Научная статья на тему 'Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки»'

Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
1096
337
Поделиться

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Грунина Людмила Петровна

Рассматривается одно из программных произведений И.А. Бунина в аспекте организации концептуального пространства и анализа его ведущего мотива.

Текст научной работы на тему «Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки»»

УДК 801.73

Л. П. Грунина

РОЛЬ КЛЮЧЕВОГО ОБРАЗА В СОЗДАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ ПОВЕСТИ И.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»

Повесть «Антоновские яблоки» была напечатана впервые под заголовком «Картины из книги «Эпитафии». В это время тема прошлого особенно занимает писателя, и он намеревался посвятить ей ещё рассказы.

«Антоновские яблоки» -это одно из первых произведений, где четко проявилось стилевое самосознание писателя. В частности, это выявляется в необычной сюжетной структуре произведения: Бунин впервые сознательно прибегает к построению, основанному не на хронологической последова-

тельности, а на технике ассоциаций, свойственной обычно поэтическому тексту. Особенность произведения проявилась и в том, что писатель дает широкий спектр сравнений (звуковых, вкусовых, обонятельных, осязательных).

Анализ повести «Антоновские яблоки» показал, что основанием данного произведения являются две главные темы: тема прошлого, жизни богатой дворянской усадьбы, и тема настоящего, жизни нищенского мелкопоместного дворянства,

где настоящее понимается как момент авторских воспоминаний, переживаний.

Как отмечает Н. Кучеров-ский, «Автор «Антоновских

яблок» не скрывал как своего пристрастия к «старопомещичьему быту», так и грустного умиления жизнью дичавших в разорении «мелкопоместных». «Ты ведь знаешь... - писал он

В. В. Пащенко, - как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе со старым домом, старым гумном и боль-

шим садом с соломенными валами... Право я желал бы пожить прежним помещиком!» [1,

С. 50].

В «Антоновских яблоках» перед читателем предстают

именно картины, пейзажные зарисовки дворянской сельской жизни, ушедшей в прошлое, которые сменяют одна другую во временной перспективе от прошлого к настоящему. В этот период творчества И.А. Бунин осмысливает дворянское разорение как историческую трагедию России: «распалась связь времен», Россия отброшена в «дикарское состояние первобытности.» [1, С. 57]. В «Антоновских яблоках» историческую трагедию России автор стремится привести в соответствие с вечным природным круговоротом жизни (богатая дворянская жизнь крепостной усадьбы уступает место разорению и мелкопоместным утехам), а также поставить в один ряд со сменой времен года (богатой жизни прошлого соответствует временной отрезок плодородия, сытости и изобилия -конец лета - начало осени, период бабьего лета, а жизни обедневших мелкопоместных -поздняя осень, покров). По наблюдениям А.А. Волкова,

«Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем» [2, С. 66].

Тема настоящего раскрывается автором как момент происходящих событий, воспоминаний о прошлом и сравнения прошлого и настоящего. Прошлое показано через воспоминания лирического героя. Важную роль в раскрытии этих тем играет мотив памяти, определяющий характер эмоциональ-

ного фона произведения, память хранит живой облик ушедшего, поддерживая тем самым единство мира и гармоничное мироощущение самого автора.

Мотив памяти звучит уже в первом предложении: «Вспоминается мне ранняя погожая осень» и поддерживается на протяжении всего повествования: «Помню раннее, свжее тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, ..., «Вспоминается мне урожайный год», «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою.».

Повесть «Антоновские яблоки» - одно из прозаических произведений И.А. Бунина, которое строится как лирический монолог, монолог-

воспоминание. Мотив памяти вызывает в сознании автора образы и картины прошлого (образы сада, дома, стариков, помещиков Арсения Семёновича и Анны Герасимовны; картины охоты, сбора яблок, молотьбы, ночного сада, ярмарки). При описании этих образов автор использует многочисленные тропы, в том числе оценочные эпитеты, отражающие авторское отношение к этим реалиям.

Центральным образом прошлого является образ сада, благодаря которому раскрывается основной мотив повести - мотив памяти, - и который становится образом, формирующим основные эмоции автора, так как с воспоминаниями о саде связаны те же чувства и переживания, что и с воспоминаниями о всей дворянской жизни в целом. Память способна оставлять воспоминания, разные по оценке, либо положительные, либо отрицательные. Отрицательные эмоции в повести И.А. Бунина отсутствуют, а по-

Лингвистика

147

ложительные, вызваны воспоминаниями об ушедшем, исчезнувшем укладе жизни дворянской усадьбы, её былом богатстве, о целом поколении людей со своими традициями, своей культурой и составляют атмосферу самого повествования.

Н. Кучеровский первым отмечает доминирующее в повести «Антоновские яблоки» чувство «великой грусти»: «Но прошлое уходило и Бунин провожал с «великой грустью» жизнь, где он искал «сочетаний прекрасного и вечного», где всё свершалось по единым законам мироздания под «покровом Богородицы» [1, С. 55]. Среди эмоций преобладают тихая светлая грусть, печаль, тоска по давно ушедшему; ностальгические нотки появляются каждый раз, как только автор начинает восхищаться образами прошлого, в особенности, картиной сада. А.А. Волков пишет об авторских эмоциях «Антоновских яблок» следующее: «Тепло разлито в этих строках, но, может быть, в них где-то не хватает пылающего накала страсти. В этих строках разлита грусть, но, быть может, эта грусть не достает глубин скорбной печали» [2, С. 67].

Изучение эмоционального фона «Антоновских яблок» дает нам основание выдвинуть предположение, что эмоциональная тональность повести состоит из положительных эмоций, а эмоциональной доминантой является чувство ностальгии, которое тесно связано с мотивом памяти. Чувство ностальгии (от греч. «возвращение домой»; «боль, страдание») понимается как «тоска по родине, по родному» [ МАС, Т. 2, С. 511]. Из этого определения следует, что в произведении чувством ностальгии вызываются эмоции грусти, тоски по прошлому, тому, что дорого сердцу, что было связано с детством и юностью, тоска и боль о родном, но уже далеком.

Образ сада как ключевой образ повести присутствует не только в произведениях

И.А.Бунина. В 1903 г. А.П. Чехов заканчивает работу над пьесой «Вишневый сад», где сад также является ключевым образом, вызывающим у всех героев чувство ностальгии о прошлом и стимулирующим воспоминания о благополучной жизни до эмиграции. Сад у А.П.Чехова «вишневый» (цветущий), а не «вишневый» (плодоносящий).

Такая особенность не случайна, так как сад вырубают до появления плодов и он остаётся в памяти вечно цветущим и благоухающим. «Благолепие», -

говорит одна из героинь пьесы. У Бунина сад как символ прошлого показан в период осени -время урожая. Настоящее для Бунина и Чехова связано с грустными воспоминаниями о саде. У Чехова сад вырубают, у Бунина - «запах антоновских яблок исчезает» из поместья и жизни дворян навсегда. В произведениях двух авторов сад окружают усадьбы: в дом, в жизнь, в сердца героев приходят краски, звуки и запахи, доносящиеся из сада, который окутывает жизнь людей атмосферой любви, тепла, гармонии. Образ вырубленного сада в пьесе Чехова - разрушение этой гармонии. У Бунина гармония присутствует везде: и в прошлом и в настоящем: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь», «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Чеховский сад по характеру растительности исключительно вишневый, у Бунина - это чаща сада, густо разросшаяся, богатая своим разнообразием: здесь

кленовые и березовые аллеи, поляна с шалашом, коралловые рябины, а также многочисленные яблони.

Позднее в своем творчестве И. А. Бунин продолжает раскрывать образ сада. В рассказе «Первая любовь» (1930) из сборника «Темные аллеи» сад представлен как место отдыха и спокойствия, это отдаленный уголок природы, густая непроходимая чаща. Как и весь уклад русской жизни, сад по-

степенно дичает, превращается в лес, бор, но продолжает оставаться для автора предметом поклонения и восхищения: «Бор вдоль них величаво громаден, стоит темно, тесно; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучьё в гнили и еще в чем-то, что висит подобно зеленоватым космам лесных чудищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность». Как отмечает Л.А. Ка-чаева, пейзажи и образы Бунина в гораздо большей степени одушевлены, чем образы и пейзажи Тургенева, Куприна, Чехова. «В них создается «эффект присутствия» человека, потому что, несмотря на недосягаемость природы для людей, жизнь их все-таки не может быть отдалена от нее. Такое «объединение несоединимого» достигается у Бунина в результате использования самых разнообразных языковых средств для воплощения картин природы» [ 3, С. 11]. Описания элементов природы, в том числе образа сада, сопровождается высокой, торжественной, яркой лексикой. Сад в «Антоновских яблоках» отличается своей живописностью благодаря языку автора. Бунин словами, словно маслом или акварелью, рисует картины ярмарки, ночного сада, сада в непогоду. Бунин словно художник улавливает все оттенки, в повести великолепная палитра самых разнообразных красок: «бирюзовое небо»,

«свинцовые тучи», «золотой

позумент», «трепещущий золотистый свет низкого солнца», «коралловые рябины». Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, та акварельная прозрачность светлых, серебристых красок, те легкие, чуть пряные запахи, которые исходят из многих ранних рассказов Бунина, слагаются в прекрасную, волнующую живопись.

Образ сада в повести «Антоновские яблоки» и поддержи-

вающие его парадигматические ряды эпитетов передают эмоции радости, восторга, восхищения дворянской жизнью, какая бы она ни была, богатая или мелкопоместная. Доказательством данному наблюдению послужит анализ эпитетов, составляющих парадигматические ряды ассоциативно-семантического поля «сад». Анализ парадигматических рядов проводился с учетом того, что все реалии, которые описывает писатель, их постоянные и временные признаки, ситуации художественного мира последовательно изображаются с конкретной пространственно-временной точки зрения повествователя или персонажа, который носит динамический характер, при этом учитываются различные аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоня-

ние. Хотелось бы обратить внимание на то, что в повести повествование строится с учетом обострения зрения, слуха автора, с учетом всех оттенков его мыслей и чувств, отсюда особое внимание к деталям, особая образная и цветовая «изобретательность», сгущение или разнообразие тонов, гибкость интонации, что так сближает прозу с поэзией. То есть автор или лирический герой передает эмоции, возникающие в результате восприятия ощущений органов чувств: зрения, слуха,

обоняния, осязания. Образ сада возникает как картина прошлого, которая представлена по-разному - в зависимости от изменений в природе (сад ранней и поздней осенью). Однако способ изображения этой картины и способ передачи эмоций не

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

изменяется. Парадигматические ряды эпитетов возникают на основе передачи чувственных ощущений.

Анализ позволяет выделить следующие ряды эпитетов, эмоционально поддерживающих образ сада: а) зрительные (цвет, свет, форма, объем); б) слуховые (звуки); в) осязательные (тактильные, вкусовые); г) обонятельные (запахи); д) оценка состояния сада и оценка состояния лирического героя.

Таким образом, эмоциональной доминантой, основным стимулом авторских эмоций, ключевым образом произведения является образ сада, который аккумулирует две главные темы произведения - тему прошлого и тему настоящего, которые связаны мотивом памяти.

1. Кучеревский Н. Иван Бунин и его проза. - Тула, 1980. - 158 с.

2. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. - Москва, 1969. - 447 с.

3. Качаева Л. А. Мастер живописания природы // Русская речь. - 1980. - № 5. - С. 10-16.

□ Автор статьи:

Грунина Людмила Петровна - доц. каф. отечественной истории, теории и истории культуры