Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТУИЦИИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ПОЗНАНИИ И МЕДИЦИНЕ'

РОЛЬ ИНТУИЦИИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ПОЗНАНИИ И МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
104
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИНКТ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ибрагимова Д.Х., Ким А.Л.

В данной статье исследуется проблема применения интуиции, как неотъемлемой части медицины. Авторы рассматривают основные аспекты использования интуиции в профессии, осуществляют анализ возможных положительных эффектов и рисков, связанных с применением чутья в повседневной реальности в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTUITION AND IMAGINATION IN KNOWLEDGE AND MEDICINE

This article examines the use of intuition as an integral part of medicine. The authors examine the main aspects of using intuition in the profession, analyze the possible positive effects and risks associated with the use of intuition in everyday reality in the healthcare sector.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТУИЦИИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ПОЗНАНИИ И МЕДИЦИНЕ»

УДК 740

Ибрагимова Д.Х студент Ким А.Л. студент

Саратовский ГМУ им.В.И. Разумовского

Россия, Саратов Ibragimova D.Kh. Kim A.L.

students of the Saratov State Medical University

Russia, Saratov

РОЛЬ ИНТУИЦИИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ПОЗНАНИИ И МЕДИЦИНЕ Аннотация: В данной статье исследуется проблема применения интуиции, как неотъемлемой части медицины. Авторы рассматривают основные аспекты использования интуиции в профессии, осуществляют анализ возможных положительных эффектов и рисков, связанных с применением чутья в повседневной реальности в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: интуиция, проницательность, инстинкт, мышление.

THE ROLE OF INTUITION AND IMAGINATION IN KNOWLEDGE AND MEDICINE Annotation: this article examines the use of intuition as an integral part of medicine. The authors examine the main aspects of using intuition in the profession, analyze the possible positive effects and risks associated with the use of intuition in everyday reality in the healthcare sector. Key words: intuition, insight, instinct, thinking.

Еще в древности обнаруживался термин «диагноз» — определение заболевания «через знание» (dia gnosis). О каком же знании шла речь, когда не было известно ни о микроорганизмах, ни о кровообращении, ни о почти всех других закономерностях функционирования организма? Данные познания выдавала клиническая практика. Пристально следя за здоровьем, медицинские работники, в числе которых были профессиональные люди, подмечали показатели, позволявшие предусмотреть последующее становление болезни. Наверное, первой формой диагностического мышления медицинского работника была проницательность. Разновидностью интуиции считается то, что именуют чутьем или инстинктом, к примеру «чутье» художника, «инстинкт» охотника и т.д. Сюда же можно отнести и клиническое «чутье», при помощи которого медицинский работник время от времени распознает болезнь [1].

Проницательность (лат. intueri — внимательно всматриваться) — конкретное постижение правды без подготовительного закономерного размышления [2]. Проницательность — это бессознательный ум, дающий познания, минуя размышления и выводы, мгновенное сознание или же понимание без разумного мышления [3]. Это требует соединения ответственной идеи с воображением. Интуицию вполне возможно

квалифицировать, как способность предугадывать целое ранее, чем в наличии окажутся все части этого целого, как способность обхватывать в воображении само создание взаимоотношений ранее, чем данные дела будут обследованы [4].

Проницательность понималась и как инстинкт, без подготовительного научения, определяющего формы поведения человека, и как тайный, бессознательный первопринцип творчества [8]. Всем, кто занимался научной работой, известно, что креативный процесс не постоянно следует сознательно. Есть материал, есть прецеденты, как бы наличествуют все посылки, а решение трудности никак не продвигается. Тут почти все прибегают к испытанному приему — отложить все прецеденты, скопленные познания в сторону, чтоб они «отлежались», «дозрели», и заняться чем-то иным. А через пару месяцев решение приходит, словно само собой, «всплывает» откуда-то из глубин сознания. Это и есть проницательность. Таким образом, можно выделить следующие теоретические положения о механизмах интуиции:

• мышление может быть как осознанным, так и бессознательным;

• во время выяснения хоть какой более или же менее солидной задачки подготовительный ответственный тест ее составляющих не полон;

• в тех случаях, когда часть анализа совершается в подсознательной сфере, решение прибывает непредвиденно, встает озарение [3].

Гармоничное взаимодействие между сознательным и бессознательным играет существенную роль в механизме интуитивного мышления. С поддержкой несложной механической аналогии вполне возможно предположить, как бессознательная мыслительная манипуляция методом соединения схожих мыслей в бесчисленные случайные композиции, что при простых условиях подавляются, способна приготовить ответственное целенаправленное применение знаний в роли общего целого.

Интуитивное познание возможно исключительно в том случае, когда в коре мозга скапливается существенное количество ассоциативных связей благодаря жизненному или познавательному опыту человека. Вследствие этого проницательность как специфическая форма познания не имеет возможности не быть итогом скопленного опыта.

Следует отметить, что лечебное умение, например, в период монастырской медицины, больше касалось исцеления, но не диагностики, потому что поверхностный симптоматический диагноз не давал труда. В древности не определение заболеваний, а излечение было интуитивным, требовало «искусства». Гиппократ подтверждал, что невозможно опровергать существование медицины как искусства, что исцеление пациентов совсем не дело «случая», что тут не место «неопытным невеждам», а специалистам необходимы не лишь опытные руки, но и развитый разум [22].

Мнения об интуитивности мышления доктора существовали практически до ХХ века и были обусловлены тем, что ранняя медицина не

располагала информацией закономерностей происхождения и становления множества заболеваний, потому процесс их определения был чисто интуитивным. В таком случае медицинские работники могут осознать ход собственного мышления, разумно пояснить закономерную структуру процесса диагностики не исключительно вследствие положительного исхода лечения, но и из социальных суждений. Определение заболеваний в интересах «цеховой» замкнутости представлялось как фантастический процесс, легкодоступный только неширокому кругу лиц, обладающих «врачебной интуицией». Это был, по версии К. Бернара, «темный эмпирический период, при котором смотрят, не разумея, и в каком срабатывают словно инстинктивно». Триумф медицины прошедших лет определялся практически необыкновенно эмпирически развитой наблюдательностью медицинских работников [14,15].

Проницательность играет конкретную роль в диагностическом процессе. Почти все выдающиеся клиницисты (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов и др.) справедливо фиксировали прецедент интуиции, проявляющейся особенно ясно в диагностике и состоящей в том, что доктор неожиданно претерпевает чувство ясности и убежденности в оценке нрава болезни, время от времени уже после первого контакта с пациентом. Мнимая интуитивность диагностики Г.А. Захарьина в реальности базировалась на удивительной эрудиции, колоссальном лечебном опыте и исключительной памяти. Его диагноз каждый раз был итогом тяжелой и долгой работы думы, основанной на строго осмысленной системе выборочного опроса пациента [7,13,23].

С.П. Боткин предписывал обширное распространение автоматизированного мыслительного процесса в медицинской деятельности: «Диагнозы по первому взору медицинского работника на пациента были основанием общеизвестного воззрения о верности или же неверности так именуемого взора того либо иного врача. Нет практически никакого сомнения, что при знаменитом навыке и распространенных возможностях у людей может развиваться в чрезвычайно веской степени способность делать решения на основании первого впечатления зачастую без участия ответственного центра мышления. Доктор, делающий диагностику пациента или же решения о его болезни, не имея необходимого числа прецедентов на основании одного лишь первого воспоминания на его центры через посредство его периферических приводов, срабатывает по инстинкту» [7].

Небезызвестный интернист Р. Хегглин, пропагандируя «врачебную интуицию», «клиническое чутье», принимает, что он не имеет возможности обрисовать словами сущность клинического мышления, так как это «способность интуитивно, словно внутренним взором, охватить всю клиническую картину как что-то целое и связать ее с подобными бывшими наблюдениями».

Медицинская работа, как и каждый познавательный процесс, в том числе включающий и интуитивное познание, вероятна исключительно при

накоплении большого количества ассоциативных связей, что образуются методом долголетнего труда в этой области. Другими словами, интуитивное озарение есть последствие проявления ранее заготовленных как личным, так и общечеловеческим навыком познаний находящегося вокруг мира. Для доктора, вступающего на путь самостоятельной работы, интуитивные решения могут принести трудности в работе, так как они вероятны только тогда, когда они основаны на опыте [10,12].

Как уже отмечалось, в развитии интуиции немалую роль играет ассоциативное мышление. Чем выше квалификация медицинского работника, чем больше он имеет теоретических познаний и практического опыта, особенно развиты у него ассоциативные взаимосвязи, тем ярче у него может проявиться умелая проницательность.

Проницательность играет роль во всех областях лечебной работы. Она, непременно, необходима в диагностике болезней. Нередко так называемые субъективные симптомы заболевания неточно отображают справедливое состояние организма. Тут многое находится в зависимости от вида психики пациента, его темперамента, интеллектуального становления, образованности, общественного положения, его установок домашнего и общественного нрава и почти всего иного. Помимо того, традиционное проявление болезней с развернутой медицинской картиной, описываемое в учебниках и руководствах, может быть полезно только как теоретическая база. В жизни почти все заболевания проходят атипично и малосимптомно. Основная масса заболеваний не имеет патогномоничных симптомов. Почти все признаки полинозологичны, имеют все шансы наблюдаться при ряде близких (и не очень) болезней. К примеру, внутреннее кровотечение может быть симптомом язвенного заболевания, опухоли и геморрагического диатеза и т.д. То же самое вполне возможно заявить и в отношении дополнительных способов исследования — лабораторных, рентгенологических, ультразвуковых и др. В данных условиях умение доктора подсознательно осуществлять в разуме мыслительный процесс, резко и с успехом изучить всю полученную информацию и сделать верное заключение — и есть проницательность, но диагностический процесс не классифицируется самоцелью, - диагностика предваряет лечение.

В клинической практике проницательность может играть роль только творческого предположения, представляющего собой проявление сознания, но не что-то загадочное и фантастическое. Это осознание интуиции не противостоит научному познанию, т.к. считается одним из его обыденных инструментов.

Проницательность — это «нижний план» этого же сознания при креативном процессе. Медицинский работник рассуждает как ученый и как дизайнер, у которого суждения полны непосредственности и окрашены впечатлениями. Он осознает происходящее не исключительно логически, но нередко и «угадывает» их методом интуиции.

Проницательность приходит со временем упорного труда. В процессе учебы в медицинском университете возможно создать условия для становления медицинской интуиции. Особо важно сформировывать у будущих медицинских работников наблюдательность, умение обращать внимание на «малую» симптоматику — незначительные сдвиги в виде пациента, его поведении, походке, позе и т.д. При этом важно отметить, что интуитивное заключение непременно должно быть проверено [17].

По мере усовершенствования исследовательских способов, уточнения медицинской симптоматологии и облегчения определения заболеваний, по мере того как медицина будет формироваться как научно обоснованной дисциплиной, роль интуиции в работе доктора понемногу будет убавляться. С.П. Боткин отмечал, что «чем более улучшается клиническая медицина, тем меньше в ней будет места искусству и тем паче она будет научна», — и продолжал: «Значение медицинского искусства будет убавляться по мере увеличения точности и положительности наших сведений» [17]. Отмечая роль интуиции в работе передового медицинского работника, нужно выделить, что без глубочайшего исследования научных дисциплин, питающих медицину, нельзя быть врачом-клиницистом.

Таким образом, следует отметить, что интуиция - это неотъемлемая часть медицины. Именно благодаря ней на базе опыта, профессионализма врачи достигают успехов.

Использованные источники:

1 Билибин А.Ф., Царегородцев Г.И. О клиническом мышлении. - М., 1973. 2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.

3.Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым: пер. с англ. - М., 1987.

4.Белов А.В. Безграничные возможности подсознания. - М., 2008.

5.Платон. Собр. соч. - М., 1993; т. 2.

6.Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.

7.Боткин С.П. Клинические лекции. - М., 1952. Т. II.

8.Бергсон А. Собр. соч. - М., 1992. - т. 1.

9.Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1991.

10.Щеголев В.Н. Творческое сознание и интуитивность. Алгоритмы и модели. Тула, 2005.

11.Бунге М. Интуиция и наука: пер. с англ. - М., 1967.

12Кржижановский Г.Н. Системная дезинтеграция и растормаживание функциональных структур как общепатологические закономерности. Патол. физиология и эксперим. терапия, 1977. - С. 33-35.

13.3ахарьин Г.А. Клинические лекции и труды факультетской терапевтической клиники императорского университета. - М., 1894.

14.Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. М., 1984.

15.Попов А.С., Кондратьев В.Г. Очерки методологии клинического мышления. - Л., 1972.

16.Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. - М., 1972.

17. Гаевский Ю.Г. Проблема обучения студентов медицинских вузов принципам постановки диагноза Рос. мед. журн. 2006. - С. 14-18.

18. Кузнецова М.Н., Живайкина А.А. Философия гуманитарного образования / Психолого-педагогические основания реализации образовательного процесса в медицинском вузе. Материалы внутривузовской методической конференции. - Саратов, 2012. - С. 60-66.

19. Гришечкина Н.В., Фахрудинова Э.Р. Модель взаимодействия врача и пациента как фактор формирования комплаентности // Социология медицины - реформе здравоохранения Научные труды IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Научный редактор Н.Н. Седова, 2013. - С. 183-188.

20. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием, 2013. - С. 369375.

21. Фахрудинова Э.Р., Чижова К.Е., Чижова М.Е. Междисциплинарное изучение модели "врач-пациент" // Омский научный вестник, 2014. - № S2. -С. 162-165.

22. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.

23. Остроумов А.А. Клинические лекции, записанные студентом Шингаровым. М., 1895.

УДК 336.717

Иванаевская В.Е. студент магистратуры 2 год обучения кафедра «Финансы и налогообложение» Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирский Государственный Университет Российская Федерация, г. Уфа ШЕСТЬ СИГМ В БАНКОВСКОЙ ИНДУСТРИИ Аннотация. Рассмотрена сущность технологии Шесть Сигм (SixSigma применительно к деятельности коммерческих банков. Рассмотрены основные этапы применения подхода в привязке к оптимизации бизнес процессов банка, приведены уточняющие примеры.

Ключевые слова. Оптимизационные технологии, концепция SixSigma (Шесть Сигм), DMAIC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.