тяньаньмэнь, когда Вашингтон осудил действия китайского правительства.
США в отношениях с КНР поддерживали:
- принятие ответственных мер по открытию рынков для устранения барьеров для торговли и инвестиций, а также устранение искажений в торговле и других недобросовестных практик;
- снижение барьеров в цифровой торговле для поддержки инноваций и роста цифрового рынка;
- повышение конкурентоспособности услуг в регионе за счет снижения барьеров, препятствующих экспорту услуг США;
- продвижение передовой практики регулирования в таких областях, как консультации с общественностью, оценка воздействия нормативных актов и внутренняя координация нормотворчества;
- содействие регуляторному сотрудничеству в ключевых секторах, таких как химическая промышленность, науки о жизни и автомобилестроение;
- снижение транзакционных издержек для американских предприятий за счет реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли посредством проектов по наращиванию потенциала и взаимодействия государственного и частного секторов [10].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
С точки зрения КНР, после 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты вели войны против Афганистана и Ирака, и эти две войны оставили США глубоко погрязшими в беспорядках на Ближнем Востоке, обошлись им в триллионы долларов и подорвали их стратегическую мощь.
Мировой финансовый кризис 2008 года выявил глубоко укоренившиеся дисбалансы в экономике и обществе США. Такие проблемы, как экономическое неравенство, увеличивающийся разрыв в уровне благосостояния и стареющая инфраструктура, имеют свои причины, но ни одна из них не была вызвана Китаем. Китай не должен становиться для них «козлом отпущения».
По мнению Пекина, угроза торговой и санкционной войны - не решение. Официальный представитель МИД КНР утверждает, что Китай добросовестно участвует в торговых переговорах с США, чтобы урегулировать разногласия. Однако переговоры должны вестись на равноправной основе, а их результаты должны быть сбалансированными, взаимовыгодными и демонстрировать взаимное уважение и удовлетворение законных интересов друг друга. Когда на карту поставлены его суверенитет и достоинство, Китай должен защищать свои основные интересы. Китай ни в коем случае не примет унизительное соглашение, которое сдержит его развитие и национальное обновление.
• Китайская сторона полна решимости защищать свои законные права и интересы [11].
Администрация президента США Д. Трампа стала инициатором торговой войны с Китаем с применением санкций, которые в условиях взаимозависимости наносили ущерб как интересам США, так и Китая. Как следствие, отношения между двумя сверхдержавами резко ухудшились.
Со своей стороны Си Цзиньпин стремился подчеркнуть приверженность Китая открытости. Во время выступления на встрече руководителей АТЭС 19 ноября 2019 года Си Цзиньпин еще раз представил Китай как сторонника открытой торговли и многосторонних торговых соглашений, подразумевая контраст с односторонней программой администрации Трампа «Америка прежде всего». «Мы не изменим курс или не пойдем против исторической тенденции, разделившись или образуя небольшой круг, чтобы не допустить других», -сказал он. «Открытость позволяет стране двигаться вперед, а уединение сдерживает ее» [12].
В противовес отношениям с США, Китай обычно поддерживает на взаимной основе Россию на международной арене, в том числе против США. В то же время, как подчеркивает российский эксперт В. Петровский, «страны действуют самостоятельно и суверенно, но учитывают стратегические интересы друг друга в процессе внешнеполитической координации. У таких мировых держав, как Россия и Китай, по определению не может быть полного совпадения национальных интересов, и в этом смысле они не «бесшовны». Но это и есть норма современных международных отношений, если ставить равноправие отношений сторон во главу угла. А США, привыкшие к своему априорно заявленном лидерству и полному подчинению со стороны «младших» партнеров,
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
попросту не умеют так вести дела, и именно поэтому их отношения с Россией и Китаем не складываются» [13].
Китайский эксперт Ян Джин отмечает, что в последнее время некоторые крупные западные страны намеренно внесли напряженность в международный стратегический порядок. Они ввели различные санкции против Китая и России. Они политизировали пандемию и ослабили функции ВОЗ вместо того, чтобы сосредоточиться на глобальной солидарности [14].
В этой связи для Пекина крайне важно сохранять отношения с Россией, образуя новый полюс формирующегося мирового порядка. На пути защиты своих национальных интересов Китай и Россия будут укреплять всестороннее стратегическое сотрудничество, чтобы укрепить свои отношения, чтобы стать краеугольным камнем и главной силой глобальной стратегической стабильности
[15].
В условиях разрушения международной системы отношения между Китаем и Россией приобретают все большее значение в качестве стратегического стабилизатора. Китай и Россия поддерживают высокий уровень сотрудничества в ряде стратегических областей.
Китай и Россия осуществляют стратегическую координацию в • соответствии с необоснованными претензиями США. Пекин и Москва отклоняют претензии США, защищая стратегические интересы как Китая, так и России.
Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно заявлял, что двусторонние отношения между Китаем и Россией находятся на самом высоком уровне в истории.
Важнейшим проектом КНР глобального масштаба, отражающим его стратегическое видение, является инициатива «Пояс и Путь». 7 сентября 2013 года состоялось историческое событие - во время государственного визита в Казахстан лидер Китайской Народной Республики Си Цзиньпин предложил идею «Экономического пояса Шелкового пути», который должен связать Китай с Центральной Азией и, в перспективе, с Европой, посредством развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, опираясь на идеи древнего Великого шелкового пути [16].
В ходе выступления перед слушателями Назарбаев университета 7 сентября 2013 года Председатель КНР выделил пять направлений сотрудничества [17]:
- «усиление политического согласования», под которым понимается регулярный и доверительный обмен мнениями касательно стратегии и тактики экономического развития как уровне двух государств, так и на уровне регионального сотрудничества в интересах развития интеграции в том числе в политическом и правовом аспектах;
- «усиление строительства единой дорожной сети». Китай рассматривает в качестве приоритетных проекты развития трансграничной транспортной инфраструктуры с целью создания в конечном счете транспортной сети,
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
объединяющей Восточную, Западную и Южную Азию. Одним из инструментов Си Цзиньпин видит Шанхайскую организацию сотрудничества;
- «усиление торговых связей». Поскольку Экономический пояс Шелкового пути охватывает около 3 млрд. человек, наряду с транспортными коммуникациями следует больше внимания уделять развитию торговли и инвестиций, для чего необходимо переходить к постепенной ликвидации торговых барьеров, повышение скорости проводимых экономических операций.
- «усиление валютных потоков». Китай предлагает в рамках своей инициативы постепенно переходить к расчетам в национальной валюте, что, по мнению Си Цзиньпина, должно способствовать снижению издержек финансовых операций, укрепит финансовую независимость стран-участниц, их сопротивляемость финансовым кризисам и приведет к росту экономик;
- «усиление народных связей». Укрепление межгосударственного сотрудничества должно основываться на связях между людьми и народами, в связи с чем Китай рассматривает активизацию «дружественных контактов», укрепление взаимопонимания и «традиционную дружбу» как прочную социальную основу регионального сотрудничества. Примером укрепления народных связей служат отношения с Казахстаном. В 2013 году Си Цзиньпин
• пообещал выделить 30 тыс. грантов на обучение в вузах Китая для казахстанских студентов, а также пригласил 200 преподавателей Назарбаев университета на летнюю школу в КНР. Это рассматривалось как «первый шаг» на пути укрепления связей между народами [18].
В октябре 2013 года состоялся визит Си Цзиньпиня в Индонезию, где была выдвинута идея «Морского шелкового пути XXI века», направленного на развитие экономических связей Китая вдоль морского пути в южной части Евразии и в Африке. В ходе выступления на встрече Китай-АСЕАН Си Цзиньпин выступил с программных заявлением о видении «Сообщества общей судьбы», подчеркивая, что объем двусторонней торговли с АСЕАН превысил 400 млрд. долл., и поставив целью довести его до 1 трлн. долл. в 2020 году [19].
Этот проект КНР, под который щедро выделялось финансирование в размерах, которые относительно небогатые государства регионов Пояса и Пути могли только рассчитывать при самых оптимистичных сценариях, быстро привлек всеобщее внимание и вызвал продолжительные дебаты по поводу целей и пользы проекта.
С момента своего объявления Инициатива Пояса и Пути неизменно рассматривалась КНР как важнейшее направление внешней политики, имеющее значение не только для Евразии, но и для самого Китая. Она должна была содействовать углублению экономических реформ в Китае и стимулировать развитие его западных регионов.
Для 13-й пятилетки на период с 2016 по 2020 годы Пояс и Путь рассматривался как ключевой проект инвестиционной стратегии. «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» должны привести к созданию высокоинтегрированных, взаимосвязанных и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
взаимовыгодных морских и наземных экономических коридоров, общего экономического пространства Европы, Азии и Африки.
Отражением положения КНР как глобального центра силы стала инициатива «Пояс и Путь», выдвинутая в 2013 году. Западные эксперты предполагали наличие ключевой геополитической составляющей китайского проекта, отмечая, в том числе, намерение Пекина реализовать геополитическую концепцию Х. Маккиндера относительно владения Хартлендом и склонить ситуацию в мире в свою пользу. В то же время страны-участницы восприняли инициативу КНР с энтузиазмом. Сам проект получил развитие в качестве двух своих главных компонентов - «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».
На региональном уровне основной внешнеполитической проблемой КНР является «Китайский Тайбэй». Позиция Пекина заключается в том, что он является неотъемлемой частью страны. Китай настаивает на том, что это его внутреннее дело, и не намерен предоставлять Тайваню возможности для любой формы суверенитета. Тайвань, основным союзником которого являются де-факто США, является еще одной точкой противостояния двух великих держав.
Литература: •
1. Kurt M. Campbell and Mira Rapp-Hooper. China Is Done Biding Its Time. // Foreign Affairs (USA), 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.foreignaffairs.com/articles/china/2020-07-15/china-done-biding-its-time (дата обращения: 11.03.2022)
2. How a Rising China Has Remade Global Politics [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.worldpoliticsreview.com/insights/27828/how-a-rising-china-has-remade-global-politics (дата обращения: 11.03.2022)
3. Се Тао. Внешняя политика Китая «по Си Цзиньпину» // Московский центр Карнеги, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// carnegie.ru/2018/01/23/ru-pub-75325 (дата обращения: 11.03.2022)
4. Sean Golden. The US and China in the new global order [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cidob.org/en/publications/publication_series/ opinion/seguridad_y_politica_mundial/the_us_and_china_in_the_new_global_order (дата обращения: 11.03.2022)
5. Michael Clarke, Matthew Sussex. The U.S.-China Rivalry According to China [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.worldpoliticsreview.com/articles/30238/the-conflicting-viewpoints-behind-u-s-tensions-with-china-ccp (дата обращения: 11.03.2022)
6. How a Rising China Has Remade Global Politics [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.worldpoliticsreview.com/insights/27828/how-a-rising-china-has-remade-global-politics (дата обращения: 11.03.2022)
7. Sean Golden. The US and China in the new global order [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cidob.org/en/publications/publication_series/ opinion/seguridad_y_politica_mundial/the_us_and_china_in_the_new_global_order (дата обращения: 11.03.2022)
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
8. Li Xing and Zhang Shengjun. Interdependent Hegemony [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldscientific.com/doi/epdf/10.1142/ S237774001850015X (дата обращения: 11.03.2022)
9. Mercy A. Kuo. China's New World Order: Partners and Profit [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thediplomat.com/2018/05/chinas-new-world-order-partners-and-profit/ (дата обращения: 11.03.2022)
10. Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ustr.gov/issue-areas/trade-organizations/asia-pacific-economic -cooperation-apec (дата обращения: 11.03.2022)
11. China's Foreign Policy in a Fast Changing World: Mission and Responsibility. Speech by Vice Foreign Minister Le Yucheng At the Lunch Meeting of the Eighth World Peace Forum, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1679454.shtml (дата обращения: 11.03.2022)
12. Xi touts China's huge economy as base of free trade in Apec speech. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bangkokpost.com/ world/2022263/xi-touts-chinas-huge-economy-as-base-of-free-trade-in-apec-speech (дата обращения: 11.03.2022)
13. Петровский В. США, Китай и Россия: о трещинах и швах // Международная жизнь, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// interaffairs.ru/news/show/27075 (дата обращения: 11.03.2022)
14. Yang Jin. China-Russia ties cornerstone of global strategic stability. // Global Times. 2020/7/15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.globaltimes.cn/content/1194586.shtml (дата обращения: 11.03.2022)
15. Yang Jin. China-Russia ties cornerstone of global strategic stability. // Global Times. 2020/7/15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.globaltimes.cn/content/1194586.shtml (дата обращения: 11.03.2022)
16. James D. Sidaway, Chih Yuan Woon. Chinese Narratives on "One Belt, One
Road" in Geopolitical and Imperial Contexts [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://ap4.fas.nus.edu.sg/fass/geojds/intro/chinese%20narratives% 20on%20one%20belt%20one%20road%20in%20geopolitical%20and%20imperial% 20contexts.pdf (дата обращения: 11.03.2022)
17. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kz.china-embassy.org/rus/ztbd/XjPFWHSKST/t1077192.htm (дата обращения: 11.03.2022)
18. Сыроежкин К. К итогам визита Си Цзиньпина в Центральную Азию: Казахстан. Московский центр Карнеги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://carnegieendowment.org/2013/09/16/ru-pub-52988 (дата обращения: 11.03.2022)
19. «Сообщество общей судьбы» Китай-АСЕАН («Женьминь Жибао», Китай) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rodon.org/polit-131009112938 (дата обращения: 11.03.2022)