УДК 343.8
Роль клуба и художественной самодеятельности в деятельности воспитательной колонии
Л.И. БЕЛЯЕВА - профессор кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
В статье рассматривается вопрос о месте и роли клуба в воспитании несовершеннолетних осужденных. Обосновывается идея о том, что целью клубной работы в колонии должно стать воспитание, развитие личности несовершеннолетних, привитие им новых культурных ценностей, перевоспитание с опорой на творчество и самодеятельность каждого. Формулируются педагогические требования к организации работы клуба.
Ключевые слова: клуб; художественная самодеятельность; воспитание; воспитательная работа; самовоспитание; несовершеннолетние осужденные.
Club and amateur in a juvenile educational colony
L.I. BELYAEVA - Professor of Criminal Policy and the Organization of Crime Prevention of the Academy of the Interior Ministry of Russia, Dsc. in Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation
The article focuses on the place and role of the club in the education of convicted juveniles. Substantiated is the idea that the purpose of the club workers in colonies should be education, personal development of juveniles detained in prison, the creation of their new cultural values. In this case, the basis of life of the club is to support the creativity and initiative of everyone in the education activity. The author formulates certain educational requirements that must be applied to the organization of the club.
Key words: club; amateur; training; mentoring; self-education; juvenile offenders.
Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры - одно из направлений совершенствования исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних1. Важно понять, что должно отличать воспитательные центры от воспитательных колоний. Очевидно, что невозможно свести такое отличие лишь к вопросам бытового и организационного характера. Суть преобразования заключается в усилении педагогизации воспитательного процесса, для чего необходимо находить те звенья, которые содержат богатый педагогический потенциал. Одним из таких звеньев является клуб.
Проведение воспитательной работы, как следует из соответствующей инструкции2, обеспечивают заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков. Здесь же предусмотрена кружковая и клубная работа в рамках плана воспитательной работы. При этом содержание понятия «клубная работа» не раскрывается. В соответствии с п. 3.8 указанной инструкции к данной работе следует отнести групповые и массовые формы воспитательной работы. Как правило, проведение лекций, собраний обеспечивают воспитатели. Деятельность работников клуба в таком случае сводится к решению организационных вопросов.
Более активна роль клуба при проведении вечеров, смотров художественной самодеятельности, организации кружковой работы, основанной на творческих интересах: рисовании, танцах, пении, плетении, лепке и пр.
Штат клубных работников воспитательной колонии невелик (1-3 чел.). Возможно, поэтому вопросам их деятельности уделяется мало внимания. За общими фразами о воспитательной работе обычно стоит ориентация на проведение массовых мероприятий и руководство самодеятельностью, которые являются не целью, а средствами ее
достижения. Цель же заключается в воспитании и развитии личности несовершеннолетних, содержащихся в колонии.
Анализ практики показывает, что клубные работники колоний в своей деятельности не ставят целей воспитания, обучения. Они ориентируются главным образом на реализацию исполнительских функций: подготовку и проведение программы, показ спектакля, композиции.
Между тем клуб посредством форм и методов работы, свойственных только ему, участвует в исправительном процессе несовершеннолетних осужденных, не только организовывает отдых и развлечения подростков, но и воспитывает их, прививает новые культурные ценности.
Запросы и интересы воспитанников в силу возраста еще не сформировались окончательно, хотя в ряде случаев приобрели отрицательную направленность, поэтому задача клуба состоит в том, чтобы формировать и перенаправлять их. Назначение клубной работы не только в удовлетворении имеющихся потребностей, но и в корректировке. Абсолютному большинству воспитанников (до осуждения) не удалось раскрыться в школе. У многих не сложились отношения с родителями, не получилось проявить себя в детских коллективах. Далеко не все хорошо учатся и в школе колонии, что не способствует повышению социальной оценки. Занятия же в клубных кружках дают возможность каждому компенсировать неудачи в школе, на производстве, в отряде, заново сформировать мнение окружающих в отношении себя, заявить о себе.
Одним из основополагающих принципов клубной работы является опора на творчество и самодеятельность каждого. Воспитанники получают возможность попробовать свои силы в творчестве, почувствовать свой вклад в общее дело, оказаться в ситу-
ации социально значимого успеха. Пережитые в связи с этим положительные эмоции, творческое наслаждение вызывают желание повторить успех. Роль клубного работника в этом неоценима. Он определяет направление развития личности в соответствии с индивидуальными способностями подростка, помогает воспитанникам реализовать себя.
Таким образом, клуб в воспитательной колонии способствует развитию личности подростков, их творческих возможностей, воспитанию эстетического вкуса.
К организации работы клуба предъявляются определенные педагогические требования, которые состоят в следующем:
- клубная работа должна быть обусловлена задачами и целями исправления воспитанников;
- содержание и методы следует подбирать исходя из уровня развития, возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
- необходимо учитывать возможности и творческие склонности воспитанников;
- в основе работы должны быть активность и самодеятельность воспитанников, сотрудничество со взрослыми;
- клубные мероприятия должны быть эмоционально насыщенными, привлекательными и разнообразными.
Нужно стремиться к тому, чтобы работники клуба, другие сотрудники, входящие в совет клуба, творческие группы были коллективами единомышленников, ибо невозможно сформировать коллектив воспитанников, если нет сплоченного педагогического коллектива.
Клубная работа в воспитательной колонии достаточно разнообразна. При правильной ее организации удается добиться главного - построить такую систему отношений, которая стимулирует подростков к повышению культурного уровня, саморазвитию и самовоспитанию, рациональному использованию свободного времени.
Следовательно, клубным работникам в своей деятельности необходимо исходить прежде всего из педагогических соображений. Любая общественно полезная деятельность объективно содержит в себе воспитательные возможности. Но для их реализации необходимы определенные педагогические усилия. Только тогда проводимая работа станет целенаправленным процессом формирования личности воспитанников.
Все подростки, содержащиеся в воспитательных колониях, характеризуются той или иной степенью педагогической запущенно-
сти, которой соответствовало определенное поведение. С учетом этого и следует строить воспитательную работу в клубе.
Необходимо принять во внимание, что до осуждения от 70 до 80% подростков находились в конфликтных отношениях с учителями, родителями, сверстниками. Более половины выбирали силовые способы разрешения конфликтов. Многие несовершеннолетние росли в семьях, воспитательные возможности которых были невелики, а в ряде случаев семьи оказывали даже отрицательное влияние. В настоящее время в колонии поступают наиболее социально запущенные подростки, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления3. Возрастает количество воспитанников малограмотных или неграмотных4. Соответственно, многие несовершеннолетние еще до осуждения утратили интерес к учению, не обучались какой-либо профессии. Для большинства подростков досуг - бесцельное времяпрепровождение, праздное «шатание» по улицам, употребление алкоголя, наркотиков или токсических веществ в компаниях сверстников, компьютерные игры. Немногие до осуждения читали книги. Большую часть времени подростки проводили перед телевизором, при этом предпочтение отдавалось в основном боевикам, фильмам ужасов, порнографии. Незначительное количество воспитанников до осуждения занимались в художественной самодеятельности, кружках, секциях, имели какие-то творческие, литературные интересы.
На основе сказанного можно представить собирательный образ посетителя клуба воспитательной колонии: низкий уровень образования и культуры, отсутствие желания заниматься творческой деятельностью, привычка к безделью, трансформация моральных понятий для оправдания аморальных действий, отрицательная волевая направленность.
Таким образом, работа клуба должна быть направлена на то, чтобы вызвать интерес у подростков к какой-либо значимой деятельности, способствовать перестройке динамического стереотипа. Это, конечно, требует от культпросветработника знания как общих, так и индивидуальных особенностей воспитанников.
В клубе колонии могут использоваться различные формы массовой работы: проведение вечеров, лекций, устных журналов, во время которых воспитанники находятся по преимуществу в роли пассивных зрителей. Однако это не означает, что данная де-
ятельность не дает результатов: она побуждает к душевной и умственной активности. Главное, чтобы мероприятия были эмоционально и эстетически насыщены. При этом к посетителям клуба нужно относиться с уважением и заинтересованностью.
Клуб располагает колоссальными воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в полном объеме. Клубная деятельность наполнена разнообразием, характеризуется неформальностью отношений, ориентацией на индивидуальные интересы и склонности. При правильной организации это создает хорошие предпосылки для достижения целей воспитания.
Основа клубной деятельности - любительское творчество. Оно является стержнем, базой большинства массовых мероприятий, которые организуются и проводятся клубом, почти всегда носит коллективный характер, поэтому занятия представляют собой важное средство формирования личности как члена коллектива. Данная деятельность основывается на свободном выборе, воспитанники включаются в нее по собственному желанию, принимая установленные правила и требования и сообразуя с ними свое поведение. Это имеет для подростков большое значение, поскольку в колонии действуют жесткие режимные ограничения. Добровольность участия предполагает возможность в любое время покинуть клуб, выйти за пределы его воспитательного воздействия. Задача культпросветработников заключается в том, чтобы как можно дольше удерживать воспитанника в воспитательном поле, но не силой, не обязанностью, а интересом, увлеченностью. Поэтому жизнь клуба должна быть разнообразной, интересной, доставляющей радость и удовольствие.
Деятельность воспитанников в клубе характеризуется не только возможностью выбора вида занятий, но и достаточной самостоятельностью, так как по желанию участников она может быть изменена, приостановлена, прекращена. Воспитанники самостоятельно решают вопросы организационного и творческого характера, что способствует самовоспитанию, без которого не имеет успеха никакая педагогическая деятельность.
Многообразие содержания и форм организации клубной работы позволяет желающим сделать выбор в соответствии с личными интересами и включиться в общественно значимую деятельность. При этом
нужно иметь в виду, что в силу привычки к бесцельному времяпрепровождению, отсутствия творческих умений далеко не все воспитанники открыто проявляют желание, а тем более стремление активно участвовать в культурной деятельности. Поэтому необходима постоянная работа по привлечению подростков (беседы о возможностях клуба, индивидуальные советы, прием в кружки), которую можно осуществлять в карантине, затем в отделениях. Учитывая, что клуб воспитывает личность, формирует эстетические и нравственные вкусы, важно не ждать, когда придут воспитанники, умеющие что-то делать, а приглашать лиц, ничего не умеющих, с целью научить. Отметим, что на практике в творческих кружках занимаются в основном те, кто еще до осуждения приобщился к этому. Вовлечение с целью научения творческой деятельности наблюдается реже, что, с нашей точки зрения, неправильно. Для воспитательного процесса важно неограниченно распространяющееся, несфокусированное воздействие эмоционально-эстетическими средствами. Индивидуальное предложение создает у воспитанника чувство собственной ценности, повышает самооценку, что усиливает воспитательные возможности клуба.
Очень важным является то, что с педагогической точки зрения культурная деятельность представляет собой приучение к определенному поведению и упражнение в этом. Подростки учатся рациональному использованию свободного времени, углубляют и развивают интересы, обогащают общение новым содержанием. Для несовершеннолетних, которые не знали, чем заполнить свободное время, строили отношения только на основе криминального интереса, приобщение к новым видам деятельности очень важно.
Любительские занятия в клубе всегда связаны с эмоциональными переживаниями. Это открывает дополнительные возможности для воспитательного воздействия. Опираясь на положительные эмоции, которые возникают у несовершеннолетних в ходе культурной деятельности, клубные работники могут целенаправленно влиять на развитие и закрепление их нравственных качеств.
Перед клубами воспитательных колоний стоит цель приобщить к творчеству каждого воспитанника, научить его этому.
Вполне справедливым является мнение о том, что наиболее эффективным является воспитание в активной деятельности. В клубе подростки занимаются художествен-
но-исполнительской и художественно-творческой деятельностью, которая реализуется в различных кружках, возглавляемых руководителями - воспитателями, учителями, обладающими необходимой подготовкой. Думается, что можно поручать руководство кружком и воспитанникам, которые владеют творческими умениями, хотя делать это надо с осторожностью.
Неоценимую помощь в данной работе могут оказать представители общественности и родители, которые также могут руководить кружками. Их участие в творческой жизни несовершеннолетних усиливает педагогический и воспитательный эффект. Правда, с ними предварительно необходимо проводить соответствующую работу.
Большинство кружков, которые создаются в клубах колоний, занимаются развитием музыкальных, актерских, изобразительных способностей подростков. Несовершеннолетние любят обращать на себя внимание, выделяться среди других. Занятия художественной самодеятельностью способству-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. подр.: Беляева Л.И. Педагогические, организационные и правовые вопросы деятельности воспитательных центров // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 4 (12). С. 17-21.
2 См.: Приказ Минюста России от 21.06.2005 г № 91 «Об утверждении Инструкции по организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях ФСИН России».
3 См.: Осужденные, содержащиеся под стражей в России / Под ред. Ю.И. Калинина. М., 2009. С. 220.
4 См.: Там же. С. 202.
ют саморазвитию личности, расширению творческого кругозора и эмоциональному восприятию мира. При этом важным является творческий энтузиазм. Занятия не должны сводиться к бесконечным репетициям. Периодически необходимо проводить концерты, спектакли, что стимулирует дальнейшую творческую деятельность, а значит и самовоспитание.
Во многих колониях в работе клуба принимают участие сотрудники. Таким образом, все (персонал и несовершеннолетние) находятся в условиях совместной творческой деятельности, делового и эмоционального взаимодействия, сотрудничества на равных. Это позволяет лучше узнать воспитанников, их интересы и склонности. Несовершеннолетние и педагоги получают равные возможности повысить свой престиж в глазах друг друга, проявить себя в деловом сотрудничестве. Главным является то, что клуб создает условия для развития индивидуальных способностей каждого, самореализации воспитанников.
1 Sm. podr.: Beljaeva L.I. Pedagogicheskie, organizacionnye i pravovye даргс^у dejatel'nosti vospitatel'nyh сеМгсм // Vestnik
prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2010. № 4 (12).
S. 17-21.
2 Sm.: Prikaz Minjusta Rossii о: 21.06.2005 д. № 91 «ОЬ и^е^Ь^епИ ^:шксИ ро organizacii vospitatel'noj гаЬо:у s osuzhdennymi V vospitatel'nyh ко1опуаЬ| FSIN Rossii».
3 Sm.: Osuzhdennye, soderzhashhiesja pod strazhej v Rossii / Pod red. Ju.I. Kalinina. М., 2009. S. 220.
4 Sm.: Tam zhe. S. 202. Ш