Научная статья на тему 'РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА'

РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА / ДИАГНОЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Россошанская А.Ю.

В статье рассматривается роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача, а также применение мышления в постановке диагноза и выявления причин заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CLINICAL THINKING IN THE PROFESSIONAL WORK OF A PHYSICIAN

The article examines the role of clinical thinking in the professional work of a doctor, as well as the use of thinking in diagnosing and identifying the causes of the disease.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»

УДК 1

Россошанская А.Ю. студент 2 курса лечебный факультет „ Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского"

Россия г. Саратов научный руководитель: Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования „ Саратовский государственный медицинский университет имени

В. И. Разумовского" Министерство здравоохранения Российской Федерации. РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА Аннотация: В статье рассматривается роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача, а также применение мышления в постановке диагноза и выявления причин заболевания. Ключевые слова

Клиническое мышление, профессиональная деятельность врача, диагноз.

Rossoshanskaya A. Yu.

Student

2 year medical faculty "Saratov State Medical University named after

V.I.Razumovsky" Russia Saratov

Scientific adviser - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology Kuznetsova M.N.

Department of Philosophy, Humanities and Psychology Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky" of the

Ministry of Health of the Russian Federation. The role of clinical thinking in the professional work of a physician Abstract: The article examines the role of clinical thinking in the professional work of a doctor, as well as the use of thinking in diagnosing and

identifying the causes of the disease.

Keywords

Clinical thinking, logic, professional activity of a doctor, diagnosis

Мышление трагически невидимо.

Д. Миллер

Одной из главных задач высшего медицинского образования является подготовка высококвалифицированных врачей, которые смогут качественно выполнять все свои профессиональные функции.

Высококвалифицированным специалистом считают того врача, который имеет хорошую базу знаний, может применять их в практике и способного клинически мыслить.

Врачебному искусству нельзя научиться за определенный промежуток времени. Врач должен приложить немало усилий, чтобы постичь искусство врачевания. Врачебное искусство складывается из нескольких составляющих:

1) объема накопленных знаний, который необходим для понимания причин и патофизиологических механизмов заболеваний;

2) клинического опыта;

3) интуиции;

4) набора качеств, которые в совокупности составляют «клиническое мышление».

Клиническое (врачебное) мышление - специфическая умственная деятельность практического врача, направленная на наиболее эффективное использование теоретических научных знаний, практических навыков и личного опыта при решении профессиональных (диагностических, лечебных, прогностических и профилактических) задач для сохранения здоровья конкретного пациента.

Элементы,входящие в понятие «клиническое мышление»: -осмысление выявленных симптомов; -выдвижение гипотез в отношении искомого заболевания; -цепь рассуждений, приводящая врача к диагностическому заключению; - мысленное воспроизведение возможной

последовательности факторов и ситуаций, образующих этиологию и патогенез болезни;

-составление врачебного прогноза; -составление плана лечения;

-оценка результатов лечение и планирование профилактических и реабилитационных мероприятий

Клиническое мышление должно соответсвовать определенным характеристикам. Оно должно быть:

1) определенным;

2) последовательным;

3) доказательным

Правила логически стройного врачебного мышления (определенность, последовательность и доказательность) раскрываются в законах формальной логики:

1. Закон тождества (характеризует определенность мышления).

2. Закон не противоречия (характеризует последовательность мышления).

3. Закон исключения третьего (характеризует последовательность мышления).

4. Закон достаточного основания (характеризует доказательность мышления).

У клинического мышления существует ряд противоречий:

1)Первое противоречие подразумевает собой столкновение многовекового опыта использования традиционных клинических методов обследования и достижениями, полученными в современной медицине в виде роста объема лабораторно-инструментальных исследований. В ряде случаев имеет место несоответствие между высоким уровнем технической оснащенности медицинских учреждений и качеством работы врача. Существует опасность, что при чрезмерной увлеченности техническими новшествами можно потерять нечто важное из многовекового опыта клинической медицины.

2)Второе противоречие между целостностью объекта (больным человеком) и растущей дифференциацией медицинской науки. Медицина дробится на мелкие специальности, в результате врач оказывается в плену ограничений той области медицины, в которой работает. Узкая специализация врачей приводит к тому, что больного исследует и лечит коллектив врачей. В этих условиях неизбежно теряется общее представление о пациенте, ослабевает личная ответственность врача за конкретного больного, затрудняется психологический контакт с ним и получение доверительной информации

Несмотря на все многообразие клинических методов, клиника имеет первостепенное значение. Инструментальные методы диагностики не заменят человеческих рук, интуицию врача, машина не окажет моральной помощи пациенту. Инструментальные методы являются лишь дополнением, уточнением и доказательством диагноза, поставленным врачом. К каждому пациенту врач должен подходить индивидуально, учитывать возраст, пол, эмоциональный характер человека и другие особенности больного.

В целом мышление врача подчиняется общим законам мышления. Однако мыслительная деятельность медика, так же как и педагога, психолога и юриста, которые общаются непосредственно с людьми, отличается от мыслительных процессов других специалистов.

В отличие от научно-теоретического познания диагностика, как правило, не открывает новых законов, новых способов объяснения явлений, а распознает уже установленные, известные науке заболевания у конкретного больного.

Для правильной постановки диагноза врач путем дедукции и индукции анализирует все собранные данные. Врач должен от общего к частному(индукция) и от частного к общему(дедукция) приходить к умозаключениям, которые помогут ему в постановке диагноза. Примером

применения индуктивного метода в практике врача может служить: при осмотре живота врач обратил внимание на расширение вен при увеличении живота в размерах на передней брюшной стенке. Симптомом расширенных вен является цирроз печени, а увеличенный живот может быть при асците. Асцит не является специфичным признаком и может встречаться при различных заболеваниях, но так как предполагается цирроз печени, то асцит имеет место быть. Клиническое мышление позволяет оценивать состояние больного как целостного организма, с учетом всех его особенностей; рассматривает болезнь как процесс, выясняя факторы, приводящие к ее развитию, ее дальнейшую эволюцию с присоединившимися осложнениями и сопутствующими заболеваниями. Только с помощью такого подхода врач сможет подобрать правильную схему лечения для больного. Принципы диалектики, выяснение причинно-следственных связей между процессами, которые происходят в организме, использование логики позволяют мышлению выйти на качественно новый уровень развития. Только специалист, обладающий клиническим мышлением, может достойно и эффективно осуществлять свою основную задачу- лечить людей, избавлять их от страданий, повышать качество их жизнедеятельности.

Клиническому мышлению нельзя научиться по учебникам и руководствам, как бы хорошо они ни были написаны. Для этого необходима практика под руководством опытного преподавателя. С.П. Боткин и Г.А. Захарьин при подготовке будущего врача решающее значение придавали усвоению метода. Так, С.П. Боткин говорил: «Если учащийся овладел клиническим методом, то он вполне готов к самостоятельной деятельности». Примерно так же считал и Г.А. Захарьин: «Кто усвоил метод и навык индивидуализировать, тот найдется и во всяком новом для него случае». Для формирования клинического мышления у молодого поколения, нужно использовать активные методы обучения, такие как: тематическое обучение, ролевые игры, круглые столы, семинары, использовать в обучении метод мозгового штурма, симуляционное обучение.

Таким образом, можно сделать вывод, что врач, имеющий клиническое мышление является высококвалифицированным специалистом, который сможет не только поставить диагноз, но и выявить причины возникновения, построить причинно-следственную связь, поставить правильный диагноз, а следовательно и назначить правильное лечение.

Использованные источники:

1. Кузнецова М.Н.,Путинцева Л.В. «Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта»-бюллетень медицинских интернет конференций.2015 Т.5№12 С.1790

2. Тетенев Ф.Ф., Успехи современного естествознания. - 2008. - № 4

3. Ю.К.Абаев, Белорусский ГМУ. Журнал «Медицинские новости» №16, 2008 С.79

4. Ю.К. Абаев «Особенности и противоречия клинического мышления врача»2008 №16 С.94

5. Подымова С.Д. //Клин. медицина. - 2005. - N 9. - С.70-75.

УДК 621.397.7

Рудакова Т.А., к.техн.н.

доцент

кафедра «Управление в технических системах»

Зверко Е.К. студент 3 курса факультет «Инженерный факультет» Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ

Россия, г. Пятигорск БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье рассматриваются биометрические технологии, виды методов и уязвимые места.

Ключевые слова: биометрические технологии, аутентификацию пользователей, биометрические методы, онлайн-ритейлеры, идентификация.

Rudakova TA, candidate of technical sciences, associate professor Assistant Professor of the Department "Management in Technical

Systems"

Institute of Service, Tourism and Design (branch) of SKFU

Pyatigorsk Zverko E.K. student

3 year, Faculty of Engineering Faculty Institute of Service, Tourism and Design (branch) of SKFU

Pyatigorsk

BIOMETRIC TECHNOLOGIES

This article discusses biometric technologies, types of methods and vulnerabilities.

Key words: biometric technologies, user authentication, biometric methods, online retailers, identification.

С каждый годом появляются все более новые технологии. Так на сегодняшний день набирает обороты по популярности биометрические технологии. Биометрические технологии - технологии, которые основаны на биометрии, измерении уникальных характеристик отдельно взятого человека. Это могут быть как уникальные признаки, полученные им с рождения, например: ДНК, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза; так и характеристики, приобретённые со временем или же способные меняться с возрастом или внешним воздействием, например: почерк, голос или походка. С помощью этой технологии повышается безопасность данных, счетов пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.