46
Роль клинического аудита в повышении качества медицинской помощи в лучевой диагностике. Пациент-ориентированная модель
А. В. Басарболиев, С. П. Морозов, А. В. Владзимирский
Научно-практический центр медицинской радиологии Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия
Настоящая работа посвящена систематизации методических основ, значения и возможностей клинического аудита в управлении качеством медицинской помощи. В частности, представлены возможности примененияклинического аудита в сфере лучевой диагностики, сильные и слабые стороны различных его моделей, предложена модель пациент-ориентированной модели.
Разработанные и широко применяемые в мировой практике стандарты в отрасли здравоохранения (GCP, GLP, CMP, GNP) и создание систем качествас использованием серии ISO 9000 подтвердили потребность в трансформации подходов к практике здравоохранения. Однако быстрый переход к работе в рамках стандартизированных систем высокого уровня требует кардинального изменения уже существующей деятельности клиник, что зачастую невозможно выполнить без вливания значительного объема дополнительных ресурсов. Как следствие, большая часть клиник сохраняет свою работу без изменений, и это приводит к низкому качеству медицинских услуг, врачебным ошибкам, необоснованным диагностическим процедурам. Таким образом, несовершенство имеющихся механизмов контроля качествам медицинской помощи и затруднения при переходе к стандартизированной работе обусловливают актуальность представленного исследования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество медицинской помощи, клинический аудит, лучевая диагностика.
Библиографическое описание: Басарболиев А. В., Морозов С. П., Владзимирский А. В. Роль клинического аудита в повышении качества медицинской помощи в лучевой диагностике. Пациент-ориентированная модель. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2017; 4(30): 46-52.
The Role of Clinical Audit in Improving the Quality of Medical Care in Radiology. Patient-Centered Model
CL
A. V. Basarboliev, S. P. Morozov, A. V. Vladzymyrskyi
Scientific-practical center of medical radiology of the Department of health of Moscow city, Moscow, Russia
The present article is devoted to systematization of methodological bases, significance and possibilities of clinical audit in quality management of medical care. In particular, the application possibilities, strengths and weaknesses of various models of clinical audit in the field of radiation diagnostics are
O presented, and a model of the patient-oriented model is proposed.
2 Developed and widely applied in the world practice, the standards in the healthcare sector (GCP, GLP, CMP, GNP) and the creation of quality systems ^ on the ISO 9000 series confirmed the need for transforming approaches to health care. However, the rapid transition to work within the framework of standardized high-level systems requires a drastic change in the existing activities of clinics, which often cannot be performed without the infusion of a significant amount of additional resources. The consequence of this problem is that most clinics keep their work unchanged and this leads to low quality yj of medical services, medical errors, unreasonable diagnostic procedures. Thus, the imperfection of the existing mechanisms for monitoring the quality of O care and the difficulties in moving to a standardized work determine the relevance of the selected study.
KEYWORDS: quality of medical care, clinical audit, radiology.
L For citation: Basarboliev A. V., Morozov S. P., Vladzymyrskyi A. V. The Role of Clinical Audit in Improving the Quality of Medical Care in Radiology. § Patient-Centered Model. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2017; 4(30): 46-52. O
X -
О X
m ш
ВВЕДЕНИЕ любой страны мира, поэтому механизмы его обес-
Оказание качественной медицинской помощи - печения и контроля являются ключевыми в сохране-одна из важнейших задач системы здравоохранения нии здоровья граждан [1]. Важность данной темати-
ки особо подчеркивается Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), которая обязывает страны-участницы всемерно обеспечивать высокое качество медицинской помощи. В Российской Федерации повышение качества медицинской помощи является одной из основных задач здравоохранения, о чем свидетельствует Государственная программа развития здравоохранения на 2013-2020 гг.
Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о том, что потенциально возможные на данный момент уровни доступности и качества медицинской помощи не достигнуты [2]. Однако основными индикаторами в таких исследованиях были результаты социологических опросов населения, свидетельствующие о неудовлетворенности значительной его части, предоставляемой медицинской помощью [3].
Определены основные группы причин, обусловливающих недостаточный уровень качестваздравоохра-ненияи дефекты в ведении пациентов. К таким группам причин относятся:
• организационные;
• тактические;
• лечебно-диагностические.
Позиция ВОЗ подразумевает, что большинство ошибок и недостатков в оказании медицинской помощи связано с системой ее организации, а не с недостатками отдельных медицинских организаций, персонала или медицинских изделий, из чего следует, что повышение качества медицинской помощи требует комплексного подхода. При этом обеспечение качества не может быть «навязано» системам здравоохранения; для его улучшения необходимо, чтобы культура качества разделялась одинаково и руководителями, и персоналом (в особенности той его частью, которая больше всех противостоит внешнему контролю и регулированию).
Для формирования такой культуры необходимы комплексные, разноплановые мероприятия, базирующиеся на единой методологии.
Основополагающий момент такой методологии -стандартизованный понятийный аппарат, позволяющий далее формировать критерии качества медицинской помощи и механизмы его оценки.
Согласно законодательству РФ, «качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» [4].
По мнению ВОЗ, «качество медицинской помощи - это характеристика взаимодействия врача и пациента, определяемая квалификацией профессионала, т. е. его способностью применять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования имеюще-
гося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать объективные условия для удовлетворенности пациента его взаимодействием с медицинской подсистемой» [5].
Таким образом, в определении качества мы наблюдаем некоторые различия между подходами в РФ и принципами ВОЗ, а именно - в вопросе включения в это понятие удовлетворенности пациентов при обращении за медицинской помощью.
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ТЕРМИНОЛОГИЯ
Согласно законодательству РФ, медицинская организация любой правовой формы (государственная или коммерческая) ставит своей основной целью осуществление медицинской деятельности [4], которая зависит от вида полученной лицензии [6].
Медицинская деятельность, в свою очередь, определяется как «профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи» [4], а также как «комплекс мероприятий, направленных на поддержание и/или восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг».
Исходя из второго определения, мы должны рассматривать медицинскую помощь как оказание услуги; соответственно, одним из важнейших факторов становится участие пациента в данном процессе, а не позиция «врач - заболевание».
Термин «медицинская услуга» означает медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение [4].
Применительно к лучевой диагностике данное определение может быть переформулировано так: медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на диагностику заболеваний иимеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, диагностическая услуга должна быть рассмотрена как единый циклический процесс, который начинается с выбора диагностического метода лечащим врачом и завершается получением им результатов исследования пациента, при этом обеспечивается удовлетворенность пациента на всем протяжении данного процесса.
Формирование нового, пациент-ориентированного подхода к оказанию медицинской помощи потребовало создания модели и выбора критериев качества медицинской помощи для каждой специальности.
До начала 90-х гг. XX века клиническое ведение пациента считалось прерогативой конкретного врача. В связи с этим в разных странах мира и в разных уч-
47
5 ш
ш
X
<
а. х о о
ш <
а. ч
о
ш
ш ц,
а
<
а.
48
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
а ш
реждениях существовали свои методики, что значительно затрудняло проведение контроля качества. Со временем в профессиональном сообществе сформировалась понимание необходимости систематизации принципов оказания медицинской помощи, что было реализовано путем разработки стандартных руководств и протоколов ведения больных.
В настоящее время в РФ уделяется значительно большее внимание качеству медицинской помощи с точки зрения пациента, о чем свидетельствуют как федеральные, так и региональные программы развития здравоохранения.
В России уже разработаны и внедрены в практику стандарты медицинской помощи по различным профилям заболеваний, клинические рекомендации, а также критерии качества медицинской помощи. К сожалению, для лучевой диагностики не было разработано отдельных стандартов и критериев, поскольку они были «погружены» в нормативы лечения отдельных заболеваний, в связи с чем оценить качество оказания этих диагностических услуг (в том числе рентгенодиагностики, ультразвуковой и радионуклидной диагностики) довольно трудно.
Концепция клинического аудита позволяет объективизировать подходы к обеспечению и контролю качества оказания медицинских услуг (прежде всего, в лучевой диагностике). При этом во главу угла должна быть поставлена актуальная система «медицинский работник - пациент», а не морально устаревшая «медицинский работник - заболевание».
КЛИНИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Понятие клинического аудита - производное от медицинского аудита. В 1989 г. в Великобритании медицинский аудит был определен как систематический анализ медицинского качества, отслеживающий процедуры диагностики и лечения, использование ресурсов, результаты медицинской помощи и качество жизни пациентов. С течением времени понятие аудита значительно расширилось. Согласно формулировке, приведенной в руководстве Сьораса (1997 г.), «медицинский аудит -это проведение систематического, критического анализа качества медицинской помощи, включая процедуры, применяемые для установления диагноза и лечения, а также использование ресурсов, что в результате определяет качество жизненного результата для пациента» [7].
Медицинский аудит появился впервые в 1970-х гг. в Северной Америке, где его стали применять для исследования целей и сравнения результатов деятельности профессиональных медицинских работников. В других странах попытки использовать данный метод без каких-либо модификаций были встречены с осторожностью, тем более, что внедрение аудита сталкивается с такими сдерживающими факторами, как
бюрократия, отчетность и контроль, осуществляемый извне, со стороны.
Медицинский аудит впоследствии превратился в клинический аудит, получивший следующее определение: «клинический аудит - это систематический анализ качества медицинского обслуживания, включая процедуры диагностики, лечения и ухода, использование ресурсов и конечный результат, оцениваемый как качество жизни пациента» [8].
В дальнейшем Национальный институт здоровья и клинического совершенствования Великобритании (National Institute for Health and Clinical Excellence; NICE) [9] предложил рассматривать клинический аудит как «процесс улучшения качества и результатов лечения пациентов путем систематического проведения оценки этих показателей на основе определенных критериев и с рекомендацией необходимых изменений». Причем такие изменения могут относиться как к отдельным сотрудникам, так и к структурной единице или ко всему учреждению в целом, или даже к отдельной медицинской услуге. Внедрение клинического аудита может способствовать совершенствованию практики здравоохранения, оптимизации внутреннего порядка оказания медицинской услуги и улучшению ее результатов для конечных пользователей - пациентов. Таким образом, клинический аудит - это один из возможных способов развития качества медицинской помощи [10].
Статья в Британском медицинском журнале (BMJ) (4 июля 1998 г.) дает дополнительное объяснение: «Клинический аудит является неотъемлемой частью клинического управления системой здравоохранения, а клиническое управление - это основа, в рамках которой организации национальных систем здравоохранения несут ответственность за постоянное улучшение качества услуг и защиту высоких стандартов медицинской помощи, создавая среду, необходимую для совершенствования клинической помощи».
Национальный институт здравоохранения и клинического мастерства (NICE) опубликовал «Принципы лучшей практики клинического аудита» в 2002 г., которые определили клинический аудит как «процесс повышения качества, который стремится улучшить уход за больным и результаты через систематический обзор ухода против явных критериев и внедрения изменения. Аспекты структуры, процессов и результатов лечения выбираются и систематически оцениваются по явным критериям. Там, где это указано, изменения осуществляются на индивидуальном, групповом уровне или уровне обслуживания, а дальнейший мониторинг используется для подтверждения улучшения доставки медицинских услуг» [9].
В руководстве, опубликованном в 2011 г., клинический аудит охарактеризован как «цикл улучшения качества медицинской практики, который включает не только измерение эффективности здравоохране-
ния по сравнению с установленными, проверенными стандартами высокого качества, но и принятие мер, направленных на то, чтобы привести практику в соответствие с этими стандартами и тем самым улучшить ее качество и результаты в отношении здоровья населения» [11].
Что касается клинического аудита, применяемого в медицинской радиологии, то, согласно принятому Европейским Советом и поддержанному Европейской ассоциацией радиологов (ESR) определению, это понятие включает следующее:
• систематическое изучение (обзор) медицинских радиологических (в РФ - рентгенологических) процедур, направленное на улучшение качества и результатов медицинской помощи;
• проведение структурированного обзора, в соответствии с которым проводится сравнение реальной практики, включая ее методы и результаты, с установленными принципами;
• при необходимости - изменение существующей практики и внедрение новых стандартов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛИНИЧЕСКОГО АУДИТА
В отличие от классического контроля качества, клинический аудит основан на принципе непрерывного улучшения качества, отображением чего служит цикл Шухарта-Деминга, или цикл PDCA (Plan- DoCheck- Act) [12], который четко демонстрирует цикличность работы (рис. 1), т. е. не только проведение самих оценочных мероприятий, но и последующее внесение изменений в практику работы, а также последующий контроль в динамике [13].
В настоящее время существует несколько моделей клинического аудита в лучевой диагностике. Все они основаны на принципах PDCA, однако имеют и принципиальные различия.
В модели Европейской ассоциации радиологов (ESR) основное внимание уделяется вопросам радиационной безопасности и безопасности магнитно-резонансных исследований и не учитываются иные факторы.
Системы клинического аудита Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS) и Северо-Американского общества радиологов (ACR) функционируют, в первую очередь, как аккредита-ционные механизмы, а потому придают основное значение специфике каждого диагностического метода (рентгенографии, маммографии КТ, МРТ, ра-дионуклидной диагностике, УЗИ) и разрабатывают раздельные принципы для каждой модальности. Данные системы являются особо перспективными, однако следует заметить, что практика стандартизации и клинических аудитов в Великобритании и США была введена более 30 лет назад и в настоящее
/ Act Plan \
/ (действовать) (планировать) \
/ Как улучшить Что делать? \
/ в последующем Г Как делать? \
\ Check J Do /
\ (проверить) (исполнять, делать) /
\ Соответствие Сделать то, /
\ целям достигнутого что спланировано /
Рис. 1. Цикл Шухарта-Деминга [12].
время такие методологии аудита используются там для дальнейшего совершенствования национальных систем здравоохранения, но они малоприменимы для тех стран, где медицинская практика недостаточно систематизирована.
Принципы клинического аудита в лучевой диагностике, разработанные Международным агентством по ядерной энергетике (МАГАТЭ; IAEA), являются наиболее универсальными на текущий момент: они охватывают вопросы как безопасности, так и взаимодействия пациента с персоналом, и вполне приемлемы для широкого спектра клиник.
Пациент-ориентированный подход
За последние 20 лет в мире произошли качественные изменения в системе здравоохранения, касающиеся, в частности, развития так называемого пациент-ориентированного подхода, основанного на принципах уважения пациента и ориентации на его индивидуальные интересы, нужды и ценности, а также на вовлеченность его в процесс принятия решений относительно оказания медицинской помощи. Данный подход стал основополагающей базой управления современной медицинской организацией, поскольку практика подтверждает оптимальность принимаемых на его основе управленческих решений [14].
Проанализировав различные подходы к мониторингу качества проведения лучевой диагностики, мы сформировали методологию клинического аудита, ориентированную на оценку организации логистики. Ключевым компонентом методологии является эталонная пациент-ориентированная модель маршрутизации пациента при выполнении диагностических исследований.
49
2 ш
ш
X
<
а. х о о
а <
а. ч
о
ш
ш ^
а
<
а.
50
Основная идея аудита состоит в сопоставлении реального состояния логистики пациента и эталонной модели организации маршрутизации с последующей формулировкой индивидуализированных рекомендаций, нацеленных на повышение качества работы данного отделения лучевой диагностики (с учетом локальных особенностей).
В целом, методология аудита разработана с учетом международных рекомендаций и представляет собой систему, позволяющую повысить качество как приема пациентов, так и организации работы внутри отделения.
При разработке эталонной модели мы руководствовались законодательством РФ, определяющим такие основные принципы охраны здоровья, как:
• приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
• доступность и качество медицинской помощи;
• соблюдение врачебной тайны [4].
С методической точки зрения за основу были взяты подходы МАГАТЭ, уделяющие основное внимание радиационной безопасности при лучевых исследованиях, сохранности личных данных пациента и соблю-дениюих приватности.
Эталонная пациент-ориентированная модель маршрутизации пациента при проведении диагностических исследований
Путь пациента был дифференцирован на ряд блоков, которые в первую очередь отражают принцип оптимальной передачи ответственности между персоналом (рис. 2):
Для каждого блока сформированы четкие и лаконичные принципы, базирующиеся на пациент-ориентированном подходе; их описание приведено ниже. 1. Направление на исследование Планирование диагностического исследования для выявления или уточнения патологии, или для контр-
оля проведенного лечения осуществляется лечащим врачом (соответствующей клинической специальности), которому требуется получить своевременную и достоверную диагностическую информацию, влияющую на дальнейшую тактику лечения пациента.
Лечащий врач, направляющий пациента на исследование, устанавливает характер решаемой клинической проблемы и реально оценивает возможность получения полезной диагностической информации в результате радиологического/рентгенологического исследования, а также выбирает наиболее информативное исследование, ориентируясь на утвержденные рекомендации медицинского учреждения либо на национальные стандарты.
Лечащий врач обязан проинформировать пациента о возможных осложнениях диагностической процедуры и удостовериться в отсутствии противопоказаний к его выполнению, а также внести соответствующую информацию (как при наличии противопоказаний, так при их отсутствии) в медицинскую документацию пациента.
2. Запись на исследование
Запись на исследование в медицинских организациях может быть реализована различными способами в зависимости от наличия электронных систем, однако приоритетными являются сохранение конфиденциальности данных пациента и возможность получения им максимально полной информации о статусе назначенного исследования.
Запись на исследования должна производиться с вовлечением минимального числа лиц. Целесообразно установить прямую маршрутизацию между направляющим (лечащий врач) и принимающим врачом (врач-рентгенолог) без участия врачебной комиссии.
Запись на исследование может осуществляться как в электронной, так и в документальной форме при условии сохранения информации у лечащего врача и передачи данной информации пациенту, а также лицу, осуществляющему запись на исследование (администратор), рентгенолаборанту и врачу-рентгенологу.
О-
О ш _0 т
х
ш
О ^
О X
X
ш
о
X
ш
£
Подготовка и передача заключения
Направление Запись Поступление пациента в диагностическое отделение
на исследование
Подготовка Проведение Процедуры после проведения исследования
к исследованию исследования
Рис.2. Стандартизация маршрута пациента в рамках оригинальной модели клинического аудита.
3. Поступление пациента в диагностическое отделение
Во избежание непреднамеренного облучения пациента и персонала любое поступление пациента в отделение/кабинет должно быть ожидаемым и предусмотренным порядком организации работы отделения. Персонал отделения должен удостовериться в необходимости и безопасности планируемого исследования конкретному пациенту, а также в сохранности данной информации, поскольку она может быть затребована в спорных случаях.
4. Подготовка к исследованию
При подготовке к любому диагностическому исследованию необходимо максимально обеспечивать пациенту приватность и комфорт, а также соблюдать безусловное соответствие санитарно-гигиеническим нормам при работе с лекарственными препаратами, в том числе при работе с кровью.
5. Проведение исследования
Выполнение радиологических исследований должно быть максимально регламентировано для обеспечения не только единого высокого качества полученных изображений, но и безопасности исследования как для пациента, так и персонала.
6. Процедуры после проведения исследования После завершения исследования медицинский
персонал отделения должен убедиться в том, что:
• пациент получил адекватную медицинскую помощь, информирован о ходе исследования и порядке получения результатов,
• лечащий врач пациента своевременно получит подробное описание результатов запрошенного в направлении исследования.
7. Подготовка и передача заключения Результаты выполненного исследования должны
быть своевременно проанализированы и описаны врачом-рентгенологом, после чего переданы всем сторонам - как пациенту, так и лечащему врачу -при сохранении конфиденциальности данных.
Таким образом, представленная модель пациент-ориентированного клинического аудита отражает наиболее важные факторы, которые могут повлиять на качество оказания медицинской помощи при планировании и проведении диагностических исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция аудита качества медицинской помощи прошла ряд эволюционных этапов, в результате которых сформировались методологии, нашедшие широкое глобальное применение.
Проведение клинического аудита представляется обязательным компонентом обеспечения качественной работы радиологического отделения.
Методом выбора для проведения клинического аудита является сопоставление показателей работы от-
деления с эталонной моделью организации маршрутизации пациента при проведении лучевых исследований. Результат аудита в этом случае - обоснованные (благодаря наличию эталонной модели) индивидуализированные (учитывающие местные особенности) рекомендации по оптимизации и повышению качества работы отделения лучевой диагностики.
Дальнейшие исследования будут посвящены вали-дизации и анализу результатов применения описанного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гришина Н. К. Основные принципы реализации программ социологического мониторинга в здравоохранении. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011; № 2: 32-36.
2. Щепин В. О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности в 2007 году. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009; № 7: 3-6.
3. Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). 2015: 56 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», [гл. 1, ст. 1].
5. Шоу Ч. Д., Кало И. Основы для разработки национальных политик по обеспечению качества в системах здравоохранения. Европейское региональное бюро ВОЗ. Документационный центр ВОЗ на базе ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава». 2001: 67 с.
6. Постановление Правительства РФ № 107 от 25.02.04 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования ИИИ».
7. Сьорас Е. Роль медицинского аудита в совершенствовании качества медицинской помощи. Москва, 2000. URL: https//www. zdravinform.org%2Fpub%2FEU.1997.C.28.R.doc&usg=AOvVaw3 EtwXJg8YdLKz16KaqZ1pv.
8. Walker M. Clinical audit 1993 - collaborating for quality in the management of clinical care. NHS Management Executive clinical audit conference, Nottingham, February 1993. Quality in Health Care. 1993; 2(2): 145.
9. Principles for Best Practice in Clinical Audit, 2002. URL: https:// www.nice.org.uk/media/default/About/what-we-do/Into-practice/ principles-for-best-practice-in-clinical-audit.pdf.
10. Бирюков В. С. Системы менеджмента качества: медицинский аудит как расширенная программа клинического аудита. Quality management system: medical audit as extended program of clinical audit. Journal of Education, Health and Sport. 2016; 6(8): 823-841. URL: http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.167099, http://ojs.ukw.edu. pl/index.php/johs/article/view/4000.
11. Burgess R. (ed). New Principles of Best Practice in Clinical Audit. 2nd ed. Radcliffe Publishing Limited. 2011.
12. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Цикл PDCA Деминга. Современное развитие. Проблемы экономики и менеджмента. 2016; 2(54): 3-28.
13. Insights into Imaging. In: Clinical Audit—ESR Perspective, 1.1. European Society of Radiology, and ESR Subcommittee on Audit and Standards. 2010: 21-26.
14. Committee on Quality of Health Care in America. Institute of Medicine. Crossing the Quality Chasm: a New Health System for the 21st Century. Washington, DC: National Academy Press; 2001.
15. IAEA clinical audit guidelines, 2009. URL: http://www-pub.iaea. org/MTCD/publications/PDF/Pub1425_web.pdf.
16. IFC A self-assessment guidance, 2014. URL: http://www.ifc.org/ wps/wcm/connect/461b81804970c1709ecede336b93d75f/1TCntnts Intrdctn.pdf?MOD=AJPERES.
51
52
17. RCR audit templates, 2015. URL: https://www.rcr.ac.uk/clinical-radiology/audit-and-qi/auditlive/search-radiology-audit-tem-plates.
REFERENCES
1. Grishina N. K. The basic principles of the implementation of sociological monitoring programs in public health. Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2011; № 2: 32-36.
2. Shchepin V. O. Lechebno-profilakticheskaya pomoshch naseleniyu RF: resursy obespecheniya i osnovnyye pokazateli deyatelnosti v 2007 godu. Problemy sotsialnoy gigiyeny, zdravookhraneniya i is-torii meditsiny. 2009; № 7: 3-6.
3. Kochkina N. N., Krasilnikova M. D., Shishkin S. V. Dostupnost i kachestvo meditsinskoy pomoschi v otsenkah naseleniya. Nats. issled. un-t «Vyisshaya shkola ekonomiki». M.: ID Vyisshey shkolyi ekonomiki (Seriya WP8 «Gosudarstvennoe i munitsipalnoe uprav-lenie»). 2015: 56 s.
4. Federal law of the Russian Federation № 323-FZ «About health protection of citizens in Russian Federation» [Chapter 1, article 1].
5. Shou Ch. D., Kalo I. Osnovyi dlya razrabotki natsionalnyih politik po obespecheniyu kachestva v sistemah zdravoohraneniya. Ev-ropeyskoe regionalnoe byuro VOZ. Dokumentatsionnyiy tsentr VOZ na baze FGU «TsNIIOIZ Roszdrava». 2001: 67 s.
6. Postanovlenie Pravitelstva RF № 107 ot 25.02.04 g. «Ob utverzhdenii Polozheniya o litsenzirovanii deyatelnosti v oblasti ispolzovaniya III».
7. Soras E. Rol meditsinskogo audita v sovershenstvovanii kachestva meditsinskoy pomoschi. Moskva, 2000. URL: https//www.zdravin-form.org%2Fpub%2FEU.1997.C.28.R.doc&usg=AOvVaw3EtwXJ g8YdLKz16KaqZ1pv.
8. Walker M. Clinical audit 1993 - collaborating for quality in the management of clinical care. NHS Management Executive clinical audit conference, Nottingham, February 1993. Quality in Health Care. 1993; 2(2): 145.
9. Principles for Best Practice in Clinical Audit, 2002. URL: https:// www.nice.org.uk/media/default/About/what-we-do/Into-practice/ principles-for-best-practice-in-clinical-audit.pdf.
10. Biryukov V. S. Quality management system: medical audit as extended program of clinical audit Journal of Education, Health and Sport. 2016; 6(8): 823-841. eISSN 2391-8306. DOI http://dx.doi. org/10.5281/zenodo.167099.
11. Burgess R. (ed). New Principles of Best Practice in Clinical Audit. 2nd ed. Radcliffe Publishing Limited. 2011.
12. Zhemchugov A. M., Zhemchugov M. K. PDCA Cycle Deming. Current development. Problems of economics and management. 2016; 2(54): 3-28.
13. Insights into Imaging. In: Clinical Audit—ESR Perspective, 1.1. European Society of Radiology, and ESR Subcommittee on Audit and Standards. 2010: 21-26.
14. Committee on Quality of Health Care in America. Institute of Medicine. Crossing the Quality Chasm: a New Health System for the 21st Century. Washington, DC: National Academy Press; 2001.
15. IAEA clinical audit guidelines, 2009. URL: http://www-pub.iaea. org/MTCD/publications/PDF/Pub1425_web.pdf.
16. I FC A self-assessment guidance, 2014. URL: http://www.ifc.org/ wps/wcm/connect/461b81804970c1709ecede336b93d75f/1TCntnts Intrdctn.pdf?MOD=AJPERES.
17. RCR audit templates, 2015. URL: https://www.rcr.ac.uk/clinical-radiology/audit-and-qi/auditlive/search-radiology-audit-templates.
Сведения об авторах:
Басарболиев Алексей Викторович
руководитель отдела клинического аудита ГБУЗ «Научно - практический центр медицинской радиологии ДЗМ», Москва, Россия
Морозов Сергей Павлович
директор ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ», Москва, Россия, д-р мед. наук, профессор
Владзимирский Антон Вячеславович
заместитель директора по научной работе ГБУЗ «Научно - практический центр медицинской радиологии ДЗМ, Москва, Россия, д-р мед. наук
Адрес для переписки:
Цветочный проезд 9-1-13, Москва 125363, Российская Федерация Тел.: +7 (926) 206-8304 E-mail: [email protected]
Authors:
Besarboliyev Alexey Viktorovich
is the head of the Department of Clinical Audit at Research and Practical Center of Medical Radiology, Moscow Health Department, Russia
Morozov Sergey Pavlovich
PhD, professor, is the director of Research and Practical Center of Medical Radiology, Moscow Health Department, Russia
Vladzimirskiy Anton Vyacheslavovich
PhD is a deputy head for science at Research and Practical Center of Medical Radiology, Moscow Health Department, Russia
Address for correspondence:
Tsvetochniy proyezd 9-1-13, Moscow 125363, Russian Federation Tel.: +7 (926) 206-8304 E-mail: [email protected]
Р
О
LQ -Q
m
X
Ш
о ^
о
X
X
Ш
о
X
Ш