Научная статья на тему 'Роль кланово-семейного фактора в формировании политических элит государств Центральной Азии (на примере Туркменистана)'

Роль кланово-семейного фактора в формировании политических элит государств Центральной Азии (на примере Туркменистана) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
875
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогожина К. А.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки. Автор рассматривает характристики элит в государствах Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CLAN-FAMILY FACTOR IN THE FORMATION OF POLITICAL ELITE OFCENTRAL ASIA (THE CASE OF TURKMENISTAN)

The article is devoted to current issues of political science. The author considers characteristics of elites in Central Asia.

Текст научной работы на тему «Роль кланово-семейного фактора в формировании политических элит государств Центральной Азии (на примере Туркменистана)»

К. А. Рогожина

РОЛЬ КЛАНОВО-СЕМЕЙНОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРКМЕНИСТАНА)

Любая попытка анализа ситуации в Центральной Азии требует проследить общие тенденции развития государств региона в сферах общественного устройства, социального строительства, эволюции культурных традиций. Иными словами, измерить культурно-исторический багаж, с которым Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан приступили к построению собственных национальных государств.

Насильственно-добровольное присоединение территорий современной Центральной Азии к Российской империи стало началом процессов насильственной модернизации населения данных территорий. В результате в советских среднеазиатских республиках шел и идет по сей день незавершенный процесс формирования наций, становления национального самосознания, происходит строительство государственных институтов.

Несмотря на пятнадцатилетнюю историю независимости центральноазиатских государств, преждевременно говорить о состоявшейся консолидации на этнонациональном уровне. Во всех государствах региона численно преобладающее коренное население представляет сложный конгломерат, состоящий из субэтносов или племен, имеющих немалые культурные, социальные и психологические особенности. Эти различия нередко приобретают доминирующее над идеей этнонационального единства значение. Субэтническая, клановая, племенная, региональная солидарность в большей степени определяет связи между людьми, которые, в конечном счете, обеспечивают социальный комфорт и материальное и психологическое благополучие индивида. Иными словами, в основе социально-политического развития и формирования политических элит госу-

дарств Центральной Азии лежат клиентарные отношения, основывающиеся на традиционном субэтническом разделении.

Господствующая роль клана-семьи в организации социально-политической структуры центральноазиатского общества объясняется процессами ретрадиционализации и реархаизации общественной жизни, которые развернулись в государствах Центральной Азии после обретения ими независимости, когда исчезла проводящая модернизацию центральноазатских обществ «рука» Москвы. Произошел неизбежный откат к традиционным формам социально-политической жизни, равно как среди политической и экономической элиты страны и групп населения, находящихся внизу социальной лестницы, который был также ответом на насильственный характер центральноазиатской модернизации. Кроме того, тысячелетиями выступавшие в качестве основы общества родоплеменные отношения не могли сойти со сцены даже в течение жизни двух-трех поколений. Трайбализм и регионализм умело приспосабливался к новым условиям. Экономический кризис, разразившийся в республике после распада Советского союза, постоянное снижение уровня жизни народа, борьба за выживание способствуют сплочению людей по кровнородственной общности, что в свою очередь приводит к появлению клановых объединений и формированию клиентарных связей.

Автор стремится доказать свою точку зрения на примере развития Туркменистана.

Субэтническоеразмежевание в Туркменистане

В Туркменистане клиентарные связи формируются на основе принадлежности тому или иному племени, которых насчитывается несколько десятков. Племенная принадлежность лежит также в основе деления на региональные кланы в зависимости от территории проживания того или иного племени. Крупнейшими племенами являются теке, йомуды (йомут), эрсари, сало-ры. Большим племенем, соседствующим с йомудами в югозападном Туркменистане, были геоклены. В отличие от йомудов

геоклены были почти полностью оседлыми и интенсивно занимались земледелием.

В настоящее время доля текинцев составляет свыше 40 %. Доля эрсари и йомудов, соответственно, - 20 % и немногим более 10 %. В отличие от текинцев, эрсари и йомуды проживают в зоне экологического бедствия, где наблюдаются сверхвысокие показатели материнской и детской смертности.

Административно-территориальное деление Туркменской ССР и независимого Туркменистана в общих чертах соответствует делению туркмен на территориально-племенные группировки: ахал - теке проживали в Ашхабадской области, ныне Ахальский велаят; марыйские теке - в Марыйской области, ныне Марыйский велаят; западные йомуды - в Красноводской области, ныне г. Туркменбаши, Балканский велаят; северные йомуды - в Ташаузской области, ныне Ташаузский велаят; эрсари -в Чарджоузской области, ныне Лебапский велаят. Отдельные небольшие группы проживают вне компактного расселения своего племени.

Несмотря на то, что Туркменистан был присоединен к Российской империи в 1870-1880-е гг., территории центральноазиатских ханств оказались только под российским протекторатом, формально сохраняя свой государственный суверенитет. Социально-политическая структура и внутреннее устройство ханств остались прежними: ханы Бухары и Хивы продолжали править своими подданными (была только запрещена работорговля). Ислам оставался основой общества и культуры. Вплоть до 1920-х гг., когда советская власть утвердилась на данных территориях, традиционное аристократически-племенное деление продолжало играть основную, в том числе и формально, роль.

Советский период

Большевики объединили земли Закаспия с туркменскими районами Хивы и Бухары в общее для всех туркмен национальное государство. В советские годы жизнь населения Туркменистана изменилась кардинально. Но несомненные достижения

этого периода были сопряжены с огромными потерями населения республики. Революционный характер социальной модернизации туркменского общества в условиях советской власти состоял в том, что в короткий срок были ликвидированы не только те, кто оказывал большевикам вооруженное сопротивление, но и традиционная элита вообще. Ликвидация местных традиционных элит позволила укрепить унитарность советской государственной системы в Туркменистане, но не с снимала проблемы племенного гегемонизма, прежде всего, со стороны туркмен-ахалтеке, в зоне проживания которых располагалась столица Туркменистана.

Важным средством сглаживания межплеменных противоречий стал, по выражению исследователя Шохрата Кадырова, институт «российско-туркменского двуумвирата». Иными словами, в своем развитии партийная организация Туркменистана прошла две стадии: «русскую» (1924-1947 гг.) и «туркменскую» (1947-1991 гг.), когда численность туркмен - членов КПТ заметно опередила численность русских коммунистов. Кремлевские ставленники занимали должности первых секретарей ЦК с 1925 по 1947 г., а затем вплоть до конца 1980-х гг. в роли вторых секретарей ЦК контролировали местные элиты. Между первым и вторым секретарем существовало формальное разделение сфер влияния. У «русского» секретаря, в отличие от местного, было право контролировать ГПУ (НКВД), суды, кадры, прокуратуру, транспорт, Госплан. В случае отъезда «прикомандированного» секретаря на отдых или на совещание его функции переходили не к секретарю ЦК-туркмену, но к заместителю «московского секретаря».

Практика назначенцев сочеталась с политикой периодического обновления кадров высшей туркменской администрации в ТССР. Суть ее заключалась в том, чтобы препятствовать срастанию высшей партийной русской и туркменской верхушки в республике, что неизбежно вело к ослаблению контроля Москвы за делами в республике.

Русско-туркменский двуумвират раздражал туркменскую партийную верхушку. Вдохновляясь инициируемыми из центра

кампаниями по «коренизации кадров» и борьбе с «русским шовинизмом», ее представители публично на пленумах ЦК ставили вопрос о распределении функций «по справедливости». Террор 1930-х гг. уничтожил всех туркменских руководителей, претендовавших на самостоятельность. В последовавшие военные годы усилился приток туркмен в ряды республиканской партийной организации, выросло число местных кадров. Именно тогда Кремль счел возможным допустить совмещение номинального и реального статусов первого секретаря туркменом. В результате объем функций присланного секретаря заметно сократился. Так, в послевоенный период второй секретарь Гришаенков при С. Бабаеве был куратором промышленности и строительства. В дальнейшем представители Москвы выполняли, в основном, контрольные функции - следили за подбором и расстановкой номенклатурных кадров. Однако и в этой области их реальные возможности уследить за всем постепенно сокращались.

После первого секретаря ЦК КПТ М. М. Фонина, «правившего» в годы Отечественной войны, на этот пост был назначен туркмен по происхождению Ш. Батыров, а вторым секретарем ЦК поставлен местный русский Сенников. Это был первый случай, когда русский секретарь не был прикомандирован в ТССР, и первый случай, когда первым секретарем, теперь «навсегда», стал туркмен. К этому времени преобладание в партийной организации туркмен над русским стало неоспоримым. В новых условиях Москва вновь была вынуждена возвратиться к практике прямого прикомандирования секретарей ЦК (М. Пименов, В. Рыков, А. Рачков). В дальнейшем первыми секретарями были туркмены С. Б. Бабаев, ДЖ. К. Караев, Б. О. Овезов, М-Н. Г. Га-пуров, С. А. Ниязов1. Однако вплоть до распада Советского союза Москва направляла в Туркменистан генерального прокурора, председателя КГБ и др.

Жестко выступая против кланово-племенной системы, советское руководство ставило задачу уничтожить традиции местного местничества, в частности, путем переброски в районы

1 Кадыров Ш. «Нация» племен: этнические истоки, трансформация, перспективы государственности в Туркменистане. М., 2003. С. 95.

расселения родоплеменных групп советских руководителей из других землячеств. Но политика коренизации предполагала и формирование качественно новой туркменской элиты, культурно и социально оторванной от своих национальных корней и ориентированной на советскую Россию. Т. Светоховский предложил использовать для такого слоя термин «модернизаторы»1. Тем не менее, можно утверждать, что политика борьбы с землячеством и непотизмом в Туркменистане, как и других центральноазиатских республиках, провалилась. Назначаемый Москвой обрусевший туркмен автоматически обрастал клиентами из дальних и близких родственников, земляков и, в конце концов, должен был жить по законам этого ближайшего окружения. Клановая протекция размывала критерии евротуркменства.

После отставки Ш. Батырова (1951 г.) туркмены-ахалтеке почти 35 лет (до прихода к власти С. Ниязова, текийца по происхождению) не имели возможности возглавить республику. Сменивший Ш. Батырова С. Бабаев тоже был из Ахала, но принадлежал к малочисленному племени алиили, соседствовавшему с ахалтеке и враждебному ему. Чувствуя поддержку Москвы, Бабаев не стеснялся проявлять жестокость по отношению к своим оппонентам. Это способствовало сплоченности против него группировки Батырова и группы северного йомуда Б. Овезова.

После отставки С. Бабаева в 1958 г. только на должность третьего секретаря (по пропаганде и агитации) был назначен представитель батыровской группировки Ш. Ташлиев. Йомуд Балыш Овезов был восстановлен в должности главы правительства, а на место С. Бабаева был назначен Д. Караев, занимавший до этого пост председателя Совета министров ТССР. С ним и вступили в борьбу Батыров и его этническая клиентура. Спустя полтора года Караев внезапно скончался (1960 г.), а первым секретарем ЦК КПТ был назначен туркмен-йомуд Б. Овезов.

Сменивший Б. Овезова (который был отправлен в отставку в 1969 г. под предлогом «морально невыдержанного» поведения

1 Светоховский Т. Становление национальной идентичности в Азербайджане // Азербайджан и Россия: общества и государства. М., 2001. Вып. 4.

С. 12-13.

Л. И. Брежневым, укрепившим свои позиции в Кремле и приступившим к назначению своих протеже в республиках) М. Г. Гапуров продолжил наступление на текинскую группировку, что привело к скандальным отставкам многих руководи-телей-теке.

В период правления М. Г. Гапурова стало ясно, что процесс окультуривания туркменского общества не вызвал перелома племенного сознания в пользу общенационального. Об этом парадоксально свидетельствует тот факт, что туркмены молчаливо признали Конституцию ТССР 1978 г., в которой отсутствовала статья о государственном туркменском языке. Для сравнения: в республиках Закавказья, особенно в Грузии, население, а затем номенклатура, открыто потребовали от Москвы включения этой статьи в конституции своих республик и добились этого.

К концу 1999 г. М. С. Горбачев сменил руководителей всех союзных республик СССР. Отставка в 1985 г. М. Г. Гапурова и назначение на пост первого секретаря ЦК КПТ С. Ниязова, главы горкома Ашхабада, прошедшего прежде годовую «стажировку» в ЦК в Москве, призвано было восстановить баланс между представителями племенных группировок при сохранении контроля со стороны Москвы. Об этом свидетельствует и тот факт, что на пост первого секретаря готовился не только С. Ниязов, находившийся на посту председателя Совета министров ТССР при М. Г. Гапурове, но и ахалтеке Ч. Каррыев. Отчего выбор пал именно на Ниязова, ведь назначение председателя Совета министров ТССР соответствовало бы сложившейся практике? Очевидно, главную роль в назначении С. Ниязова сыграло его сиротство, жизнь в интернате, учеба в Ленинграде, женитьба на девушке из русской семьи. Москва была уверена, что Ниязов получил хорошую прививку против племенного гегемонизма. В отличие от С. Ниязова, Ч. Каррыев имел мощные клановые связи в столичном регионе, что делало его кандидатуру сравнительно независимой и потому опасной для Москвы.

Традиционная при смене первого секретаря чистка аппарата власти, в ходе которой пострадали лидеры гапуровского клана и их клиенты (1987-1989 гг.), совпала с амбициями элиты ахалтеке.

После обретения Туркменистаном независимости страну покинула целая группа политических назначенцев Москвы1.

Постсоветский период

В независимом Туркменистане земляческий принцип играет ключевую роль в процессах формирования политической элиты, при этом ключевые посты находятся в руках ахалтеке, затем идут остальные текийцы, а после все остальные туркмены. Иными словами, трайбализм, ведущий к формированию этнической клиентелы, свое наиболее яркое выражение получает в соперничестве кланов Ахальского оазиса, в котором расположен Ашхабад, с кланами других регионов.

Сегодня желающие получить продвижение по службе должны подражать ахалтеке (в языке, в национальном костюме и пр.). Господствующая над периферийными кланами элита ахалтеке все меньше скрывает свое пренебрежительное отношение к туркменам других племен. Так формируется и усиливается неофициальная идеология - идеология создания не национального государства, а всего лишь султаната, доставшегося по наследству от СССР сердару2. Господствующая элита структурирована в нем по земляческому принципу.

Важно иметь в виду, что клановая солидарность функционирует по умолчанию, открыто демонстрировать клановую лояльность едва ли не так же опасно, как в советский период. Таким образом, С. Ниязов формально демонстрирует свое негативное отношение к формированию семейных кланов внутри управленческих структур. Борьба с трайбализмом и непотизмом

1 Нестеренко - второй секретарь ЦК КПТ, Чертищев - председатель КНК ТССР, Потапов - заместитель председателя Верховного совета ТССР, Палий -номенклатурный работник ЦК КПТ, Рыбалов - министр торговли ТССР, По-далинский - председатель Комитета по вопросам законодательства Верховного Совета ТССР, Ребрик - номенклатурный работник ЦК КПТ, Василюк - генеральный прокурор ТССР, Архипов - председатель КГБ ТССР, Гринин - министр внутренних дел ТССР, Кузнецов - второй секретарь Чарджоуского обкома КПТ и др.

2 Один из титулов С. Ниязова; в переводе на русский - «племенной вождь».

в Туркменистане в действительности превратилась в борьбу за оттеснение неахалтеке от власти. Вместе с тем, оказывается, что только объединившись вокруг т.н. президентского племени можно создать нацию и новое государство.

Президенту Туркменистана не надо создавать свой клан. В Центральной Азии человек, стоящий у власти, автоматически обрастает клиентами из родственников или земляков. Клановое сознание позволяет проводить политику племенного гегемонизма, не заявляя о ней. Племенной гегемонизм находит свое выражение в сфере экономики. Значительная часть доходов Туркменистана идет на строительство престижных объектов в Ашхабаде и в формирующийся столичный комплекс Анау - Безмеин. Первые фешенебельные отели были построены в начальные годы независимости в пригородной зоне столицы, хотя они могли бы принести больше пользы на побережье Каспия, где находятся запасы углеводородов, разработка которых требует привлечения инвесторов. Регионы лишены права самостоятельно развивать сотрудничество с соседями по пограничной зоне, не говоря уже о контактах с фирмами западных государств.

В советском Туркменистане Кремль боролся с клановостью посредством ротации кадров. Засилью кланов препятствовало также обновление высшего республиканского эшелона после изменений руководства в Центре. После провозглашения С. Ниязова пожизненным Президентом в 2000 г. этот путь стал невозможен.

Вместе с тем, после того как в 1994 г. президентские полномочия были продлены до 2002 г., С. Ниязов в 1996 г. освободился от старой команды, где было немало его земляков и родственников. Эти действия свидетельствуют о том, что в рамках клановой принадлежности среди правящей политической элиты основную роль играет личная преданность С. Ниязову, принимающая гипертрофированные формы из-за его маниакальной подозрительности в отношении собственного окружения. Окружающая С. Ниязова этническая клиентела должна демонстрировать преданность своему покровителю. Взамен его окружение

получает значительные материальные и экономические выгоды и, на некоторый срок, гарантии личной безопасности.

Центр тяжести внутриполитической борьбы переместился в сферу взаимоотношений Президента с лидерами региональных элит. В начале второй половины 1990 гг. региональные хакимы были вытеснены из ближайшего окружения Президента и лишены права занимать должности вице-премьеров. За этим последовала утрата влияния на политику корпуса министров. С 2000 г. они назначаются на должность с полугодичным испытательным сроком и отправляются почти ежегодно в отставку целыми группами, без права в дальнейшем занимать руководящие должности.

Несмотря на смену руководящей команды, земляки и единоплеменники Президента остались на ключевых постах в Министерстве обороны и КНБ (во второй половине 1990-х гг. соответственно генералы К. Касымов и М. Назаров), в редакциях СМИ, в различных общественных организациях (Демократической партии Туркменистана, Союзе молодежи и др.). Поскольку региональная элита была вытеснена с политической авансцены, обострилась борьба за власть внутри ахалтекинской элиты. Основное соперничество развернулось в центральном аппарате. Потенциально оппозиционной европеизированной группировкой в непосредственном окружении С. Ниязова до последнего времени были важные фигуры: бывший министр иностранных дел и посол Б. Шихмурадов, министр иностранных дел Б. Ерды-ев, журналист С. Дурдыев, вице-премьер С. Сарджаев. К этой же группе следует отнести родившегося в г. Иваново спикера парламента С. Мурадова, старого опытного партаппаратчика А. До-донова, нового посла в США М. Оразова, «ветерана» силовых ведомств К. Касымова и бывшего комсомольского функционера, председателя КНБ, генерал-полковника, советника Президента М. Назарова.

Характерной чертой внутриполитической борьбы стала опора оппозиционеров в центре на неахалтекинские кланы. Главной базой для этого стал КНБ. На КНБ опирались М. Назаров и Б. Шихмурадов. Среди бросивших вызов диктату-

ре С. Ниязова широко были представлены Марыйский и Лебап-ский регионы. В 2001-2002 гг. были отправлены в отставку, посажены в тюрьму представители европеизированной туркменской элиты А. Кабулов, С. Сеидов, Б. Шихмурадов, Н. Оразму-хамедов, С. Дурдыев, М. Назаров, К. Касымов и др.

Важно учитывать, что борьба за власть в современном Туркменистане идет не между землячествами, а между землячествами и племенем-гегемоном. Диктатура С. Ниязова пыталась объединить туркмен под гегемонией столичного землячества, но получила консолидацию прямо противоположного характера -антиахалтекинскую.

В независимом Туркменистане на государственном флаге, в гимне и на гербе признано деление общества на племена. Не приветствуя клановую разобщенность на официальном уровне, власть вынуждена отображать ее даже на уровне символов. Не случайно на совещании с представителями силовых структур весной 2003 г. принято решение о размещении новобранцев туркменской армии для службы по принципу: выходцы из одного региона должны нести службу в другом регионе республики1.

Многократное превосходство жителей ахалтекинского региона над остальными туркменами - неоспоримый факт. Несмотря на различные сценарии смены политического режима в республике, избалованные полученными привилегиями столичные кланы и после ухода Туркменбаши добровольно не станут делиться властью. Следовательно, можно ожидать, что клиен-тарные отношения, складывающиеся по этническому принципу и на основе личной преданности своему патрону, будут и далее доминировать в политической жизни страны.

1 Евразия: Люди и мифы / Сост. и отв. ред. А. С. Панарин. М., 2003. С. 337-364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.